Подведомственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:57, реферат

Краткое описание

Подведомственность – это гражданско-процессуальный институт, который определяет относимость правовых споров и других юридических дел к компетенции того или иного государственного или общественного органа, а также круг полномочий каждого из таких органов по рассмотрению и разрешению данной категории дел.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по гражданскому праву подведомственность отредактировать.docx

— 32.83 Кб (Скачать файл)

подведомственность –  это гражданско-процессуальный институт, который определяет относимость  правовых споров и других юридических  дел к компетенции того или  иного государственного или общественного  органа, а также круг полномочий каждого из таких органов по рассмотрению и разрешению данной категории дел.

Практическое значение данного  института состоит в распределении  правомочий по правовому регулированию гражданско-процессуальных правоотношений между различными органами в целях наиболее рационального и эффективного функционирования механизма государства и реализации прав и законных интересов граждан, юридических лиц, всего общества и государства.

 

 

 

2. Виды и общие правила подведомственности

 

2.1 Классификация  подведомственности

 

В теории гражданского процессуального  права и в законодательстве различают  несколько видов подведомственности. Знание этих видов позволяет правильно  решать вопрос о применении той или  иной формы защиты права или о  последовательности обращения граждан  и организаций за защитой права  в различные органы государства  или компетентные организации.

При этом необходимо отметить, что классификация подведомственности может проводиться по различным  основаниям. К примеру, в зависимости  от органов, компетентных рассматривать  определенный спор, выделяют единичную  и множественную подсудность [1, с. 148]. Единичная подведомственность означает, что разрешить юридический спор может только один конкретный юрисдикционный орган, прямо указанный в акте законодательства. Например, в соответствии со ст. 29 Гражданского кодекса Республики Беларусь признание гражданина недееспособным производит суд [2]. Множественная подведомственность, напротив, подразумевает возможность рассмотрения правового конфликта несколькими инстанциями. Примером этому может служить п. 1 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2005 г. №34 «О подведомственности споров после уступки требования или перевода долга», который подразумевает альтернативную возможность для хозяйствующих субъектов при наличии спора, вытекающего из уступки требования или перевода долга обратиться за разрешением спора в хозяйственный суд либо в международный арбитражный суд [13].

Исходя из характера гражданского судопроизводства можно выделить судебную подведомственность по делам:

1) искового производства;

2) приказного производства;

3) особого производства;

4) вытекающим из административно-правовых  отношений [17, с. 146].

Но наиболее распространенным и теоретически разработанным является деление подведомственности на альтернативную, исключительную, условную и определяемую по связи требований.

Альтернативная подведомственность подразумевает, что спор правового  характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме  защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного  лица или определяется соглашением  сторон, выраженным как в отдельном  документе, так и в тексте гражданско-правового  договора. Примером этому может служить п. 3 ст. 4 Закона «О международном арбитражном (третейском) суде», который закрепляет положение о том, что в международный арбитражный суд по соглашению сторон могут передаваться гражданско-правовые споры между любыми субъектами права, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если местонахождение или местожительство хотя бы одного из них находится за границей Республики Беларусь, а также иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь [12].

Исключительная подведомственность означает возможность рассмотрения дела каким-либо одним указанным  в законодательстве органом. Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается  непосредственно только судом и  не может разрешаться по существу другими органами. Понятие исключительной подведомственности также означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. Так, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 241 Трудового кодекса Республики Беларусь непосредственно в суде рассматриваются трудовые споры по заявлениям работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы [18].

Условная подведомственность подразумевает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно  было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, в соответствии со ст. 233 Трудового кодекса Республики Беларусь индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами [18]. Порядок образования комиссий по трудовым спорам, их компетенция, срок обращения в комиссию по трудовым спорам, порядок рассмотрения спора регламентируются ст. ст. 235–240 Трудового кодекса [18].

Подведомственность, определяемая по связи требований, закреплена в  ст. 38 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. Данный вид подведомственности означает, что при предъявлении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны общему суду, а другие – иному суду или иному государственному органу либо организации, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено актами законодательства [7].

 

 

2.2 Общие правила  судебной подведомственности

 

Необходимо отметить, что  в силу огромного разнообразия гражданских  дел в нормативных правовых актах  практически невозможно дать исчерпывающий  перечень подведомственных судам дел, поэтому Гражданский процессуальный кодекс закрепляет общие правила  судебной подведомственности, под которыми понимают установленные правовыми  нормами признаки, которые позволяют  определить подведомственность дел  тем или иным юрисдикционным органам [17, с. 148].

С помощью этих правил разрешается  в каждом случае вопрос о том, какой  орган правомочен разрешить дело, т.е. разграничивается подведомственность дел судам общей юрисдикции, с одной стороны, и иным органам судебной, исполнительной власти, третейским судам и другим органам, имеющим соответствующие юрисдикционные полномочия.

В качестве критериев отнесения  отдельных категорий дел к  ведению определенных органов относят  наличие спора о праве, характер спорного правоотношения, его субъектный состав, наличие договора между сторонами  и некоторые другие юридические  характеристики правового конфликта [20, с. 71].

