Юридические факты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Факты, имеющих юридическое значение – одна из проблем юридической практики. Правоприменительный орган должен не только установить все необходимые для разрешения дела юридические факты, но и верно их квалифицировать. Неправильная юридическая оценка фактов ведет к тому, что одним обстоятельствам не придается должного правового значения, другим, напротив, приписываются несвойственные им качества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и виды особого производства в ГПК РФ и АПК РФ. Понятие юридического факта………………………………………………..7
Глава 2. Особенности рассмотрения дел об установление фактов, имеющих юридическое значение…………………………………………..15
Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение………………………………………………..15
Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение………………………………………………………………..18
Установление фактов родственных отношений…………………….23
Установление факта нахождения на иждивении…………………...24
Установление фактов регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти…………………...28
Установление факта признания отцовства………………………….31
Установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов…………………………………………………………….33
Установление факта владения и пользования недвижимым имуществом…………………………………………………………...36
Установление судом факта несчастного случая…………………….38
Установление факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах………………………………………41
Установление факта принятия наследства………………………….42
Решение об удовлетворении заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение…………………………………...44
Заключение…………………………………………………………………...47
Список используемой литературы………………………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой (Особенности рассмотрения дел об установлении юридических фактов).docx

— 94.97 Кб (Скачать файл)

Установление или подтверждение юридических фактов – одна из главных задач практической деятельности каждого юриста. Без этого немыслимы правильное применение закона, защита прав граждан и организаций, разрешение споров, привлечение к ответственности нарушителей закона. Поэтому изучение юридических фактов занимает важное место в юридической науке и образовании.2

Выполнение задач, стоящих  перед арбитражными судами и закрепленных в ст.2 АПК, осуществляется в предусмотренных  действующим АПК процедурных  формах, которые принято называть видами судопроизводства. Современная судебная система гражданской юрисдикции развивается в направлении разграничения судебных процедур, а также поиска упрощенных форм разрешения подведомственных арбитражным судам дел. Свидетельством этому является нормативное закрепление в действующем АПК процедуры рассмотрения дел в порядке особого производства3.

Статья 30 АПК устанавливает, что арбитражному суду подведомственны  дела об установлении фактов, имеющих  юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности, которые рассматриваются  ими в порядке особого производства.

Появление отдельной главы 27 «Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение» в АПК 2002 г. говорит о значимости, которая придается законодателем указанной категории дел. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, как отдельная категория дел, рассматриваемая и разрешаемая арбитражными судами, появляются только в АПК 1995 г. и регламентируются лишь несколькими статьями (см. ст.22, 27, 87, 133, 144 АПК 1995 г.). О недостаточной урегулированности данного вопроса на уровне закона свидетельствовало на тот момент то, что Высший Арбитражный Суд вынужден был принимать акты, более подробно регламентирующие рассмотрение и разрешение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Наиболее ярко это проявляется в п.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 1996 г. № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции» (с изменениями от 9 июля 1997 г. № 12), большинство положений которого вошло в нормы действующего АПК.4

Эволюция развития рассматриваемого процессуального института указывает  на признание специфики данной категории  дел в рамках арбитражного процессуального  права и необходимости более  тщательного урегулирования рассматриваемой  категории дел на уровне федерального законодательства.

Определения понятия особого  производства действующий арбитражный  процессуальный закон не содержит, хотя данный термин употребляется законодателем в некоторых нормах (ч.4 ст.4, ч.3 ст.17, ст.30, 40 АПК). В целом данный вид производства был обоснован, выделен и получил свое развитие в рамках гражданского процессуального права с учетом наработанной практики судебной системы судов общей юрисдикции.

Традиционно под особым производством  понимается рассмотрение и разрешение арбитражным судом дел об установлении юридических фактов, имеющих юридическое  значение, не связанных со спором о праве.

