Достоинства и недостатки монархии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенности монархии, как формы правления государства.
Задачами данной работы являются:
- анализ существующих форм правления,
- рассмотрение достатков и недостатков монархии как формы правления,
- рассмотрение особенностей современных монархий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие и сущность монархии………………………………………….5
Исторические разновидности монархий……………………………….7
Достоинства и недостатки монархии………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………20
Список литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. сравн-конст право.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Понятие и сущность монархии………………………………………….5
  2. Исторические разновидности монархий……………………………….7
  3. Достоинства и недостатки монархии………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………20

Список  литературы………………………………………………………….22

 

Введение

Монархия - в переводе с греческого означает единовластие. Она является одной самых древних форм правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Хотя в современном мире - это означает не просто власть одного, а власть наследуемая. Она нередко обожествляется (монарх - помазанник Божий). Правда ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов, чаще насилия, изредка приглашения, то есть вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала девятнадцатого века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов. Даже в современном мире, несмотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления спор между ней и монархией продолжается.

Что касается России, то наша страна прошла первую стадию развития монархии, прерванную социалистической революцией, в отличие от большинства  европейских стран, где абсолютная монархия была заменена на конституционную. Путь развития монархии в России проследить нетрудно: от раннефеодальной, существовавшей в период феодальной раздробленности Руси и сословно-представительской, имевшей место во времена становления Российского государства; до абсолютной, просуществовавшей вплоть до начала двадцатого века. Становление стабильного монархического строя во многом позволило России совершить рывок в экономическом, политическом и культурном развитии, что способствовало увеличению авторитета страны во всем мире. Однако уже к середине девятнадцатого века политическая система становится своеобразным заложником непростой экономической ситуации, которая возникла благодаря ряду крайне некомпетентных шагов. Неразрешенная ситуация с крепостным правом, в то время как большинство европейских стран уже встало на более демократичный путь развития, еще более усугубляла кризис, затронувший практически все области государственной сферы. Трудно сказать, был ли это скорее экономический кризис, или политический - цель моей курсовой работы не в этом, но над монархическим строем в России, правда, далеко не первый раз, навис домоклав меч. К сожалению, сложная международная обстановка только усиливала тенденции к ухудшению ситуации: бесполезная Крымская Война, Война с Японией, а затем, и Первая Мировая окончательно пошатнули российскую политическую систему. Агония продлилась вплоть до осени 1917 года, положившей начало новой истории России, как первого в мире социалистического государства.

Из всего  выше сказанного видно, что институт монархии в России не прошел своей заключительной стадии развития парламентской монархии. И хотя в феврале 1917 года в нашей стране произошла буржуазная революция, она закончилась свержением монархического строя.

Целью данной работы является рассмотрение особенности  монархии, как формы правления государства.

Задачами данной работы являются:

- анализ существующих  форм правления, 

- рассмотрение  достатков и недостатков монархии  как формы правления, 

- рассмотрение  особенностей современных монархий.

 

 

  1. Понятие и сущность монархии

Монархия наряду с республикой является одной  из двух форм правления, известных теории государства и права. Власть монарха, как правило, является пожизненной  и передается в порядке престолонаследия.

Престолонаследие  – переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

 В некоторых  арабских странах существует  так называемая "клановая" форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.

Другой важной формой правления является регентство – временное коллегиальное или  единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях  в случае продолжительной болезни, малолетства, или временного отсутствия монарха.

 В зависимости  от принципа наследования власти  монархия может быть династической,  родовой и выборной.1

В династической  монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол  передается от отца к сыну или от брата к брату, как это было на Руси.

Гораздо чаще нам  встречается родовая монархия, где  действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был  происходить из царского рода, но это  вовсе не означало, что он автоматически  наследовал престол.

Особая разновидность  монархии – выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин  избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

 

  1. Исторические разновидности монархий

Монархия как  форма правления весьма неоднородна  и показала на протяжении веков свою гибкость и изменчивость, благодаря  которым ей и удалось «выжить» в современных высокоразвитых демократических государствах. Рассмотрим самые древние разновидности монархий.

