Конституционные основы социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Социальное государство………………………………………………..6

§ 1. Понятие и сущность социального государства……………………...6

§ 2. Правовые основы социального государства………………………..10

Глава 2. РФ – социальное государство…………………………………………18

§ 1. Конституционные основы социальной политики РФ……………...18

§ 2. Реализация положений конституции о социальном государстве…25

Заключение………………………………………………………………..29

Список используемых источников………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Конституц основы.docx

— 60.28 Кб (Скачать файл)

     Согласно  ст. 6 Конституции РФ, гражданство  Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований  приобретения, а каждый гражданин  Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами  и несет равные обязанности, предусмотренные  Конституцией Российской Федерации. При  этом гражданин Российской Федерации  не может быть лишен права изменить его.

     По  Конституции РФ (ст. 7), Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека. В Российской Федерации  охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

     Освоение  новой Конституции потребовало  большой нормотворческой работы, приведения в соответствие с ней  огромного количества законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства  РФ, законов и нормативных документов субъектов Федерации, особенно в  сфере экономики, социальной жизни, регулирования институтов гражданского общества.

     Для строительства новой российской государственности, новой системы  государственного управления важное значение имеют Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., Договор об общественном согласии весны 1994 г., подписание договоров  о разграничении полномочий и  предметов ведения между Центром  и субъектами РФ, принятие и реализация «Гражданского кодекса», федеральных  законов «О Конституционном суде», «Об основах государственной  службы Российской Федерации» (1995 г.), «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.), аналогичных законов  субъектов РФ и других законов  и нормативных актов.

     Осваивают новые принципы работы, основанные на прямом действии Конституции, Конституционный  суд, Верховный суд, Высший арбитражный  суд Российской Федерации, суды всех инстанций. Судебная ветвь все более  превращается в самостоятельную  и важную ветвь государственной  власти.

     Освоение  Конституции РФ 1993 г., несмотря на все  ее недостатки, дает возможность формировать  «костяк» новой российской государственности, позволяет всем ветвям власти на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) совместно работать во благо России на основе конституционной легитимности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. РФ – социальное государство

§ 1. Конституционные основы социальной политики РФ 

     В соответствии со ст. 7 Конституции России: «1Российская Федерация – социальное государство, политикакоторого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

     Положение о социальном государстве ввиду  его общественной важности отнесено к основам конституционного строя  страны и находит свое развитие в  других конституционных нормах.

     К ним следует отнести целый  ряд социальных прав, гарантированных  в следующих статьях Основного  закона. Это право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), на труд и его  оплату (п. 1-4 ст. 37), на отдых (п. 5 ст. 37), на защиту мате ринства, детства и семьи (ст. 38), на социальное обеспечение (ст. 39), на жили ще (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на экологиче  скую безопасность (ст. 42), на образование (ст. 43), на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44) и другие. При этом «государство гарантирует равен ство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, нацио нальности, языка … места жительства» (п. 2 ст. 19 Конституции РФ), т.е. вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации проживает человек.

     В федеративном государстве государственная  социальная политика имеет свои особенности  в силу того, что само государство является многосубъектным. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации. Способами распределения являются: конституционное распределение пределов (предметов) ведения Федерации, субъектов Федерации и их совместного ведения (ст. 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации); договорное распределение функций и фактически сложившееся, но до времени не урегулированное нормативными актами и законами выполнение функций и взаимодействие при их выполнении.2

     Так, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, установление общих принципов налогообложения и сбо ров в Российской Федерации, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, выполнение международных договоров находятся (согласно ст. 72 Конституции РФ) в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

     Например, установление общефедеральной политики, федеральные про граммы в области  государственного, экономического, экологического, социального и национального развития Российской Федерации, федеральные фонды регионального развития, наряду с такими важнейшими вопросами, как принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, в т.ч. в социальной сфере, контроль за соблюдением федерального законодательства и территорией Российской Федерации, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, вопросов войны и мира, судоустройства, определение статуса и защиты государственной границы и т.д. отнесено (ст. 71 Конституции РФ) к исключительному ведению Российской Федерации.

     Вне пределов ведения Российской Федерации  и полномочий Российской Федерации  по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области обладают всей полно той государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), в т. ч. и по реализации социальной политики в регионе.

     Таковы  некоторые конституционные основы государственной социальной политики на общероссийском и региональном уровнях.

     Рассмотрим  более подробно основные направления  социальной политики РФ:

     Охрана  труда и здоровья людей.

     В демократическом обществе гражданин  сам распоряжается своими способностями  к труду самостоятельно или на основе договора (ч.1 ст. 37 К. РФ).

     Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 К. РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип  свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в  действующем законодательстве.

     Свобода труда означает, что только самим  гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями  к производительному и творческому  труду. Реализуя это право, гражданин  может выбирать тот или иной род  деятельности и занятий. Он может, например, самостоятельно обеспечивать себя работой  в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и т. д. Эта  сторона трудовой деятельности урегулирована  ст. 34 Конституции.

     Законодательством предусмотрен и ряд защитных мер  против безработицы. Назовем лишь основные из них. Всем гражданам гарантируется  бесплатное содействие в подборе  подходящей работы и трудоустройстве со стороны Федеральной службы занятости России. Безработным гражданам государство гарантирует: бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах; компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости и, наконец, выплату пособия по безработице, размер которого составляет от 75 до 45 процентов среднего заработка гражданина, но во всех случаях не может быть ниже минимального размера оплаты труда.7

     Наряду  с охраной труда важной составной  частью социальной политики государства  является охрана здоровья граждан. В  Российской Федерации в обязанность  государства входит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение  деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экономическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию.

       «А что такое предупреждение заболеваний? Это охрана труда, жесткие требования»8.

     В России элементарные меры в течение  последних лет позволили сократить  количество несчастных случаев.

     Установление  гарантированного минимального размера  оплаты труда.

          Одной из характерных черт социального государства является его ответственность за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума.9

     Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также  обязательные платежи и сборы.

     Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

     Забота  о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

     Трудоспособные  дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

     Защита  государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип  была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в новом Основном Законе Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям.

     Законодательство  об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве.

     Каждый  ребенок с момента рождения имеет  гарантированное государством право  на воспитание и заботу. Это право  обеспечивается, в первую очередь, предоставлением  родителям родительских прав, которые  одновременно являются обязанностями  по воспитанию, что закреплено в  ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. При этом особо подчеркивается равенство  прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном  принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции  РФ).

     Родительские  права не могут осуществляться в  противоречии с интересами детей.

     Совершеннолетние  дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению  к своим родителям.

     Развитие  системы социального обслуживания.

     Социальное  обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В Российской Федерации имеется государственная система социальных служб.

     Она включает государственные предприятия  и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных  органов государственной власти, государственных предприятия и  учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов  Российской Федерации и находящиеся  в ведении органов государственной  власти субъектов Российской Федерации.10

     Государство гарантирует гражданам право  на социальное обслуживание в государственной  системе социальных служб.

     Каждый  гражданин вправе получить в государственной  системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке  и условиях социального обслуживания.

     Социальное  обслуживание осуществляется социальными  службами бесплатно и за плату.

     Платные социальные услуги в государственной  системе социальных служб оказываются  в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Условия и  порядок оплаты социальных услуг  в социальных службах иных форм собственности  устанавливаются ими самостоятельно.

     В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются  консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения  жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

     Социальные  службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными  возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Информация о работе Конституционные основы социального государства