Юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Уже не один век специалисты ведут дискуссии, должно ли каждое юридическое лицо в отдельности получать свое "начало" от государственной власти или же достаточно установить общие нормативные условия для возникновения юридических лиц таким образом, чтобы каждая подпадающая под эти правила организация получала права юридического лица без специального акта государственной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..2
Глава 1. Порядок создания юридического лица…………………………….…..4
1.1. Порядок регистрации юридического лица………………………………….4
1.2.Проблемы регистрации юридических лиц в РФ…………………………..11
Глава 2. Проблемы законодательного регулирования реорганизации и ликвидации юридических лиц……………………………..……….…………..15
2.1.Прекращение юридического лица путем реорганизации…………….…..15
2.2.Ликвидация юридических лиц…………………………...………………...24
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы ……………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

юрлица.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

С момента назначения ликвидационной комиссии все полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица переходят к ней.

Председатель ликвидационной комиссии приобретает право подписи официальных документов, распоряжения имуществом и другие полномочия, которые ранее были свойственны руководителю предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия может выступать в суде. Чтобы облегчить работу ликвидационной комиссии, необходимо в самом начале ее деятельности представить в банк решение участников юридического лица или судебное решение о ликвидации данного юридического лица, а также переоформить подписи в учетной карточке банка на председателя комиссии и лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета в период ликвидации предприятия.

Назначенная ликвидационная комиссия, во-первых, помещает в органах  печати по месту нахождения ликвидируемого юридического лица, публикующих сведения о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации юридического лица, о сроках и порядке заявлений требований кредиторами. Срок предъявления требований кредиторами к ликвидируемому юридическому лицу должен составлять не менее двух месяцев со дня опубликования сведений. Далее ликвидационная комиссия письменно уведомляет о ликвидации юридического лица всех его кредиторов. Основной целью ликвидационной комиссии является завершение деятельности ликвидируемого юридического лица в установленные сроки и с наименьшим ущербом для контрагентов юридического лица, для его учредителей и участников.

Во время своей работы ликвидационная комиссия должна принять  решение в отношении высвобождаемых работников.

В соответствии с трудовым законодательством работники предупреждаются о предстоящем высвобождении персонально под расписку и не менее чем за два месяца до фактического увольнения.

Работа по высвобождению  работников предприятия проводится путем проведения общего собрания трудового  коллектива, где оглашается решение  о ликвидации и разъясняются права  увольняемых работников. Вместе с  этим ликвидационная комиссия обязана:

не менее чем за три месяца до фактического увольнения представить соответствующему профсоюзному органу информацию о возможном массовом высвобождении работников;

не позднее чем за два месяца довести до сведения органа службы занятости данные о предстоящем  высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размере оплаты труда, а также, в случае необходимости, - его принадлежности к числу кредиторов первой очереди.

За высвобождаемыми  работниками на период их последующего трудоустройства, но не более чем на три месяца, сохраняются средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.

Вслед за этим ликвидационная комиссия выявляет и уведомляет в  письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. Кредиторы, которые сами имеют задолженность перед предприятием, уведомляются точно так же в письменной форме с приложением письменного соглашения о взаимозачете требований и погашении задолженности. Если кредитор отказывается от заключения подобного соглашения, необходимо применить процедуру взыскания дебиторской задолженности.

Как показывает практика, наиболее сложным в расчетах с  кредиторами является урегулирование вопросов с внебюджетными фондами. Поэтому сразу после принятия решения о ликвидации предприятия ликвидационная комиссия должна обратиться в соответствующие инстанции за решением вопроса о дальнейших взаимоотношениях с предприятием, с тем чтобы завершить все расчеты с внебюджетными фондами в течение двух месяцев, пока поступают требования кредиторов. Для предъявления во внебюджетные фонды обычно требуются следующие документы:

Фонду обязательного  медицинского страхования необходимы: справка из банка о наличии  средств на расчетном счете на дату принятия решения о ликвидации, квартальные отчеты за последние два года, копии платежных поручений по перечислениям платежей в Фонд за последние полгода;

Фонд социального страхования  требует подтверждение банка  о закрытии расчетного счета, а также  отчет за последний перед ликвидацией  год;

Фонд занятости предлагает представить отчеты за весь период существования предприятия и копии всех платежных поручений по перечислениям платежей в Фонд;

в налоговую инспекцию  необходимо представить всю бухгалтерскую  отчетность предприятия за весь период его деятельности. Кроме того, налоговая инспекция может предложить провести независимую аудиторскую проверку с целью подтверждения отчетности ликвидируемого предприятия.19

Следующий шаг ликвидационной комиссии - выявление дебиторов (должников предприятия) и принятие мер по получению дебиторской задолженности. Дебиторами обычно выступают: потребители продукции предприятия, бюджет, работники предприятия. ГК РФ не определяет порядок взыскания дебиторской задолженности при ликвидации предприятия. В рамках взыскания дебиторской задолженности предъявляются официальные требования о ее погашении юридическим и физическим лицам, имеющим дебиторскую задолженность перед предприятием. В случае необходимости направляются иски в суды. При этом у ликвидационной комиссии нет права требовать досрочного погашения дебиторской задолженности, срок платежа по которой еще не наступил.

