Юридические лица как участники гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:01, контрольная работа

Краткое описание

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и признаки юридического лица.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Фонд обязан ежегодно публиковать  отчеты об использовании своего имущества.

Решение о ликвидации фонда может  принять только суд по заявлению  заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован в  следующих случаях:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей  и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения  целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его  деятельности от целей, предусмотренных  уставом;

в других случаях, предусмотренных  законом.

Учреждение – это некоммерческая организация, созданная собственником  для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник. Учреждение не вправе распоряжаться как движимым, так и недвижимым имуществом. Это прерогатива собственника. Однако учреждение вправе заниматься самостоятельной деятельностью, приносящей доходы, и распоряжаться ими самостоятельно.

Коммерческие организации в  целях координации их предпринимательской  деятельности, а также представления  и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской  деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Некоммерческие  организации могут добровольно  объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций.

Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность  и права юридического лица.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами.

Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти  из ассоциации (союза) по окончании  финансового года. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в  течение двух лет с момента выхода.

Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее  по решению остающихся членов.

Некоммерческое  партнерство - это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная  гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей.

Автономная  некоммерческая организация – это  некоммерческая организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации.

Гражданский кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня  некоммерческих организаций, которые  могут создаваться и в других формах, предусмотренных федеральным законодательством.

 

3.Создание юридического лица

Создание юридического лица осуществляется по воле его учредителей, в качестве которых могут выступать  как частные лица, так и публичные  образования. В некоторых случаях законодательством предъявляются дополнительные требования к составу, количеству учредителей. Так, казенное предприятие может быть учреждено Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями. В соответствии с п. 3 ст. 108 Гражданского кодекса РФ число членов производственного кооператива не должно быть менее пяти.

Традиционно различают  два способа создания юридических  лиц:

нормативно-явочный (заявительный) порядок и 

разрешительный  порядок.

Большинство юридических  лиц создаются в нормативно-явочном порядке. При этом не требуется разрешение органов государственной власти. Регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации юридического лица, за исключением случаев нарушения формальных требований, предъявляемых при регистрации юридических лиц. При разрешительном порядке необходимо получение разрешения органов государственной власти. В настоящее время такой порядок применяется в отношении банков, страховых организаций, юридических лиц, претендующих на занятие доминирующего положения на рынке.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 3 948-I «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» слияние и присоединение  коммерческих организаций, суммарная  балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа. Лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединении коммерческих организаций, представляют в антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующий орган в соответствии с законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на слияние либо присоединение коммерческих организаций, сведения об основных видах деятельности и объеме производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг) и иную информацию, в том числе на магнитном носителе, предусмотренную перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом.

Юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»11. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении  о государственной         регистрации         постоянно          действующего

исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного  органа - по месту нахождения иного  органа или лица, имеющих право  действовать от имени юридического лица без доверенности.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных вышеназванным законом.

Отказ в государственной регистрации  юридического лица допускается только в случаях, установленных законом, а именно:

непредставления необходимых для  государственной

регистрации документов;

представления документов в ненадлежащий регистрирующий

орган. Отказ в государственной  регистрации юридического лица, а

также уклонение от такой регистрации  могут быть обжалованы в суд.

Моментом государственной регистрации  признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Федеральными законами может устанавливаться  специальный порядок регистрации  отдельных видов юридических  лиц.

 

4. Реорганизация юридического лица

Законодательством определены две  формы прекращения юридического лица: реорганизация и ликвидация.

Реорганизация юридического лица - это  прекращение юридического лица (юридических  лиц) с правопреемством (переходом  прав и обязанностей от одного лица к другому). Исключение составляют случаи выделения, когда юридическое лицо не прекращает свою деятельность.

Реорганизация и ликвидация юридического лица как и создание требуют государственной  регистрации. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Реорганизация осуществляется в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

При слиянии юридических лиц  права и обязанности каждого  из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с  передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к  последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его  права и обязанности переходят  к вновь возникшим юридическим  лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (например, общество с ограниченной ответственностью преобразовывается в открытое акционерное общество).

Основания реорганизации юридических  лиц. Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно  или принудительно. Добровольная реорганизация  осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, например, для общества с ограниченной ответственностью – общего собрания участников.

Принудительная реорганизация  осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или  по решению суда. .Так, в соответствии со ст. 19 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц  в форме слияния, присоединения  или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных  органов, например, при слиянии или  присоединении коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, необходимо предварительное согласие антимонопольного органа..

Оформление реорганизации юридических лиц производится с помощью передаточного акта либо разделительного баланса. При слиянии, присоединении и преобразовании составляется передаточный акт, а при разделении и выделении – разделительный баланс.

В соответствии со ст. 59 Гражданского кодекса РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

В некоторых случаях разделительный баланс может быть составлен таким образом, что он не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица. С целью защиты интересов кредиторов реорганизованного юридического лица на всех вновь возникших юридических лиц п. 3 ст. 60 Гражданского кодекса возлагается солидарная ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица.

Кроме того, Гражданский кодекс РФ предусматривает и иные гарантии прав кредиторов юридического лица при  его реорганизации.

Так, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение  о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить  об этом кредиторов реорганизуемого  юридического лица.

Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Информация о работе Юридические лица как участники гражданских правоотношений