Конституционное судопроизводство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Цели и задачи конституционного судопроизводства, стадии и их законодательное регулирование. Составление обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Судебное разбирательство и его основные этапы.

Вложенные файлы: 1 файл

20 октября горшенева.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Тема 5. Стадии конституционного судопроизводства и их законодательное регулирование

1.  Понятие  стадий и их определение в  судебно-конституционном процессе (конституционном судопроизводстве).

2.  Внесение  обращения в Конституционный  Суд Российской Федерации и его предварительное рассмотрение.

3.  Судебное  разбирательство и его основные  этапы.

4.  Действие  и исполнение решений Конституционного  Суда Российской Федерации: проблемы практики. Факторы, влияющие на повышение эффективности положения решений Конституционного Суда Российской Федерации.

1 вопрос

Стадии конституционного судопроизводства. 
В судебном конституционном процессе существует 8 стадий конституционного судопроизводства в рассмотрении дел: 
 
1) внесение обращений в Конституционный суд РФ – обращения бывают               в форме запроса, ходатайства или жалобы, они должны отвечать требованиям Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. 
 
Обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом. Обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной; 
 
2) предварительное рассмотрение обращений в Конституционном                  Суде РФ – обращения, поступающие в Конституционный Суд РФ, подлежат обязательной регистрации. Председатель Конституционного Суда РФ                    в порядке, установленному Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей является обязательной стадией производства в Конституционному Суде РФ. Заключение судьи по результатам предварительного изучения обращения докладываются в пленарном заседании; 
 
3) принятие обращения Конституционным Судом РФ либо его отклонение – решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается             в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей. О принятом решении уведомляются стороны. Отклонение происходит в случаях, если: разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду РФ; обращение в соответствии с требованиями Федерального закона не является допустимым; по предмету обращения было ранее вынесено постановление, сохраняющее свою силу; 
 
4) подготовка к судебному разбирательству – для подготовки дела                         к слушанию, составления проекта решения, а также изложения материалов                      в заседании Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного суда РФ истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик                 и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении               о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов; 
 
5) судебное разбирательство (либо разбирательство вне этой формы) – руководит заседанием председательствующий, при наличии кворума он открывает заседание. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон.                      В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия                     у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий ставится вопрос о возможности рассмотрения дела. Сторонам и их представителям разъясняются их права и обязанности, а другим участникам процесса – их права, обязанности и ответственность.  
 
Регламентом Конституционного Суда РФ установлено протоколирование заседания (для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания). В протоколе фиксируется ход и результаты заседания. Председательствующий устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не имеющих отношения            к разбирательству, лишает слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений. Исследование дела по существу начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержания имеющихся материалов                и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. В соответствии    с порядком, установленным решением Суда, председательствующий                  в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. Заслушиваются выступление эксперта, показания свидетелей, исследуются документы. Документы, исследованные Судом, подлежат,            по решению Суда, приобщению к материалам дела в подлинниках или                  в заверенных копиях. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Если после заключительных выступлений сторон Суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса. 
 
Прекращение производства по делу происходит в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения                     к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, не получил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.             После признания Судом исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела; 
 
6) совещание, голосование и принятие Конституционным Судом РФ итоговых решения – итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Судом в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда РФ, рассматривающие данное дело.                        В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники  Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование                           и нормальный ход совещания. 
 
В ходе совещания судья Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. 
 
В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми судьями и не подлежит оглашению.  
 
Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда РФ, является решением Конституционного Суда РФ. 
 
Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу любого                       из вопросов, перечисленных в пунктах 1,2,3 и 4 части первой статьи                    3 Федерального конституционного закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации. 
 
Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса               о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.  
 
Все иные решения Конституционного Суда РФ принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями. 
 
В заседаниях Конституционного Суда РФ принимаются решения                  по вопросам организации его деятельности. 
 
Решение суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. 
 
Решение Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное                                не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. 
 
В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти,              не вступившего в силу международного договора РФ голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. 
 
Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством                     не менее двух третей об общего числа судей. 
 
Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования; 
 
7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решений Конституционного Суда РФ – решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания. 
 
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем                в двухнедельный срок со дня их подписания направляются: 
 
- судьям Конституционного Суда РФ; 
 
- сторонам; 
 
- Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека; 
 
- Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ. 
 
Решения Конституционного Суда РФ могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам. 
 
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также                      в «Вестнике Конституционного Суда РФ», а при необходимости и в иных изданиях. 
 
Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. 
 
Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. 
 
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ               не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению               в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. 
 
В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ; 
 
8) исполнение решений Конституционного Суда РФ – решение Конституционного Суда РФ подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом.  
 
