Динамика психических состояний осужденного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Исследование психических состояний осужденных имеет существенное значение для организации всего процесса исправления преступника. Чуткое отношение к внутреннему миру заключенного, и особенно к переживаниям, возникшие под влиянием самого факта лишения свободы, позволяет выработать психологически обоснованные меры по устранению его некоторых негативных и формированию положительных психических состояний и тем самым сделать процесс исправления наиболее эффективным.

Содержание

Введение 1
1. Анализ психических состояний 3
2. Динамика психических состояний осужденного 5
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

психология осужденных.docx

— 47.77 Кб (Скачать файл)

Важнейшим путем развития речи у осужденных является расширение словарного запаса. Обогащение словарного запаса достигается  чтением художественной и научной  литературы, газет, журналов. Постоянное приобретение новых слов должно  сопровождаться раскрытием их значения. Существенную роль в развитии речи осужденного имеет язык работников колонии, которая должна служить  эталоном. К сожалению, нередко и  они не обладают высокой культурой  речи, а отдельные даже прибегают  к жаргону, пытаясь таким ошибочным  путем завоевать авторитет у  осужденных. Следует бороться против засорения языка словами-паразитами, с привычкой заменять слова жестами, с неправильным употреблением слов, ошибками в ударении и т.д., выявлять распространителей лагерного жаргона и применять к ним суровые меры.

В процессе исправления нельзя не учитывать  индивидуальных различий памяти осужденных. Необходимо опираться на положительные  и преодолевать негативные ее стороны. Память осужденных совершенствуется при  обучении, трудовой деятельности и  тем успешнее, чем успешнее у них  формируется сознательное и ответственное  отношение к труду, обучению, получения  специальности и т.д.. Для повышения  продуктивности запоминания необходима ясная постановка познавательной задачи (почему надо запомнить, где потребуются  данные знания). Важно также стимулировать  мотивы учения, активизировать на уроках познавательные интересы у осужденных, научить их различать познавательные задачи в ходе обучения (понять, разобраться  в материале и запомнить его). Важным условием развития памяти является совершенствование мышления и мыслительных операций, доведение умственных действий в обобщенных навыков и умений и использование их как приемы запоминания и воспроизведения. Переключение профессионально-преступной памяти на полезную для общества деятельность происходит в результате воздействия  воспитателей на личность осужденного, особенно на направленность, чувство, характер и волю. Развитию памяти способствует созданию атмосферы заинтересованности и состязательности. Воспитатель  добьется большого успеха, если развивать  у осужденного привычку заранее  во всем разобраться, прежде чем запомнить, умение отбирать материал для запоминания, выделять в нем главное, умело  разбивать материал на порции при  заучивании, своевременно повторять  пройденное.

Внимание  возникает на основе таких свойств  личности, как отношение к труду, волевых усилий, умений и навыков  и других свойств. Вместе с тем  внимание является предпосылкой формирования других свойств личности, в частности, организованности в по поведении  ребенка и деятельности, а также  тактичности в общении с другими  людьми. Внимание осужденного зависит  от его отношения к труду, повышенного  интереса, увлеченности работой или  неустойчивого отношение к ней, слабости развития интереса и потребности  в этом виде деятельности. Связь  трудовых умений с потребностью осужденного  в труде поднимает внимание на новый, более высокий уровень  развития. Внимание, оставаясь на уровне умения, одновременно является вниманием привычке. Последняя и является показателем воспитанности при условии, что такая привычка способствует умственному и нравственному развитию осужденного. В психологической основе волевой внимания важны все волевые качества характера - целеустремленность воли, инициативность, ответственность, организованность, настойчивость, выдержка и самоконтроль. Регуляция внимание, что осуществляется посредством речи в различных видах деятельности, а также внимание к своему речи и к высказываниям других, является показателем высокого уровня его воспитанности. Важным критерием воспитанности внимания является развитие умения согласовывать свое внимание с вниманием других. Внутренняя речь укрепляет и актуализирует сосредоточенность на предмете мысли и является средством переключения внимания и самоконтроля в рассуждении и общении. Критерием воспитанности внимания является единство внимания и восприятия, внимания и памяти, внимания и мышления и воображения, что составляет психологическую предпосылку воспитанности внимания. Эмоциональность внимания определяется единством ее с интеллектуальными, моральными и эстетическими чувствами. Развитие внимания может достигать уровня развития внимательности в форме сочувствия и сопереживания в отношении других людей. Для высокого уровня развития внимания характерны гармоничность, уравновешенность всех трех видов свойств внимания, а именно: интенсивность внимания, ее широта (объем и распределение) и единство устойчивости и динамики, что дает нам переключенность внимания.

Тренирует и закаляет волю режим, устанавливает  многочисленные и разнообразные  правила поведения и обязывает  осужденных точно следовать им. Чтобы  не нарушить требований режима, осужденному  приходится не только их помнить, но и  соблюдать их, подчиняться им, строить  свою деятельность, исходя из этих правил. Таким образом, режим приучает осужденных управлять своим поведением в  условиях лишения свободы.

