Понятие и признаки правовых норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы заключается в комплексном изучении понятия, правовых норм. Для этого поставлены задачи:
Раскрыть сущность понятия правовой нормы;
Изучить классификацию правовых норм;
Определить особенности структуры норм права;
Проанализировать соотношение нормы права и статьи нормативного акта.
Объектом исследования выступает правовая норма

Вложенные файлы: 1 файл

Нормы права.docx

— 67.23 Кб (Скачать файл)

Для повышения эффективности правового регулирования немалое значение имеет совершенствование законодательства, его систематизация, изложение правовых норм общепонятным языком, широкое применение правил законодательной техники. Правовой нормой трудно руководствоваться, если ее элементы размещены в большом числе нормативных актов, часть изданий которых не всем доступна, а последующие изменения не всегда общеизвестны. Политические и моральные сентенции уместны не в тексте нормативных актов, а, если без них почему-либо трудно обойтись, в преамбулах; законодатель должен стремиться к точному выражению своих мыслей и намерений в тексте законов без иносказаний и двусмысленности; если закон не является законом прямого действия, а содержит обещание принять дополнительные нормативные акты о порядке реализации тех или иных правоположений - обещанные акты должны быть оперативно подготовлены и приняты, дабы законодательство не содержало декларативных, неосуществимых положений. Серьезные преграды на пути реализации права создают противоречия в текстах нормативных актов, дающие основание логически конструировать разные по содержанию правовые нормы, относящиеся к одному и тому же случаю, отношению. Особенно опасны для практики правового регулирования противоречия между содержанием законов и подзаконных актов, если последним отдается предпочтение государственными органами и должностными лицами, применяющими правовые нормы (преимущество инструкции перед законом).

Во всех странах, где нормативные акты являются основным источником права, существует проблема соотношения буквы и духа закона, обусловленная тем, что, во-первых, мысль законодателя не всегда достаточно точно выражена в тексте нормативных актов, во-вторых, тем, что текст со временем почти неизбежно устаревает и содержащиеся в нем термины, определения, понятия становятся узки или, напротив, широки для обозначения новых явлений общественной жизни. Поэтому процесс применения и другие формы реализации правовых норм носят в известной мере творческий характер: во-первых, в процессе изучения текстов нормативных актов конструируется правовая норма с ее тремя элементами - при анализе конкретного правового материала определение гипотезы, диспозиции, санкции только и дает возможность определить - кто, когда, при каких условиях - к чему обязан, на что имеет право - какие меры государственного принуждения применяются в случае нарушения правовой нормы; во-вторых, в процессе конструирования правовой нормы определяется, какие именно положения, содержащиеся в тексте нормативного акта, имеют юридическое значение; в-третьих, может оказаться, что норма права не получила в тексте закона точного выражения и изложения (порядок обжалования незаконных актов, молодой специалист, никто не может быть произвольно лишен жизни и т.п.) и потому текст нормативного акта подлежит не буквальному, а ограничительному или распространительному толкованию.

 

заключение

Содержание правовых норм характеризуется конкретностью. Здесь четко обозначена юридическая обязанность и мера субъективного права участников правоотношений. Юридические нормы могут применяться лишь в установленном порядке компетентными лицами и органами.

. Нормы права систематизированы  и находят официальное закрепление  в нормативно-правовых актах.

. Нормы права связаны с внешними  действиями человека.

. Правовые нормы как институциональные  регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях.

. Нормы права предусматривают  юридическую ответственность за  правонарушения, т. е. к лицу, совершившему  правонарушение, применяются

меры государственного принуждения. Эти меры являются способом обеспечения юридических норм, поскольку осуществляются только компетентными органами и лицами в рамках установленных законом процедур.

Право активно оказывает воздействие на укрепление и развитие общественной морали, на нравственные взгляды и поведение каждого человека. Это воздействие права на мораль определяется тем, что право воплощает представления людей о справедливости, гуманизме, достоинстве личности. Нарушение норм права вызывает естественное моральное осуждение со стороны общества, его членов. Обязанность соблюдать правовые нормы - моральный долг всех сознательных граждан.

