Правовой статус депутата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

Важность деятельности депутатов Государственной Думы для всех граждан России и необходимость совершенствования их статуса предопределяет введение спецкурса «Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» для магистрантов первого года обучения кафедры конституционного и международного права Алтайского государственного университета. Данный спецкурс позволит магистрантам получить углубленные знания о правовом статусе депутата Государственной Думы, его роли в законотворческом процессе, сравнить статус российского парламентария с зарубежными коллегами, сформировать собственную точку зрения на происходящие в настоящее время процессы реформирования представительных учреждений в России

Содержание

Введение ………………………………………………………………………стр.3
1 Понятие и содержание государственно-правового статуса депутата в
Российской Федерации. Основные гарантии депутатской деятельности…стр.5
1.1Гарантии депутатской деятельности………………………..……стр.6
1.2Принципы депутатской деятельности………………………........стр. 16
1.3 Полномочия и деятельность депутата в представительном органе и избирательном округе……………………………………………………….....стр.18
1.4Ответственность депутатов и порядок их отзыва………………..стр. 19
Заключение……………………………………………………………………стр. 29
Список использованной литературы………………………стр.31

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по ГиАП.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Деятельность  Государственной Думы и Совета Федерации  основана на принципах свободы обсуждения и гласности. Заседания комитета, комиссии палат парламента, как правило, проводятся открыто, однако может быть принято решение о проведении закрытого заседания. На их заседаниях могут присутствовать представители средств массовой информации. Кроме того, в заседании комитета и комиссии палат парламента могут присутствовать и принимать участие: полномочные представители органов государственной власти, статс-секретари - заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти, члены Общественной палаты РФ, депутаты (члены) палат парламента, не входящие в состав этого комитета (комиссии) с правом совещательного голоса. На заседания комитета, комиссии Государственной Думы могут быть приглашены эксперты, представители заинтересованных государственных органов, общественных объединений. В заседаниях комитета, комиссии Совета Федерации могут принимать участие Председатель, заместитель Председателя, аудиторы Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ.       

Принцип разделения властей не предполагает совмещения полномочий членов представительной и исполнительной ветвей государственной власти, за исключением парламентских республик и монархий, в которых депутаты парламента могут одновременно входить в состав кабинета министров. Россия является республикой смешанного типа, поэтому Конституция в основном тексте закрепляет принцип профессиональной деятельности депутатов Государственной Думы и исключает возможность ее совмещения с иной государственной службой[7].

 

 

1.3Полномочия и деятельность депутата в представительном органе и  избирательном  округе

 

 

      Депутат представительного органа обязан принимать  меры к обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей, регулярно вести прием граждан, рассматривать поступившие от них предложения и жалобы, в пределах своих полномочий способствовать правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов, изучать общественное мнение и при необходимости вносить предложения в органы государственной власти и местного самоуправления, выезжать в свой избирательный округ или на территорию для встречи с избирателями.      

Формой  работы депутатов с избирателями является, прежде всего, рассмотрение поступивших предложений, заявлений  и жалоб избирателей, по которым депутаты обязаны принимать меры, предусмотренные законодательством о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.      

Процедуры рассмотрения обращений регулируются наравне с регламентами парламентов, специальными актами о статусе депутатов представительного органа и законами об обращениях. Следует отметить, что законодательство субъектов объединяет регулирование механизма обращений в органы государственной власти и местного самоуправления. В законодательстве субъектов институт обращений рассматривается в основном как субъективное право граждан на обращения в органы власти на территории субъектов и к должностным лицам указанных органов в связи с требованием признания, соблюдения, защиты прав, свобод и законных интересов граждан.      

Депутату  Государственной Думы в его избирательном  округе префекты административных округов  для осуществления полномочий обеспечивают извещение населения о месте  и времени встречи депутата с  избирателями.       

Префекты  административных округов в пределах своих полномочий несут персональную ответственность за создание условий для нормальной деятельности депутатов Думы и их помощников (сотрудников).      

По  инициативе комитета, комиссии, депутатского объединения в парламенте могут проводиться совещания, круглые столы, семинары, конференции и другие мероприятия, связанные с законодательной, контрольной и иной деятельностью представительного органа. Решение о проведении мероприятия принимает Председатель или его заместитель. Заявка на проведение мероприятия подается инициатором Председателю, а в его отсутствие - заместителю Председателя в письменной форме не позднее двух дней до проведения мероприятия[9].

 

                1.4 Ответственность  депутатов и порядок  их отзыва

 

 

             Конституция Российской Федерации в ст. 98 устанавливает гарантии неприкосновенности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:      

«1. Члены Совета Федерации  и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.      

2. Вопрос о лишении неприкосновенности  решается по представлению Генерального  прокурора Российской Федерации  соответствующей палатой Федерального Собрания».      

Данные  положения были развиты Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Закон о статусе парламентария).       

Данный Закон устанавливает следующие гарантии депутатской неприкосновенности:      

«1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение  всего срока своих полномочий.       

2.Член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы без согласия  соответствующей палаты Федерального  Собрания Российской Федерации  не могут быть:      

а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;      

б) задержаны, арестованы, подвергнуты  обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; 

в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это  предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей».      

