Экономическая основа конституционного строя РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

В социально-экономической сфере за последние столетие проделаны виражи от частной собственности к приоритету общественной, особенно в форме государственной, собственности, а затем - к плюрализму форм собственности, когда вместе должны уживаться частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Соответственно менялись представления о форме руководства экономическими процессами - то директивное прямое государственное (аппаратное) правление с возобладанием государственного планирования, то идеи смешанной планово-рыночной экономики, то вновь прекраснодушное отношение к рыночным формам хозяйства и ограничение государства лишь регулятивными функциями, то требование усиления государственно-надзорных и контрольных функций, а если необходимо - использования методов опять-таки непосредственного государственного управления отдельными отраслями хозяйства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава I. Теоретические аспекты правового регулирования в сфере образовательных услуг……………………………………………………...6-26
1.1. Понятие, принципы и задачи оказания образовательных услуг…….6-10
1.2. Субъекты оказания образовательных услуг…………………………10-17
1.3. Правовые основы регулирования в сфере образовательных услуг...17-26
Глава II. Юридическая ответственность и защита прав и интересов сторон в сфере образовательных услуг………………………………….27-43
2.1. Гражданско – правовая и иные формы защиты сторон оказания образовательных услуг………………………………………………………27-34
2.2. Юридическая ответственность сторон оказания образовательных услуг…………………………………………………………………………..34-43
Заключение…………………………………………………………………...44-46
Список использованной литературы………………………………………47-49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ЛЮБАНЯ.docx

— 101.88 Кб (Скачать файл)

 

В СССР Россия была одной из союзных республик, что сказалось как на характере ее развития в целом, так и на особенностях российских Конституций того времени.

 

Решение о разработке первой союзной Конституции принял ЦИК СССР. На заседании 10 января 1923 г. в соответствии с этим решением были разработаны конкретные мероприятия, Президиум ЦИК создал шесть комиссий по подготовке нормативных основ новой Федерации, на базе которых должна была формироваться и Конституция СССР: по выработке предложений о Совнаркоме, СТО и наркоматах Союза ССР; бюджетной; по выработке Положений о Верховном Суде при ЦИК СССР и объединенного ГПУ при Совнаркоме СССР; по выработке предложений о государственном флаге и гербе СССР; по выработке Положений о ЦИК СССР и членах ЦИК СССР; по составлению проекта организации наркоматов и предложений по персональному составу наркоматов для внесения на утверждение апрельской сессии ЦИК СССР. Конституцию СССР 1924 г., формально говоря, составили краткая преамбула, Декларация и Договор об образовании Союза ССР. Но преамбула весьма кратка и лишь провозглашает, что Декларация и Договор составляют Основной Закон (Конституцию) СССР.

 

При создании Союза ССР и конституционном оформлении нового государственного устройства одним из острейших, ставший предметом споров и борьбы центра и республик, явился вопрос о соотношении компетенции Федерации и ее субъектов. Сопоставление Договора 1922 г. и соответствующих частей Конституции 1924 г. свидетельствует о том, что за короткий период сторонники концентрации важнейших полномочий на союзном уровне одержали победу. Так, именно к ведению Союза ССР Конституция отнесла следующие ключевые вопросы: определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, установление общесоюзных налогов и доходов, разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик, руководство транспортным делом, внешней торговлей, международные отношения, не говоря уже об организации и руководстве Вооруженными Силами.

 

Основной Закон 1924 г. имел конкретную цель - отразить природу и структуру СССР. Это прямо сказалось на содержании Конституции. Она исходила из существовавшего в республиках (а следовательно, и в целом по стране) социально-экономического положения, статуса граждан. Но сама Конституция СССР 1924 г. данных вопросов не касалась. Они нашли отражение в конституциях союзных республик, новые редакции или тексты которых были утверждены в период 1925-1931 гг. Конечно, на содержании этих конституций в существенной степени отразился факт вхождения республик в состав Союза ССР.

 

Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов значительной мере новый текст аналогичен, а то и идентичен с текстом Конституции 1918 г. Но есть и определенные новшества в структуре и содержании.

 

Ко времени принятия Конституции в стране уходили в прошлое революционные эйфория и фразеология, упиравшие на передачу собственности и власти народу, и более ощутимой становилась перспектива огосударствления соответствующих общественных отношений. И это, конечно, отразилось на ряде конституционных положений. К примеру, во включенной в Конституцию 1918 года "Декларации" говорилось, что частная собственность на землю отменяется, весь земельный фонд объявляется "общенародным достоянием" и передается "трудящимся"; также объявлялись "национальным достоянием" леса, недра и воды общегосударственного значения и др. Конституция 1925 г. четко говорит о том, что вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют "собственность рабоче-крестьянского государства" на основах, определяемых особыми законами Союза ССР и верховными органами РСФСР (ст. 15).