Органы государственной власти, общественные организации содействуют выработке твердой нравственной позиции, правовой культуры у

каждого гражданина. Естественно, что работники государственного аппарата, прежде всего правоохранительных органов, должны быть образцами выполнения своего гражданского и профессионального долга. Профессия юриста предполагает особые требования к деловым и моральным

качествам работника правоохранительных органов, обязывает его знать те социальные нормы, которые регулируют служебную деятельность юриста. Честность, неподкупность, принципиальность, справедливость - неотъемлемые моральные качества юриста. Юрист часто сталкивается с конфликтными ситуациями. Служебным долгом работника правоохранительных органов является требование не только строго соблюдать законы, но и проявлять необходимый такт, внимание к моральным, психологическим переживаниям человека. Профессиональная этика - это совокупность норм поведения, обусловленная определенной спецификой деятельности работника правоохранительной системы. Важным моральным качеством, предъявляемым к каждому юристу, является уважение к человеку, его достоинству. Нравственное воспитание и профессиональная подготовка - единый процесс формирования высококвалифицированных юристов.

В определенной степени все юридические нормы находятся в неразрывной взаимосвязи между собой. В одном случае санкция одной нормы права может быть диспозицией другой. В другом - гипотезы могут быть диспозициями других норм права. Такое положение наиболее характерно для отсылочных и бланкетных норм.

Нужно научиться выделять такие структурные элементы правовой нормы, как гипотеза, диспозиция, санкция в нормах различных отраслей права - административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и других.

Вопрос о структуре правовой нормы является дискуссионным. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из вышерассмотренных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции.

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права - государственно-властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений. Есть нормы, которые прямо не регулируют общественные отношения, но необходимы для правового регулирования общественных отношений. Например, декларативные нормы, нормы-принципы и т.д.

Главным делением правовых норм признается деление их на следующие виды:

Регулятивные, их еще называют правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предоставляющие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности.

Охранительные - устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав.

В зависимости от характера и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на: уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные, дисциплинарные.

Регулятивные нормы по своему содержанию делят на: императивные, т.е. не допускающие никаких отступлений и диспозитивные, т.е. допускающие поведение адресата норм по соглашению с партнером.

Структура правовой нормы - это ее внутреннее строение, состоящее из ее элементов. Структура правовой нормы согласно общепризнанной точке зрения состоит из 3-х элементов:

1. Гипотеза - это условия, при которых норма применяется;

2. Диспозиция - это содержание нормы, т.е. устанавливаемое нормой само правило поведения;

3. Санкция - это ответственность за неисполнение.

Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения. Влияние права на поведение людей осуществляется через их волю и сознание. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства.

Нормы права получают свое внешнее выражение через тексты нормативных правовых актов, которые конструируются из статей, параграфов, пунктов, абзацев. Основной структурной единицей нормативного правового акта является статья.

РАЗЛИЧАЮТ ТРИ ВАРИАНТА СООТНОШЕНИЯ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА. Нормы права и статья нормативно-правового акта совпадают. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же или даже другого нормативно-правового акта. В одной и той же статье нормативно-правового акта содержаться две или более правовых норм..

 

 

Бошно С.В. Правоведение

Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий. Мн.,2000.

Дмитрук В.Н. Теория государства и права. / Учеб.пособие. - Мн.,1999.

Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. - Мн.2002.

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994г. (С изменен. и дополн. от 24 ноября 1996г.). //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №1. 1/0.

Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь в таблицах, схемах, определениях: Справочное пособие. Мн., 2001. 

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.

Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Ф. Вишневский. – Минск: Тесей, 2005. – 336 с.

Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, B.C. Козлов. - 2-е изд., исправленное и дополненное. – Минск: Амалфея, 2007. – 480 с.

Кучинский, В.А. Общая теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. – Минск: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. – 656 с.

Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». // Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь. 2000. №6. С34.

] Общая теория права, Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород,1993. С. 282

[2] Баранов В М. Истинность норм советского права. Саратов, 1989. С. 113

[3] Теория государства и права, Под ред. М.Н. Марченко. М.,1997. С. 369

[4] Общая теория права государства, Под ред. В.В.Лазарева. М., 1996. С 147

Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т./Авт. - сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. М.: Юрист, 2001;

Нерсесянец В.С. Проблемы общей теории права и государства. М., 2002.

Общая теория государства и права /А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общ. ред. А.Ф. Вишневского. 2-е изд. - Мн.: Тесей, 1999;

 

 
2. По социальному назначению  и роли в правовой системе  нормы можно подразделить:

Ш на учредительные (нормы-принципы),

Ш регулятивные (нормы -- правила поведения),

Ш охранительные (нормы -- стражи порядка),

Ш обеспечительные (нормы-гарантии),

Ш декларативные (нормы-объявления),

Ш дефинитивные (нормы-определения),

Ш коллизионные (нормы-арбитры),

Ш оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства".

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.

Информация о работе Понятие и признаки правовых норм