Источники правового регулирования защиты прав потребителей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 18:29, реферат

Краткое описание

Потреби́тель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести
либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги)
исключительно для личных, семейных,
домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности (преамбула к Закону РФ «О защите прав потребителей»).
Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и
общественными движениями, направленных на регулирование отношений,
возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар
или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных
с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской
деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя:
установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений
прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

Вложенные файлы: 1 файл

источники правового регулирования.docx

— 30.43 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра права и истории

 

Реферат по правовым основам защиты прав потребителей на тему:

«Источники правового регулирования защиты прав потребителей в России»

 

Выполнила:

Студентка группы 3524

Малых Ирина

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013-2014 гг.

 

Потреби́тель  - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести

 либо заказывающий, приобретающий  или использующий товары (работы, услуги)

 исключительно для  личных, семейных,  
домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской  
деятельности (преамбула к Закону РФ «О защите прав потребителей»).

Защита  прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и

 общественными движениями, направленных на регулирование  отношений, 

возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар 

или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных

 с предпринимательской  деятельностью) и субъектом предпринимательской

 деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя:

установление конкретных прав потребителей; формы возможных  нарушений

 прав и механизм  их защиты; ответственность за  нарушение прав потребителей.


История развития института защиты прав потребителей.

Элементы  защиты прав потребителей встречаются  уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Однако в отдельную группу эти нормы стали выделять относительно недавно.

15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Джон Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:

  1. Право на информацию.
  2. Право на безопасность.
  3. Право на выбор.
  4. Право быть услышанным.
  5. Право на возмещение ущерба.
  6. Право на потребительское образование.

 

 

Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International — CI) дополнила список прав потребителей дополнительными двумя пунктами:

  1. Право на удовлетворение базовых потребностей.
  2. Право на здоровую окружающую среду.

Постепенно  соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большом количестве стран.

 

 

В России.

 «Защита  прав потребителей» — исторически сложившееся понятие, введенное Законом «О защите прав потребителей», который был принятым Верховным Советом РФ от 7 февраля 1992 года. Оно должно было указывать на начало перестройки российского общества, ориентацию экономики на нужды потребителя, поскольку все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, представленного преимущественно государственными организациями. В дальнейшем Закон Российской Федерации о защите прав потребителей претерпел ряд редакций, конкретизировавших его положения. Тем не менее корректность такого названия вызывает сомнения, поскольку целью Закона является установление разумного баланса между непосредственно правами потребителя и интересами продавца (изготовителя, исполнителя).

 

Интересные факты.

  • Некоторые яркие факты из области защиты прав потребителей вошли в учебники по праву:

Представителей  различных слоев общества объединяет то, что все они являются потребителями  товаров и услуг. Российское законодательство защищает права потребителей от недобросовестных производителей. С помощью объединений — обществ потребителей граждане выигрывают иски в суде.

— См.: РГ. 2001. 29 дек; Чиркин В.Е. «Конституционное право России», 2008, учебник, стр. 103, «Институт  государства и права РАН»

  • Словосочетание «защита прав потребителей» иногда используется коммерческими фирмами в качестве юридического или брендовогоназвания. Например, Корпорация свободного общения, работающая в сфере перепродаж услуг сотовой связи, была зарегистрирована как «Клуб Защиты Прав Потребителей» (предположительно, в целях созвучия с обществом защиты прав потребителей).
  • Согласно части 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В 2008 году руководитель юридической службы Ассоциации «Выбор потребителя» Игорь Соломонис обратился в суды Санкт-Петербурга с исками о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий, выразившихся в возложении на граждан-дольщиков неправомерного бремени ответственности за оплату жилищно-коммунальных услуг до возникновения у них права собственности на жилое помещение; действий по ограничению прав пассажиров на бесплатное пользование туалетами, расположенными на железнодорожных вокзалах; действий по продаже на территории Санкт-Петербурга импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке; действий по продаже дистанционным способом биологически активных добавок к пище (БАД).

 

Правовое регулирование. Источники.

Правово́е регули́рование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Особенность правового регулирования как  отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов. Отсюда использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию — правовое воздействие. Поэтому какое-либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации, путём пропаганды или агитации, в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений.

