Электронно-цифровая подпись и правовые проблемы ее использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы явилось исследование сущности ЭЦП и проблем, возникающих при ее использовании в соответствии со «старым» и «новым» законами.
Исходя из указанной цели, мною были поставлены следующие задачи:
выявить основные подходы к определению ЭЦП;
В соответствии с актуальным и уходящим в прошлое законами выявить основные подходы к определению ЭЦП
Исследовать историю развития отечественного законодательства, регулирующего отношения по использованию ЭЦП;
определить правовой статус субъектов отношений, связанных с использованием ЭЦП;
выявить проблемы использования ЭЦП и пути их решения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие ЭЦП 4
Глава 2 История развития ЭЦП в России 8
Глава 3 13
Правовой статус субъектов отношений, связанных с получением и использованием ЭЦП 13
3.1 Правовой статус владельца сертификата ключа подписи 13
3.2 Правовой статус удостоверяющего центра 15
Глава 4 Правовые проблемы использования ЭЦП в России 19
Заключение 24

Вложенные файлы: 1 файл

курс.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

10 января 2002 года в  истории российского правового  регулирования электронного документооборота  произошло знаменательное событие,  был принят один из важных  нормативных актов, призванных упорядочить отношения, связанные с использованием ЭЦП в коммерческом обороте. Был принят Закон «Об ЭЦП». Проект, который лег в основу Закона «Об ЭЦП», был разработан по поручению Правительства РФ, Министерства связи России совместно с ФАПСИ, Гостехкомиссией России, Минюстом России, ФКЦБ РФ, Госстандарстом РФ с участием Банка России.4

Закон об ЭЦП стал отправной точкой для разработки и реализации долгосрочных программных инструментов в целях стимулирования развития всего высокотехнологического бизнеса в России, информатизации российского общества. В частности, Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 была утверждена Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", поставившая основной целью повысить эффективность взаимоотношений государства и общества, межведомственного взаимодействия, государственного управления в целом.

Программа "Электронная Россия" завершила свое действие в 2010 г., однако работа в направлении формирования информационно-коммуникационной среды продолжается, свидетельством чему являются перспективы разработки и появления нормативных актов, долгосрочная Целевая программа "Информационное общество (2011 - 2018 годы)". В рамках обозначенной Программы должны быть определены мероприятия, направленные на продолжение формирования в Российской Федерации электронного правительства в 2011 - 2018 гг.

Конституирующим актом, определяющим новый этап в обозначенной сфере общественных отношений, является Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", который существенным образом изменяет правовое регулирование отношений, связанных с подписанием электронных документов. Данный Закон пришел на смену Закону об электронной цифровой подписи. Новый нормативный акт - это важный шаг к безбумажному ведению дел, и наряду с традиционной подписью на бумаге всем юридическим и физическим лицам разрешается оформлять электронные подписи, предназначенные для использования в электронных документах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Правовой статус субъектов отношений, связанных с получением и использованием ЭЦП

3.1 Правовой статус владельца сертификата ключа подписи

Владельцем сертификата  согласно предложенному Законом N 63-ФЗ определению является лицо, которому выдан соответствующий сертификат. Исходя из расширения сферы применения электронных подписей значительно увеличен субъектный состав лиц, которые могут выступать в качестве их владельцев. Закон допускает получение электронной подписи, в частности, юридическими лицами или государственными органами, что не допускалось Законом об ЭЦП. В п. 11 ст. 2 Закона N 63-ФЗ установлено, что участниками электронного взаимодействия могут быть, помимо прочих, и организации, т.е. юридические лица. Следовательно, юридические лица могут являться полноправными владельцами электронных подписей. Надо сказать, что понятие "организация" охватывает как юридическое лицо, так и государственный орган. В связи с этим интерес представляет соотношение управомоченного субъекта, поскольку согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. В рамках организационной структуры юридического лица его правоспособность персонифицируют физические лица (например, учредители или работники). В данном случае необходимо признать статус владельца за юридическим лицом. Оно выступает владельцем соответствующего сертификата, а физическое лицо действует от его имени на основании учредительных документов или доверенности.