Отличие особого производства от любого иного вида производства заключается в отсутствии спора  о праве, который не может быть предметом судебного рассмотрения, отсутствии сторон – истца и ответчика (между которыми может быть данный спор), невозможности совершения отдельных процессуальных действий (заключение мирового соглашения, признание иска, предъявление встречного иска, обращение в третейский суд и т.п.). Однако, как и в других видах судопроизводства, движение дела происходит с учетом общих правил, установленных для искового производства (постадийность, сроки, процессуальная форма производимых действий участниками процесса, доказательственная деятельность и т.п.).

Участниками особого производства являются заявитель (лицо, возбудившее  арбитражный процесс) и заинтересованные лица (лица, привлекаемые в арбитражный  процесс). Документом, которым возбуждается арбитражное дело по установлению фактов, имеющих юридическое значение, является заявление (ч.3 ст.217 АПК). Рассмотрение дел в порядке особого производства осуществляется по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных гл.27 АПК (ч.1 ст.217 АПК). Действующим процессуальным законом предъявляются дополнительные требования к участникам, процедуре и составляемым процессуальным документам при рассмотрении дел в порядке особого производства, которые закреплены в гл.27 АПК.

Арбитражный суд оставляет  заявление об установлении юридических  фактов без рассмотрения, если при  рассмотрении данного заявления  выясняется, что возник спор о праве (п.3 ст.148, ч.4 ст.221 АПК). Об оставлении заявления об установлении юридических фактов без рассмотрения арбитражный суд выносит определение. В определении заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства.

Рассмотрение дел об установлении юридических фактов отнесено законодателем  к иным категориям дел, которые рассматриваются  арбитражными судами, если они связаны  с осуществлением предпринимательской и иной деятельности (ч.1 ст.27 АПК) и включено в раздел IV «Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел». Арбитражные суды могут устанавливать не любые юридические факты, а лишь те из них, установление которых повлечет за собой возникновение, изменение и прекращение прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст.30, ч.1 ст.218 АПК).  

Необходимость подачи заявления  об установлении фактов, имеющих юридическое  значение (юридических фактов), возникает в случае об установлении:

  1. факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;
  2. факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;
  3. факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении;
  4. других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 5

Производство по делам  об установлении фактов, имеющих юридическое  значение, возбуждается в арбитражном  суде на основании заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое  значение, только если у заявителя  отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

Как правило, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявлений  об установлении фактов владения, пользования  и распоряжения недвижимым имуществом и других фактов, имеющих юридическое  значение для возникновения, изменения  или прекращения прав на недвижимое имущество, которые подаются в арбитражный  суд по месту нахождения недвижимого  имущества.

Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального  кодекса. В таком заявлении должны быть указаны:

  • факт, об установлении которого ходатайствует заявитель;
  • нормы закона, предусматривающего, что данный факт порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • обоснование необходимости установления данного факта;
  • доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих доказательств или восстановления утраченных документов.

В деле об установлении юридических  фактов присутствуют две стороны: сторона – заявитель и заинтересованная сторона. При рассмотрении спора стороны имеют право представлять доказательства в подтверждение обоснованности или необоснованности рассматриваемого арбитражным судом заявления об установлении юридического факта, участвовать в исследовании обстоятельств дела, обжаловать принятое решение и т.д. Заявление об установлении юридических фактов может быть оставлено без рассмотрения в соответствии с п. 4 ст. 221 АПК РФ, если в ходе судебного разбирательства по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, выяснится, что возник спор о праве или одной из сторон заявлен спор о праве. В этом случае заявителю и заинтересованному лицу разъясняется, что они вправе разрешить спор в порядке искового производства.

Решение арбитражного суда об установлении юридического факта  должно удовлетворять всем требованиям, установленным в главе 20 АПК РФ. В случае удовлетворения заявления  в решении суда излагается установленный юридический факт.6

 

 

 

Глава 2. Особенности рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

 

В делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, задача суда определяется установлением наличия или отсутствия известных обстоятельств, имеющих юридическое значение.

