Характеристика договора поставки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы заключается в изучении правовых особенностей заключения договора поставки.
В процессе выполнения данной курсовой работы решалось несколько задач:
1. Изучить основные характеристики договора поставки, его существенные условия.
2. Изучить особенности заключения договоров поставки товаров для государственных нужд, их правовое регулирование.
3. Изучить особенности международного правового регулирования внешнеторговых договоров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Характеристика договора поставки…………………… …………...5
1.1 Элементы договора поставки……………… ……………………….5
1.2 Содержание договора поставки……………………………………....7
1.3 Ответственность по договору поставки…………………………….14
1.4 Прекращение договора поставки……………………………………15
2. Поставка товаров для государственных нужд……………………...18
2.1 Понятие поставки товара для государственных нужд……………..18
2.2 Элементы договора…………………………………………………...19
2.3 Права и обязанности сторон по поставке товаров для государственных нужд………………………………………………………………………..21
2.4 Ответственность сторон при поставке товаров для государственных нужд………………………………………………………………………..21
3. Особенности правового регулирования внешнеторговых договоров поставки…………………………………………………………………....23
3.1 Поставка товаров между организациями государств участников СНГ…………………………………………………………………………23
3.2 Стандартные базисные условия договоров поставки Инкотермс………………………………………………………………….26
4. Заключение…………………………………………………………….37
5. Список использованной литературы…………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по гражданскому праву.docx

— 62.36 Кб (Скачать файл)

недостаточно для погашения обязательств поставщика по всем договорам, он вправе указать покупателю, в счет исполнения какого из договоров передаются товары. При отсутствии такого указания поставка товаров засчитывается в погашение обязательства, возникшего раньше других. А если все они возникли одновременно, каждое из обязательств считается

 

частично погашенным пропорционально его величине. Условие об ассортименте ГК РФ регулирует применительно к случаю недопоставки товаров (ст. 512 ГК РФ). Так, если недопоставленный товар должен был передаваться в определенном ассортименте, восполнение недопоставки, по общему правилу, должно осуществляться в том же ассортименте товаров. 
Последствия поставки товаров ненадлежащего качества в общем виде урегулированы ст. 518 ГК РФ. Самым существенным их отличием от общих правил о купле продаже является то, что требования, основанные на поставке недоброкачественных товаров, могут быть заявлены поставщику не только покупателем, но и получателем, т. е. лицом, которому покупатель предоставил право получения товара. Это требования о соразмерном уменьшении покупной цены, безвозмездном устранении недостатков товара, возмещении собственных расходов на устранение недостатков, замене товара доброкачественным и расторжении договора. При этом, если поставщик не выполнил требования покупателя (получателя) о замене недоброкачественных товаров в установленный срок, последний вправе приобрести аналогичные товары у других лиц с отнесением на поставщика

всех необходимых и разумных расходов по их покупке. 
В отличие от купли продажи не ограничено никакими условиями право покупателя розничного торговца требовать замены недоброкачественных товаров, возвращенных ему потребителями (в разумный срок). 
Нарушение условия о комплектности приводит к последствиям, аналогичным нарушению условия о качестве товара, с той лишь разницей, что

соответствующие права покупателя регулируются ст. 480, а не ст. 475 ГК РФ. 
Покупатель, получивший затаренные товары, обязан возвратить поставщику многооборотную тару (и средства пакетирования), если иное не установлено договором. Срок возврата устанавливается обязательными требованиями законодательства. Тара однократного использования и упаковка товара, по общему правилу, возврату продавцу не подлежат (ст. 517 ГК РФ). 
Обязанности по передаче товара вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару, а также свободным от прав третьих лиц регулируются в договоре поставки общими положениями о купле продаже (соответственно и нормами об эвикции). Основные обязанности покупателя по договору поставки заключаются в принятии товара и его оплате. 
Обязанность принять товар в ст. 513, 515 ГК РФ сформулирована шире, чем в общих положениях о купле продаже. Наряду с осуществлением фактических действий по принятию исполнения, она включает и ряд дополнительных обязанностей по проверке товара, содержание которых различается в зависимости от способа его доставки покупателю. Если доставка осуществляется поставщиком, покупатель обязан осмотреть товары и проверить их количество и качество. Срок и порядок такой проверки иногда определяются нормативными актами, но чаще самим договором поставки или обычаями делового оборота. Если же товары вручены покупателю не самим поставщиком, а транспортной организацией, он обязан проверить соответствие товаров транспортным и сопроводительным документам и принять эти товары от транспортной организации в установленном порядке. 
В случае выборки (самовывоза) товаров покупателем он, по общему правилу, обязан осмотреть передаваемые товары непосредственно в месте их передачи. Последствия не выборки товаров покупателем определяются п. 2 ст. 515 ГК  РФ аналогично нормам о купле продаже. В случае невыборки поставщик имеет право потребовать от покупателя возмещения убытков, а

