Основания возникновения и прекращения представительства в гражданском и арбитражном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена большой значимостью судебного представительства для укрепления гарантий конституционного права граждан на судебную защиту, а также гарантий реализации в гражданском и арбитражном процессе принципов законности, состязательности, диспозитивности и процессуального равноправия сторон при рассмотрении дел в суде.
Конституция Российской Федерации не только закрепила права и свободы граждан, но и определила гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий как раз и является закрепленное в Конституции РФ право граждан на судебную защиту.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Понятие и сущность судебного представительства……………….…….6
§1. Понятие судебного представительства…………………………………..…….6
§2. Субъекты представительства……………………………………………….…11
§ 3. Отличия представительства от сходных с ним правоотношений………….14
§ 4. Полномочия представителя …………………………..……………………...16
§ 5 Порядок оформления полномочий……………………….…………………...18
Глава 2. Виды судебного представительства……………………………….…….21
§1. Законное представительство…………………………………………………..21
§2. Договорное представительство……………………………………….……….28
§3. Уставное представительство…………………………………………..………36
§4. Общественное представительство…………………………………….………40
§5. Представительство по назначению……………………………………………42
Глава 3. Основания возникновения и прекращения представительства в гражданском и арбитражном процессе……………………………………...……47
§1. Основания возникновения представительства в гражданском и арбитражном процессе…………………………………………………………………………..…47
§2. Основания прекращения судебного представительства……………..………53
Заключение……………………………………………………………………..…...57
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы………………………………………........

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом представительство в гражданском и арбитражном судах.doc

— 450.80 Кб (Скачать файл)

Так, в надзорной жалобе по иску П. к ОАО "Ступинская металлургическая компания" указывается, что мировое соглашение заключено представителем ОАО "Ступинская металлургическая компания" С.К. Воробьевым по доверенности, в которой специально не предусмотрены полномочия на его заключение.

В силу ст. 54 ГПК РФ право представителя на заключение мирового соглашения должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом. В судебном заседании полномочия ОАО "Ступинская металлургическая компания" представлял С.К. Воробьев по доверенности N 13-137 от 27 октября 2004 г. Из указанной доверенности следует, что право представителя С.К. Воробьева на заключение мирового соглашения в доверенности не оговорено, поэтому он не вправе был заключать с истицей мировое соглашение.

Допущенные мировым судьей существенные нарушения норм процессуального права являются основаниями для отмены судебного постановления.

Право на совершение каждого из указанных действий должно быть специально оговорено в доверенности, выдаваемой доверителем своему поверенному (ст. 54 ГПК РФ).

Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения или членами их семей. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы.

Доверенность от имени юридического лица выдается его руководителем. Если договорной представитель участвует в судопроизводстве вместе с представляемым им лицом, участвующим в деле (в договорном представительстве такое лицо называется доверитель), то для допуска представителя достаточно письменного заявления доверителя, либо устного заявления, сделанного во время судебного заседания и занесенного в протокол.

Вознаграждение поверенного выплачивается, если доверитель выполнил поручение. Вознаграждение поверенного может быть обусловлено достижением юридически значимого для доверителя результата, возникновения у него определенных прав либо их преобразования, освобождения от обязанности и т.п. (заключение сделки, мирового соглашения, утвержденного судом, признание иска доверителя и т.д.).

Его размер соответственно может зависеть не столько от усилий доверителя, сколько от ценности блага, которое приобрел доверитель в результате усилий поверенного.

Успешное для доверителя завершение судебного дела относится к таким благам, соответственно выплата вознаграждения поверенному (адвокату) в зависимости от исхода судебного процесса не противоречит гл. 49 ГК и соответствующей принятой практике.

Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, подлежит обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.

В силу п. 3 ст. 10 ГК разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Выводы суда о чрезмерности (неразумности) вознаграждения представителя должны быть мотивированы.

В качестве договорного представителя предприятия, учреждения или организации может выступать любой ее штатный работник, уполномоченный на ведение дела в суде. В тех случаях, когда организация поручает защиту своих прав одному из сотрудников, учитывается его осведомленность, компетентность в деле, являющемся предметом судебного разбирательства. От имени юридических лиц в суде в качестве представителей выступают и юрисконсульты, которые, как и адвокаты, обладают специальными знаниями в области права и оказывают квалифицированную помощь своим организациям.

 

§3. Уставное представительство

 

Уставное представительство основано на уставе, иных учредительных документах и документах о создании и деятельности различных организаций и применяется в отношении юридических лиц, органов, организаций и иных коллективных образований.

В силу ст. 48 ГПК РФ полномочия органов, ведущих дела организаций, подтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение их представителей, а при необходимости - учредительными документами. Такая необходимость может возникнуть, в частности, в случаях обозначения должности руководителя организации не "директор", "генеральный директор" и т.п. , а, например, "главный редактор" (в средствах массовой информации).

В подобных случаях суд вправе затребовать, помимо документа, удостоверяющего должность и личность представителя, устав организации, выступающей представляемым лицом, участвующим в деле, либо выписку из раздела устава, регулирующего управление юридического лица.

