Понятие правовых норм и их стуктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Правовые нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, и от того, как и в какой форме это сделано, в немалой степени зависит сама возможность достижения социально значимых целей, для осуществления которых созданы соответствующие нормы. Однако, до настоящего времени нет единства по поводу понятия правовой нормы, ее основных признаков и структуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ НОРМ……………………………3

2 СТРУКТУРА НОРМ ПРАВА………………………………………………...7

2.1 Структура нормы-предписания………………………………………...12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

понятие правовых норм и их структура.docx

— 31.08 Кб (Скачать файл)

Практика законодательства показывает, что выделение части нормы-предписания  возможно только путем самостоятельного ее формулирования в виде особого  общего правила (при этом качество самостоятельного правила сохраняет и «усеченная» норма).

Однако при характеристике соотношения  нормы-предписания и статьи важно  отметить, что полного совпадения здесь тоже нет. Норма-предписание-это  правило, веление, нормативно-властное суждение, тогда как статья представляет собой лишь подразделение текста нормативного юридического акта. Следовательно, в данном случае возможно говорить только о соответствии нормы права  в статьи или иной части текста акта, а не об их тождестве.

 

 

 

 

 

2.1 Структура  нормы-предписания

 

Структура первичных частиц правовой материи, находящих прямое выражение в тексте нормативного акта.

Нормы-предписания как клеточки единого организма выполняют  внутри него различные задачи, разные операции. Поэтому трехчленная схема, имеющая существенное значение для, характеристики логических норм, не соответствует  структуре реальных норм-предписаний. Структурное построение норм-предписаний  отражает главное, что свойственно  первичному звену нормативной системы,- обеспечение конкретизированного, детального, точного и определенного  нормирования поведения людей.

С учетом специализации права для  юридической нормы-предписания характерно типическое структурное построение, выражающее жесткий закон организации  ее со содержания и состоящее из двух основных элементов: а) гипотезы - части нормы, указывающей на те условия, т. е. фактические обстоятельства, при  наступлении или не наступлении  которых норма вступает в действие;

б) диспозиции или санкции - части  нормы, указывающей на те юридические  последствия, которые наступают  при наличии предусмотренных  нормами условий. В регулятивных (право установительных) нормах эта  часть нормы называется диспозицией; она образует содержание самого правила  поведения, указывает на права и  обязанности, которыми наделяются участники  регулируемого отношения. В охранительных  нормах рассматриваемая часть носит  на шанце санкции; она указывает  на государственно-принудительные меры, применяемые к правонарушителю.

Элементы нормы-предписания условно  можно расположить по схеме: «если -то».

Указанные две части нормы-предписания  являются ее обязательными элементами. Правовое веление непременно должно содержать указания на его суть, т.е. на юридические последствия, и  на условия их наступления. Следовательно, норм-предписаний без гипотез  существовать не может. В любых, самых  специализированных правовых предписаниях так или иначе указывается  на условия, при которых они действуют. Иными словами, любое правовое предписание  можно изложить по формуле: «если - то». ,

Важно обратить внимание на то, что  регулятивные нормы-предписания неизбежно, по неумолимой логике юридического регулирования, внутренне, а иногда и текстуально  связаны, функционируют в единстве с охранительными предписаниями, которые  их обеспечивают, охраняют. Так что  в конечном итоге регулятивные и  охранительные нормы-предписания  выражаются в виде логических норм, где есть все три элемента - гипотеза, диспозиция, санкция. При этом нередко  с несколькими регулятивными  нормами-предписаниями скоординировано  одно охранительное нормативное  положение, которое выступает в  виде самостоятельного предписания, а  в рамках логических норм присоединяется то к одному, то к другому регулятивному  предписанию .

Структура сама по себе есть выражение  устойчивости в различных процессах. Она относительно независима и от изменения элементов в целом. Данное свойство позволяет норме  права сохранить статус единого  и целостного государственно-властного  веления во всех упомянутых случаях. Практика подтверждает, что выделение  того или иного структурного элемента нормы происходит только при самостоятельном  его функционировании в виде особого  правила. Причем качество самостоятельного правила сохраняют и «усеченные нормы», и нетипичные нормативные  положения Общая теория права  и государства

Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права. Прежде всего, от индивидуального  предписания. Последнее основывается на норме и исчерпывается разовым  исполнением. Индивидуальное предписание  рассчитано на строго определенный случай, на однократное действие, на конкретных лиц. С другой стороны, норма права  отличается от общих принципов права. Последние хотя и носят нормативный  характер, все-таки проявляют себя через  нормы права, нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на гипотезы и  санкции, без чего трудно представить  себе определенность правового регулирования и заложенная в нее законодателем возможная реакция на изменившиеся фактические обстоятельства.

Благодаря тому, что  право обладает свойством системности, обеспечивается и тесное взаимодействие структур различных юридических  норм. Причем связи между ними могут  быть простыми и сложными.

Взаимодействие  структур может иметь вид сцепления, пересечения плоскостей действия или  частичного совпадения сфер функционирования. Примерами здесь служат нормы  конституционного и других отраслей права, нормы закрепленные в общей и особенной частях гражданского и  уголовного кодексов.

Механизм образования  структуры правовой нормы можно  представить следующим образом. Законодатель, предполагая урегулировать  то или иное общественное отношение, «примеряет» к нему логическую модель нормы, выработанную на основе человеческой практики, достижений науки, опыта правового  регулирования. При этом он стремится  направить развитие общественного  отношения в нужном для него направлении, пытается установить его временные, пространственные характеристики, получить наибольшую эффективность от его  правового урегулирования. Однако общественное отношение соответствует идеальной  модели (логической структуре нормы) лишь в принципе. Оно вносит в  модель коррективы, избирает в потенциальной логической структуре нормы те элементы и связи между ними, которые соответствуют его собственным элементам и связям. Иными словами, законодатель вынужден одновременно и приспосабливать логическую структуру к соответствующему виду общественных отношений, и учитывать необходимость внутренней и внешней логической согласованности юридических норм, используя все правовые средства, свойства права как системы. Результатом же выступает реальная структура нормы, всегда включенная в ее логическую структуру и структуры более высокого порядка (института, отрасли, права в целом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Право активно оказывает воздействие  на укрепление и развитие общественной морали, на нравственные взгляды и  поведение каждого человека. Это  воздействие права на мораль определяется тем, что право воплощает представления  людей о справедливости, гуманизме, достоинстве личности. Нарушение  норм права вызывает естественное моральное  осуждение со стороны общества, его  членов. Обязанность соблюдать правовые нормы – моральный долг всех сознательных граждан.

Органы государственной власти, общественные организации содействуют  выработке твердой нравственной позиции, правовой культуры у каждого гражданина. Естественно, что работники государственного аппарата, прежде всего правоохранительных органов, должны быть образцами выполнения своего гражданского и профессионального долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Архипов С.И. Понятие и юридическая  природа локальных норм права//Правоведение.-2007.-№1.

2.Берг О.В.Некоторые вопросы  теории нормы права//Государство и право.-2006.-№4.

3.Глушаченко С.Б., Пузырева Е.В.  К вопросу о логической структуре  российской правовой нормы//История  государства и права.-2005.-№1.

4.Жинкин С.А. Некоторые проблемы  видов эффективности норм права//Журнал российского права.-2006.-№2.

5.Керимов Д.А. Правовая норма  и статья закона//Право и образование.-2007.-№6.

6.Кленова Т.В. Структура уголовно-правовой  нормы и выражение ее предписания  в законодательстве//Советское государство и право.-2008.-

7.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)(ред. от 30.06.2008)

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие правовых норм и их стуктура