 

    1. Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

 

Условия подведомственности суду дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, определены ст. 265 ГПК РФ. Если такие условия отсутствуют, то это является основанием для отказа в принятии заявления по п. 1 ст. 134 ГПК. Данная статья содержит в себе исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии заявления, а ст. 263 ГПК РФ ее правила распространены и на заявления, подаваемые в порядке особого производства. В связи с этим в принятии заявления по п.  1 ст. 134 ГПК РФ судья вправе отказать только в том случае, когда заявление может быть рассмотрено в ином судебном порядке, например в порядке обжалования действий и решений органов и должностных лиц, уполномоченных устанавливать факты, имеющие юридическое значение, в административном порядке. Если факт, об установлении которого просит заявитель, не влечет для него правовых последствий, то это обстоятельство является основанием для отказа в принятии заявления по тем мотивам, что отсутствует предмет судебного разбирательства, поскольку при обращении в суд заявитель не преследует установленной законом процессуальной цели защиты своего права. Одним из условий подведомственности дела суду является отсутствие у заявителя необходимых документов. В тех случаях, когда такие документы есть, но органами, уполномоченными на совершение юридически значимых действий, такие документы в качестве подтверждения факта, имеющего юридическое значение, не признаются, заинтересованное лицо вправе подать в суд жалобу на действия таких органов. Не установлено законом иного, кроме судебного, порядка установления факта нахождения на иждивении умершего кормильца. Невозможно во внесудебном порядке установить требующие государственной регистрации факты, если не был соблюден порядок их регистрации. Например, факт признания отцовства после смерти предполагаемого отца ребенка без заявления умершего в органы ЗАГСа зарегистрирован быть не может.

Во внесудебном порядке  не могут быть устранены некоторые  ошибки и неточности в правоустанавливающих документах, поэтому и эти случаи также следует рассматривать  как невозможность получения требуемых документов. Под невозможностью восстановления требуемого документа следует понимать либо отсутствие установленного законодательством порядка выдачи дубликатов правоустанавливающих документов, либо отсутствие возможности такой порядок соблюсти в результате определенных событий (утрата архивов органов ЗАГСа в районах боевых действий), либо отказ соответствующих органов или должностных лиц установить требуемый факт на основании представленных заявителем доказательств. В последнем случае суд должен проверить, вправе ли этот орган или должностное лицо на основании таких доказательств устанавливать требуемые факты, после чего решить вопрос о возможности обжалования действий и решений этих органов и лиц, а не об установлении факта в порядке особого производства.7

Исходя из конституционного права граждан на обращение в  суд за защитой своих прав в  судебном порядке могут быть установлены  любые факты, которые влекут за собой  возникновение правовых последствий  для заявителя.

В соответствии со ст. 266 ГПК, по общему правилу, заявления подаются в суд по месту жительства заявителя. Круг лиц, имеющих право на обращение в суд, определяется содержанием норм материального права, регулирующих отношения, в связи с возникновением которых требуется установление факта, имеющего юридическое значение.

Например, заявление об установлении факта признания отцовства в  отношении ребенка умершим лицом  могут подать в суд только заинтересованные лица, круг которых определен в  ст. 49 СК: мать ребенка, его опекун или попечитель; лицо, на иждивении которого находится ребенок; сам ребенок по достижении им совершеннолетия. В связи с возникшим в судебной практике вопросом о том, в какой суд вправе обратиться лицо, постоянно проживающее за пределами Российской Федерации, с заявлением об установлении факта применения репрессий по политическим мотивам, Пленум ВС РФ в постановлении «О подсудности некоторых дел об установлении фактов применения репрессий» дал разъяснение о том, что, поскольку ст. 6 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» предусмотрена возможность обращения с просьбой о реабилитации не только по месту жительства заявителя, но и по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, заявление об установлении факта применения репрессий может быть подано лицом, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, в суд по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий. Президиум ВС РФ в постановлении от 13.08.1997 разрешил вопрос о подсудности дела суду РФ в том случае, если репрессия применялась на территории, ранее являвшейся частью РСФСР.

Информация о работе Юридические факты