Конституционное развитие России в период с 1985 по 1993 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 09:51, контрольная работа

Краткое описание

Все советские конституции не соответствовали традиционному пониманию конституционализма. Кроме того, они в значительной степени были фиктивными: даже привлекательные конституционные нормы (о личных и политических правах и свободах, народовластии, федерализме и др.) на практике не соблюдались, в стране существовал тоталитарный (позднее — авторитарный) режим с фактически безраздельным правлением партийно-государственной номенклатуры.

Содержание

Введение
1. Конституционное развитие в 80-х годах
2. Конституционное развитие в 1990году
3. Конституционное развитие в 1991 году
4. Конституционное развитие в 1992 году
5. Конституционное развитие в 1993 году
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

22.docx

— 48.07 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский государственный  экономический университет»

(ФГБОУ ВПО «УрГЭУ»)

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Конституционное право»

тема «Конституционное развитие России в период с 1985 по 1993 год.

 

 

Исполнитель:

С.В. Наймушина 

Группа: ГПЮ-12-НС

 

Проверил:

А.Н. Романов

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

Содержание                                                                                         Стр.

 

 

Введение

  1. Конституционное развитие в 80-х годах
  2. Конституционное развитие в 1990году
  3. Конституционное развитие в 1991 году
  4. Конституционное развитие в 1992 году
  5. Конституционное развитие в 1993 году

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Все советские конституции  не соответствовали традиционному  пониманию конституционализма. Кроме  того, они в значительной степени  были фиктивными: даже привлекательные  конституционные нормы (о личных и политических правах и свободах, народовластии, федерализме и др.) на практике не соблюдались, в стране существовал тоталитарный (позднее  — авторитарный) режим с фактически безраздельным правлением партийно-государственной  номенклатуры. Однако наука конституционного (государственного) права в этот период не находилась в полном застое, что предопределило достаточно быстрый  переход к новой конституционной  модели российской государственности.

Становление подлинного конституционализма в России не следует  связывать исключительно с принятием  новой Конституции в 1993 г., этот процесс начался во второй половине 1980-х гг. — в рамках последней советской Конституции РСФСР 1978 г.

После 1985 г., когда в СССР началась так называемая «перестройка» всех сфер общественной жизни, Конституция 1978 г. многократно изменялась, в результате чего приобрела принципиально иные черты. Многие из тех конституционных положений оказались воспринятыми действующей Конституцией РФ. Именно на основе изменившейся Конституции и принятых в ее развитие положений законов начался переход от авторитарного режима к демократическому.

 

  1. Конституционное развитие в 80-х годах.

 

    Начавшийся процесс  перестройки был ознаменован  законами РСФСР «Об изменениях  и дополнениях Конституции РСФСР»  и «О выборах народных депутатов  РСФСР», принятыми в 1989 году. Этими  законами существенно менялись  система органов РСФСР и порядок  выборов народных депутатов. В  качестве высшего органа государственной  власти учреждался Съезд народных  депутатов, который избирал тайным  голосованием Верховный Совет  — постоянно действующий законодательный,  распорядительный и контрольный  орган РСФСР. Причем впервые  за всю историю конституционного  развития России ее Верховный  Совет стал двухпалатным органом.  В новом избирательном законе, хотя и не предусматривалась  обязательная альтернативность  выборов, но открывалась возможность  ее реализации, что и было осуществлено  на первых свободных выборах. 1 декабря 1988 года приняты Закон об изменениях и дополнениях Конституции СССР и Закон о выборах народных депутатов СССР. В качестве высших органов государственной власти СССР вместо одного Верховного Совета СССР учреждалась "связка" двух органов - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. Съезд являлся по Конституции высшим органом государственной власти и был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. Верховный Совет СССР определялся как постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти СССР, избираемый Съездом из числа народных депутатов СССР и ему подотчетный. 
    Обращение к съездовской системе было не столько взглядом в прошлое, сколько стратегическим решением для нового времени. Следующие факторы были при этом определяющими. В  ходе перестройки и демократизации общества возникла потребность в энергичных людях, готовых решать новые задачи.  Остро встала необходимость иметь постоянно действующий представительный орган государственной власти в более узком составе, т.е. заложить начала советского парламентаризма. Этой цели и должен был служить создаваемый Съездом из своей среды Верховный Совет СССР. 
Съезд народных депутатов СССР состоял из 2250 депутатов; 750 избиралось от территориальных избирательных округов; 750 - от национально-территориальных избирательных округов и 750 - от общесоюзных общественных. 
  Верховный Совет СССР состоял из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей, равных по численному составу и по правам. Создание регулярно работающего Верховного Совета СССР позволяло реализовать еще одну весьма существенную цель - произвести перераспределение в его пользу полномочий на высшем государственном уровне. Верховному Совету были переданы многие вопросы, которые до этого находились в ведении Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. Таким образом, делался важный шаг в сторону повышения роли депутатского корпуса в управлении государством.  Согласно Конституции, Верховный Совет СССР ежегодно созывался на очередные - весеннюю и осеннюю - сессии продолжительностью, как правило, три - четыре месяца каждая.  