Что касается ограничений  использования (применения) электронной подписи при сопоставлении юридической силы электронного и бумажного варианта, то примером исключительности требований к составлению документа на бумажном носителе является Федеральный закон от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе".5 Согласно ст. 4 указанного Закона переводной или простой вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном носителе). Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в совместном Постановлении N 33/14 от 4 декабря 2000 г. высказались по поводу возможности использования электронных подписей отрицательно. Как отметили Суды, нормы вексельного права не могут применяться к обязательствам, оформленным на электронных и магнитных носителях. Мнение Судов, по всей видимости, основывается на нормах действующего законодательства, определяющего вексель как документарную ценную бумагу, причем строго формальную.

В отношении же простой и неквалифицированной электронных подписей установлена обратная презумпция. Электронные документы, подписанные такими видами электронных подписей, признаются равнозначными подписанным вручную документам на бумажном носителе только тогда, когда это указано в федеральном законе или принимаемом в соответствии с ним нормативном акте либо установлено соглашением сторон. Электронные документы, подписанные простой или неквалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными подписанным бумажным документам в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Причем если документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно и заверенному печатью.

3.2 Правовой статус удостоверяющего центра

 

В соответствии с Законом N 63-ФЗ удостоверяющий центр - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Признаки юридического лица установлены в гражданском законодательстве. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Как известно, согласно ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). По смыслу предлагаемого Законом N 63-ФЗ определения функции удостоверяющего центра могут осуществлять коммерческие организации. Надо сказать, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности не требуется создания юридического лица. Гражданин вправе приобрести статус индивидуального предпринимателя и заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации (ст. 23 ГК РФ).

Как следует из содержания определения, приведенного в Законе N 63-ФЗ, из числа субъектов, которые вправе выступать в качестве удостоверяющих центров, исключены органы государственной власти и местного самоуправления. Представляется, что юридические лица, созданные публично-правовыми образованиями, также не вправе осуществлять функции удостоверяющего центра. По крайней мере их участие в подобной сфере услуг представляется малоцелесообразным, поскольку ведет к смешению публичных и управленческих функций.

Основная функция удостоверяющего  центра - создание и выдача сертификатов ключей проверки электронных подписей. Иные функции удостоверяющего центра определены в ст. 13 Закона N 63-ФЗ. К ним, в частности, отнесены установление сроков действия сертификатов ключей проверки электронных подписей, аннулирование выданных сертификатов ключей проверки электронных подписей, проверка уникальности ключей проверки электронных подписей в реестре сертификатов и т.п.

Удостоверяющий центр, который выдает сертификат ключа  квалифицированной электронной  подписи, должен иметь аккредитацию. Общее определение понятия "аккредитация" дано в Законе о техническом регулировании: под аккредитацией понимается официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия (ст. 2 Закона).

Цели аккредитации определяются также Законом о техническом регулировании. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется с целью подтвердить компетентность органов по сертификации; обеспечить доверие изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов; создать условия для признания результатов деятельности органов по сертификации. Факт аккредитации подтверждается аттестатом - документом, удостоверяющим аккредитацию юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве органа по сертификации и испытательной лаборатории (центра) в определенной области аккредитации.6

Аккредитация осуществляется уполномоченным федеральным органом  в отношении российских или иностранных  юридических лиц.

Надо сказать, что аккредитация рассматривается как добровольная процедура. Поэтому инициатором ее проведения выступает удостоверяющий центр путем подачи заявления на получение статуса индивидуального предпринимателя в уполномоченный орган. В заявлении должен быть указан срок, на который испрашивается аккредитация. Однако даже если этот срок не указан, в любом случае он не может превышать пяти лет.

Требования к условиям аккредитации:

    • наличие чистых активов не менее 1 млн руб.;
    • наличие финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам, в размере не менее 1,5 млн руб.;
    • наличие средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра, соответствующих требованиям ФСБ России;
    • наличие в штате не менее двух специалистов в области криптографии и информационных технологий (имеющих документы о повышении квалификации в области использования электронной подписи).