 

 

1.2 Экономические  основы конституционного строя  в Конституциях СССР 1924 и 1977 г.г. и принятых на их основе Конституциях РСФСР 1925 и 1978г.г.

 

Прочтение текстов этих Конституции СССР 1936 г., Конституций союзных и автономных республик 1937 г., включая и Конституцию РСФСР может ввести в заблуждение - в конституционном оформлении общественный и государственный строй того времени выглядит как вполне демократический.

 

А если пройтись по источникам того времени, они нарисуют просто потрясающую картину успехов "социалистического строительства". Для иллюстрации назовем некоторые позиции, отраженные в учебнике "Советское государственное право" под общей редакцией А.Я.Вышинского, это поможет понять официальную апологетику появления Конституции СССР 1936 г.:

 

- победа социалистических  форм хозяйства, полная ликвидация  частнокапиталистического сектора  и сведение к ничтожному минимуму  мелких, некапиталистических частных  хозяйств; если в 1928 г. удельный вес  социалистических форм хозяйства  во всем народном доходе исчислялся  в 44%, то в 1936 г. социалистические - государственные  и кооперативные - предприятия дали 99,1% народного дохода;

 

- в 1937 г. предприятия крупной  социалистической промышленности  дали 77,4% народнохозяйственной продукции (в 1913 г. крупная промышленность производила 42,1% всей продукции народного  хозяйства; все предприятия промышленности  и транспорта были переведены  на 7-часовой рабочий день; и 1928 г. на биржах труда еще числилось  около 7,5 млн. безработных, к 1931 г. безработица  была ликвидирована;

 

- в деревне победил  колхозный строй и было ликвидировано  кулачество; лишь 7% крестьянских дворов  оставались в 1937 г. вне колхозных  объединений; к 1936 г. было создано 4137 совхозов, 4993 машино-тракторные станции с 289000 тракторов и 30000 комбайнов;

 

- бурный расцвет национальной  государственности, колоссальный рост  производства промышленной продукции  в союзных республиках (Киргизии - в 96 раз, Таджикистане - в 116 раз и  т.д.);

 

- 28,8 млн. учащихся в начальных  и средних школах в 1936/37 гг.

 

- против 8 млн. в 1914/15 гг., введение  с 1930 г. всеобщего обязательного  начального обучения.

 

Трудно говорить сегодня, тем более без специальной проверки, во всем ли достоверны эти сведения, насколько они завышены. Но определенную реальную базу они под собой все-таки имели, даже если и в более скромных масштабах. Совершенно ясно, что все это впечатляло граждан и создавало ощущение стабильности строя, который надо было оформить в новой Конституции.

 

Конституция (Основной Закон) Союза ССР 1936г. не имела преамбулы и состояла из 13 глав: I. Общественное устройство; II. Государственное устройство; III. Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик; IV. Высшие органы государственной власти союзных республик; V. Органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик; VI. Органы государственного управления союзных республик; VII. Высшие органы государственной власти автономных советских социалистических, республик; VIII. Местные органы государственной власти; IX. Суд и прокуратура; X. Основные права и обязанности граждан; XI. Избирательная система; XII. Герб, флаг, столица; XIII. Порядок изменения Конституции.

 

Важнейшие особенности этой Конституции как политико-юридического документа состоят в следующем.

 

1) Она провозглашала, что  Союз ССР есть социалистическое  государство рабочих и крестьян (ст. 1). Конституция ввела понятие  политической основы СССР - ее  составляли Советы депутатов  трудящихся, выросшие и окрепшие  в результате свержения власти  помещиков и капиталистов и  завоевания диктатуры пролетариатом (ст. 2). Вся власть принадлежала, по  Конституции, трудящимся города  и деревни в лице Советов  депутатов трудящихся (ст. 3). Измененным  наименованием органов власти - "Советы  депутатов трудящихся" вместо "Советов  рабочих, крестьянских и красноармейских  депутатов" - как бы подчеркивалось  укрепление социальной основы  власти, большее единство общества.

 

2) Конституция исходила  из победы социалистических форм  хозяйствования и общественной  собственности. Она ввела понятие  экономической основы СССР - ее  составляли социалистическая система  хозяйства и социалистическая  собственность на орудия и  средства производства, утвердившиеся  в результате ликвидации капиталистической  системы хозяйства, отмены частной  собственности на орудия и  средства производства и уничтожения  эксплуатации человека человеком (ст. 4).

 

Социалистическая собственность закреплялась в форме государственной собственности (всенародного достояния), к которой были отнесены земля, ее недра, все предприятия промышленности, транспорта, крупные сельхозпредприятия, коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и крупных населенных пунктах (ст. 5, 6), а также кооперативно-колхозной собственности (ст. 5-7).