также расторжения договора или оплаты покупной цены. 
Отказ покупателя от принятия товара не должен приводить к его порче или уничтожению. Ведь предметом поставки обычно являются товары, которые можно использовать в предпринимательской деятельности, т. е. в целях извлечения прибыли. Поэтому закон устанавливает специальные правила, направленные на обеспечение сохранности таких вещей. Так, покупатель, отказавшийся от принятия товара, обязан обеспечить его сохранность (принять на ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика о своем отказе (п. 1 ст. 514 ГК РФ). В свою очередь, поставщик обязан либо вывезти товар, принятый покупателем на ответственное хранение, либо распорядиться им в разумный срок. Если же он этого не сделает, покупатель вправе сам реализовать товар (выручка от реализации передается поставщику за вычетом причитающегося покупателю) или возвратить его поставщику. Все необходимые расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, его реализацией или возвратом поставщику, возмещаются последним. 
Указанные последствия наступают лишь в случае, когда отказ покупателя от товара последовал по основаниям, допускаемым законом, иными правовыми актами или договором поставки. Если же отказ неоснователен, поставщик вправе требовать от покупателя оплаты товара.

Обязанность покупателя по оплате товаров в поставке имеет особенности. По общему правилу, расчеты между сторонами осуществляются платежными поручениями. Если покупатель перепоручил оплату получателю товаров, он продолжает нести соответствующую обязанность перед поставщиком.

Поэтому в случае неоплаты товаров получателем поставщик вправе предъявить соответствующее требование к покупателю. 
Нормы о погашении однородных обязательств по нескольким договорам поставки (ст. 522 ГК РФ) применяются, когда покупатель, рассчитывающийся с поставщиком по нескольким договорам поставки,

уплатил недостаточную для оплаты всех договоров сумму. В этом случае покупатель имеет право указать продавцу, в оплату какого из договоров он направляет деньги. При отсутствии такого указания переведенные суммы засчитываются в погашение обязательства, срок исполнения которого наступил раньше других. Указанная норма идентична правилу о порядке погашения в случае недопоставки однородных обязательств натурального характера. Обязанность покупателя информировать продавца о нарушении им договора, предусмотренная ст. 483 ГК РФ, распространяется и на поставку.

1.3. Ответственность  по договору поставки 
С учетом предпринимательского характера договора поставки ответственность за его нарушение, как правило, строится на началах риска. Возмещение убытков и уплата неустойки основные формы такой ответственности. Статья 524 ГК РФ предусматривает ряд правил определения величины упущенной выгоды (как составной части убытков) при расторжении договора поставки. Норма ст. 524 ГК РФ носит симметричный характер по отношению и к поставщику, и к покупателю. Смысл ее в том, что сторона, расторгнувшая договор вследствие нарушения обязательства контрагентом, а затем в разумный срок после расторжения купившая (продавшая) товар по более высокой (низкой), но все же разумной цене, вправе требовать от контрагента возмещения убытков в виде разницы между первоначальной договорной ценой и ценой совершенной взамен сделки. Так закон конкретизирует общее правило об упущенной выгоде (п. 2 ст. 15 ГК РФ) применительно к договору поставки. Указанные убытки (в виде упущенной выгоды) носят конкретный характер, так как исчисляются в виде разницы цен двух состоявшихся (конкретных) сделок. В то же время п. 3 ст. 524 ГК РФ содержит правило о способах определения так называемых абстрактных убытков. Например, если после расторжения договора вследствие нарушения обязательства контрагентом потерпевшая сторона не

