Виды юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:37, реферат

Краткое описание

Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики — предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры.

Содержание

Введение.
1. Понятие и признаки юридического лица.
2. Виды юридических лиц.
3. Правоспособность и дееспособность юр. лиц.
4. Образование юридического лица.
4.1 Государственная регистрация юридического лица.
5. Способы прекращения юридического лица.
5.1. Реорганизация и ликвидация юридического лица и их отличие.
6. Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ.docx

— 63.40 Кб (Скачать файл)

 

4. Образование юридического  лица.

4.1 Государственная регистрация  юридического лица.

Юридические лица создаются  по воле их учредителей, однако, государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда требование: обязательной государственной регистрации юридических лиц (п.1 ст.51 ГК). В качестве учредителей юридического лица могут выступать его первоначальные участники или члены, например: (в хозяйственных товариществах и обществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях). Либо собственник его имущества или уполномоченный им орган, а так же иные лица, вносящие в него имущественные вклады, хотя и не принимающие затем, непосредственного участия в его деятельности (учредители фондов).

Законодательству известно несколько способов создания юридических  лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится нормативно-явочный, либо заявительный, либо регистрационный способ создания. Он исключает необходимость получения предварительного государственного разрешения на создание юридического лица. Учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке и создается большинство юридических лиц.

В качестве исключения используется так же и разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) государственной власти на его создание, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки, юридические лица имеющие возможность занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке товаров и услуг.

В обоих случаях  юридическое лицо считается созданным  с момента его государственной  регистрации (п.2 ст.51 ГК).

С этой же даты возникает и его правоспособность. Государственной регистрации подлежат так же все изменения статуса юридического лица (состав учредителей или участников, изменение предметов его деятельности, места нахождения, размера капитала и т.д.). Данная регистрация фиксируется налоговыми органами в порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации юридических лиц, в едином государственном реестре юридических лиц, открытом для всеобщего ознакомления (п.1 ст.51 ГК). Регистрация производится в течение пяти рабочих дней с момента предоставления документов в регистрирующий орган. Отказ от государственной регистрации возможен только по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов или представление их в ненадлежащий регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например из-за «нецелесообразности». При этом отказ может быть обжалован в судебном порядке (п.1 ст.51 ГК). Законодательством может быть установлена необходимость иной (специальной) регистрации. Такие организации как кредитные, страховые, общественные, профсоюзные, с иностранными инвестициями, СМИ, политические партии и т.д. подлежат специальной регистрации. Такая специальная регистрация преследует иные цели, нежели государственная, предусмотренная в ст.51 ГК, а потому и не заменяет ее. Она сама по себе на влияет на наличие или отсутствие правоспособности юридического лица, тем более, что иногда она вообще не связана со статусом юридического лица (например, для общественных организаций).

5. Способы прекращения  юридического лица.

5.1. Реорганизация  и ликвидация юридического лица  и их отличие.

Деятельность юридического лица прекращается путем его реорганизации; ликвидации; банкротства.

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах как:

  • Слияние нескольких юр. лиц в одно;
  • Присоединение одного или нескольких юр. лиц к другому;
  • Разделение юр. лица на несколько самостоятельных организаций;
  • Выделение из состава юр. лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;
  • Преобразование юр. лица из одной организационно-правовой формы в другую (п.1 ст.57 ГК).

Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность, по крайней мере, одного юридического лица, однако все его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным в порядке правопреемства, причем универсального.

При этом почти во всех случаях  реорганизации (кроме присоединения) возникают новые юридические лица, в связи с чем, реорганизацию можно считать способом не только прекращения, но и возникновения юридического лица. Таким образом, при реорганизации имеет место либо прекращение юр. лиц (присоединение). Либо возникновение (выделение). Либо и то, и другое (слияние, разделение, преобразование).

Обычно реорганизация  проводится добровольно, по решению учредителей юридического лица. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения, преобразования проводится с предварительного согласия государственных органов (п.3 ст.57 ГК).

Реорганизация юридических  лиц оформляется либо передаточным балансом (актом), в случаях слияния, присоединения, преобразования; либо разделительным балансом, в случаях разделения и выделения (ст. 58 ГК). В этих документах должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п.1 ст.59 ГК). Это правило установлено в интересах кредиторов, чтобы их права не «затерялись» в ходе реорганизации. Закон требует, чтобы лица или органы принявшие решение о реорганизации, письменно уведомили об этом всех кредиторов. А они в свою очередь, вправе требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п.1-2 ст. 60 ГК). Данные правила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица.

 Вновь возникшие, после  реорганизации, юридические лица  должны быть подвергнуты государственной  регистрации.

Реорганизация считается  завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения – с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица (п.4 ст.57 ГК). Такая регистрация оформляется по правилам, установленным Законом о государственной регистрации юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии универсального преемства в его правах и обязанностях (п.1 ст.61 ГК).

 Этим она принципиально отличается от реорганизации, в ходе которой весь комплекс прав и обязанностей прекращаемого юридического лица переходит к его правопреемнику.

 В ходе ликвидации возможно лишь частичное (сингулярное) правопреемство: отдельные права прекращаемого юридического лица переходят к его кредиторам в ходе расчетов с ними, а после их удовлетворения – к участникам (учредителям), собственнику имущества ликвидируемого унитарного предприятия или учреждения, либо к иным юридическим лицам, указанным в законе и (или) Уставе ликвидируемой организации (п.7 ст.63 ГК). А обязанности могут возлагаться на лиц, несущих дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам ликвидируемого юр. лица (ср.п.6 ст.63 ГК).

