Апелляционое, касационное производство. Понятие, изменения иска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 12:29, контрольная работа

Краткое описание

Основанием иска о присуждении являются:
1) факты, с которыми связано возникновение самого права (например, деятельность художника по написанию картины, сочинение литературного произведения его автором и т. д.);
2) факты, с которыми связано возникновение права на иск: наступление срока, отлагательного условия, нарушение права

Содержание

1. Понятие иска и его элементы……………………………………………..…..2
1.2. Изменение иска и мировое соглашение…………………………………….6
2. Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу: основания, порядок и правовые последствия…………………………………...7
2.1 Апелляционное производство………………………………………………..7
2.2 Кассационное производство………………………………………………...12
2.3 Надзорное производство………………………………………………….....15
Практическое задание…………………………………………………….……..19
Список литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

гражданский процесс.docx

— 46.47 Кб (Скачать файл)

- жалобы на решения  мировых судей подаются в районный  суд;

- жалобы на решения  районных судов подаются в  суд субъекта Федерации (верховный  суд республики, краевой, областной,  суд города федерального значения, суд автономной области, суд  автономного округа);

- жалобы на решения  гарнизонных военных судов - в  окружной (флотский) военный суд;

- жалобы на решения  судов субъекта РФ, принятые по  первой инстанции, - в Судебную  коллегию по гражданским делам  ВС РФ, Судебную коллегию по  административным делам ВС РФ;

- жалобы на решения  окружных (флотских) военных судов,  принятые по первой инстанции, - в Военную коллегию ВС РФ;

- жалобы на решения  ВС РФ, принятые по первой инстанции, - в Апелляционную коллегию ВС  РФ.

Процедура рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции  соответствует правилам суда первой инстанции, за некоторыми исключениями. Так, в суде апелляционной инстанции  не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц (ч. 6 ст. 327 ГПК РФ). Ограничения объяснимы, поскольку суд второй инстанции не может заменять собой суд первой инстанции.

К числу ограничений, налагаемых на апелляционный суд, следует отнести  и запрет предъявления новых требований в суд апелляционной инстанции (ч. 2 ст. 322, ч. 4 ст. 327.1 ГПК РФ).

Дело рассматривается  судом апелляционной инстанции  в пределах доводов жалобы (представления), а также доводов, изложенных в  возражениях на нее (ч. 1 ст. 327.1 ГПК  РФ).

При обжаловании части  решения проверка производится только в этой части. Но в интересах законности проверка может быть произведена  в полном объеме (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ). Кроме того, выход за пределы доводов  жалобы возможен и по основаниям, предусмотренным  законом, поскольку вне зависимости  от доводов жалобы (представления) суд  апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции  нормы процессуального права, что  является безусловным основанием для  отмены решения суда (ч. 4 ст. 330, ч. 3 ст. 327.1 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 328 ГПК  РФ ключевым полномочием суда апелляционной  инстанции является принятие по делу нового решения. Это основной способ устранения судебных ошибок в суде второй инстанции, поскольку апелляционный  суд не имеет такого полномочия, как направление дела на новое  рассмотрение после отмены решения.

Разделение судебного  заседания апелляционного суда на две  части, одна из которых заканчивается  выявлением оснований отмены решения  суда первой инстанции, после чего во второй части происходит рассмотрение дела по правилам суда первой инстанции с вынесением решения по существу, не может считаться восстановлением прав заинтересованных лиц и устранением судебной ошибки. По каким бы правилам ни рассматривала дело апелляционная инстанция, это уже вторая инстанция, и она вынесет постановление именно второй инстанции, которое сразу же вступит в законную силу. У заинтересованных лиц остается лишь возможность обжаловать вступившее в законную силу решение, что для лиц, не принимавших участия в рассмотрении дела судом первой инстанции, является серьезным изъятием из их процессуальных прав.

Приняв на себя полномочия суда первой инстанции, постановив по делу новое решение, апелляционный  суд тем самым подменяет собой  суд первой инстанции. Такая ситуация может быть рассмотрена как нарушение  правил о подсудности гражданских  дел, а значит, требований ч. 1 ст. 47 Конституции  РФ.

Само по себе право обжалования, не подкрепленное правом суда апелляционной  инстанции возвратить дело на новое  рассмотрение, не обеспечивает защиты прав лица, не привлеченного к участию  в деле (а также лица, привлеченного  к участию в деле, но не извещенного  о времени и месте рассмотрения дела в суде первой инстанции). Оно  лишается суда первой инстанции и  права обжаловать решение до его  вступления в законную силу. Нарушается принцип процессуального равноправия (ст. 123 Конституции РФ), поскольку  у этого лица объем прав и возможностей существенно меньше, чем у лиц, участвовавших в деле в судах  первой и последующих инстанций.