Общие правила судебной подведомственности гражданских дел закреплены в  ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой судам подведомственны дела:

1) по спорам, возникающим  из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений  по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если  хотя бы одной из сторон  в споре выступает гражданин,  за исключением случаев, когда  актами законодательства разрешение  таких споров отнесено к компетенции  других судов или к ведению  иных государственных органов,  а также иных организаций;

2) по спорам юридических  лиц в случаях, установленных  Гражданским процессуальным кодексом  и иными законодательными актами;

3) возникающие из административно-правовых отношений, перечисленные в статье 335 Гражданского процессуального кодекса;

4) особого производства, перечисленные в статье 361 Гражданского  процессуального кодекса;

5) приказного производства, перечисленные в статье 394 Гражданского  процессуального кодекса.

Судам подведомственны и  другие дела, отнесенные законодательными актами к их компетенции [7].

Как можно заметить из приведенного перечня, общие правила судебной подведомственности применяются исходя из вида судопроизводства, в котором  рассматривается дело. Поскольку  Гражданский процессуальный кодекс содержит некоторые положения, которые  более детально регламентирует правила  подведомственности дел при различных  видах судопроизводства, целесообразно  рассмотреть эти вопросы более  подробно.

Исковое производство является основным видом гражданского судопроизводства, детально регламентированным Гражданским  процессуальным кодексом. Гражданские  дела других видов судопроизводства рассматриваются по правилам искового производства, но с некоторыми изъятиями  и дополнениями, обусловленными природой рассматриваемых дел и задачами, стоящими при этом перед судом.

Необходимо отметить, что  действующий Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь не содержит конкретного перечня оснований, по которым дела, рассматриваемые  в исковом производстве, подведомственны  судам. В нем лишь определяются общие  начала подведомственности дел судам. Эти начала определены п.п. 1–2 ч. 1 ст. 37 Гражданского процессуального кодекса, о чем выше уже упоминалось. В кодексе не установлен такой перечень по причине огромного разнообразия дел, разрешаемых в порядке искового судопроизводства. Поэтому подведомственность этих дел судам устанавливается нормативными актами, регулирующими соответствующие правоотношения, а именно – Гражданским кодексом, Жилищным кодексом, Кодексом о браке и семье и другими актами законодательства. Например, подведомственность индивидуальных трудовых споров судам закреплена в ст. 241 Трудового кодекса Республики Беларусь [18].

Что касается подведомственности судам дел, вытекающих из административно-правовых отношений, то она установлена в  ст. 335 Гражданского процессуального кодекса. В соответствии с этой статьей судам подведомственны дела:

1) по жалобам на действия  избирательных комиссий в случаях,  предусмотренных законом;

2) по жалобам на отказ  органов, регистрирующих акты  гражданского состояния, внести  исправления или изменения в  записи актов гражданского состояния;

3) по жалобам на нотариальные  действия или на отказ в  их совершении;

4) по жалобам на действия (бездействие) государственных органов  и иных юридических лиц, а  также организаций, не являющихся  юридическими лицами, и должностных  лиц, ущемляющих права граждан,  а в случаях, предусмотренных  актами законодательства, – и  права юридических лиц;

5) по жалобам на решения  Апелляционного совета при патентном  органе;

6) иные дела, возникающие  из административно-правовых отношений,  в случаях, предусмотренных законом  [7].

При этом п. 1 данной статьи конкретизируется в ч. 2 ст. 341 Гражданского процессуального кодекса, где сказано, что в случае, если законом установлено предварительное обращение с заявлением в избирательную комиссию и этот порядок заявителем не соблюден, судья направляет жалобу в соответствующую избирательную комиссию [7].

Подведомственность судам  дел, рассматриваемых в порядке  особого производства, регламентируется ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. Сюда относятся следующие категории дел:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) о признании гражданина  безвестно отсутствующим и об  объявлении гражданина умершим;

3) о признании гражданина  ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности;

4) об объявлении несовершеннолетнего  полностью дееспособным (эмансипация);

5) о признании движимой  вещи бесхозяйной и признании  права коммунальной собственности  на недвижимую вещь;

6) о признании наследства  выморочным;

7) о восстановлении прав  по документам на предъявителя;

8) о принудительной госпитализации  и лечении граждан;

9) об усыновлении (удочерении) ребенка;

10) о помещении несовершеннолетних  в специальные учебно-воспитательные  или лечебно-воспитательные учреждения, за исключением случаев, предусмотренных  пунктом 5 части 2 статьи 117 Уголовного  кодекса Республики Беларусь, о  переводе несовершеннолетних в  другие специальные учебно-воспитательные  или лечебно-воспитательные учреждения, о прекращении пребывания несовершеннолетних  в указанных учреждениях до  истечения установленного судом срока пребывания, о продлении этого срока, а также о помещении несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних, о продлении срока нахождения несовершеннолетних в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, об освобождении несовершеннолетних из приемников-распределителей для несовершеннолетних [7].

Информация о работе Подведомственность