 

Согласно ст. 9, "наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда".

 

По Конституции предусматривалось и право личной собственности граждан, но лишь на такие объекты, как трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления и удобства (ст. 10).

 

Конституционно вводился принцип плановой экономики: в соответствии со ст. 11 хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.

 

К 1977г. встал вопрос о принятии новой Конституции СССР. Главную причину и необходимость разработки новой Конституции в 1977г. следует связать с существенным изменением политического режима в стране. Хотя общество по-прежнему оставалось строго организованным на условиях руководства им со стороны одной политической партии, оно уже встало на путь освобождения от режима личной власти, произвола, беззакония и всеобъемлющего страха - режима, публично осужденного, прежде всего самой правящей партией.

 

Экономические предпосылки нового Основного Закона его создатели видели в следующем: в Конституции 1936 г. указывалось, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства и отмены частной собственности. Теперь же социализм развивается на своей собственной экономической основе. Развитие экономики страны характеризуется: безраздельным господством социалистической собственности, высоким уровнем технической оснащенности народного хозяйства, использованием достижений научно-технической революции, превращением экономики СССР в единый мощный народнохозяйственный организм.

 

7 октября 1977 г. состоялось  голосование по проекту Конституции  СССР. Оно было проведено в  следующем порядке: голосование  по преамбуле, затем по каждому  разделу в отдельности и в  заключение по проекту Конституции  в целом. Депутаты Совета Союза  и Совета Национальностей голосовали  раздельно, по принципу "за", "против" или "воздержался". Конституция  СССР была принята 7 октября единогласно.

 

Кроме того, Верховный Совет СССР также раздельным голосованием по палатам единогласно принял 7 октября: Декларацию Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР;

 

Закон СССР об объявлении дня принятия Конституции (Основного Закона) СССР всенародным праздником и Закон СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР.

 

Конституция СССР 1977 г. готовилась на началах, с одной стороны, преемственности по отношению к предшествующим основным законам, с другой стороны - новизны по сравнению с ними. Такова была официальная ее оценка, в частности, майским (1977 г.) пленумом ЦК КПСС, рассмотревшим проект Конституции и давшим решающий толчок ее обсуждению и принятию.

 

Возможно, официальное руководство страны и не могло иначе говорить о Конституции. Однако обращение к ее тексту говорит о том, что начала "преемственности" весьма скромны в данной Конституции, зачастую выражаются в словесной "шелухе" по поводу укрепления социализма, о его новом этапе. Новеллы Конституции дают представление все же о сравнительно ином облике строя, общества, власти, статуса личности. Наверное, и свой опыт, и события в других социалистических государствах (с их попытками объявить демократический социализм) не прошли даром.

 

Основной Закон СССР 1977 г. имеет следующую структуру: Преамбула; I. Основы общественного строя и политики СССР (гл. 1-5: Политическая система; Экономическая система; Социальное развитие и культура; Внешняя политика; Защита социалистического Отечества); II. Государство и личность (гл. 6-7: Гражданство СССР. Равноправие граждан; Основные права, свободы и обязанности граждан СССР); III. Национально-государственное устройство СССР (гл. 8-11: СССР - союзное государство; Союзная Советская Социалистическая Республика; Автономная Советская Социалистическая Республика; Автономная область и автономный округ); IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания (гл. 12-14: Система и принципы деятельности Советов народных депутатов; Избирательная система; Народный депутат); V. Высшие органы государственной власти и управления СССР (гл. 15-16: Верховный Совет СССР; Совет Министров СССР); VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках (гл. 17-19: Высшие органы государственной власти и управления союзной республики; Высшие органы государственной власти и управления автономной республики; Местные органы государственной власти и управления); VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор (гл. 20-21: Суд и арбитраж; Прокуратура); VIII. Герб, флаг, гимн и столица СССР; IX. Действие Конституции СССР и порядок ее изменения.

 

Конституция вместо понятия "экономическая основа СССР" говорит об "основе экономической системы СССР" - ее составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Вместе с тем формой социалистической собственности названо имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач (ст. 10). Конституция исходит из приоритета общественно-полезного труда. Он и его результаты определяют положение человека в обществе (ст. 14). Конституция говорит о том, что руководство экономикой осуществляется на основе принципа государственного планирования, вместе с тем предполагает сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчета, прибыли, себестоимости, других экономических рычагов и стимулов (ст. 16). Возможно, чисто формально, но тем не менее допускается индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения и др., основанная исключительно на личном труде граждан и членов их семей (ст. 17).

Информация о работе Экономическая основа конституционного строя РФ