Этапы конституционного развития России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение действовавших на территории России конституций и пути принятия Конституции 1993 года, определение особенностей каждой конституции. Задачами работы является следующее: 1) определить пути формирования и отличительные черты Конституций 1918, 1925, 1937, 1978, 1993 гг.; 2) определить исторические пути развития и причины появления Конституции 1993 года. Работа состоит из четырех глав, каждая из которых разбита на пункты, введения и заключения.

Содержание

Введение________________________________________________________3-4

1. Становление советского конституционного законодательства.

Конституция РСФСР 1918г.____________________________________5-10

1.1 Разработка и принятие конституции РСФСР 1918 года.___________5-6

1.2 Основные принципы Конституции 1918г.______________________7-10

2. Создание СССР и Конституция Союзного государства 1925г._______11-17

2.1 Предпосылки объединения республик, образование

Советского Союза.________________________________________11-14

2.2 Основные черты Конституции 1925 года. _____________________15-17

3. Конституция СССР 1937г ._____________________________________18-20

3.1 Разработка и принятие Конституции 1937г._______________18

3.2 Основные черты Конституции ___________________________19-20

4. Развитие конституционного законодательства СССР

в 70-90-е гг. ХХ века.________________________________________21-28

4.1 Работа над Конституцией 1978г. Её основные черты и принципы____________________________________________________21-23

4.2 Конституционные реформы 80-90-х годов. ___________________24-28
Заключение. __________________________________________________29-30

Список использованной литературы. ________

Вложенные файлы: 1 файл

Этапы конституционного развития России хабар.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

 

Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности; основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

 

Для функционирования органов власти в этот период характерно, что законодательными полномочиями в РСФСР обладали сразу три высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер, а наиболее значимые из них утверждались ВЦИК. Т.е. на этом этапе характерно «триединство» государственной власти.  Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории, местным советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование "демократического централизма". Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись термином "трудящиеся". [6]

 

Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась демократическая концепция в которой народ представляется носителем и источником суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст.23). Конституция 1918 года отличается от последующих также значительным количеством программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых в будущем направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем.

 

Одной из отличительных черт Конституции 1918 года является выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления чисто политического характера, причем такие, которые имеют направленность на все мировое сообщество. Например, в ст.3 закреплялось: "Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах... ". В ст.4 выражена непреклонная решимость "вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма". Другими словами Конституция РСФСР 1918 года ставила своей целью переориентировку всего человечества на ценности коммунизма, который  в России, якобы, строился и утверждался.

 

К слову о построении социалистического общества следует упомянуть на такую особенность Основного закона 1918 года, как открытое признание применения насилия в целях утверждения принципов нового строя. Причем такой черты уже не было в последующих советских конституциях. Так в ст.3 Конституции говорится об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Кроме этого, Конституция закрепляла уничтожение частной собственности преимущественно путем насилия, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие. [7]

 

Если рассматривать юридическую технику, относящуюся к правовому оформлению государственно-правовых институтов, которые обычно четко выделяются в конституциях, Конституция 1918 года была во многом несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов в новообразованной федерации не давало возможности выделить соответствующий раздел в Конституции. Также не мог еще быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку он еще только закладывался.

 

Все эти особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до переворота или революции. Историческое значение Конституции 1918 года состоит в создании правовой базы для последующего законотворчества. Но не стоит забывать, что более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, провозгласив новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основу новую идеологию.

 

Причиной замены Конституции 1918 года Конституцией 1925 года явилось объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. [8]

 

 

 

2.1

Предпосылки объединения республик, образование

 

Советского Союза

 

По окончанию гражданской войны политическая карта бывшей Российской империи весьма изменилась: в зону советской власти входили формально независимые советские социалистические республики - РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика и две среднеазиатские "народные республики" - Хорезмская и Бухарская. Прибалтийские страны - Латвия, Литва и Эстония, а также Финляндия и Польша, отстоявшие свой суверенитет, стали зоной европейского влияния (Польша к тому же присоединила к себе Западную Украину и Западную Белоруссию).

 

К 1922 году на  территориях,  где вся власть уже перешла в руки Советов, этническая составляющая, даже при изменении границ,  оставалась  очень пестрой. На них проживало 185 наций и народностей (по  переписи  населения  1926г.). Правда, многие из них представляли либо "рассеянные" национальные  общности, либо недостаточно определившиеся этнические образования, либо  специфические ответвления  других  этносов.  Для  объединения этих народов в единое государство, бесспорно, существовали  объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и  культурные  основания.

 

Несмотря на противоречивость мнений относительно образования СССР, множество историков считают,  что оно не было только  навязанным  сверху  актом большевистского руководства. Этот процесс одновременно   поддерживался "снизу". Каждая республика располагала своими органами государственной власти и управления, своей конституцией, но на деле власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Коммунисты считали необходимым объединить все нации и народности для построения коммунистического общества.

 

