Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучение истории становления института омбудсмена в нашей стране;
2. рассмотрение правовой регламентации деятельности Уполномоченного по правам человека;
3. характеристика основных направлений деятельности омбудсмена.

Содержание

Введение ......................................................................................3
1. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации .................................................................5
2. Правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации .........................................................10
3. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации ................................................13
4. Деятельность Уполномоченного по правам человека в 2003 году ......20
Заключение .................................................................................27
Список использованной литературы ..................................................30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Конституционному праву на тему.docx

— 42.00 Кб (Скачать файл)

4. Деятельность Уполномоченного по правам человека в 2003 году 
В Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году отражено, что опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что подавляющее большинство наших сограждан имеет весьма нечеткое представление о своих правах и тем более о формах и методах их защиты. 
За годы деятельности Уполномоченным по правам человека в Российской Феде-рации было рассмотрено более 155 тысяч жалоб и обращений граждан, поступивших из всех регионов России, стран СНГ и Балтии и ряда стран мира. 
Годы 1998 с 22.05.98 1999 2000 2001 2002 2003 Всего 
Количество жалоб и обращений 6978 22815 24985 30056 33455 36634 154923 
Прирост за год в % . . 9,5 12 11,1 10,9 .

Для анализа  ситуации взяты данные об обращениях и жалобах за 2001-2003 годы, когда институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации уже полностью сформировался. В этот период поступило почти 65 процентов всех обращений граждан к Уполномоченному. Они поступают практически из всех субъектов Российской Федерации, о чем свидетельствуют сравнительные данные о распределении поступивших к Уполномоченному жалоб граждан по федеральным округам за 2000-2003 гг. (в процентах):

Федеральный округ 2000-2002 2003 В целом 
Центральный ФО 31 32,7 32 
Северо-Западный ФО 12,1 9 10,4 
Южный ФО 13,6 14,6 13,8 
Приволжский ФО 18,2 18,6 18,1 
Уральский ФО 8,8 8,5 8,9 
Сибирский ФО 11,5 11,6 11,7 
Дальневосточный ФО 4,8 5 5

Распределение заявителей по регионам очень неравномерное. Это связано, прежде всего, с уровнем имеющейся информации о существовании и возможностях нового института внесудебной защиты граждан, с уровнем восприятия населением степени нарушения своих конституционных прав, осознанием необходимости их правовой защиты. 
За последние три года (2001-2003) к Уполномоченному поступало в расчете на субъект Российской Федерации в среднем 375 обращений и жалоб граждан за год. Распределение субъектов Российской Федерации по численности поступающих из них обращений и жалоб граждан приведено в таблице.

Поступление жалоб  Количество субъектов Доля жалоб  в % 
в %  
до 150 40 45 11,9 
151- 300 22 24,7 22,4 
301 — 450 18 20,2 29 
450 — 600 5 5,6 13 
601 и более 4 4,5 23,7

Из 13 субъектов Федерации количество поступающих жалоб превышало средний показатель. Наибольшее количество обращений (жалоб) поступило из: г. Москвы — 2275, Краснодарского края — 932, Московской области — 878, Ростовской области — 762, Челябинской области — 585, г. Санкт-Петербурга — 584, Свердловской области — 555, Тверской области — 491, Ставропольского края — 456. 
Но если судить по более объективному показателю — количеству обращений (жалоб) из регионов относительно к численности населения субъекта Федерации, то ситуация уже будет другой. 
В расчете на 100 тыс. населения Российской Федерации среднее за три года количество обращений и жалоб составило 13,8 за год. Распределение субъектов Российской Федерации по численности поступающих из них жалоб в расчете на 100 тысяч населения приведено ниже.

