Гражданские процессуальные принципы: понятие и система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Кроме того, с одной стороны, принципы отражают существо содержания и социальную направленность правового регулирования. Это позволяет лучше понимать его смысл, правильно применять и толковать конкретные правовые нормы. С другой стороны, принципы права должны учитываться при обнаружении пробелов в законодательстве и применении правовых норм по аналогии.
Таким образом, принципам права следует уделять особое внимание, особенно в процессе непрерывного изменения и совершенствования законодательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
1.Понятие принципов гражданского процессуального права…………..6
2. Система принципов……………………………………………………..9
2.1 Классификация принципов гражданского процессуального права…9
2.2 Организационно-функциональные принципы……………………...15
2.3 Функциональные принципы………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………..32
Список использованной литературы…………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.20 Кб (Скачать файл)

Суд отвергнет в качестве доказательства информацию, представляемую стороной, если она не отвечает признакам  доказательств, закрепленным в нормах гражданского процессуального права (ст. 55 ГПК). Принцип законности универсален  и обеспечивает нормальное - в соответствии с его назначением - функционирование каждого принципа и всей системы принципов гражданского процессуального права в целом13.

"Работа" системы принципов  гражданского процессуального права  наглядно отражается в классификации  принципов. В философии классификацию  рассматривают как особый случай  применения логической операции  деления объема понятия (в нашем  случае - системы принципов), представляющей  собой некоторую совокупность  делений по определенным критериям.  Иначе, классификация есть разделение  целого на составные части  по определенному классифицирующему  критерию14.

В доктрине гражданского процессуального  права в зависимости от избранного критерия сложились различные классификации  принципов. Наибольшее распространение  получили следующие.

В зависимости  от источника закрепления различают:

принципы, закрепленные в  Конституции РФ (например, принцип  несменяемости судей, принцип неприкосновенности судей);

принципы, закрепленные в  Конституции РФ и развитые в отраслевом законодательстве (принцип осуществления  правосудия только судом, принцип независимости  судей и подчинения их только закону и др.);

принципы, закрепленные в  Гражданском процессуальном кодексе (в частности, принцип непрерывности  судебного разбирательства и  др.);

принципы, содержание которых  выводится из смысла процессуального  законодательства, совокупности норм (принцип диспозитивности и др.).

В зависимости  от сферы действия выделяют:

общие (общеправовые) принципы, действующие вне зависимости  от категории общественного отношения, подвергнутого правовой регламентации (например, принцип законности);

межотраслевые, действие которых  проявляется в нескольких отраслях российского права (в частности, гласность судебного разбирательства  присутствует как в гражданском, так и в арбитражном процессе);

отраслевые (специфически отраслевые), действующие исключительно в  гражданской процессуальной сфере, однако следует отметить, что в  ходе сближения гражданского и арбитражного процесса практически не осталось ни одного гражданского процессуального  принципа, который бы не действовал в сфере арбитражного судопроизводства;

принципы отдельных правовых институтов (в теории процессуального  права выделяют принципы стадии судебного  разбирательства - устность, непрерывность, непосредственность, принципы судебного  доказывания и т.д.)15.

В зависимости  от объекта правового регулирования:

организационно-функциональные;

функциональные принципы.

Организационно-функциональные принципы действуют как в сфере  организации правосудия, так и  в сфере его осуществления  в процессуальных отношениях. Функциональные принципы реализуются через процессуальные отношения, складывающиеся в ходе осуществления  гражданского судопроизводства. Эта  классификация является одной из наиболее распространенных в современной  доктрине. Она весьма удобна и наглядна.

Следует отметить, что указанный  перечень не исчерпывающий, встречаются  и иные классификации принципов.