От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

Как и у законного, у уставного представителя объем процессуальных прав весьма широк: он обладает всеми правами, какими обладал бы представляемый, если бы мог личными действиями участвовать в гражданском судопроизводстве.

Консульское представительство предусмотрено нормами международного права и появляется при участии в российском гражданском судопроизводстве иностранного элемента. В силу Консульского устава консулы представляют в судах интересы иностранных граждан и лиц без гражданства.

Следует добавить, что иностранные консулы могут совершать процессуальные действия в гражданском судопроизводстве в России в отношении граждан своего государства без доверенности, за исключением тех действий, которые в силу ст. 54 ГПК РФ должны быть особо оговорены в доверенности.

Особый случай представительства в суде предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации"19. Для представления позиции Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации Правительство из числа лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности, назначает полномочного представителя Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, действующего от имени Правительства без доверенности. Полномочный представитель координирует деятельность иных представителей Правительства, представляющих интересы Правительства в указанных судах.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации"20 представителями Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации могут быть Председатель Правительства, полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, а также представители по отдельным делам, назначаемые поручениями Председателя Правительства из числа адвокатов или лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности.  Представители Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации координируют свои действия с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, а представители по отдельным делам - с полномочным представителем Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.

В случае предъявления в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд (кроме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) исковых или иных требований к Правительству представление интересов Правительства в суде осуществляют без дополнительного поручения федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, на основании направленных им Аппаратом Правительства документов, поступивших в Правительство, а также сотрудники Аппарата Правительства по доверенности.

В случае предъявления в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд исковых или иных требований к Аппарату Правительства представление интересов Аппарата Правительства в суде (кроме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) осуществляют сотрудники Аппарата Правительства.

Полномочный представитель Правительства и руководители федеральных органов исполнительной власти, выступают представителями Правительства в соответствующем суде и вправе совершать от имени Правительства все процессуальные действия, в том числе имеют право на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, на полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение оснований или предмета иска, заключение мирового соглашения по фактическим обстоятельствам, а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта, получение присужденных денежных средств и иного имущества. Полномочия указанных лиц определяются в доверенности, которую подписывает руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Федеральные министры, руководители иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, представляют Правительство в суде без доверенности. Полномочия иного представителя Правительства в суде, действующего по их поручению, должны быть указаны в доверенности, подписанной руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и оформленной в соответствии с законодательством РФ.

 

§4. Общественное представительство

 

Общественным представительством называется представительство, осуществляемое в гражданском процессе уполномоченными общественных объединений по делам членов своих объединений, а также других граждан, права и интересы которых защищают эти объединения.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об общественных объединениях"21 под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения могут создаваться в таких организационно-правовых формах, как общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и орган общественной самодеятельности.

На основании ст. 27 названного Федерального закона общественные объединения имеют право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Возможность представительства в суде прав своих членов должна быть отражена в уставе общественного объединения.

Общественное представительство имеет важное значение для защиты прав рабочих и служащих, изобретателей, рационализаторов, авторов художественных произведений и др. Так, например, интересы своих членов вправе защищать в суде союзы и общества потребителей.

Основанием возникновения этого вида представительства является факт членства гражданина в том или ином общественном объединении, которое в силу устава обязано оказывать правовую помощь своим членам.

Общественные объединения защищают не все права граждан, а только те, реализация которых предопределяется задачами данного объединения. В связи с этим общественное представительство возможно только по некоторым категориям гражданских дел.

Общественные объединения, как правило, оказывают правовую помощь не только своим членам, но и другим гражданам, которые занимаются деятельностью, поощряемой этой организацией. Так, профсоюзы защищают права в области производства, труда, быта, культуры всех трудящихся, а не только членов профсоюза.

Членство в общественном объединении или занятие деятельностью, поощряемой этим объединением, может привести к возникновению представительства только при наличии волеизъявления на это со стороны представляемого. При отсутствии согласия представляемого уполномоченный общественного объединения не может быть допущен представителем к участию в деле.

Обязательным условием выделения общественного представителя является устное или письменное заявление об этом члена общественного объединения или другого лица, права которого охраняет данное объединение. Свои полномочия общественные представители сторон и третьих лиц получают не от представляемого, как при договорном представительстве, а от соответствующих общественных объединений.

Представителями интересов работников в суде могут выступать уполномоченные профессиональных союзов, т.е. лица, специально выделенные профсоюзом для оказания помощи в защите прав и законных интересов в суде. Ими может быть любой совершеннолетний член профсоюзов, но чаще уполномоченными профсоюзов выступают работники платного аппарата, имеющие юридическое образование и способные оказать рабочему или служащему квалифицированную правовую помощь. В соответствии со ст. 370 Трудового Кодекса РФ22 (далее ТК РФ) профсоюзы могут представлять в суде интересы своих членов по вопросам труда и социально-экономическим вопросам. Такое право предусмотрено Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"23.

В защиту прав изобретателей и рационализаторов в суде выступают уполномоченные общественных организаций. Общественными представителями могут быть и уполномоченные различных организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать интересы членов этих организаций.

Информация о работе Основания возникновения и прекращения представительства в гражданском и арбитражном процессе