совершила другой сделки взамен расторгнутого договора, величина понесенных ею убытков определяется в виде разницы между договорной ценой и текущей ценой на данный товар в момент расторжения договора. Текущей признается цена, обычно взимавшаяся при сравнимых обстоятельствах за аналогичный товар в месте предполагавшейся его передачи. Величина другой составной части убытков реального ущерба (который может взыскиваться помимо упущенной выгоды) определяется по общим правилам ст. 15 ГК РФ.

1.4 .Прекращение договора поставки: 
Общие основания и порядок расторжения (изменения) договора купли продажи, предусмотренные ГК РФ, применительно к поставке конкретизируются в ст. 523 ГК РФ. Так, односторонний отказ от исполнения договора поставки (или его изменение) допускается в случаях существенного нарушения его условий одной из сторон. Такими нарушениями для поставщика считаются:

   1. Поставка  товаров ненадлежащего качества  с недостатками, которые нельзя  устранить в приемлемый для  покупателя срок и:                                                                    2. Неоднократная просрочка поставки. Существенные нарушения договора  покупателем выражаются в:                                                                                                   а) неоднократной просрочке оплаты  товаров и:                                                                    б) неоднократной не выборке товаров.                                                                                   В то же время ст. 509, 511, 515, 518 и 519 ГК РФ предусматривают возможность отказа от исполнения договора поставки в случаях, которые не охватываются ст. 523 ГК РФ. К ним относятся: поставка недоброкачественных (или некомплектных) товаров, просрочка поставки или оплаты, невыборка товаров и непредставление отгрузочной разнарядки. Возникающее противоречие можно разрешить путем толкования ст. 450 и 452 ГК РФ. Данные статьи устанавливают общие основания и порядок

одностороннего расторжения (изменения) договоров при их существенном нарушении одной стороной (подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ) и в других случаях, предусмотренных законом или договором (подп. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ). И в том, и в другом случае требование об одностороннем расторжении договора должно быть заявлено в суд в порядке ст. 452 ГК РФ. 
Однако ст. 523 ГК РФ, выступающая как lex specialis по отношению к ст. 450, 452 ГК РФ, перечисляет не только особые основания, но и соответствующий им порядок расторжения (изменения) договора поставки. Указанный договор считается расторгнутым (измененным), по общему правилу, с момента получения одной стороной уведомления контрагента об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично. Таким образом, в случаях существенного нарушения договора поставки, предусмотренных пп. 2 и 3 ст. 523 ГК РФ, не требуется ни обращения в суд с иском, ни предварительного получения согласия контрагента на расторжение (изменение) договора, о необходимости которых говорит п. 2 ст. 452 ГК РФ. Если же нарушение договора поставки не носит существенного характера (т. е., как правило, является однократным), процедура расторжения (изменения) договора регулируется не п. 4 ст. 523 ГК РФ, а общими правилами ст. 452 ГК РФ. Аналогичным образом решаются вопросы расторжения договора поставки по основаниям, предусмотренным  ГК РФ. 
Кроме того, нарушение договора поставки, не имеющее существенного характера, обычно дает право лишь на частичный отказ от исполнения договора (например, в отношении одной партии недоброкачественного или некомплектного товара), тогда как существенное нарушение позволяет расторгнуть договор в целом. Таким образом, по договору поставки поставщик продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ). Договор поставки является консенсуальным, возмездным, взаимным. Сторонами договора являются лица, ведущие, как правило, предпринимательскую деятельность поставщик и покупатель. Предметом договора являются любые не изъятые из оборота движимые вещи при условии, что они будут использоваться в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобны м потреблением, кроме недвижимости, энергии и энергоносителей.

Цена договора существенным условием не является. Срок поставки согласуется сторонами, ими определяются периоды поставки, а также графики поставки. Договор поставки заключается в письменной форме. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Поставка товаров для государственных нужд.