К заявлению об аккредитации в обязательном порядке прилагаются  документы, подтверждающие соответствие его установленным требованиям.

По общему правилу  порядок реализации своих функций удостоверяющий центр устанавливает самостоятельно, за исключением случаев, когда регламентация работы удостоверяющего центра определяется специальными законами, иными нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Удостоверяющий центр, осуществляя свои функции, строит взаимоотношения  с владельцами в рамках договора об оказании услуг. Договор об оказании услуг удостоверяющего центра в отношении неопределенного круга лиц в открытых системах информационного взаимодействия является публичным договором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4 Правовые проблемы использования ЭЦП в России

Одной из причин изменения  в правовом регулировании подписания электронных документов выступала ограниченная сфера применения электронных цифровых подписей.

Закон об ЭЦП не позволяет использовать в электронном документообороте иные технологии подтверждения аутентичности текста документа, кроме указанных в этом Законе. Использование иных аналогов собственноручной подписи, чем тех, применение которых регламентировано законами и иными нормативными правовыми актами, как отмечают отдельные специалисты, возможно только по соглашению сторон электронного документооборота. Причем такое соглашение может носить как частноправовой, так и публично-правовой характер, но требует закрепления конкретного способа аутентификации электронного сообщения (определения понятия аналога собственноручной подписи и способа проверки его подлинности).7 В связи с этим правомерно обсуждался вопрос о необходимости урегулировать порядок обеспечения юридической значимости электронных документов, в том числе являющихся результатом оказания государственных услуг физическим лицам с целью обеспечить возможность их дальнейшего использования в органах государственной власти и судебных органах.8

Более простые виды электронных  подписей никак не регулируются Законом об ЭЦП, что ставит их за рамки правового регулирования. В рамках хозяйственных связей такой очевидный правовой пробел на практике может вызывать проблемы с оформлением соглашений сторон, и в первую очередь с доказательством совершения сделки. Правовой риск представляют последствия признания соглашения незаключенным.

При этом главная проблема заключается в том, что Закон об ЭЦП в принципе не позволяет выдавать сертификаты ЭЦП юридическим лицам. Как правило, именно эти участники оборота чаще используют электронные документы. Закон об ЭП устраняет это ограничение, что должно способствовать более широкому распространению электронных подписей в России.

Низкая эффективность  действия законодательства об ЭЦП подтверждалась статистикой слабого распространения  ЭЦП в российском деловом обороте, которая давалась на этапе рассмотрения проекта закона в пояснительной записке. В частности, как указывают разработчики нового Закона, по состоянию на февраль 2007 г. в России было выдано около 200 000 сертификатов ключа ЭЦП, что составляет лишь 0,2% населения страны. При этом отмечалось, что в Европе за аналогичный период от введения в действие Директивы ЕС от 13 декабря 1999 г. N 1999/93/ЕС "Об общих принципах электронных подписей" усиленные электронные подписи использовало около 70% населения.

Также сфера применения ЭЦП в соответствии с законом  об ЭЦП ограничена в силу отсутствия принципа "технологическая нейтральность" законодательства, правовое признание  различных видов электронной  подписи, свободное использование средств ЭП.

По мнению Н.И. Соловяненко, правовое признание любых электронных аналогов собственноручной подписи и юридическая сила последних не ограничиваются в зависимости от применяемой технологии9.

Кроме того, Закон об ЭЦП не согласован с иными законодательными актами Российской Федерации, в том числе о лицензировании отдельных видов деятельности и техническом регулировании, что значительно снижает эффект его регулирующего воздействия на общественные отношения в соответствующей сфере.

Но закон об ЭП учел все выявленные недостатки старого закона и устранил связанные с этим  ограничения распространению ЭЦП в России и способствует более широкому ее применению.

Так, Закон N 63-ФЗ в целях наиболее гибкого решения вопросов обеспечения электронного документооборота в зависимости от субъектов и сферы применения регулирует применение двух видов подписей:

    • простой электронной подписи;
    • усиленной электронной подписи.

Информация о работе Электронно-цифровая подпись и правовые проблемы ее использования