Среднее количество жалоб на 100 тыс. населения 
Количество субъектов 
в % 
до 5,3 7 13,5 
5,4 — 10,6 49 27 
10,7 — 16 35 40,4 
16,1 — 21,4 9 9 
21,5 и более 10 10 10,1

Судя по этому показателю, в 2003 году уже из 37 субъектов Федерации количество обращений граждан превышало средний показатель. Чаще обращались за защитой своих нарушенных прав из следующих субъектов Федерации: Республика Мордовия — 39,1 обращений, Тверская область — 31,2, Магаданская область — 30,3, Республика Коми — 27,8, г. Москва — 26,6, Ямало-Ненецкий АО — 21,3, Владимирская область — 19,8, Кировская область — 19,3, Тульская область — 18,9. 
В этих обращениях (жалобах) граждан отражен весь спектр проблем современной жизни российского общества, о чем свидетельствует их распределение по видам прав по тематике дел, принятых к производству (в % к общему числу):

Виды прав человека Доля жалоб в % 
Гражданские 57,8 
Политические 1,5 
Экономические 16 
Социальные 24,2 
Культурные 0,5

Тематика дел  Доля жалоб в %

Уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право 48,7 
Гражданское и жилищное право 23,8 
Трудовое право 6,6 
Права инвалидов, ветеранов труда, вопросы пенсий и пособий 5,9 
Права военнослужащих и членов их семей 
5,1 
Права беженцев и вынужденных переселенцев 4,0 
Конституционное и административное право 3,7 
Международное право 1,0 
Религиозные вопросы и культурные права 0,6 
Другие 0,5

Больше всего  к Уполномоченному поступило обращений и жалоб с просьбой защитить гражданские (личные права) граждан — 57,8 процентов. Из них: о нарушениях права на жизнь, права на неприкосновенность личности, свободу от пыток, жестокого обращения, жалобы на действия милиции — 1,8 процента; о нарушении права на справедливое судебное разбирательство и права на равную защиту закона — 74,6 процентов, (из них, просьба о пересмотре приговоров, определений и постановлений, вступивших в силу — 65,5 процентов); о нарушениях прав осужденных при исполнении наказания в виде лишения свободы — 14,7 процентов; обращения о нарушении права на гражданство, права на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства — 8,8 процентов. 
Из обращений граждан, посвященных проблемам защиты политических прав: более 36 процентов заявителей сообщали о нарушении политических прав народов на самоопределение (из них — 84 процента были по вопросам реабилитация репрессированных и депортированных народов); о нарушениях прав человека на участие в управлении делами государства на федеральном и муниципальном уровне, избирательных прав — почти 19 процентов; о нарушении основных политических свобод — права на свободу мысли, слова и печати, совести, религии и убеждений — 44 процента (из них — 23 процента писем сообщают о нарушениях законодательства о создании и порядке регистрации политических партий, общественных объединений, религиозных конфессий и культовых объектов). 
Просьба о защите экономических прав граждан содержится в 16 процентах всех обращений и жалоб, поступивших к Уполномоченному. Из них нарушениям права собственности посвящено 12,3 процента; нарушениям законодательства о предпринимательстве — 43 процента; нарушениям прав трудящихся на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, права на равную оплату за равный труд, на защиту от безработицы — почти 45 процентов обращений (в этих жалобах вопросы выполнения условий трудового договора составляли почти 69 процентов, об оплате труда — около 20, возмещение вреда здоровью — 10, трудоустройство и защита от безработицы — примерно 1,5 процента). 
Проблемам защиты социальных прав человека посвящены 24,2 процентов обращений и жалоб из всех субъектов Российской Федерации поступивших к Уполномоченному. Значительная часть этих обращений — 52,5 процентов, посвящена защите прав человека на достойные условия жизни, достаточный уровень жизни (из них по проблемам жилья — 77,6 процентов). Проблемам нарушений пенсионного законодательства посвящено — почти 32 процента обращений. Правам, обеспечивающим охрану и возможности восстановления здоровья, праву на здоровую окружающую среду посвящено более 6 процентов обращений. Правам лиц, нуждающихся в особой социальной защите — материнства и детстве, прав ребенка, инвалидов и умственно отсталых лиц, беженцев посвящено почти 10 процентов обращений. 
Из обращений в защиту нарушенных культурных прав человека более 60 процентов было посвящено защите права на образование; о защите прав на участие в культурной жизни, об охране памятников истории и культуры, культурно-просветительских учреждений, прав этнических меньшинств, авторских прав — обратились около 40 процента заявителей.