После окончания срока  для предъявления требований кредиторами, т.е. через два месяца после публикации, ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества, перечень предъявляемых кредиторами требований и результат их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс подлежит утверждению органом, принявшим решение о ликвидации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Если по ходу ликвидационного  процесса выясняется, что у предприятия  недостаточно денежных средств для  удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества предприятия с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Если предприятие ликвидируется в добровольном порядке, то вопрос об удовлетворении требований кредиторов в случае недостаточности денежных средств ликвидируемого предприятия решается в соответствии с положениями учредительных документов предприятия (устав, учредительный договор).

Исключение составляют кредиторы пятой очереди, которым  выплаты производятся по истечении  месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.20

В первую очередь удовлетворяются  требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет  ответственность за причинение вреда  жизни или здоровью, путем капитализации  соответствующих повременных платежей.

Рассчитанные таким  путем суммы вносятся в органы страхования с целью их последующей  выплаты пострадавшим работникам. Во вторую очередь производятся расчеты  по выплате выходных пособий и  оплате труда с лицами, работающими  по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия. В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или  других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь  удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан. Необходимо отметить, что требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если имущества ликвидируемого предприятия недостаточно для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди, то имущество распределяется между кредиторами пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого предприятия.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией  для их предъявления, удовлетворяются  из имущества ликвидируемого предприятия, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском  в суд, а также требования, в  удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными. Кредиторы казенных предприятий и учреждений имеют право в случае недостаточности имущества у казенного предприятия или денежных средств у учреждения обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

По окончании всех расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.

Ликвидационный баланс утверждается органом, принявшим решение  о ликвидации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Составленный ликвидационный баланс направляется на утверждение в Инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту нахождения ликвидируемого предприятия. В ИМНС на ликвидационном балансе делается соответствующая отметка о том, что задолженностей перед бюджетом нет, и Инспекция выдает соответствующую справку.После удовлетворения требований кредиторов имущество предприятия передается его учредителям и иным участникам, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого предприятия, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами предприятия. Передача имущества производится с оформлением специального акта. Затем ликвидационная комиссия закрывает счет в банке и уничтожает печать юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а предприятие - прекратившим существование после того, как будет внесена запись об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

На наш взгляд в рамках данного исследования необходимо отметить и определить особенности ликвидации акционерных обществ .

Вопрос о ликвидации общества с ограниченной ответственностью решается на общем собрании его участников по предложению совета директоров, если таковой в обществе имеется, исполнительного органа или любого участника, независимо от размера или числа долей, обладателем которых он является. Основанием для добровольной ликвидации общества могут служить: достижение цели, ради которой общество было создано, либо, наоборот невозможность достигнуть уставных целей; случаи, когда стоимость чистых активов общества уменьшилась и стала ниже уровня минимального размера уставного капитала. При ликвидации общества, в состав участников которого входит государство - Российская Федерация или субъект Российской Федерации - или муниципальное образование, необходимо включение в состав ликвидационной комиссии представителя соответствующего органа по управлению государственным имуществом или органа местного самоуправления.

Каждый из участников общества имеет право получить ликвидационную долю после оплаты всех требований кредиторов общества. При этом в первую очередь выплачивается распределенная, но невыплаченная часть прибыли, во вторую очередь между участниками общества распределяется оставшееся имущество пропорционально их долям в уставном капитале.

В соответствии с п. 5 ст. 35 Федерального закона "Об акционерных  обществах" акционерное общество обязано принять решение о  своей ликвидации, если по окончании  второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала. Величина минимального уставного капитала в соответствии с законодательством в настоящее время составляет 100 тыс. руб.

Решение о добровольной ликвидации акционерного общества принимается  большинством голосов на общем собрании акционеров в установленном учредительными документами АО порядке. Имущество, оставшееся после удовлетворения имущественных требований кредиторов, распределяется между акционерами в следующем порядке:

в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 75 Закона об акционерных обществах;

во вторую очередь  осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным  акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным  акциям;

в третью очередь осуществляется распределение имущества между акционерами - владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

Подводя итог исследования по вопросу ликвидации юридических  лиц, имеет место сказать, что  ликвидация юридического лица, представляет собой, при кажущейся простоте, сложную и подчас длительную процедуру, которая затрагивает интересы третьих лиц и поэтому требующую открытости и гласности. Ее первым этапом является письменное извещение о принятом решении о ликвидации юридического лица органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Наиболее распространенный случай ликвидации юридического лица - добровольная ликвидация организации, находящейся в частной собственности физических лиц, так же законом предусмотрена ликвидация по решению суда .

Информация о работе Юридические лица