Патриархальная  монархия (традиционная).

Она характерна для традиционных обществ и прямо  происходит из развития семейного принципа (традиционный монарх воспринимается как отец своих подданных).

Патриархальная  монархия, так же как и сакральная имеет один древний обычай – принесение царской жертвы. Царь добровольно  приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Мифологическое наследие подобного рода изложено в классическом труде Р. Грейвса "Греческая мифология". Он пишет, что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические обряды).

Серьезность царской  жертвы, память о которой сохранялась  в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом - так она и воспринимается в христианском богословии.

Сакральная  монархия.

Сакральная  монархия - это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая.

Многовековая  история сакральных монархий привела  к относительной сакрализации любой  монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.

Деспотическая монархия.

По-гречески, слово "деспот" означает "владыка", "повелитель". Деспотическая монархия складывается в военизированных  обществах. Если сакральный монарх по происхождению - жрец, то деспотический - генерал. В деспотических монархиях мы видим реально сильную монархическую власть в сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных. Как уже говорилось, подданные в таких монархиях - народ-войско.

Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь, армянский царь Древности и Раннего Средневековья, а также хан тюркской или монгольской орды (выборный деспотический правитель).

Сословно-представительная монархия.

Их в истории  мы видим чаще всего. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.

Для восточно-арийских обществ характерно включение царя в сословие, только не в высшее, а во второе - в воинское.

Напротив, в  западной традиции сословных обществ  монарх был надсословен. Можно даже предполагать, что в ахейских обществах  аристократия была сильнее монархии, и все же царский род выделялся  и обособлялся.

Точно так же в традиции Домонгольской Руси князья являлись своеобразно обособленным сословием, отстраненным от аристократии - бояр.

Надо отметить, что сословным  обществам монархия безусловно полезна, потому что монархический принцип  позволяет главу государства  сделать надсословным, а следовательно, сделать арбитром в случае межсословных конфликтов.

В лучшие периоды отечественной  истории мы можем наблюдать у  нас монархию сословную. С созданием  единой России мы перешли к сословно-представительной монархии (в XVI-XVII вв. царь правил с аристократической Боярской думой и сословным представительством - Земским собором).

Распространенно мнение историков, что сословное представительство  и тем самым сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы за объединение государств против феодальной раздробленности. Нередко встречаются упоминания (это характерно для Западной Европы), что короли боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и горожан (бюргеров).

Отсюда следует, что парламенты появились в процессе борьбы за единство государства. Первый датируемый в Западной Европе парламент - Кортесы Кастилии (1185 г.). Первый датируемый опыт парламентаризма в отечественной истории - Земский собор кн. Всеволода III Большое Гнездо (1211 г.), т.е. наш парламент на 54 года старше английского, созванного впервые в 1265 г. Сословно-представительные монархии преобладают в Западной Европе XIII-XVI вв. В отечественной истории эта форма правления держится с середины XVI и до конца XVII вв. Впрочем, строго говоря, сословно-представительная монархия - это уже составная политическая система.

 

Абсолютные монархии.

Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической  формы правления, характеризующуюся  юридическим и фактическим сосредоточением  всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха (по формуле Петровского Воинского устава — “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”).

Принцип абсолютизма генетически  связан с тремя заметными историческими  явлениями: с бюрократизацией, отходом  от христианских основ и этатизмом.

Большому государству  свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического абсолютизма.

Абсолютная монархия связана  с антихристианскими тенденциями  эпохи Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристианизации западноевропейской культуры. Существовал так называемый "просвещенный абсолютизм", который означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из просветителей.

В эпоху Просвещения существовал  принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах  дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип был реализован в абсолютизме.

В настоящее время в  мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар. В последние десятилетия в  некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.

Особую разновидность  абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма  организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии. является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Информация о работе Достоинства и недостатки монархии