Особенности расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным хранением наркотических средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование методики расследования уголовных дел о незаконном хранении наркотических средств.
Гипотезой в представленной работе выступает научное обоснование проблем и особенностей при расследовании уголовных дел, связанных с незаконным хранением наркотических средств.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие наркотических средств;
- дать криминалистическую характеристику преступлениям, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
- изучить особенности возбуждения уголовного дела;
- исследовать особенности тактики проведения следственных действий по делам о незаконном хранении наркотических средств.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков 7
Понятие наркотических средств 7
Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков 20
Глава 2. Особенности расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным хранением наркотических средств 41
2.1. Особенности возбуждения уголовного дела 41
2.2. Особенности тактики проведения следственных действий по делам о незаконном хранении наркотических средств 51
Заключение 63
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

методика расследования незаконного хранения наркотических средств..doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

      Понятием "препарат" принято называть как любой раствор или смесь в любом физическом состоянии, содержащие одно или несколько психотропных веществ или одно или несколько психотропных веществ в терапевтических дозах. Вещества, содержащиеся в препарате, обязательно должны быть включены в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ.

      Государство признает, что применение наркотических  средств и психотропных веществ, а также их прекурсоров в медицине необходимо для облегчения боли и  страданий людей. Должны быть приняты  надлежащие меры для удовлетворения потребностей в наркотических средствах и психотропных веществ для таких целей. Необходимо также использование наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров для научных и иных потребностей, при этом их доступность для таких целей не должна чрезмерно ограничиваться. Вместе с тем должно быть четкое ограничение использования наркотических средств и психотропных веществ в законных целях, и меры против злоупотребления такими веществами должны быть эффективными, координированными и универсальными. Поэтому в комментируемом Федеральном законе дается понятие "оборот наркотических средств и психотропных веществ", которое включает в себя культивирование растений; разработку, производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, отпуск, реализацию, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию РФ, вывоз с таможенной территории РФ, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенных и контролируемых в соответствии с законодательством РФ.

      Постановление Правительства РФ от 23 января 2006 года N 31 утверждено Положение о создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту.

      Единый  банк данных создается в целях  реализации государственной политики в сфере оборота наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту, а также повышения эффективности взаимодействия в этой сфере. Он представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную информационную систему, которая содержит сформированную в виде информационных ресурсов информацию, касающуюся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, и предназначена для совместного использования федеральными органами исполнительной власти и Генеральной прокуратурой РФ. Единый банк данных является федеральным информационным ресурсом и находится в ведении Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

    1. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

      Система многостороннего контроля за оборотом наркотических средств охватывает целый ряд согласованных действий. Правовыми рамками этой системы являются три международные конвенции в области наркотиков, к которым присоединилось большинство государств, в том числе и Российская Федерация. Это Единая Конвенция о наркотических средствах 1961г., Конвенция о психотропных веществах 1971г. и Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г., определившие правовую основу международного контроля над наркотиками и противодействия их незаконному обороту11.

      В Российской Федерации действует  достаточно скоординированный круг нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы противодействия незаконному  обороту наркотиков. В настоящее  время из основных нормативных правовых актов в рассматриваемой области можно выделить порядка 20 законодательных и 30 подзаконных актов.

      Согласно  п. "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации производство наркотических  средств и порядок их использования  относятся к ведению Российской Федерации Конституция Российской Федерации : принята всенародным  голосованием 12.12.1993 года : [с учетом поправок от 30.12.2008 №6-ФКЗ, №7- ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №4. - Ст.445.

      Федеральный закон "О наркотических средствах  и психотропных веществах" устанавливает, что в целях осуществления  государственной политики в сфере  оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту Президент или Правительство Российской Федерации уполномочивают специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3 "О наркотических средствах и психотропных веществах" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 2. - Ст. 219. Применительно к системе федеральных органов исполнительной власти, установленной Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. N 314, специально образованным федеральным органом является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН).

      В качестве иных федеральных органов, осуществляющих противодействие, выступают  государственные заказчики Федеральной  целевой программы "Комплексные  меры противодействия злоупотреблению  наркотиками и их незаконному  обороту на 2005 - 2009 годы", а именно: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная таможенная служба и другие12.

      Каждый  из этих органов обладает собственной  правосубъектностью и в разной мере наделен правами и обязанностями  в сфере оборота наркотических  средств и в области противодействия их незаконному обороту. Особое место в этой системе наряду с ФСКН занимает МВД. Органы внутренних дел, несмотря на существование ФСКН, в настоящий момент являются основным субъектом предупреждения незаконного оборота наркотиков.

      Основная  их деятельность заключается в расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Одним из основных элементов криминалистической методики расследования преступлений является его криминалистическая характеристика.

      Итак, рассмотрим криминалистическую характеристику преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков13.

      Источниками незаконного приобретения и изготовления наркотиков чаще всего являются:

      хищения наркотических средств с перерабатывающих предприятий, из аптек, больниц, а также  других учреждений. Хищения совершают как должностные лица и другие сотрудники этих предприятий с помощью различных махинаций, так и посторонние лица;

      получение наркотиков в аптеках и лечебных учреждениях по поддельным или незаконно  выписанным рецептам;

      незаконный посев наркосодержащих культур с последующим изготовлением наркотических средств. Изготовление наркотических средств из лекарственных, синтетических и психотропных веществ в подпольных, а также легальных лабораториях;

      доставка  наркотиков контрабандой;

      приобретение наркотиков из различных источников и мест. Наиболее опасный и довольно распространенный канал приобретения наркотиков - предварительное создание неучтенных излишков в соответствующих учреждениях или на предприятиях с целью последующего хищения. Способы создания излишков наркотических средств или лекарственных препаратов, из которых изготавливают наркотики, различны. Например, в лечебных учреждениях излишки наркотиков создают путем: завышения количества наркосодержащих лекарств в рецептурных требованиях и неполного их расходования по книге учета; выдачи больным в меньших дозах или с меньшей частотой, чем это предусмотрено предписаниями врачей; списанием по книге учета наркотических средств на больных; замены ампул с наркотическими средствами, прописанными пациентам, на ампулы с другими препаратами14.

      В аптеках способами создания излишков являются: недовложение компонентов  наркотического действия в лекарства, которые изготавливаются в аптеках; замена одних компонентов другими; искусственное завышение количества наркотических средств, пришедших в негодность в результате транспортировки либо длительного хранения с последующим составлением фиктивных документов на их уничтожение и т.п.

      На  предприятиях химико-фармацевтической промышленности, аптечных базах и складах излишки создают за счет обвешивания работников производственных циклов при отпуске сырья или полуфабрикатов со склада готовых изделий для аптечного склада, базы; списания наркотических средств в лаборатории предприятия на не проводившиеся повторные анализы или в завышенных количествах против фактического использования.

      Типичные  места сбыта наркотиков: рестораны, кафе, казино, рынки, парки отдыха, гостиницы, притоны и т.п. Часто сбытчики действуют группой, где роли заранее  распределены: один предлагает наркотики, другой - издали ведет наблюдение, чтобы предупредить об опасности, у третьего хранятся наркотические средства.

      Основные  способы потребления наркотических  средств: курение; глотание; подкожные, внутримышечные и внутривенные инъекции.

      Определить наркомана можно по его внешнему виду и некоторым поведенческим реакциям, проявляющимся после приема наркотика. Особенно характерным и неподдающимся маскировке бывает поведение наркомана в период наркотического голодания. Обращают на себя внимание, в частности, потливость, дрожание рук.

      Следы наркотиков остаются на различных предметах, к которым относятся: предметы, используемые при изготовлении наркотиков (весы, мясорубки, кофемолки, ножи ц др.); различные  предметы упаковки (полиэтиленовые и  бумажные материалы, мешки, сумки, чемоданы, флаконы, ампулы и др.); предметы, используемые при употреблении наркотических средств (иглы, шприцы, ватные тампоны).

      При хищении наркотических средств  возникают расхождения в документации о приходе и расходе этих средств, а также в количестве отпущенных доз и принятых ампул из-под наркотиков, следы подделок в рецептах и различных документах. Могут быть излишки, недостачи, несоответствие ампул стандарту и другие следы15.

      Незаконный  оборот наркотических средств (НОН) — это противоправные действия с наркотиками, совершенные с прямым умыслом и связанные с процессом обращения наркотических средств — от изготовления (например, выращивания наркотикосодержащих растений) до их реализации потребителю (ст.228 УК РФ).

      Криминалистическую характеристику преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, составляют типичные данные о предмете преступного посягательства, личности преступника, способах совершения и сокрытия преступлений, следах и иных обстоятельствах преступлений и др.

      Дельцов  наркобизнеса  прельщает в  России многое, в частности:

       - географическое положение и  прозрачность границ с бывшими  республиками СССР, что позволяет  проложить новые и относительно  безопасные пути транспортировки  наркотических средств;

      - разветвленная система научно-исследовательских  институтов и лабораторий, имеющих современное оборудование, наличие в стране большого числа подготовленных специалистов в области химии и фармакологии;

      - несовершенство законодательной  базы и недостаточный  опыт правоохранительных органов.

      Предметом преступного посягательства преступлений, связанных с НОН, являются наркотические  средства, включенные уполномоченным на это органом в специальные списки (перечни) химические или природные вещества (растения или их части), как правило, вызывающие при их употреблении особые состояния (эйфорию, возбуждение, галлюцинации и т.п.), а также психическую и физическую зависимость16.

      Классификация   наркотических   средств может  быть   проведена  по   различным   основаниям  в зависимости17:

      от  источников поступления;

      от  способов изготовления и потребления;

      от  степени или специфики воздействия  на организм;

      от  источников происхождения.

      Особенности современного социально-экономического и политического состояния общества, интенсивная миграция населения и его криминально-активной части, расширение межгосударственных отношений при наличии мощных региональных источников для нелегального производства наркотических средств и значительных доходов от их незаконного оборота являются предпосылками возникновения и функционирования организованных преступных сообществ, сбытчиков наркотиков, располагающих во многих случаях устойчивыми межрегиональными и международными связями. Началось проникновение международного наркобизнеса на территорию России и других республик бывшего СССР. По данным зарубежных специалистов, сицилийская мафия, неаполитанская и калабрийская «каморра» установили тесные контакты с представителями российской организованной преступности, в частности в сфере наркобизнеса.

Информация о работе Особенности расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным хранением наркотических средств