   Были предприняты важные шаги по реформе избирательной системы. Впервые выборы становились состязательными, с выдвижением нескольких кандидатов в депутаты на один мандат. На состоявшихся весной 1989 г. союзных выборах состязательность получилась - на 1500 мест по территориальным и национально-территориальным избирательным округам был выдвинут 7531 кандидат, т.е. в среднем 5 на один мандат.  
Вводилось правило о несовместимости депутатского мандата и должности: лица, входившие в состав исполнительных органов (кроме их председателей), руководители отраслевых органов управления, судьи и государственные арбитры не могли избираться депутатами Совета, которым они назначались или избирались на должность - статья 96 Конституции. Предполагалось освободить представительные органы власти от опеки государственной бюрократии и усилить контроль Советов в отношении аппарата. 
Закон прямо предусмотрел обязательность обеспечения тайны голосования заходом избирателей в кабины. В совокупности все новеллы позволили сделать выборы демократическими, а победу одержали многие по-новому мыслящие политики. 
   Одним важным моментом стало провозглашение приверженности идеям и принципам правового государства, их определенное отражение в шагах первой союзной конституционной реформы. Особенно важны следующие меры: учреждение Комитета конституционного надзора СССР; увеличение срока полномочий судей с пяти до десяти лет, возложение на вышестоящие по уровню Советы полномочий по их избранию на должность. 
     1989 г.  Приняты Законы об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР, о выборах народных депутатов РСФСР. В значительной степени российские новшества стали отражением аналогичных союзных. 
Как уже сказано, Россия оказалась единственной союзной республикой, которая учредила Съезд народных депутатов. Правда, критика в адрес выборов от общественных организаций здесь была принята во внимание, и Конституция их не предусматривает. 
Съезд состоял из 1068 депутатов, из которых 900 избирались от территориальных избирательных округов, а 168 - от национально-территориальных. Съезд являлся высшим органом государственной власти РСФСР, мог принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. 
    Важным стало придание второму органу - Верховному Совету РСФСР - черт, характерных для парламента федеративного государства. Напомним, что все предшествующее время высший орган государственной власти РСФСР был однопалатным. И только 27 октября 1989 г. было предусмотрено, что Верховный Совет будет состоять из двух палат - Совета Республики и Совета Национальностей. Согласно Конституции, палаты были равны по численности своего состава и равноправны. В Конституции с учетом проблем взаимоотношений двух союзных органов более четко обозначены отношения Съезда и Верховного Совета. Верховный Совет - орган Съезда, подотчетный ему, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти РСФСР. Конституция наделила Съезд и Верховный Совет важными полномочиями по руководству делами государства.

   На II Съезде 23 декабря 1989 г. получила новую редакцию статья 125 Конституции - о Комитете конституционного надзора СССР, - и был принят Закон о конституционном надзоре в СССР. Как на норме Конституции, так и на тексте Закона сказалась борьба "за" и "против" расширения роли ККН в отношении союзных органов и законодательства республик. Съезд принимает Законы от 20 декабря "Об уточнении некоторых положений Конституции (Основного Закона) СССР по вопросам порядка деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов", "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР по вопросам избирательной системы" и от 23 декабря "Об изменениях и дополнениях статьи 125 Конституции (Основного Закона) СССР". 

  1. Конституционное развитие в 1990 году.

   На весну 1990 г. назначаются выборы народных депутатов РСФСР и местных Советов. И это событие становится для РСФСР главным на всю первую половину 1990 г. А на союзном уровне продолжается принятие важных законодательных актов, отражающих изменения в обществе. После бурных дебатов из преамбулы и ст. 6 Конституции СССР исключались положения о руководящей и направляющей роли КПСС. Сторонникам радикального реформирования этих норм не удалось добиться полного исключения упоминания о КПСС из Конституции. Ст. 6 гласила: "Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами". Однако в целом все же однопартийности как конституционному принципу был положен конец, плюрализм и многопартийность поднимались на конституционный уровень. Статья 51 Конституции, посвященная праву на объединение, 14 марта 1990 г. получила новую редакцию. В ее ч. 1 говорилось, что граждане СССР имеют право объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, которые способствуют развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов. 
Существенные изменения коснулись социально-экономической жизни страны и собственности. 6 марта 1990 г. Верховным Советом СССР принимается Закон "О собственности в СССР", в котором на первое место ставится собственность граждан с серьезным расширением ее объектов, включением в их круг средств производства - статья 7, на второе - коллективная собственность и лишь на третье - государственная собственность. 
    Все это означало, что пришло время совсем новых приоритетов. И это отразилось на конституционном уровне. Из Конституции СССР исключается положение о том, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Теперь говорится о том, что экономическая система СССР развивается на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности. Государство создает условия для развития разнообразных форм собственности и обеспечивает им равную защиту. Гражданину предоставляется возможность иметь в собственности любое имущество потребительского и производственного назначения, самостоятельно вести хозяйственную и иную не запрещенную законом деятельность . 
Учреждается пост Президента СССР. Он определен в статье 127 как глава Советского государства. Президентом мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок его полномочий - 5 лет. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков. Предусматривались всеобщие выборы Президента, однако устанавливалось, что первый Президент СССР избирается Съездом народных депутатов СССР. 
Президент СССР - гарант соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР. Он принимает меры по охране суверенитета СССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально-государственного устройства. Президент обеспечивает взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР. Президент обладал правом законодательной инициативы; он имел право "вето", которое могло быть преодолено Верховным Советом СССР большинством в две трети голосов в каждой из палат. На Президента возлагались функции Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР; он координировал деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны. Президент мог объявлять общую и частичную мобилизацию, состояние войны, военное положение, чрезвычайное положение, президентское правление. 
С учреждением поста Президента в Конституции СССР предусматривалось создание ряда органов под его руководством. Это Совет Федерации, состоящий из высших государственных должностных лиц союзных республик; Президентский совет, задача которого - выработка мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики СССР, обеспечению безопасности страны. 10 апреля 1990 г. Верховный Совет СССР принимает Закон "Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик".    Акт имеет конституционное значение. Определяя компетенцию СССР в экономической области, он относит к его ведению установление законодательных основ хозяйственной деятельности СССР и функционирования общесоюзного рынка, определение стратегии социально-экономического развития, обеспечение налогового и финансово-кредитного единства. Резко расширялись экономическая самостоятельность, права республик, автономий и территориальных единиц в экономической сфере. 26 апреля 1990 г. Верховный Совет СССР принимает Закон СССР "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации". В акте союзные республики определяются как суверенные государства, добровольно объединившиеся в СССР. Вместе с тем уже четко обозначено то, к чему была создана предпосылка в Законе от 10 апреля: по новому акту автономные республики - государства, "являющиеся субъектами федерации - Союза ССР". В Законе от 26 апреля подчеркивалась обязательность исполнения актов СССР на всей территории СССР.