Заметим, что с развитием  доктрины гражданского процессуального  права классификации принципов, даже предпринятые по одному и тому же критерию, нередко существенно  отличались по выделяемым элементам. Так, например, М.А. Гурвич, конструируя классификацию  принципов гражданского процессуального  права по объекту правового регулирования, выделял принципы общего значения и  принципы, регулирующие отдельные стороны гражданского процесса. Стремление максимально полно охарактеризовать систему принципов гражданского процессуального права породило классификации, в основу которых положен не один, а два критерия - нормативный источник закрепления и сфера действия16.

Не существует какой-либо классификации, имеющей бесспорное преимущество перед другими. Каждая классификация имеет познавательное значение и акцентирует одну из значимых сторон механизма действия системы  принципов. Классификации по различным  основаниям дополняют и обогащают  друг друга. Так, организационно-функциональные принципы (акцент делается на их содержании) по форме своего нормативного закрепления  зачастую являются принципами конституционными, а функциональные принципы по преимуществу отражаются в отраслевом законодательстве о гражданском судопроизводстве (в то же время принципы состязательности и равноправия сторон, будучи функциональными, закреплены конституционно - ст. 123 Конституции  РФ)17.

Каждая отрасль права  регулирует те или иные общественные отношения, которые и являются предметом  данной отрасли. Споры о предмете регулирования гражданского процессуального  права велись ещё в 19 веке. По мнению ряда авторов, к российскому процессу применима конструкция, обоснованная германским процессуалистом Бюловым: «Никто не подвергал сомнению, что  процессуальное право определяет права  и обязанности суда и сторон в  их взаимных отношениях. Это не частные  правоотношения, это публичные правоотношения, поскольку одной стороной в этих отношениях выступает суд, орган  власти»18. Точка зрения о том, что предметом гражданского процесса являются общественные отношения между судом (с одной стороны) и другими участниками процесса (с другой стороны) в ходе рассмотрения и разрешения гражданских дел в судах общей юрисдикции встречается и сегодня. Но из этого следует, что правовые нормы, в том числе и принципы, регулирующие отношения, выходящие за пределы этих рамок, не являются гражданскими процессуальными принципами и нормами. С этой точки зрения, некоторые организационно-функциональные принципы гражданского процесса имеют собственно не прямое, а опосредованное отношение к гражданскому процессу. Утверждение во многом спорное, но имеющее право на существование19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Организационно-функциональные принципы

В литературе выделяют следующие  организационно-функциональные принципы:

осуществления правосудия только судом;

несменяемости судей (за исключением  мировых судей);

независимости судей и  подчинения их только Конституции РФ и федеральному закону;

равноправия сторон перед  законом и судом;

гласности судебного разбирательства;

государственного языка20.

Принцип осуществления правосудия только судами закреплен в ст. 118 Конституции и ст. 5 ГПК. В процессе осуществления правосудия реализуется  функция судебной власти. Как подчеркивается в ст. 1 Закона «О статусе судей  в РФ», судебная власть в РФ принадлежит  только судам. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной  и исполнительной властей.

Правосудием же является рассмотрение и разрешение судами в установленном  законом процессуальном порядке  конкретных судебных дел с вынесением по ним законных, обоснованных и  справедливых судебных постановлений21.

Сущность данного принципа судопроизводства заключается в  следующем. Правосудие как особый процессуальный порядок рассмотрения судами гражданских  и уголовных дел снабжено многочисленными  и специфическими процессуальными  гарантиями прав участвующих в деле лиц. Одновременно они являются гарантиями законного и обоснованного разрешения спора о праве или иного  юридического вопроса. Подобный детализированный и демократичный порядок характерен только для функционирования суда, осуществляющего особый вид государственной деятельности. Из этого следуют два вывода практического характера:

1) другие государственные  и общественные органы не должны  нарушать судебную компетенцию  и пытаться разрешать дела, отнесенные  законом к исключительному ведению  суда;

2) разрешение правовых  вопросов иными органами в  рамках их компетенции (например, административными органами, третейскими  судами и т. п.) правосудием  не является22.