Велика  роль труда в исправлении и  перевоспитании свободы у осужденных. Для добросовестного выполнения производственного задания нужна  волевая направленность, человеку постоянно  приходится делать в процессе труда  длительные волевые усилия, не только способствует формированию волевых  качеств (например, настойчивости, энергичности, целеустремленности, самостоятельности, дисциплинированности), но и формирует  внимательность, сообразительность, изобретательность, воспитывает профессиональные привычки, без чего свобода человека не может  быть полноценной. Особенно важно всячески подчеркивать, что длительная усердие, которая проявляется в работе, возмещении нанесенного ущерба - все  это требует волевых усилий и  самоограничений, а уклонение от производственной деятельности, обман  воспитателей в корыстных целях  не имеют ничего общего с волевым  закалкой личности, уклонение от труда  еще больше развращает человека, деморализует его волю.

Способствует  воспитанию и перевоспитанию свободы участие осужденных в общеобразовательном и профессиональном обучении. С полной отдачей трудиться на производстве, участвовать в общественной деятельности и одновременно учиться, повышать свою квалификацию может действительно волевой человек. Для воспитания силы воли особое значение имеет приучение человека старательно усваивать материал, не вызывает интереса, но необходимый в жизни, практической деятельности. Весьма полезно для воспитания воли развитие устойчивых мотивов учения (приобрести знания, подготовиться к трудовой жизни на свободе, повысить квалификацию с целью привлечения к честной трудовой жизни), которые добавляли бы смысл всему обучению осужденного в местах лишения свободы.

В воспитании свободы осужденных большая роль коллектива. Когда человек живет, работает и учится в коллективе, она формирует умение согласовывать  свои действия и поступки с действиями и поступками других, подчинять свои интересы интересам большинства, учитывать  общественное мнение, нормы общежития, участвовать в достижении коллективной цели деятельности. Максимальной воспитательной действием обладает тот коллектив, в котором каждый его член чувствует  себя значимой личностью.

Вычисления  возрастных особенностей правонарушителей - особое условие успеха при воспитании и перевоспитании свободы осужденных. Так, подросткам правонарушителям присущи: стремление к самостоятельности, особая склонность ставить все под сомнение, некритическое подражание, болезненное  самолюбие и обидчивость, острая реакция на оценку их поступков; некоторая  неустойчивость интересов, повышенная возбудимость, неустойчивость убеждений  и волевых качеств. Воспитывая волю у правонарушителей юношеского возраста, следует иметь в виду, что черты  их характера, убеждения и волевые  качества недостаточно устойчивы. Вместе с тем в них нередко наблюдается  импульсивная противоречие мотивов  поведения. Это связано с тягой  к необычному, к романтике, с выбором  как идеала личности с сильной, но отрицательно направленной волей.

При индивидуальной работе, направленной на формирование волевых качеств  у взрослых, особого внимания требуют  те осужденных нет, не имеющих твердых  целей и жизненных установок.

Не  следует забывать об опоре на положительные  качества личности в преодолении  негативных его волевых качеств. Так, в робкого потенциальной  достоинством может оказаться самокритичность  или скромность и т.д.. Большое  значение поэтому имеет постоянное и дифференцированное стимулирования побуждение осужденных к преодолению  трудностей (своевременная совет, требование или одобрения, приказ и популяризация  сделанного, поощрением или наказания). Особенно действенным стимулятором является доверие, побуждает осужденного  проявить волевое усилие требование, которое должно быть выполнима и доведена до логического конца, то есть до поступка.

Важным  стимулом должна быть своевременная  и справедливая общественная оценка волевых усилий. Воспитатель или  коллектив, положительно оценивая поступок осужденного, тем самым стимулирует  его повторения. Заслуженное поощрение  закрепляет достигнутые успехи и  способствует проявлению нового усилия при преодолении трудностей, а  незаслуженное поощрение и несправедливое взыскание снижают волевое усилие.

В формировании у осужденных волевых качеств  нельзя переоценить их стремление к  самовоспитанию. Важно помочь осужденным увидеть свои отрицательные качества, побудить постоянно оценивать свои действия, осознавать их последствия. Критическое отношение к своим  поступкам, требовательность к себе - один из характерных признаков  волевого человека.

Типичные  для осужденных психические состояния  приводят слабовольных к потере индивидуальности. Не случайно заключенные, пробыли год  и более в колонии, нередко  становятся похожими друг на друга. Особенно быстро теряется индивидуальность у  женщин. Потеря индивидуальности - это  начало распада личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Таким образом исследования психических  состояний осужденных имеет существенное значение для организации всего  процесса исправления преступника. Чуткое отношение к внутреннему  миру заключенного, и особенно к  переживаниям, возникшие под влиянием самого факта лишения свободы, позволяет  выработать психологически обоснованные меры по устранению его некоторых  негативных и формированию положительных  психических состояний и тем  самым сделать процесс исправления  наиболее эффективным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Ковалев  В.И. Мотивы поведения и деятельность /В.С. Ковалев. - М.: Наука, 1988. - С. 128-141.

2. Левитов  И.Д. О психических состояниях  человека /И.Д. Ковалев. - М.: Просвещение, 1964. - 334 с. 

3. Хрестоматия  по общей психологии: Психология  мышления. - М., 1981. - 344 с. 

1 Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность /В.С. Ковалев. - М.: Наука, 1988. - С. 128-141.

2  Левитов И.Д. О психических состояниях человека /И.Д. Ковалев. - М.: Просвещение, 1964. - 334 с.

 


Информация о работе Динамика психических состояний осужденного