  Первый Съезд народных депутатов РСФСР заседал 16 мая - 22 июня 1990 г. 
Первое изменение Конституции РСФСР принято им 31 мая 1990 г., но оно незначительно: в пункте 9 части 3 статьи 104, где ранее предусматривалось избрание Первого заместителя и (одного) заместителя Председателя Верховного Совета РСФСР, число последних было увеличено до трех человек. 
    12 июня 1990 г. Съезд принимает "Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики". В "Декларации" РСФСР провозглашается суверенным государством, признается вхождение ее в состав обновленного Союза ССР. Вместе с тем объявляется полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР. Устанавливается верховенство Конституции и законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие законов СССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается республикой на своей территории. Провозглашается право народа на владение, пользование и распоряжение национальными богатствами России. 
   16 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР принимается Закон "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР"*(124), который имеет кардинальное значение. Так же, как и в марте 1990 г. из союзного Основного Закона, из Конституции РСФСР исключаются положения о руководящей роли КПСС. Внешне новая ст. 6 Конституции РСФСР вроде бы полностью повторяет ст. 6 Конституции СССР, однако в российской Конституции эта статья начинается словами "Политические партии...", т.е. нет никакого упоминания о КПСС. На то время принятие подобного решения было делом непростым, тем не менее российские депутаты (в своем большинстве на тот момент официально еще члены КПСС) не оставляют в Конституции даже косвенного намека на привилегированное положение Коммунистической партии и ставят все партии в равное положение перед законом. 
I Съездом принято Постановление от 20 июня 1990 г. "О механизме народовластия в РСФСР".

   I Съезд народных депутатов РСФСР постановлением от 16 июня 1990 г. образует Конституционную комиссию в количестве 102 народных депутатов РСФСР. Также 16 июня он принимает постановление "О подготовке предложений об изменениях Конституции (Основного Закона) РСФСР", которым поручает Конституционной комиссии с учетом поступивших от депутатов предложений "подготовить и внести на рассмотрение Съезда народных депутатов РСФСР проект Закона РСФСР об изменениях Конституции (Основного Закона) РСФСР". Таким образом, у Конституционной комиссии было как бы две стратегические задачи: согласно "Декларации" разрабатывать новую Конституцию и одновременно готовить текущие изменения действующего Основного Закона. 
   15 декабря 1990 г. - Съезд народных депутатов принимает Закон "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР".   Резко сокращена преамбула Конституции. Съезд народных депутатов, сознавая историческую ответственность за судьбу России, свидетельствуя уважение к правам всех народов, входящих в СССР, выражая волю народов РСФСР, подтверждает государственный суверенитет РСФСР на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного СССР. 
Изменена характеристика РСФСР и власти в РСФСР. Согласно новой редакции статье 1 РСФСР "есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами". В статье 2 подтверждена принадлежность власти народу - с добавлением слова "многонациональному".  Претерпели существенные изменения нормы Конституции, посвященные экономической системе и собственности. Исключено упоминание о социалистической собственности как основе экономической системы. Право собственности в РСФСР признается и охраняется государством. Государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности, и обеспечивает равную защиту всем формам собственности. Вместо личной собственности Конституция говорит просто о "собственности граждан", предусматривая ее создание и приумножение различными законными путями. 
   Получила новую редакцию ст. 50 Конституции - о свободе совести и вероисповеданий. Прежняя статья делала упор на право отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Теперь о последней нет даже упоминания, и, наоборот, закрепляется право каждого человека "свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения". 
  В Конституции 15 декабря 1990 г. как раз и было отражено российское видение соотношения актов Союза ССР и РСФСР. 
    IV Съезд народных депутатов СССР принимает Закон "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления".   25 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР принимается Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Акт сориентирован на поддержку и создание основ инициативной деятельности граждан и их объединений, направленной на получение прибыли.  

Информация о работе Конституционное развитие России в период с 1985 по 1993 год