Конституция РФ и ее развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 09:41, контрольная работа

Краткое описание

в данной контрольной работы рассмотрены вопросы - что такое Конституция РФ и ее развитие. Дано определение избирательной системы и избирательного права в РФ, рассмотрены основные принципы. Богатый список литературы. В работе - Ссылки на авторов!!!

Содержание

Конституция Российской Федерации и её развитие …………….. ………………… 3
Понятие и принципы избирательной системы и избирательного права в Российской Федерации …………… 8
Список используемой литературы …………………………………………………… 13

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная_конституционное право - 1.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

 

 

МАГАДАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

 

Факультет Экономики и управления

Кафедра Экономики и финансов

 

 

 

 

 КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

По дисциплине:  Конституционное право России

                  

    

 

Тема:  КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЁ РАЗВИТИЕ.

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ  И 

ИЗБИРАТЕЛЬНОГО  ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

           

                                                                                        

                                                                                 Выполнил:

                                                                                 студент 4 курса

                                                                              

                                     

                                    

 

МАГАДАН

2012

 

 

 

 

 

Содержание:

 

  1. Конституция Российской Федерации и её развитие …………….. ………………… 3
  2. Понятие и принципы избирательной системы и избирательного права в Российской Федерации ……………………………………………………………………………… 8
  3. Список используемой литературы …………………………………………………… 13

 

 

  1. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЁ РАЗВИТИЕ

Конституция любого современного государства - это его основной закон, занимающий особое место в его правовой системе. Обладая особыми юридическими свойствами, к числу которых традиционно относят ее верховенство, высшую юридическую силу, особый порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны, она устанавливает нормы общего характера, являющиеся основополагающими для любой отрасли права. Ее нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с организацией власти, правами, свободами и обязанностями человека и гражданина, формой правления и государственного устройства, распространяют свое действие на все сферы общественной жизни. Эти нормы служат формой воплощения государственной воли народа – особого субъекта, который принимает Конституцию или от имени которого она принимается. Им самим или от его имени в Конституции

еждаются основы организации и жизнедеятельности общества, закрепление которых представляется ему наиболее целесообразным и необходимым.

Все эти характеристики присущи и Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года (далее – Конституция РФ или Конституция 1993 г.)1:

1. Конституция РФ является актом, принятым ее народом. В преамбуле Конституции РФ сказано: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". В этом отношении Конституция 1993 г. является первой во всей российской истории, поскольку принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

2. Нормы  Конституции РФ имеют учредительный характер.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции 1993 г. многонациональный народ Российской Федерации признается носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. Следовательно, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. В содержание последней вкладывается именно право принимать Конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ, а при необходимости - и изменять эти основы.

Учредительная природа Конституции РФ проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений Конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в Конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту данного государства.

3. Нормы Конституции РФ регулируют широкий круг общественных отношений. Конституционное регулирование отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция 1993 г. затрагивает все сферы жизни общества – политическую (ст. 3, 11, 13, 29, 32 Конституции РФ), экономическую (ст. 8, 9, 34, 35, 36 Конституции РФ), социальную (ст. 7, 37, 38, 39, 40 Конституции РФ), духовную (ст. 14, 28, 44 Конституции РФ) и другие, регулируя в этих сферах в соответствии с предметом конституционного права базовые, фундаментальные общественные отношения, либо подвергая их своему воздействию в полной мере.

4. Конституцию РФ отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше ее сущностных черт и выражаются в:

- верховенстве  Конституции РФ;

- ее высшей юридической силе;

- ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;

- особой охране;

- особом порядке принятия и пересмотра, внесения в нее поправок.

Эти юридические  свойства последовательно отражены в Конституции 1993 г.

Согласно ч. 2 ст. 4 Конституция  РФ и федеральные законы имеют  верховенство на всей территории Российской Федерации. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось. Не закреплялось верховенство и в Конституции СССР.

Верховенство российской Конституции означает, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни.

В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федеративный характер государства, определенный в ч. 1 ст. 1 и ст. 5 Конституции РФ. Верховенство Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые также имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции РФ основано положение о соответствии конституций республик Конституции России.

В ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закреплено положение о том, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства. Высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации. Однако это означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Конституция 1993 г. является ядром правовой системы России. Как отмечает Е.И. Козлова, принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и законодательства2. Причем определяющее значение Конституции в указанном плане проявляется как в ее содержательном воздействии на основные принципы, заложенные во всем текущем законодательстве, так и в ее роли, связанной с установлением формы права. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.

К юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Ст. 80 Конституции РФ закрепляет, что Президент России является ее гарантом. Согласно ст. 82 Конституции РФ в своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию. В соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РФ Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их Конституции РФ. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции. Согласно данной статье Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.

Конституцию РФ отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок. Данный вопрос регулируется ст. 134-137 Гл. 9 Конституции РФ «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Ст. 134 определяет круг субъектов, наделенных правом инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Следует отметить, что круг указанных лиц уже того, что определен в ст. 104 Конституции в качестве круга субъектов законодательной инициативы. Это вполне правомерное ограничение вытекает из различий конституционного и текущего законодательства.

Анализ Гл. 9 показывает, что в Конституции предусмотрены три различных режима внесения новых положений в ее текст: пересмотр (ст. 135 Конституции РФ), поправки (ст. 136 Конституции РФ) и изменения в ст. 65 (ст. 137 Конституции РФ).

Пересмотр означает принятие новой Конституции. Он связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Условия пересмотра определены в ст. 135 Конституции РФ.

Поправки в  соответствии с действующей Конституцией допускаются только к главам 3-8. Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"3 под поправкой понимается любое изменение текста: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав. Поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Так, например, срок полномочий Президента Российской Федерации был увеличен с четырех лет до шести Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы"

Положения Конституции 1993 г. об изменениях относятся только к нормам ст. 65 Конституции, определяющей состав Российской Федерации, и применяются в случае принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта; изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137 Конституции РФ) и изменения наименования субъекта (ч. 2 ст. 137 Конституции РФ). Изменения в ст. 65 Конституции РФ, вызванные необходимостью принятия в Российскую Федерацию или образования в ее составе нового субъекта, вносятся на основании Федерального конституционного закона от 17.12.2001 № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", устанавливающего основные условия и процедуру данного процесса. Принятие и образование в составе Российской Федерации нового субъекта законодательно оформляются федеральными конституционными законами. В качестве примера можно назвать Федеральный конституционный закон от 21.07.2007 N 5-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа". Изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации также оформляется федеральным конституционным законом. Что касается изменения наименования субъекта Российской Федерации, то этот вопрос относится к исключительным полномочиям самого субъекта, а значит, оформляется нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа этого субъекта. В Конституцию же новое наименование субъекта вносится Указом Президента Российской Федерации. Так, Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2003 № 841 в Конституции РФ наименование Ханты-Мансийского автономного округа было изменено на наименование Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

Усложненный порядок  пересмотра Конституции и внесения в нее поправок  выступает гарантией ее стабильности. Он призван обеспечить неизменность Конституции РФ как базового нормативного правового акта, регулирующего наиболее важные аспекты общественных отношений. Однако при этом необходимо учитывать, что любые общественные отношения подвержены изменениям, и чтобы быть способным регулировать изменившиеся отношения, нормативный акт должен сам корректироваться в соответствии с происходящими изменениями. Именно поэтому Конституция и предусматривает возможность внесения в нее поправок, хотя и в более сложном порядке, нежели это предусмотрено для текущего законодательства, а значит, и возможность ее развития. Поэтому, говоря о таком свойстве Конституции РФ как ее стабильность, не следует абсолютизировать указанную характеристику и отрицать возможность развития Конституции. Учитывая также тот факт, что Конституция по своей природе является актом, по большей части устанавливающим общие положения, принципы и цели, можно сказать, что она развивается не только путем внесения в нее поправок, но посредством принятия нормативных правовых актов меньшей юридической силы, раскрывающих установленные в ней базовые положения.

Информация о работе Конституция РФ и ее развитие