Конституционный Суд принимает к рассмотрению лишь небольшой процент поступающих обращений. Суд и его Секретариат в большинстве случаев отказывают в принятии обращений к рассмотрению в качестве индивидуальных жалоб, как правило, на том основании, что не соблюдены требования ст.66-67 Закона о Конституционном Суде (по содержанию,               по форме, не пройдены предыдущие стадии обжалования, предмет жалобы неподведомствен Суду и пр.). Это делается после детального, кропотливого изучения обращений специалистами Секретариата и судьями. Но является ли сам себе отказ в рассмотрении дела (т.е. без вынесения решения по существу) отказом в правосудии? Количество обращений в Конституционный Суд – более тысячи в месяц – не может быть в положенные сроки изучено                      13 судьями и требует довольно большого аппарата специалистов. Но аппарат не должен подменять Суд; если обращение отвечает всем требованиям, предъявляемым Законом к индивидуальной жалобе, решение по нему может быть принято только Судом. Конституционный Суд - особое учреждение            со специфическими функциями и процедурой. Требования к подаваемой жалобе (оформление, сроки и т.д.) предъявляются всеми судами, и они, безусловно, ограничивают право на судебную защиту. Но иначе судебная система была бы неработоспособной. В Конституционном Суде существуют жестокие требования: жалоба принимается, если окончательное решение           по ней было принято в соответствии с обыкновением. Это означает,                    что решение, оспариваемое заявителем, должно быть типичным и для других сходных случаев, в отношении сотен других людей, т.е. неконституционным (либо конституционным) признается не данное единичное решение, а именно массовая практика.

2 вопрос

Общие требования к обращению

      Обращение направляется в Конституционный  Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

      В обращении должны быть указаны:

      1) Конституционный Суд Российской  Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

      2) наименование заявителя (в жалобе  гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

      3) необходимые данные о представителе  заявителя и его полномочия, за  исключением случаев, когда представительство  осуществляется по должности;

      4) наименование и адрес государственного  органа, издавшего акт, который  подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

      5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

      6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении КонституцииРоссийской Федерации, подлежащем толкованию;

      7) конкретные, указанные в настоящем  Федеральном конституционном законе  основания к рассмотрению обращения  Конституционным Судом Российской  Федерации;

      8) позиция заявителя по поставленному  им вопросу и ее правовое  обоснование со ссылкой на  соответствующие нормы КонституцииРоссийской Федерации;

      9) требование, обращенное в связи  с запросом, ходатайством, жалобой  к Конституционному Суду Российской  Федерации;

      10) перечень прилагаемых к обращению  документов. 

Статья 38. Документы, прилагаемые к обращению

      К направляемому в Конституционный  Суд Российской Федерации обращению  прилагаются:

      1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

      2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя,  за исключением случаев, когда  представительство осуществляется  по должности, а также копии  документов, подтверждающих право  лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;

      3) документ об уплате государственной  пошлины;

      4) перевод на русский язык всех  документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

      К обращению могут быть приложены  списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.

      Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью первой настоящей статьи документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.  

Статья 39. Государственная пошлина 

Обращения в  Конституционный Суд Российской Федерации оплачиваются государственной пошлиной:

      запрос  и ходатайство - в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

      жалоба  юридического лица - в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

      жалоба  гражданина - в размере одного минимального размера оплаты труда.

      Конституционный Суд Российской Федерации своим  решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины  либо уменьшить ее размер.

      Запросы судов, запросы о толковании Конституции Российской Федерации, ходатайства Президента Российской Федерации по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления государственной пошлиной не оплачиваются.

      Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к  рассмотрению.  

      Глава VI. Предварительное  рассмотрение обращений 

Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации

      Обращения, поступающие в Конституционный  Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.

      В случаях, если обращение:

      1) явно не подведомственно Конституционному  Суду Российской Федерации;

      2) по форме не отвечает требованиям  настоящего Федерального конституционного  закона;

      3) исходит от ненадлежащего органа  или лица;

      4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом,

      Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации  уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.

      Заявитель после устранения недостатков, указанных  в пунктах 2 и 4 части второй настоящей  статьи, вправе вновь направить обращение  в Конституционный Суд Российской Федерации.

      В случае, если обращение явно не подведомственно  Конституционному Суду Российской Федерации, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации может направить  его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы. 

Статья 41. Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда Российской Федерации

      Председатель  Конституционного Суда Российской Федерации  в порядке, установленном Конституционным  Судом Российской Федерации, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Российской Федерации.

      Заключение  судьи (судей) Конституционного Суда Российской Федерации по результатам предварительного изучения обращения докладывается  в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации. 

Статья 42. Принятие обращения к рассмотрению

      Решение по вопросу о принятии обращения  к рассмотрению принимается Конституционным  Судом Российской Федерации в  пленарном заседании не позднее  месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).

      О принятом Конституционным Судом Российской Федерации решении уведомляются стороны.

      В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Российской Федерации может обратиться к  соответствующим органам и должностным  лицам с предложением о приостановлении  действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации. 

Статья 43. Отказ в принятии обращения к рассмотрению

      Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:

      1) разрешение вопроса, поставленного  в обращении, не подведомственно  Конституционному Суду Российской  Федерации;

      2) обращение в соответствии с  требованиями настоящего Федерального конституционного закона не является допустимым;

      3) по предмету обращения Конституционным  Судом Российской Федерации ранее  было вынесено постановление,  сохраняющее свою силу.

      В случае, если акт, конституционность  которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. 

Статья 44. Отзыв обращения

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании  Конституционного Суда Российской Федерации. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

3 вопрос

Судебное  разбирательство  и его основные этапы.

Судебное  разбирательство в Конституционном  Суде происходит, как правило, на основе состязательности (за исключением дел  о толковании Конституции). 
В некоторых юридических источниках появилось мнение, что процесс в Конституционном Суде отличается от других процессов тем, что стороны связаны как бы общей целью в виде отстаивания конституционных положений, но с разных позиций. Считаем это мнение принципиально неверным, т.к. конституционный процесс не менее напряжен и внутренне наполнен конфликтами, чем любой другой. Поэтому к процессу адвокат должен готовиться тщательно, т.к. решение, которое он получает, распространяется не только на его клиента, но и на большое количество других людей. 
Также в процессе необходимо учитывать все: квалификацию судей, квалификацию других участников процесса, мировую практику и т.д. 
В судебном заседании необходимо строго соблюдать Регламент Конституционного Суда. Это относится как к обращению к судьям ("Ваша честь", "Уважаемый Суд", "Уважаемый судья", "Уважаемый Председательствующий), так и к ведению дела. 
В Конституционном Суде нельзя ссылаться на документы и обстоятельства, неисследованные Конституционным Судом в судебном заседании, нельзя делать политических заявлений, нельзя допускать оскорбительных высказываний в отношении госорганов и их должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан. 
Необходимо уяснить, что Регламент Конституционного Суда запрещает судьям прерывать чьи-либо показания репликами или комментариями. 
Если представителей в процессе несколько, то адвокат, как более опытный, должен взять на себя функции координации действий. Необходимо заранее определить роли участников, чтобы они могли четко изложить факты и предъявить документы в необходимой последовательности. 
Адвокат должен контролировать полноту освещения проблемы. Особой деликатности требует заявление об отводе судьи. Эту часть задачи лучше всего взять на себя адвокату. Необходимо помнить, что в Конституционном Суде нельзя выразить недоверие всему составу суда. Другого Конституционного Суда в России нет. Можно выразить недоверие только какому-нибудь судье на основаниях, строго перечисленных в законе. В отличие от других судов в Конституционном Суде может быть еще основание - участие судьи в принятии оспариваемого акта. 
Отвод судьи в конституционном процессе возможен на любой стадии. 
В конституционном процессе имеет место выступление сторон, заявление ходатайств, заключительное выступление адвоката. Отличие состоит в том, что после того как состоялось итоговое решение по делу или вынесено определение об отказе в принятии вопроса к рассмотрению адвокат может обратиться с ходатайством об официальном разъяснении акта суда, если не ясна его суть в целом или отдельные положения. 
Как и в любом другом процессе, закон предоставляет право участникам процесса знакомиться с протоколом и стенограммой заседания суда и приносить на нее свои замечания. 
Завершающим и ответственным этапом конституционного судопроизводства является принятие решения Конституционным Судом. 
Решения, принимаемые Конституционным Судом, именуются постановлением, заключением, определением. 
Постановления принимаются по вопросам о разрешении дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства; конституций республик; уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; решения о толковании Конституции и по ряду других основополагающих вопросов компетенции Конституционного Суда. 
Заключение - это итоговое решение Конституционного Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. 
Определениями являются все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе конституционного судопроизводства. 
Решение Конституционного Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено федеральным конституционным законом. Решения Конституционного Суда провозглашаются в полном объеме немедленно после его подписания. 
Постановления и заключения Конституционного Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются: судьями Конституционного Суда сторонам, Президенту Российской Федерации, Государственной Думе, Правительству, Уполномоченному по правам человека, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду, Генеральному прокурору, министру юстиции. 
Решение Конституционного Суда является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Конституционное судопроизводство