С момента вхождения различных народов в Россию и присоединения  к  ней новых территорий, как бы ни старались это опровергнуть представители национальных движений, их объективно  начинала  связывать  общность  истории, происходили миграции,  перемешивание   населения,   складывалась   единая хозяйственная  система  страны,  основанная  на   разделении   труда   между территориями,  создавалась  общая  транспортная  сеть,   почтово-телеграфная служба, формировался общероссийский   рынок,   налаживались   культурные, языковые и другие контакты. Безусловно, существовали и такие факторы которые препятствовали  объединению: русификаторская  политика  старого царского режима, ограничение и стеснение прав отдельных национальностей. Но несмотря на это соотношение  центростремительных  и  центробежных тенденций, которые сегодня с новой  силой борются на территории бывшего СССР, определяется совокупностью многих обстоятельств: длительностью совместного "проживания" различных народов, наличием компактно заселенной территории, численностью наций, наличием или отсутствием в прошлом своей государственности, традициями,  своеобразием уклада, национальным духом и т. д. Но в то же  время  едва ли Россию можно сравнивать с существовавшими в прошлом  колониальными  империями и  называть ее, как то делали  большевики  "тюрьмой  народов". Для России в этом смысле характерен ряд своих отличий, который не дает повода ставить ее в один ряд с колониальными державами, сюда входят и целостность всей территории, и многонациональный характер ее заселения,  преимущественно мирная  народная колонизация, отсутствие геноцида по отношению к другим нациям, как то имело место, например, при колонизации Америки (если вспомнить историю с ацтеками и их закат от рук испанцев-конкистадоров), историческое родство и сходство судьбы отдельных народов, которые не так давно были в составе Российской империи. Образование СССР имело  и  свою политическую  подоплеку  —  в условиях враждебного внешнего окружения в лице западных демократических стран становилось необходимым объединение совместных усилий перед лицом потенциального противника, главным образом США, Великобритании и проч.

 

О том, каким оно должно быть, среди большевистского руководства не было единого мнения еще со времен дореволюционных партийных дискуссий по национальному вопросу. Практически все партийные лидеры считали его второстепенным, зависимым от главной задачи — осуществления пролетарской революции. Но в рамках этого подхода имелись и свои политические нюансы, которые так или иначе должны были сказаться на национальном строительстве после революции. Так, значительная часть большевиков вообще игнорировала проблему национального самоопределения, целиком полагаясь на "пролетарский интернационализм" и выступая сторонниками унитарного государства. Их лозунг — "Долой границы!", выдвинутый Г.Л. Пятаковым. Другая часть выступала сторонниками так называемого "самоопределения трудящихся" (Бухарин и др.). Более осторожную позицию занимал Ленин. Отвергая идею "культурно-национальной автономии", принятую в программах ряда социал-демократических партий Запада, он ставил вопрос о желательной для большевиков форме национального самоопределения в зависимость от конкретно-исторических условий и от того, как будет развиваться "революционная борьба пролетариата". В то же время поначалу симпатии Ленина были очевидными: он сторонник централистского государства и автономизации живущих в нем народов. Впрочем, осознавая сложность проблемы, Ленин настаивал на ее специальном анализе, который следовало бы поручить представителю национальных меньшинств. Как раз к месту пришелся Сталин. Закрепление за ним роли в партии как специалиста по национальному вопросу, видимо, было связано с тем, что его "разработки" были весьма схожими с мыслями самого Ленина. В труде "Марксизм и национальный вопрос" Сталин дал определение нации (общность территории, языка, культуры), которое во многом бытует и до настоящего времени, и пришел к однозначному выводу о необходимости областной автономии в России для Польши, Финляндии, Украины, Литвы, Кавказа.[9]

 

30 декабря 1922 г. в Москве  открылся исторический  I  съезд  Советов Союза СССР,  состоявший  из  представителей  РСФСР,  Украины,  Белоруссии  и Закавказья. Почетным председателем съезда был единогласно избран В.И.  Ленин, который по болезни не мог на нем присутствовать. Съезд утвердил  в  основном Декларацию  и  Договор  об  образовании  СССР,  предварительно   подписанные уполномоченными на то делегациями объединяющихся республик.

 

      Декларация провозглашала образование СССР, характеризовала исторические  условия,  в  которых  происходило  это   событие,   определяла основные принципы объединения республик. Договором закреплялось объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в  одно  союзное  государство,  определялась система высших органов власти и управления СССР,  основные  черты взаимоотношения высших органов власти и управления СССР,  основные  черты  взаимоотношений органов Союза с органами республик,  решались  вопросы  гражданства,  бюджетных отношений, закреплялось право выхода союзных республик из Союза( хотя де-факто это право было по большей части фиктивным).

 

Договором закреплялись широкие права Союза Советских Социалистических Республик. К компетенции Союза были отнесены международные отношения, в том числе касающиеся и внешней экономики, установление  основ  и  общего плана всего народного хозяйства  Союза,  а  также  заключение  концессионных договоров, т.е. договоров на сдачу иностранным государствам в эксплуатацию природных ресурсов или предприятий, руководство транспортом и связью,   вооруженными   силами, утверждения  единого  государственного   бюджета,   формирования   монетной, денежной и кредитной системы, а также системы  общесоюзных,  республиканских и  местных  налогов,  общих  начал   землеустройства   и   землепользования, пользование недрами,  лесами  и  водами  по  всей  территории  Союза,  основ судоустройства  и  судопроизводства,  а  также   гражданское   и   уголовное законодательство,  установление основных законов о труде, общих начал народного просвещения. В компетенции Союза было и основное законодательство  в  области   союзного   гражданства  в отношении   прав иностранцев,  отмена  нарушающих  союзный  Договор   постановлений съездов Советов, центральных исполнительных комитетов и Советов народных  комиссаров союзных республик и некоторые другие вопросы. В Договоре устанавливалось, что утверждение,  изменение  и  дополнение его могут производиться только Съездом Советов Союза, т.е. непосредственно  верховным органом государства. При этом никаких указаний о  возможности  отмены или аннулирования Договора текст не содержал. Образование СССР увенчало развитие федеративных отношений независимых советских  республик, зародившихся еще во время Великой Октябрьской социалистической революции. Оно знаменовало,  что  существовавшее,  довольно несовершенное  по форме, федеративное   объединение   республик   теперь превращалось в единое могучее союзное государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2

Основные черты Конституции 1925 года

 

Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 года, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны, образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила "Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик". В этой Конституции подробно регламентировалось устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закреплялась система органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательная процедура, бюджетные права РСФСР, государственная символика.

Информация о работе Этапы конституционного развития России