Принцип несменяемости судей  раскрывается в содержании ФКЗ "О  судебной системе Российской Федерации", Закона РФ "О статусе судей  в Российской Федерации", ФЗ "О  мировых судьях в Российской Федерации".

Согласно ст. 15 ФКЗ "О  судебной системе Российской Федерации" судья несменяем и не может  быть назначен (избран) на другую должность  или в другой суд без его  согласия. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению  соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев  прекращения полномочий судьи в  связи с истечением их срока или  достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Основания  прекращения и приостановления  полномочий судьи установлены Законом  РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Конституционное положение  о неприкосновенности судей (ч. 1 ст. 122), конкретизируемое в ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", выступает гарантией  независимости судей.

Принцип независимости судей  и подчинения их только Конституции  РФ и федеральному закону закреплен  в Конституции РФ и в ст. 8 ГПК. Как подчеркивается в ст. 120 Конституции, судьи независимы и подчиняются  только Конституции РФ и федеральному закону. Важность данного принципа очевидна, и потому законодательством  устанавливается система различных  гарантий осуществления данного принципа - политических, социально-экономических, юридических.

Стоит отметить, что под  «федеральным законом» в данном случае следует понимать не любой федеральный  закон, но лишь закон, не противоречащий Конституции РФ. Как совершенно правильно  подчеркивает В.М. Жуйков, «судьи не вправе «слепо» следовать любому федеральному закону (равно как и иному нормативному акту), а обязаны каждый раз оценивать  его на предмет соответствия Конституции  РФ»23.

Во исполнение названного принципа судьи должны рассматривать  и разрешать гражданские дела в условиях, исключающих постороннее  воздействие. Любое вмешательство  в деятельность судей по осуществлению  правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом  ответственность. Гарантии независимости  судей устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Оба положения, составляющие единый принцип независимости судей  и подчинения их только закону, взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Независимость  судей не может означать свободу  судебного усмотрения, а основана исключительно на строжайшем соблюдении ими Конституции и федеральных  законов. И напротив, только подчинение, неуклонное следование судей точным указаниям материального и процессуального  закона может означать их подлинную  независимость от каких-либо органов, должностных лиц и иных влияний.

Принцип независимости судей  и подчинения их только федеральному закону означает также недопустимость регламентации процессуальных вопросов законами и нормативными актами, обладающими  меньшей юридической силой по сравнению с федеральным законом (например, нормативным актом, принятым министерством или ведомством РФ, законом субъекта РФ). Принятие такого рода нормативных актов является недопустимым и не может порождать правовых последствий24.

В Законе «О статусе судей  в Российской Федерации» и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» детально сформулированы гарантии принципа независимости судей и подчинения их только Конституции и закону.

В частности, согласно ст. 1, 3 и 5 Закона «О судебной системе РФ»  суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и  закону.

При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что  могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или  вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую  деятельность, а также совмещать  работу в должности судьи с  другой оплачиваемой работой, кроме  научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Таким образом, основной акцент в раскрытии содержания этого  начала - независимости судей - должен быть сделан на гарантиях независимости, которые устанавливаются Конституцией РФ и весьма детально прописаны в  действующем законодательстве25.

Согласно ст. 9 Закона РФ "О  статусе судей в Российской Федерации" независимость судей обеспечивается:

предусмотренной законом  процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства  в деятельность по осуществлению  правосудия;

установленным порядком приостановления  и прекращения полномочий судьи;

правом судьи на отставку;

неприкосновенностью судьи;

системой органов судейского сообщества;

предоставлением судье за счет государства материального  и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Под особой защитой государства  находится не только судья, но члены  его семьи и их имущество.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных  или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе  как в случаях и порядке, предусмотренных  процессуальным законодательством.

Конституционное положение  о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса  судьи и важнейшую гарантию его  профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением  властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а  средством защиты публичных интересов  и, прежде всего, интересов правосудия26.

Информация о работе Гражданские процессуальные принципы: понятие и система