Заключение

Институт Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации является важным гарантом права и демократических начал в обществе. 
Действенность и результативность работы по восстановлению нарушенных прав и предотвращение возможностей их нарушения весьма важна для эффективной отдачи государственного правозащитного института, его становления как органа, в который люди верят и куда хотят обращаться. Необходимо сказать решительное «нет» практике бюрократических отписок, к которым граждане так приучились при обращении в государственные инстанции; из ответа на любой, казалось бы, незначительный, вопрос человек должен делать вывод о реальном участии в его судьбе, готовности оказать помощь. 
Для этого требуется прежде всего квалифицированный и профессионально подготовленный состав сотрудников аппарата, ставящих во главу угла внимание и чуткость к людям, сопереживание их проблемам. В рамках расследования по жалобе нужно проведение квалифицированной юридической экспертизы по существу дела, запрос необходимых документов как у обратившегося гражданина, так и у организаций и учреждений и т.п. Необходимо устанавливать эффективную обратную взаимосвязь с лицом, обратившимся в аппарат Федерального Уполномоченного, своевременно информировать его о ходе расследования, сообщать о запросах, направленных по жалобе органам и должностным лицам, результатах и принятых решениях. 
С точки зрения действенности работы по восстановлению прав граждан необходима быстрая и адекватная реакция государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц на обращения и запросы Уполномоченного. Нередки, к сожалению, случаи, когда на наши письма следуют формальные ответы-отписки, и федеральному Уполномоченному приходится обращаться в более высокие инстанции для того, чтобы добиться принятия решений по существу жалобы. Имеются и случаи, когда некоторые должностные лица попросту не дают ответа. Такая практика ведет к затягиванию рассмотрения жалобы, затрудняет принятие Уполномоченным мер по восстановлению прав и свобод человека и гражданина. 
Уполномоченный твердо обязан требовать от всех должностных лиц, какое бы карьерное положение они бы ни занимали, уважительного отношения к своим заключениям, обращениям и другим документам, поскольку преследует при этом главную задачу, поставленную Федеральным конституционным законом — обеспечивать государственную защиту прав и свобод граждан, их соблюдение и уважение. В необходимых случаях целесообразно более широкое освещение нетерпимых противоправных действий соответствующих должностных лиц в средствах массовой информации, в том числе с использованием возможностей неправительственных правозащитных организаций. Государственные и муниципальные служащие, нарушающие права человека, должны привлекаться к дисциплинарной и судебной ответственности. 
Важное место в деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации занимают обобщение и анализ реальной ситуации с правами человека в стране на основе поступающих жалоб, сообщений средств массовой информации, не-правительственных правозащитных организаций, и выдвижение конкретных предложений и инициатив, направленных на развитие демократических институтов в России, совершенствование российского законодательства в сфере прав человека и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, на урегулирование кризисных ситуаций, преодоление гуманитарных последствий террористических актов, экологических и техногенных бедствий. 
Ежегодные и специальные доклады Федерального Уполномоченного, имеющие целью подробное информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации, должны стать настольной книгой каждого, в том числе высокопоставленного чиновника. При этом рекомендации, высказываемые в этих докладах, необходимо внедрять в практику. Уполномоченный не намерен ограничиваться констатацией нелицеприятных фактов в тех или иных областях, где нарушаются права человека. Приоритетная задача — налаживание системы прочного взаимодействия по вопросам, входящим в компетенцию Федерального Уполномоченного, с органами государственной власти, местного самоуправления и официальными лицами. 
Ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации должны стать предметом рассмотрения Правительства Российской Федерации для принятия конкретных мер по улучшению положения с правами человека в стране. Специальные доклады следует рассматривать на заседаниях коллегий министерств, проблемы которых анализируются в соответствующих докладах. 
Перед российским обществам стоят ответственные задачи по продолжению курса реформ, повышению стандарта жизни населения. Их выполнение позволит России занять достойное место в мире. Последовательная защита прав граждан будет способствовать снижению и предупреждению социальной напряженности в обществе, что окажет непосредственное содействие решению сложных текущих и перспективных проблем страны в целом.

Список  использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1994. 
2. Заключение N 193 по заявке России на вступление в Совет Европы (Страсбург, 25 января 1996 г.) // Российская газета. 1996. 29 января. 
3. Федеральный Конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 4 марта. 
4. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года № 1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865. 
5. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в российской федерации в 2003 году. М., 2004. 
6. Андреев В. Н. Институт омбудсмена в правовых системах зарубежных стран. СПб., 1999. 
7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л. А. Окунькова. М., 1996. 
8. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации http://ombudsman.gov.ru

Информация о работе Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации