Правовой статус сотрудника полиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 18:07, статья

Краткое описание

Основными элементами правового статуса сотрудника полиции являются: способ замещения должности; требования, предъявляемые к сотруднику; права и обязанности сотрудника; ограничения и запреты, связанные со службой; режим служебного времени и организация службы; порядок прохождения службы; гарантии правовой защиты сотрудника; меры стимулирования служебной деятельности; характер ответственности сотрудника полиции.

Вложенные файлы: 1 файл

-data-2013-02-27-1307280481-ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

16) сотрудник полиции не может  создавать в государственных  органах структуры политических  партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

17) сотрудник полиции не должен  прекращать исполнение должностных  обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

18) сотрудник полиции не может  входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных  советов, иных органов иностранных  некоммерческих неправительственных  организаций и действующих на  территории Российской Федерации  их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

19) сотрудник полиции без письменного  разрешения руководителя органа  внутренних дел не может заниматься  оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Следует заметить, что все вышеперечисленные ограничения, запреты и обязанности распространяются на сотрудника полиции, если они не препятствуют осуществлению им оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом МВД России.

8. Одним из ключевых элементов  правового статуса сотрудника  полиции являются гарантии его  правовой защиты. Они предусмотрены ст. 30 ФЗ "О полиции" и представляют собой юридические средства, механизмы, презумпции и процедуры, обеспечивающие возможность уверенного и инициативного исполнения сотрудниками полиции возложенных на них обязанностей. Их значение обусловлено тем, что характер задач, стоящих перед полицией, а также специфика используемых ею методов и средств придают полицейской деятельности весьма высокую степень конфликтности. Поскольку это так, в современных условиях, когда государственная власть уже не может, как ранее, рассчитывать на беспрекословное принятие людьми любых ее акций, надежная правовая защищенность сотрудников полиции становится важным условием эффективности их деятельности.

Закон в числе гарантий правовой защиты полицейских называет следующие: нахождение под защитой государства как представителя власти, недопустимость вмешательства в законную деятельность полиции, обязательность исполнения законных требований сотрудника полиции, государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и его близких.

Но это не весь перечень правовых гарантий, предусмотренный Федеральным законом. Механизм беспристрастного и эффективного выполнения им возложенных на него обязанностей обеспечивается также за счет прав сотрудника полиции, которые предусмотрены ст. 28 (п. 2, 7, 9, 12, 13, 14, 16), а также гарантиями, содержащимися в ст. 7 (ч. 2), 18 (ч. 9), 24.

Наряду с этим на сотрудника полиции в полной мере распространяются также правовые гарантии, установленные уголовным законодательством для лица, действующего в условиях обстоятельств, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения).

Уголовно-процессуальный закон и закон об административных правонарушениях не ограничивают сотрудника полиции в показаниях. Они оцениваются наравне с другими доказательствами.

Поэтому кажущееся уменьшение числа норм - гарантий правовой защиты, которое наблюдается в сравнении с количеством предписаний, устанавливавших правовую защищенность сотрудника милиции, это не показатель снижения уровня его защиты. Скорее наоборот. Появились дополнительные гарантии, которые не были известны Закону о милиции. По новому законодательству сотрудник при получении приказа или распоряжения, явно противоречащего закону, обязан руководствоваться законом; дача объяснений и предоставление для ознакомления дел и материалов, находящихся у него в производстве, только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и др.

9. Одним из важных элементов  правового статуса выступает ответственность, предписания относительно которой закреплены в ст. 33 Закона.

Как и в Законе о милиции, ее нормы носят отсылочный характер. Но в Законе о полиции положения об ответственности более развернутые и конкретные.

Особо оговорено, что ответственность сотрудника полиции наступает независимо от замещаемой должности (ч. 1 ст. 33). Иными словами, и подчиненный, и начальник в равной степени несут ответственность за свои противоправные деяния.

Новеллой является указание на ответственность за незаконные приказы и распоряжения. Конечно, в широком плане приказы и распоряжения - это форма действия. Но, рассматривая поступки (поведение) и приказы (распоряжения) как разнопорядковые категории, законодатель тем самым акцентирует внимание на ответственности руководителей всех уровней, управленческие решения которых должны быть законными и принятыми в пределах предоставленных полномочий.

Как известно, в настоящее время установлена ответственность сотрудника органов внутренних дел за умышленное неисполнение приказа начальника, если в результате этого причинен существенный ущерб правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым интересам общества или государства (ст. 286.1 УК РФ).

Умышленное неисполнение отданного приказа, не противоречащего закону, причинившее существенный вред правам и законным интересам общества или государства, наказывается арестом на срок до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с отнятием права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное группой лиц, в том числе по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет (ст. 286.1 УК РФ).

Однако явно незаконный приказ или распоряжение не подлежат исполнению (ч. 2 ст. 30 Закона о полиции).

В целях обеспечения качества отдаваемых приказов и распоряжений и введена данная норма. При этом речь идет именно о директивных документах, носящих внутрисистемный (ведомственный) характер. Что касается взаимоотношений с иными субъектами права, то Закон использует в качестве операционного понятия термин "требование". "Законные требования сотрудника полиции, - гласит ч. 2 ст. 30 ФЗ "О полиции", - обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами".

Закон о полиции дал ответ и на другую дискуссионную тему: по каким правилам сотрудник органов внутренних дел должен нести материальную ответственность за ущерб, причиненный органу (подразделению). Необходимы ли здесь свои правила - либо в этих вопросах следует руководствоваться военным законодательством?

Закон гласит: сотрудники полиции за ущерб, причиненный органу внутренних дел, несут материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 33).

10. За совершенное по службе правонарушение  сотрудник полиции несет дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность.

Дисциплинарная ответственность наступает за совершение должностных проступков (дисциплинарных правонарушений) и заключается в наложении на него дисциплинарных взысканий в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации".

Следует также заметить, что дисциплинарная ответственность сотрудника полиции наступает за совершение административных правонарушений.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие и лица, имеющие специальные звания, за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют правонарушения, перечисленные в части второй этой статьи.

Уголовное законодательство предусматривает несколько групп общественно опасных деяний, за совершение которых сотрудник полиции вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей может нести уголовную ответственность.

Первую группу образуют преступления против государственной власти и интересов государственной службы: злоупотребление должностными полномочиями, их повышение, присвоение полномочий должностного лица, неисполнение приказа начальника, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность (ст. 285 - 293 УК РФ).

Другая группа - это преступления против правосудия, предусмотренные ст. 299 - 304, 310 - 312, 315, 316 УК РФ. Это привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, фальсификация доказательств, провокация взятки, разглашение данных предварительного следствия, укрывательство преступлений и некоторые другие составы преступлений.

Уголовную ответственность влекут также общественно опасные деяния сотрудника полиции, посягающие на конституционные права и свободы граждан. Конкретными их видами являются: нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение неприкосновенности жилища, отказ в предоставлении гражданину информации, воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 137 - 140, 149 УК РФ).

Материальная ответственность сотрудника полиции наступает за ущерб, причиненный органам внутренних дел. В соответствии с ч. 4 ст. 33 Федерального закона "О полиции" она применяется согласно трудовому законодательству - главе 39 Трудового кодекса РФ.

Что касается вреда в отношении граждан и организаций, причиненного противоправным действием или бездействием сотрудника полиции, то ущерб подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством, в частности ст. 1069 и 1070 ГК РФ.

 

 

 


 


Информация о работе Правовой статус сотрудника полиции