Политико-правовые основы организации деятельности Правительства Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:19, реферат

Краткое описание

Государственные органы - это ветви единого целого, между которыми необходим раздел властных функций. В связи с этим появились три ветви государственной власти, которые отличаются определённой степенью самостоятельности. Все ветви государственной власти закреплены в Конституции - основном законе и занимают своё место в общем механизме государственного воздействия на общественные отношения.
Исполнение - это основной признак государственного управления как самостоятельной деятельности. Исполнительная власть представляет собой относительно обособленную ветвь государственной власти, которая тесно взаимодействует с законодательной и судебной ветвями. Представлена органами исполнительной власти, реализуется через государственное управление.

Вложенные файлы: 1 файл

Политико.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Политико-правовые основы организации деятельности Правительства  Республики Беларусь

 

План:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В данной работе рассматривается  деятельность Правительства Республики Беларусь, а так же его роль в проведении идеологической политики государства.

Государственные органы - это ветви единого целого, между которыми необходим раздел властных функций. В связи с этим появились три ветви государственной  власти, которые отличаются определённой степенью самостоятельности. Все ветви  государственной власти закреплены в Конституции - основном законе и занимают своё место в общем механизме государственного воздействия на общественные отношения.

Исполнение - это  основной признак государственного управления как самостоятельной  деятельности. Исполнительная власть представляет собой относительно обособленную ветвь государственной власти, которая тесно взаимодействует с законодательной и судебной ветвями. Представлена органами исполнительной власти, реализуется через государственное управление.      

 Правительство —  специализированный исполнительный  и распорядительный орган любой  государственной власти. Идеологическая  роль правительства материализуется  во всех сферах жизнедеятельности  общества, что и отличает исполнительную  ветвь власти в разделении  властей.

Основной задачей  данной работы является получение достоверных  знаний о таком исполнительном органе, как Правительство.

 

1. Политико-правовые основы организации деятельности Правительства Республики Беларусь

1. Статус Совета Министров в системе исполнительной власти. Именно Совет Министров возглавляет исполнительную власть в государстве. Такой статус Совета Министров существенно отличается от статуса Кабинета Министров, предусмотренного первоначальной редакцией Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 года. Ранее Кабинет Министров создавался при Президенте для реализации полномочий исполнительной власти в областях экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и иных сферах государственного управления.

Таким образом, Кабинет  Министров выполнял ранее двойственную функцию. С одной стороны, это  был коллегиальный орган при  Президенте, создаваемый в качестве вспомогательного органа для обеспечения  власти Президента, как главы исполнительной власти. С другой стороны, Кабинет Министров был предназначен для реализации исполнительной власти в различных областях государственного управления и в этом плане являлся органом, в определенной степени наделенным самостоятельными полномочиями, не производными от полномочий Президента Республики Беларусь. Такие самостоятельные полномочия были предоставлены Кабинету Министров Законом «О Кабинете Министров Республики Беларусь», принятым в 1995 году.      

 Совет Министров  (Правительство Республики Беларусь) является коллегиальным центральным органом государственного управления  Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией  Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руко-

водство системой подчиненных ему республиканских органов  государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных  распорядительных органов. Компетенция Совета Министров определена Конституцией Республики Беларусь  и Законом Республики Беларусь  от 23 июля 2008 г. № 424-З "О Совете Министров Республики Беларусь», с изменениями и дополнениями Законом Республики Беларусь от 12 декабря 2012 г. № 6-З       

 В состав Правительства  Республики Беларусь входят:        

 • Премьер-министр  Республики Беларусь;         

 • Глава  Администрации Президента Республики  Беларусь;         

• Председатель Комитета государственного контроля  Республики Беларусь;        

 • Председатель  Правления Национального банка  Республики Беларусь;        

 • заместители  Премьер-министра Республики Беларусь;         

 • министры;        

 • председатели  государственных комитетов;         

 • Руководитель  Аппарата Совета Министров Республики  Беларусь;        

 • Председатель  Президиума Национальной академии  наук Беларуси;        

• Председатель  Правления Белорусского республиканского  союза потребительских обществ;        

• иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.       

 Работой Правительства руководит Премьер-министр, который  назначается на эту должность Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.       

Совет Министров в полном составе, Премьер-министр,  аждый член Совета Министров  отдельно имеют право заявить  Президенту Республики Беларусь  о своей отставке, если сочтут  невозможным исполнять возложенные  на них обязанности. Совет Министров  заявляет Президенту Республики  Беларусь о своей отставке  и в случае выражения Палатой  представителей Национального собрания  Республики Беларусь вотума недоверия  Совету Министров. Президент Республики  Беларусь вправе по собственной  инициативе принять решение об  отставке Совета Министров и  освободить от должности любого  члена Совета Министров. Отставка  Премьер-министра Республики Беларусь  не влечет за собой сложения  полномочий Советом Министров  в полном составе.

В соответствии со статьей 106 Конституции исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров  Республики Беларусь - центральный  орган государственного управления.

Такая конституционная  формулировка определяет две основные черты Правительства.

Во-вторых, место Совета Министров в системе органов  государственного управления. Совет  Министров определен в качестве центрального органа государственного управления. По ранее действовавшей  редакции Конституции термин «центральный» упоминался в отношении нижестоящих органов управления по отношению к Кабинету Министров. Так, в статье 100 Конституции в редакции от 15 марта 1994 года использовалась формулировка «министерства, государственные комитеты и иные центральные органы управления Республики Беларусь».      

Политические  основы идеологии белорусского  государства составляет комплекс идей и представлений белорусского  народа о политическом устройстве  Республики Беларусь, механизме  взаимодействия органов государственной  власти, месте и роли общественно-политических сил в политическом процессе  и путях совершенствования политической  системы.