При реализации уголовной и административной ответственности возникают следующие  вопросы:       

а) можно ли и в каком порядке  возбудить уголовное дело в отношении  члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы (далее - парламентария) либо привлечь их в качестве обвиняемых;       

б) какие процессуальные действия можно  проводить в отношении парламентария  и в каком порядке;      

в) можно ли передать в суд дело в  отношении парламентария.      

Согласно ч. 4 ст. 19 Закона о статусе парламентария уголовное дело в отношении парламентария может быть возбуждено без каких-либо ограничений. Однако в этом случае орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору. Такое же правило действует в случае, если начато производство об административном правонарушении, за которое ответственность налагается в судебном порядке.      

То  есть если административная ответственность налагается не в судебном порядке, уведомлять Генерального прокурора не требуется.      

Уведомление Генерального прокурора осуществляется в целях обеспечения надлежащего  контроля за процессом расследования  дела.      

И лишь в том случае, если Генеральный  прокурор приходит к выводу, что уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий парламентария, связанных с осуществлением им своих полномочий, Генеральный прокурор в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении парламентария неприкосновенности[2].      

Таким образом, возбуждение  уголовного дела и производства об административном правонарушении в  отношении парламентария закон не обусловливает наличием согласия на это соответствующей палаты Федерального Собрания.      

Можно ли производить какие-либо процессуальные действия по возбужденному уголовному или административному делу? Согласно ч. 2 ст. 19 Закона о статусе парламентария парламентарий без согласия палаты не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу. Однако если он задержан на месте преступления (не административного правонарушения), его можно арестовать и подвергнуть обыску. Допрос даже в этом случае обусловлен наличием согласия палаты. Более того, мы не должны забывать о возможности не давать показания против себя согласно ст. 51 Конституции РФ.      

И лишь при передаче дела в суд закон  требует получения такого согласия (ч. 5 ст. 19 Закона о статусе парламентария).      

На  основании анализа положений Закона мы можем сделать вывод о том, что он соответствует позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 20 февраля 1996 г. N 5-П по делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».       

В Постановлении Конституционный Суд указал, что «неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в статье 98 Конституции РФ, - один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. Неприкосновенность не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым - парламента, их самостоятельности и независимости».       

Вместе  с тем неприкосновенность парламентария - исключение из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), обусловленное необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена федерального представительного и законодательного органа.      

Конституционный Суд РФ указал, что положения ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» о необходимости получения согласия соответствующей палаты Федерального Собрания на привлечение депутата к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и на его допрос применительно к действиям по осуществлению депутатской деятельности, а также положения ч. 2 ст. 20 названного Закона о внесении Генеральным прокурором РФ представления в соответствующую палату Федерального Собрания для получения такого согласия соответствуют Конституции РФ.      

Но  неприкосновенность парламентария  не означает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, если оно совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности.       

Положения Закона, запрещающие возбуждать уголовные и административные дела и проводить по ним расследование, если эти дела возбуждены в результате совершения деяний, не связанных с осуществлением парламентарием своих полномочий, не соответствуют, по мнению Конституционного Суда, Конституции РФ.      

Тем самым Суд разрешил с соблюдением  ограничений, предусмотренных ст. 98 Конституции РФ, осуществлять следственные действия на стадии дознания и предварительного следствия и производство по административным правонарушениям вплоть до принятия решения о передаче дела в суд в соответствии с положениями УК и УПК РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.      

То  есть, как указал Конституционный Суд, по смыслу ч. 2 ст. 98 Конституции РФ следственные действия в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы должны осуществляться под непосредственным надзором Генерального прокурора РФ. И если по завершении предварительного следствия Генеральный прокурор РФ придет к выводу о необходимости передать дело об уголовном или административном судебном преследовании в суд, он должен незамедлительно внести представление в соответствующую палату Федерального Собрания. Если палата, рассмотрев представление, установленным большинством голосов, не примет на основании имеющихся материалов решения о лишении депутата неприкосновенности, вопрос о его предании суду снимается. Без согласия палаты судебное разбирательство не может иметь места[1,2].      

Иными словами, Конституционный Суд разрешает  возбуждать уголовные дела и производства об административных правонарушениях, если они не связаны с осуществлением полномочий парламентария.      

Возникает вопрос: кто должен определять, связаны  или не связаны действия парламентария, на основании которых возбуждается дело, с осуществлением полномочий?      

Конституционный Суд и Закон о статусе парламентария таким субъектом называют Генерального прокурора РФ, который контролирует расследование.      

Наверное, это обоснованно, поскольку именно в процессе расследования можно  выяснить все вопросы по конкретному делу. Если же вопрос о возбуждении уголовного дела или привлечении парламентария в качестве обвиняемого будет решаться палатой Федерального Собрания, то в случае отказа в лишении неприкосновенности правоохранительные органы не будут иметь возможности даже собрать необходимые факты по делу. А отсрочка может привести к их утрате.      

Информация о работе Правовой статус депутата