2.1. Понятие поставки  товаров для государственных нужд 
Для выполнения всех возложенных на него задач государство должно располагать необходимой имущественной базой, формирование которой происходит путем закупок товаров для государственных нужд. Эти закупки оформляются государственными контрактами и договорами поставки товаров для государственных нужд. Они весьма близки по своей правовой природе и различаются в основном по субъектному составу, основаниям и порядку заключения. Правовое регулирование этих договоров основано на нормах ГК РФ и специальных законах, которые применяются в части, не противоречащей ГК РФ. Как следует из п. 2 ст. 525 ГК РФ, государственные контракты и договоры поставки для государственных нужд являются разновидностью договора поставки. Указанные договоры не урегулированы специальным законодательством, к ним могут применяться общие положения  ГК РФ о купле продаже. Главной отличительной чертой этих договоров является особая цель использования товаров, а именно их закупка для государственных нужд, в том числе в государственный резерв. Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ. Государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд называется договор, заключенный на основе заказа одной стороны (государственного заказчика), принятого другой стороной (поставщиком), по которому поставщик обязуется передать товары, предназначенные для государственных нужд, государственному заказчику либо указанному им покупателю (получателю). Договором поставки для государственных нужд называется договор о передаче покупателю товаров, предназначенных для

                                                             19

государственных нужд, заключаемый поставщиком на основе и во исполнение государственного контракта.

Общая характеристика государственных контрактов и договоров поставки для государственных нужд аналогична любым договорам купли продажи: они являются консенсуалъными, возмездными и взаимными. 
2.2. Элементы договора Поставщиком и в государственном контракте, и в заключенном на его основе договоре поставки является одно и то же лицо предприниматель. Другой стороной в государственном контракте, является государственный заказчик.

Но и в тех случаях, когда стороной государственного контракта выступает само государство в лице своих федеральных органов исполнительной власти, оно выступает как особое частное лицо, равноправное с другими участниками договора.

Покупателем по договору поставки для государственных нужд может быть любое юридическое лицо, хотя чаще всего в этой роли выступают коммерческие организации.

Предмет госконтракта или договора поставки товаров для государственных нужд это любые товары, приобретаемые для использования в хозяйственных целях, в том числе для предпринимательской деятельности. Как правило, это  вещи, определяемые родовыми признаками, т. е. товары массового, серийного производства. Закупка по госконтрактам товаров иностранного производства не допускается, кроме случаев, когда производство аналогичной продукции в России невозможно или экономически нецелесообразно. 
Форма и порядок заключения госконтрактов и договоров поставки для государственных нужд обладают значительными особенностями. 
Процедура поставки для государственных нужд состоит из нескольких

этапов:

1) определение потребностей (нужд) государства в тех или  иных товарах завершается выдачей  государственного заказа на его  поставку; 
2) размещение госзаказа может происходить как открытым способом (путем проведения открытых или закрытых торгов, конкурсов, аукционов), так и закрытым (путем непосредственного выбора конкретного поставщика); 
3) принятие госзаказа поставщиком порождает обязанность заключить

соответствующий госконтракт, проект которого обычно разрабатывается государственным заказчиком;

4) заключенный госконтракт  может предусматривать поставку  товаров как непосредственно  государственному заказчику (или  указанному им получателю по  отгрузочной разнарядке), так и  покупателю, которого он укажет. Поставки товаров для государственных нужд производятся по рыночным ценам за исключением товаров, по которым сохранено государственное регулирование цен. Стороны госконтракта определяют цены, как правило, в пределах, установленных государственным заказом, либо в соответствии с результатами конкурса на принятие заказа. 
Способы определения контрактных цен подробно урегулированы законодательством и обычно обусловлены спецификой поставляемого товара. Цена договора поставки товаров для государственных нужд, по общему правилу, должна соответствовать цене, определенной государственным контрактом.

Срок является существенным условием любого договора поставки. Срок в договоре поставки для государственных нужд обычно определяется соответствующим государственным контрактом, а периодичность поставок (обычное условие) в пределах этого срока произвольно устанавливается самими сторонами договора.

Информация о работе Характеристика договора поставки