Формирование механизмов правового регулирования и охраны объектов авторского права в сети "интернет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 11:12, реферат

Краткое описание

Правовое регулирование в современном обществе - это условие правового порядка. Его функционирование обеспечивает эффективную работу органов, институтов и учреждений, обеспечивающих защиту и охрану закрепленных действующими нормами права прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов, в первую очередь создание необходимых условий для прогрессивного развития общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование механизмов правового регулирования и охраны объ.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Формирование механизмов правового регулирования и охраны объектов авторского права в сети "интернет"

 

На рубеже XIX и XX вв. впервые обозначились тенденции развития технологий быстрой передачи информации, что предопределяло техническую революцию начала двадцатого века. Законодательное регулирование вместе со сценарием развития общества в XX в., когда доставка необходимой информации до адресата составляет доли секунд, требует все больших усилий. Интернет, появившись в начале 80-х годов как самостоятельная сеть, стал не только прикладной системой, упростившей коммуникации между людьми, но, более того, основой формирования нового типа философии. Современные социологические учения рассматривают влияние компьютерных технологий на людей и их мироощущение, возводя современное общество в ранг общества информационного, сменяя тем самым индустриальный период развития постиндустриальным, в котором начинает проявляться зависимость человека от обмена не только необходимой в работе и быту информацией между людьми, странами и континентами, но и информационными базами. Это делает доступными в рекламных, просветительских, альтруистических, коммуникативных целях информационные базы, которые лет 40 назад были достоянием государственных библиотек нескольких стран. Главное преимущество Интернета - возможность мгновенной передачи информации в любую точку земного шара. В силу особой структуры Интернета не имеет значения место нахождения отправителя и получателя. Следовательно, может создаваться впечатление внеправового пространства в сети "Интернет". О необходимости правого развития в рамках собственной инфраструктуры пишет С.С. Алексеев: "Инфраструктура социального регулирования - это не просто подразделенность его на виды, звенья, а сложившиеся объективно обусловленное построение этой структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно-организационной форм регулирования... она предстает главным образом в виде организационного базиса или скелета - особого построения устойчивой нормативно-организационных форм"*(1). Интернету свойственно правовое регулирование.

Правовое регулирование в современном обществе - это условие правового порядка. Его функционирование обеспечивает эффективную работу органов, институтов и учреждений, обеспечивающих защиту и охрану закрепленных действующими нормами права прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов, в первую очередь создание необходимых условий для прогрессивного развития общества.

Для описания механизмов правового регулирования авторского права механизм правового регулирования является основой права. Специалисты дают разные определения правового регулирования. По мнению И.П. Слободянюк, Е.В. Макагон, понятие "механизм правового регулирования" определяется как способ функционирования и система средств воздействия, юридическая надстройка в системе права*(2).

С.С. Алексеев определяет правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями*(3). С.С. Алексеев трактует правовое регулирование через правовое воздействие. Однако не всякое правовое воздействие входит в механизм правового регулирования. "Воздействие" по объему более широкое, чем "регулирование", отмечает М.Н. Марченко, оно включает в себя как регулирование с помощью определенной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей*(4). С.А. Комаров включает в механизм правового воздействия наряду с механизмом правового регулирования правовое сознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс*(5). В.Н. Хропанюк более кратко дает понятие механизма правового регулирования, представляя его как систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства*(6). Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Итак, можно сделать обобщенный вывод о том, что сущность правового регулирования заключается в осуществлении государством посредством издания общеобязательных норм поведения.

"Однако уровень механизма  правового регулирования зависит  не только от состояния законодательства, - считает А.И. Бобылев. - Важно и  реализовать на практике принятые законы. Поэтому остро встает вопрос о механизме реализации норм права"*(7).

А.В. Малько указывает, что цель механизма правового регулирования - обеспечение беспрепятственного движения интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантированность их справедливого удовлетворения. Исходя из этого, он определяет механизм правового регулирования как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права*(8).