    1. Кассационное производство

Соответствует ли кассационное производство сущности суда третьей  инстанции? Как уже было отмечено, в новом варианте ГПК РФ кассационное и надзорное производство - это  две части бывшего единого  целого - надзорного производства. Надзорное производство до 1 января 2012 г. осуществлялось в трех надзорных инстанциях: в президиуме суда субъекта Федерации, Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и Президиуме ВС РФ. Множественность надзорных инстанций, ликвидировать которую можно было, лишь устранив правила родовой подсудности гражданских дел, преобразована в иной вид "множественности" при сохранении правил родовой подсудности.

В качестве объектов кассационного  обжалования выступают вступившие в законную силу судебные постановления: 1) решения судов первой инстанции; 2) судебные приказы; 3) апелляционные  определения; 4) постановления президиумов  судов субъектов Федерации и  окружных (флотских) военных судов. Для каждого из указанных объектов обжалования предусмотрен свой судебный орган, полномочный рассматривать  жалобу: кассационные инстанции представляют собой двухуровневую систему, поскольку  для каждого судебного акта образуется собственная "надстройка" из контролирующих инстанций.

Первой кассационной инстанцией выступает президиум суда субъекта Федерации. Данный орган рассматривает  жалобы на апелляционные определения  судов субъектов Федерации; на апелляционные  определения районных судов; на судебные приказы, решения, определения районных судов и мировых судей.

Вторая кассационная инстанция - Судебная коллегия ВС РФ (Судебная коллегия по гражданским и Судебная коллегия по административным делам) - рассматривает  жалобы на: кассационные постановления  президиумов судов субъектов  Федерации (т.е. постановления первой кассационной инстанции, в свою очередь, являются объектом второго кассационного  обжалования - теперь уже в Судебную коллегию ВС РФ); апелляционные определения  судов субъектов Федерации (при  условии, что эти определения  были обжалованы в президиум суда субъекта Федерации, т.е. были объектом первого кассационного обжалования); решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции (при условии, что они были обжалованы в президиум суда субъекта Федерации).

Возможность использования  такого средства защиты, как пересмотр  судебного акта, вступившего в  законную силу, рассматривается в  качестве эффективного средства, при  условии что его использование  зависит от воли заинтересованных лиц.

Право на обращение в суд  кассационной инстанции с представлением, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры:

- Генеральный прокурор  и его заместители - в любой  суд кассационной инстанции;

- прокурор субъекта РФ - в президиум соответствующего  суда субъекта Федерации;

- прокурор военного округа (флота) - в президиум окружного  (флотского) военного суда.

Ограничений на подобные обращения  ГПК РФ (ч. 3 ст. 376 и ч. 3 ст. 377) не содержит. Существует вероятность, что с представлением прокурор может обратиться вопреки  мнению лиц, участвующих в деле, и  даже лица, в интересах которого прокурор подавал иск в суде первой инстанции. Могут не совпадать позиция  прокурора, подающего кассационное представление, и позиция должностного лица органов прокуратуры, участвовавшего в суде первой инстанции, что вряд ли соответствует принципам гражданского судопроизводства.

Право на обращение в суд  кассационной инстанции реализуется  при соблюдении установленного законом  шестимесячного срока обжалования  и при исчерпании иных, установленных  ГПК РФ способов обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу (ч. 2 ст. 376 ГПК РФ).

Кассационные жалобы по делам, не рассмотренным в суде апелляционной  инстанции, возвращаются без рассмотрения по существу определением судьи на основании п. 5 ч. 1 ст. 379.1 ГПК РФ, как  поданные с нарушением правил подсудности (абз. 3 п. 3 Постановления Пленума  ВС РФ от 12 февраля 2008 г. N 2).

Производство в суде кассационной инстанции разделено на этапы: предварительный (фильтрация) и собственно рассмотрение дела с жалобой.

Первый этап открывается  подачей кассационной жалобы (представления). Прежде всего жалоба (представление) изучается, причем изучение производится единолично председателем суда (его  заместителем) или судьей в судах  субъекта Федерации, судьей ВС РФ - в  Судебной, Административной и Военной  коллегиях ВС РФ. Производится изучение самой жалобы и материалов, приложенных  к ней. Дело истребовать необязательно (ч. 1 ст. 381, ч. 2 и 3 ст. 382 ГПК РФ). Сроки  изучения жалобы дифференцированы (ст. 382 ГПК РФ): в зависимости от органа, где осуществляется изучение, они  составляют от одного до трех месяцев.

Следующий этап деятельности кассационного суда наступает, если судья вынес определение о  передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании.

Рассмотрение жалобы (представления) в судебном заседании (второй этап деятельности суда кассационной инстанции) производится, если судьей было вынесено определение  о передаче жалобы (представления) с  делом на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Сроки рассмотрения жалобы с делом в судебном заседании (ст. 386 ГПК РФ) в судах субъекта Федерации составляют не более одного месяца, в ВС РФ - не более двух месяцев со дня вынесения судьей определения о передаче кассационной жалобы (представления) с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. По результатам рассмотрения суд кассационной инстанции принимает постановление (президиум) или определение (Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ, Судебная коллегия по административным делам, Военная Коллегия), вступающие в законную силу со дня их принятия (ст. 391).