Источники правового регулирования  в России

  • Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»
  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (статья 9)
  • «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» (приняты 09.04.1985 Резолюцией № 39/248 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)

Закон «О защите прав потребителей» — так называемый «вертикальный» закон. Его нормы носят системообразующий характер, так как содержат ссылки на иные нормативные правовые акты. Все вместе они образуют систему законодательства о защите прав потребителей (см. статью 1 Закона «О защите прав потребителей»).

Благодаря множественным  бланкетным нормам (например, пункт 5 статьи 4 и пункт 1 статьи 7 Закона «О защите прав потребителей»), с положениями  данного закона корреспондируются  многие нормы иных законов Российской Федерации и международных документов, признаваемых Россией.

В настоящее  время действует только более 20 подзаконных  актов, принятых непосредственно во исполнение требований Закона «О защите прав потребителей», в том числе:

  • Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»

Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 «Об  утверждении перечня технически сложных товаров»

  • Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 года № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам»
  • и другие.

По отдельным  вопросам разрешения судами споров в  области защиты прав потребителей Пленум Верховного суда Российской Федерации  издал Постановление № 7 от 29.09.1994 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».

Процессуальные  особенности защиты прав потребителей

Для более  эффективной защиты прав потребителей в Российской Федерации предусмотрен ряд мер, упрощающих доступ потребителей к правосудию, в случае нарушения  их прав.

  • Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
    • нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;
    • жительства или пребывания истца;
    • заключения или исполнения договора.

Если иск  к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд  по месту нахождения ее филиала или  представительства.

Гражданский кодекс Российской федерации - кодекс федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения. Гражданский кодекс имеет приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права.

Часть первая ГК устанавливает юридические  основания участия граждан, предпринимателей, юридических лиц в процессе гражданского оборота, раскрывает понятия "моральный  вред", "защита чести и достоинства" физических и юридических лиц, определяет общие условия заключения гражданско-правовых договоров и т. д. Часть вторая ГК раскрывает содержание норм, определяющих особенности отдельных видов  гражданско-правовых договоров, например договор купли-продажи, договор - перевозки, договор - подряда и др. Из содержания ст.1 Закона вытекает, что Гражданский кодекс РФ является основополагающим законом для регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей.

Правительству РФ предоставлено право издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и оказании услуг).

Нормативные акты Правительства РФ, регулирующие перечисленные виды договоров, распространяются на отношения, связанные с защитой прав потребителей, и, следовательно, нарушение требований указанных актов будет однозначно расцениваться как нарушение прав потребителей.

 

Процессуальные особенности

Для более  эффективной защиты прав потребителей в Российской Федерации предусмотрен ряд мер, упрощающих доступ потребителей к правосудию, в случае нарушения  их прав.

Иски о  защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в  суд по месту:

нахождения  организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;

жительства  или пребывания истца;

заключения  или исполнения договора.

Если иск  к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд  по месту нахождения ее филиала или  представительства.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением прав потребителя, если цена иска не превышает 1000000 рублей. В случае если цена иска превышает эту сумму, потребитель уплачивает государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 рублей.

 

Законодательство  о гражданской ответственности  в области защиты прав потребителей предусматривает довольно жесткие  меры за их нарушение. Придерживаться его канонов выгодно не только покупателю для охраны и защиты своих  интересов и прав, но и самим  продавцам. Закон устанавливает  различные гарантии удовлетворения требований потребителя: от уплаты потребителю  неустойки в случае просрочки  выполнения его законных требований до уплаты штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере цены иска. Следовательно, для изготовителя, исполнителя и  продавца выгоднее соблюдать закон, а тем более не доводить дело до суда.

 

Использованные  источники:

1. Закон Российской  Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».

2. Чиркин  В. Е. «Конституционное право  России», 2010, учебник, стр. 103, «Институт  государства и права РАН»

3. http://legalquest.ru

4. Гражданский  кодекс РФ

5. И.Н. Гуляева.  «Защита прав потребителей: в  вопросах и ответах», 2012 г.

6. http://ru.wikipedia.org

7. http://www.quality.spb.ru


Информация о работе Источники правового регулирования защиты прав потребителей в России