Поскольку весь комплекс прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица не переходит к  правопреемникам, задача обеспечения  прав и интересов кредиторов приобретает  здесь еще большую важность, чем  при реорганизации. Поэтому закон  устанавливает специальный порядок ликвидации юридического лица.

Ликвидация может осуществляться добровольно, по решению учредителей, либо уполномоченного на то органа. Решение о ликвидации в связи с банкротством предприятия, может быть принято только совместно с кредиторами данного юридического лица. Благотворительные и иные фонды, согласно закону, не могут быть подвержены добровольной ликвидации (п.2 ст.119 ГК, п.2 ст.18 Закона о некоммерческих организациях) для предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного ими имущества.

Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (п.2 ст.61 ГК). Основанием для нее являются осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо неоднократное грубое нарушение закона данным предприятием, недействительная регистрация юр. лица и др.

Ликвидация, это  достаточно длительный процесс, основное содержание которого сводится к выявлению  и удовлетворению имеющихся у  кредиторов требований. При этом юр. лицо продолжает свою деятельность до момента исключения его из государственного реестра (п.1 ст.62 ГК). Она начинается с назначением лицами или органом, принявшим решение о ликвидации юр. лица, специальной ликвидационной комиссии или единоличного ликвидатора, к которым и переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, включая и выступление в суде от его имени (п.2-3 ст.62 ГК). Такая комиссия назначается по обязательному согласованию с регистрирующим органом (п.1 ст.62 ГК), ее главной задачей является выявление всех долгов юридического лица  и осуществление расчетов с его кредиторами. Поэтому ликвидационная комиссия  обязана опубликовать извещение о ликвидации юр. лица и письменно уведомить всех известных ей кредиторов данного предприятия. Помимо этого, она так же занимается получением долгов с должников ликвидируемого предприятия. По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс, где отражаются сведения о фактическом составе имущества ликвидируемого юр. лица, который утверждается лицами или органами принявшими решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом (п.2 ст.63 ГК). Если по данным промежуточного ликвидационного баланса у ликвидируемого предприятия недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных кредиторами требований, то продается с торгов имущество предприятия. А при недостатке и этого имущества, возможно обращение с иском в суд, для  денежного взыскания за счет имущества лиц, несущих в соответствии с законом дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам ликвидируемого юридического лица (п.6 ст.63 ГК).

Если же при принятии решения  о ликвидации предприятия или  утверждении промежуточного баланса  обнаружится недостаточность его  имущества для удовлетворения требований его кредиторов (несмотря на применение вышеназванных мер), ликвидация должна производиться только в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (абз.2  п.4 ст.61 и п.1 ст.65 ГК, ст.224 Закона о банкротстве). В этом случае ликвидационная комиссия обязана обратиться  в арбитражный суд о признании юридического лица  банкротом, который открывает конкурсное производство, причем без предварительной процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.

Расчеты с кредиторами  юридического лица производятся в порядке  очереди установленной ст.64 ГК. В  соответствии с ней предусмотрены четыре  последовательно удовлетворяемые очереди привилегированных кредиторов, требования которых удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами. Имеется также и пятая очередь, куда включены требования всех остальных кредиторов. При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения предыдущей (п.2 ст.64 ГК).

  • В первую очередь включены требования граждан к ликвидируемому предприятию по возмещению вреда, причиненного их жизни или здоровью. Например: при ликвидации банков или др. кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, подлежат удовлетворение требований кредиторов этой организации, в том числе и требований вкладчиков (п.1 ст.64 ГК).
  • Во вторую очередь включены требования граждан по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам.
  • В третью очередь удовлетворяются требования залоговых кредиторов (по обязательствам юридического лица, обеспеченным залогом его имущества).
  • В четвертую очередь удовлетворяются требования по платежам в бюджет (налоги) и внебюджетные организации (пенсионный фонд и др.).
  • В пятую очередь все остальные требования.

После завершения расчетов с кредиторами начинается завершающий  этап ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который так же утверждается лицами или органами принявшими решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом (п.5 ст.63 ГК). Остаток имущества передается учредителям или участникам юридического лица, а при ликвидации некоммерческих организаций, используется на цели предусмотренные законом и их учредительными документами.

В итоге можно  перечислить пять этапов ликвидации юридического лица:

  1. Первый этап: создание ликвидационной комиссии.
  2. Второй этап: извещение кредиторов о ликвидации; выявление кредиторов и должников ликвидируемого предприятия; составление промежуточного ликвидационного баланса.
  3. Третий этап: удовлетворение кредиторов при недостатке денежных средств ликвидируемого предприятия, т.е. продажа его имущества с публичных торгов.
  4. Четвертый этап: расчеты с кредиторами согласно последовательно удовлетворяемой очереди.
  5. Пятый этап: составление окончательного ликвидационного баланса; распределение остатка имущества между учредителями или участниками ликвидируемого предприятия.

 

Ликвидация  считается завершенной, а юридическое  лицо – прекратившим существование  с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п.8 ст.63 ГК). 

 

Банкротство- является особым случаем ликвидации юридического лица. Основную особенность при банкротстве предприятия составляет обязательное соблюдение специального конкурсного порядка распределения имущества при его ликвидации, между кредиторами этого предприятия. Банкротство наступает в случаях невозможности (неспособности) полного удовлетворения юридическим лицом всех денежных требований своих кредиторов. Порядок распределения имущества ликвидируемого предприятия называется конкурсом или конкурсным процессом.

Информация о работе Виды юридических лиц