    1. Надзорное производство

В надзорном порядке обжалуются следующие акты (ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ):

1) вступившие в законную  силу решения судов субъекта  Федерации, принятые ими по  первой инстанции, если они  были предметом апелляционного  рассмотрения в ВС РФ;

2) вступившие в законную  силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими  по первой инстанции, если они  были предметом апелляционного  рассмотрения в ВС РФ;

3) вступившие в законную  силу решения и определения  ВС РФ, принятые по первой инстанции,  если они были предметом апелляционного  рассмотрения;

4) определения Апелляционной  коллегии ВС РФ;

5) определения Судебной  коллегии по гражданским делам,  Судебной коллегии по административным  делам и Военной коллегии ВС  РФ, вынесенные ими в апелляционном  порядке;

6) определения Судебной  коллегии по гражданским делам,  Судебной коллегии по административным  делам и Военной коллегии ВС  РФ, вынесенные ими в кассационном  порядке.

Приведенные правила свидетельствуют  о том, что для решений судов  субъектов Федерации и ВС РФ существуют апелляционное и надзорное производство (кассационное для них не предусмотрено).

Решения мировых судей  и районных судов в принципе могут  стать предметом проверки в Президиуме ВС РФ, но не напрямую: так, постановления  президиума суда субъекта Федерации  являются объектом второго кассационного  обжалования в Судебную (Административную) коллегию ВС РФ, а кассационные определения  последних - объект надзорного обжалования.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 391.1, ст. 391.11 ГПК РФ к субъектам, имеющим  право обращения в суд надзорной  инстанции, относятся:

1) лица, участвующие в  деле (ч. 1 ст. 391.1);

2) лица, не участвовавшие  в деле, права и интересы которых  нарушены обжалуемым актом (ч. 1 ст. 391.1);

3) Генеральный прокурор (его  заместители) - если прокурор участвовал  в деле (ч. 3 ст. 391.1);

4) Председатель ВС РФ  или его заместитель - при наличии  жалобы заинтересованных лиц  или представления прокурора  (ст. 391.11).

Срок надзорного обжалования  составляет три месяца со дня вступления в силу обжалуемого постановления (ч. 2 ст. 391.2 ГПК РФ). Надзорная жалоба (представление) подается непосредственно  в ВС РФ - суд надзорной инстанции (ч. 1 ст. 391.2 ГПК РФ). В настоящее  время Президиум ВС РФ является единственным судом надзорной инстанции, однако надзорное производство, будучи искусственно разлученным с двумя первыми  надзорными инстанциями (ставшими с 1 января 2012 г. кассационными), сохраняет с  ними глубокую общность. Это проявляется  прежде всего в наличии фильтрационного этапа, порядок проведения которого аналогичен фильтрации жалоб в судах кассационной инстанции.

Предварительный этап открывается  подачей надзорной жалобы (представления). Надзорная жалоба (представление) изучается  единолично судьей ВС РФ. Производится изучение самой жалобы и материалов, приложенных к ней. Дело истребовать  необязательно, что вытекает из положений  ч. 1 ст. 391.5 и ч. 2 ст. 391.6 ГПК РФ. Сроки  изучения жалобы (ст. 391.6) - не более двух месяцев и не более трех, если дело было истребовано. Председатель ВС РФ может продлить этот срок не более  чем на два месяца.

Изучение жалобы (или жалобы с делом) завершается вынесением одного из двух определений:

1) об отказе в передаче  жалобы (представления) прокурора  для рассмотрения в судебном  заседании суда надзорной инстанции  (ч. 2 ст. 391.5, ст. 391.7 ГПК РФ); в соответствии  с ч. 3 ст. 391.5 ГПК РФ Председатель  ВС РФ "вправе не согласиться"  с определением судьи ВС РФ  об отказе в передаче жалобы  и вынести определение о его  отмене и передаче жалобы с  делом для рассмотрения в судебном  заседании;

2) о передаче жалобы  или представления прокурора  с делом для рассмотрения в  судебном заседании Президиума  ВС РФ (ч. 2 ст. 391.5, ст. 391.8 ГПК РФ).

Определение о передаче надзорных  жалобы, представления с делом  для рассмотрения в судебном заседании  Президиума ВС РФ должно содержать  мотивированное изложение оснований  для передачи надзорной жалобы с  делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и предложения  судьи, вынесшего определение (ст. 391.8 ГПК РФ).

Требования, предъявляемые  законом к обоим видам определений, свидетельствуют о том, что, решая  дальнейшую судьбу жалобы и дела, судья  действует исключительно по усмотрению. От судьи требуется мотивировать свои действия, а в случае передачи жалобы с делом на рассмотрение в судебное заседание - еще и сформулировать свои предложения (п. 7 ч. 1 ст. 391.8 ГПК РФ).

Таким образом, и в надзорном  производстве имеет место нарушение  сразу двух необходимых принципов  пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу: дело не возбуждается самим участником и основания  для его возбуждения произвольны.

Информация о работе Апелляционое, касационное производство. Понятие, изменения иска