Критерии классификации административно-правовых норм: - по форме предписания; - по содержанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:59, реферат

Краткое описание

Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общеcтвенных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе Российской Федерации. Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода.

Вложенные файлы: 1 файл

адмистратив гражданское право.docx

— 66.01 Кб (Скачать файл)

управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит

реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового

режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является

важнейшим средством обеспечения  должного правопорядка и государственной

дисциплины в сфере  реализации исполнительной власти.

В отличие от реализации применение административно-правовых норм является

прерогативой соответствующих  субъектов исполнительной власти. Оно

практически выражается в  издании полномочным органом (должностным лицом)

индивидуальных юридических  актов, основанных на требованиях материальных либо

процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным

административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение

по жалобе гражданина, регистрация  общественного объединения и  т.п.).

Административно-правовая норма  реализуется не в результате исполнения той или

иной стороной управленческого  отношения какого-либо, например, запрета

(переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального

юридически-властного решения  конкретного административного  дела, что

относится  исключительно  к компетенции органов государственного управления

(должностных лиц). Правоприменение — обобщенная характерис   тика

функционирования механизма  исполнительной власти. Вот почему граждане не

имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Правоприменение в административном порядке и случаях, специально

предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также

на народные суды (народных судей). R частности, такого рода действия

судебные органы осуществляют как при наложении административных взысканий за

совершение административных правонарушений (например, за мелкое

хулиганство), так и при  рассмотрении и разрешении ряда административных но

своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные  действия

органов управления и должностных  лиц).

Таким образом, исполнение и  применение есть два основных способа реализации

административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как

самостоятельного способа  их реализации, связанного с реакцией участников

управленческих отношений  на запреты, то следует иметь в виду, что по

существу оно является конкретным выражением их исполнения. Соблюдение —

основа реализации административно-правовых норм в любом из названных ранее

способов; это — наиболее общая категория, характеризующая правопорядок и

дисциплину в сфере  государственного управления, а не их частное проявление.

Использование вряд ли можно  отнести к числу терминов, имеющих юридическое

значение. Фактически его  можно трактовать лишь как элемент  дополнительной

характеристики исполнения дозволительных административно-правовых норм.

Процесс реализации административно-правовых норм в наши дни далек от

идеального. Такое его  состояние является одним из проявлений существующего

кризиса исполнительной власти, выражающегося в недееспособности многих

административно-правовых форм, обилии административно-правовых нарушений,

дисциплинарных проступков, в управленческой «суверенизации», приводящей к

практическому игнорированию многих норм в регионах и на местах, и т.п.

Естественно, что все это  не соответствует условиям формирования правового

государства. Конституция  Российской Федерации 1993 года закладывает  основы

для обеспечения эффективной  реализации всех правовых норм, включая  и

административно-правовые.

Самостоятельное  значение  имеет  вопрос  о   действии административно-

правовых норм, т.е. об их юридической силе.

Административно-правовые нормы  имеют определенные пространственные и

временные границы, а также  могут иметь силу в отношении различного круга

лиц. При проведении видовой  классификации этих норм условия действия их. в

пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве

предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая  сила.

Правда, в некоторых случаях  административно-правовые нормы могут  действовать

в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных

министерств и ведомств). Возможен их «выход» и за государственные границы

Российской Федерации. Это  имеет место тогда, когда нормы  регламентируют

деятельность российских организаций (например, различного рода

представительств) и граждан, находящихся в зарубежных странах. Иногда

административно-правовые нормы  действуют на территории нескольких государств

в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение

подобной практики стало  закономерным для взаимоотношений между суверенными

государствами — членами  Союза Независимых Государств (СНГ).

В пределах Российской Федерации  административно-правовые нормы

распространяются также  и на иностранных граждан.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены

определенными сроками действия. Это означает, что они действуют  до их

официального изменения  либо до их отмены. В ряде случаев  возможно

установление определенных сроков их действия (например, может  быть введен

мораторий на выборы глав краевой, областной администрации, на определенный

срок устанавливается  режим чрезвычайного положения).

Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента

подписания нормативных  актов, в которых они содержатся (например, указов

Президента или постановлений  Правительства Российской Федерации), либо в

срок, предусмотренный для  вступления соответствующих норм в  силу. Как

правило, это 10 дней после  опубликования нормативного акта. Сроком вступления

их в силу может служить  также момент" доведения административно-правовых

норм до исполнителей.

В связи с распадом Советского Союза сложилась ситуация, когда  в Российской

Федерации практически действуют  некоторые административно-правовые нормы

бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие

российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента

установления обновленных  норм законодательными или иными  органами Российской

Федерации.

Законы и другие правовые акты, содержащие административно правовые нормы и

действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу новой

Конституции России, применяются  в части, не противоречащей этой Конституции.

Принципиальное значение для действия административно- правовых норм как в

пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции

Российской федерации 1993 гола: любые нормативные акты, затрагивающие  права,

свободы и обязанности  человека и гражданина, не могут применяться (т.е.

действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего  сведения.

                        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                       

1.     Собрание  законодательства Российской Федерации. 1995.№ 47.ст.4471

2.     Собрание  законодательства Российской Федерации. 1995.№ 45.ст. 4320

3.     Собрание  актов Президента и Правительства  Российской Федерации. 1994.

№8.Ст.593.

4.     Собрание  законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1419. 54

5.     Собрание  актов Президента и Правительства  Российской Федерации 1993

№5. Ст. 398

6.     Ведомости  Съезда народных депутатов Российской  Федерации и Верховного

Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 503.

    


Информация о работе Критерии классификации административно-правовых норм: - по форме предписания; - по содержанию