Эффективность идеологических процессов  во многом зависит от знания механизмов управления политическим риском. Создание фундаментальной концепции риска  предполагает междисциплинарный синтез  различных теоретических моделей, отражающих закономерности механизмы формирования рискового мышления и поведения в различных сферах.   

   Фундаментом политического и государственного устройства Республики Беларусь выступает народовластие. Белорусский народ, являясь единственным источником верховной власти, создает механизмы, при помощи которых граждане принимают активное участие в решении государственных дел, разрешении политических конфликтов. Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является широкое использование форм непосредственной демократии: референдумов, выборов и Всебелорусских народных собраний.       

 Сегодня очевидно, что только органы государственного  управления, созданные на легальной  и легитимной основе, могут быть  выразителями воли народа и  проводить политику, направленную  на повышение уровня благосостояния  населения.      

 Правовые основы  идеологии белорусского государства  составляет комплекс идей и  представлений белорусского народа  о суверенитете Республики Беларусь, принципах построения правового  государства и механизме реализации  прав и свобод человека и  гражданина.      

 Народовластие  составляет основу Республики  Беларусь, а государство выступает  полномочным представителем народа  и обязуется обеспечивать надлежащие  условия жизнедеятельности своим  гражданам. Государство не должно  злоупотреблять своим суверенитетом  в ущерб принципам гуманизма  и демократии.       

 Руководство страны  проводит политику в интересах  белорусского народа и однозначно  заявляет о том, что суверенитет  и независимость Беларуси останутся езыблемыми при любых обстоятельствах,  даже при углублении интеграционных  процессов с Российской Федерацией.       

 Правовое государство  – форма государственной организации,  при которой государственная  власть в своей деятельности  подчиняется праву и главной  целью считает обеспечение прав  и свобод человека. Государство,  все его органы и должностные  лица действуют в пределах  Конституции и принятых в соответствии  с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные  положения, признанные в установленном  законом порядке противоречащими  положениям Конституции, не имеют  юридической силы.      

 Признаки правового  государства:        

 ✓ верховенство закона;        

 ✓ разделение властей;        

 ✓ взаимная ответственность личности и государства;        

 ✓ реальность прав и свобод гражданина;         

 ✓ развитое гражданское общество.      

 Правовое государство  предполагает наличие мощного  экономического базиса, высоких  стандартов жизни и доминирование  «среднего» класса в социальной  структуре общества. Формирование  правового государства возможно  только при многоукладной рыночной  экономике, поскольку экономический  монополизм порождает монополизм  политический, т.е. доминирование  одной партии, идеологии, системы  ценностей.      

 Создание правового  государства требует сбалансированных  усилий в различных сферах  жизнедеятельности общества. Нельзя  проводить правовую реформу в  отрыве от политической, экономической,  социальной и т.д.      

 Значительное  опережение политических преобразований  при ухудшении экономического  положения справедливо может  породить протест масс. Демократия  блекнет, если государство не  способно обеспечить своим гражданам  безопасность и простое воспроизводство  жизни на уровне элементарных  биологических и социальных потребностей.       

 Построение правового  государства в Республике Беларусь  должно содействовать становлению  и развитию гражданского общества, повышению благосостояния граждан,  поддержанию правопорядка и стабильности  в стране.      

 Человек, его  права и свободы в нашей  стране конституционно провозглашены  в качестве «высшей ценности»,  которую государство обязано  признавать, соблюдать и защищать.      

 Конституция Республики  Беларусь закрепляет принципиально  новую концепцию взаимоотношений  между государством и гражданином.  Если в советский период права  и свободы человека занимали  второстепенное место, а приоритет  отдавался интересам общества  или отдельных социальных групп,  то сейчас высшей ценностью  государства являются права и  свободы человека и гражданина. Государство возложило на себя  ответственность за создание  условий для свободного, достойного  и всестороннего развития личности.

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Одной из основных форм работы Правительства Республики Беларусь как коллегиального органа являются заседания. На заседаниях Правительства решаются наиболее важные вопросы, отнесенные к компетенции Совета Министров Республики Беларусь. Исключительно на заседаниях Совета Министров рассматриваются: 1) вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов; 2) проекты программ социального и экономического развития Республики Беларусь; 3) основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь; 4) вопросы подготовки отчета о деятельности Совета Министров перед Президентом Республики Беларусь В соответствии с Законом «О Совете Министров Республики Беларусь» заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, не реже 1 раза в 3 месяца. Заседание считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Правительства Республики Беларусь. Председательствует на заседаниях Правительства Премьер-министр, в случае его отсутствия — Первый заместитель Премьер-министра, а в случае его отсутствия по поручению Премьер-министра и по согласованию с Президентом Республики Беларусь — один из заместителей Премьер-министра Республики Беларусь. На заседаниях Правительства имеет право председательствовать Президент Республики Беларусь. Решения Правительства принимаются большинством голосов членов Правительства, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий. Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь, в качестве его постоянного органа действует Президиум Совета Министров в следующем составе: 1) Премьер-министр Республики Беларусь; 2) заместители Премьер-министра Республики Беларусь; 3) Глава Администрации Республики Беларусь; 4) Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь; 5) Председатель правления Национального банка Республики Беларусь; 6) Министр экономики; 7) Министр финансов; 8) Министр иностранных дел. В соответствии с Законом «О Совете Министров Республики Беларусь» заседания Президиума Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц, в соответствии с Регламентом Совета Министров — не реже 1 раза в неделю. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более половины общей численности членов Президиума. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общей численности его членов и оформляются в виде постановлений Совета Министров. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий. Для организационно-технического обеспечения деятельности Премьер-министра и его заместителей образуется Аппарат Совета Министров Республики Беларусь.

Информация о работе Политико-правовые основы организации деятельности Правительства Республики Беларусь