В структуре правового регулирования С.С. Алексеев выделяет методы и способы регулирования. Каждой отрасли права присущ свой метод или сочетание методов правового регулирования. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия:

1) метод децентрализованного  регулирования, построенный на координации  целей и интересов в общественном  отношении и применяемый в  сфере отраслей частноправового  характера;

2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками общественных отношений и используемый в публично-правовых отраслях. Способы правового регулирования - пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других элементах правовой системы. С.С. Алексеев выделяет следующие способы правового регулирования:

а) дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия;

б) запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;

в) позитивное обязывание - возложение на лиц обязанности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.)*(9).

В.В. Лазарев называет те же способы правового регулирования, но в несколько иной последовательности: позитивное обязывание, дозволение, запрещение. Причем он уточняет, что метод - это совокупность юридических способов правового регулирования, а способы - это своего рода "строительный материал", "юридическое вещество", составляющее метод*(10).

Следовательно, процесс правового регулирования в каждом конкретном случае различен в зависимости от выполнения правовых обязанностей - добровольно или под принуждением.

Существенное значение для понимания правового регулирования имеет его предмет или сфера правового регулирования. Предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, которые объективно могут поддаваться нормативно-организационному воздействию. В сферу правового регулирования входят различные группы общественных отношений:

1) отношения людей по  обмену ценностями;

2) отношения по властному  управлению обществом;

3) отношения по обеспечению  правопорядка, возникающие из нарушения  правил, регламентирующих поведение  людей в двух вышеуказанных сферах.

Сфера правового регулирования не является неизменной и постоянной, она может расширяться за счет появления новых отношений (отношения в сфере экологии) или отказа от использования права в тех или иных областях общественных отношений. От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а отсюда вытекают и особенности структуры права. Ими могут быть имущественные, земельные, управленческие, организационные и другие отношения. В.В. Лазарев уточняет вопрос о сфере и пределах правового регулирования. Он отмечает, что их правильное определение необходимо для того, чтобы исключить использование юридических инструментов в сферах взаимодействия людей, требующих иных средств социальной регуляции.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что понятие механизма правового регулирования позволяет не только собрать вместе явления правовой действительности - нормы, правоотношения, юридические акты и др., участвующие в правовом воздействии, и обжаловать их как целостность, но и представить их в работающем, системно воздействующем виде, что характеризует результативность правового регулирования; высветить в связи с этим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие.

Отметим, что Интернет как сеть, предназначенная для обмена информацией, полностью подчиняется тем же инструментам правового регулирования, что и любая иная отрасль общественных отношений, но обладает присущими только ей свойствами и особенностями.

Рассмотренная позиция понимания механизма правового регулирования как совокупности правовых средств, используемых в процессе правового регулирования общественных отношений, по мнению В.М. Сырых, дискуссионная. Свои взгляды он обосновывает тем, что один из основных принципов научного анализа сложных систем, механизмов требует рассматривать исследуемый объект, явление во взаимосвязи, взаимодействии его частей. Только при таком подходе можно установить, насколько эффективно действуют компоненты, каковы их функции и насколько результативна работа механизма как единого, целостного образования. Изучение же строения механизма на уровне его частей является неполным. Поэтому, чтобы получить верное представление о механизме правового регулирования и его способности выступать в этом качестве, следует рассматривать наиболее полно все его компоненты во взаимосвязи и взаимодействии. При таких методологических требованиях механизм правового регулирования можно рассматривать как сложную систему, состоящую из правовых средств, субъектов, осуществляющих правовое регулирование или правовую деятельность, и юридически значимых результатов их деятельности. При этом единый механизм правового регулирования, подобно стадиям правового регулирования, подразделяется на механизм правотворчества, механизм реализации норм права и механизм государственного принуждения*(11).

Каждый механизм действует на своей стадии правового регулирования - правотворчестве, правой реализации и применении юридической ответственности - и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами.

Исходя из описания правового регулирования и структуры сети, которая децентрализована и публична, ибо в ином случае доставка пакетов информации определенному адресату становится невозможной, как и функционирование системы в целом, отметим следующие аспекты*(12):

- правовое регулирование  авторского права в Интернете  в форме воздействия невозможно  из-за особенных свойств данной сети, подразумевающих свободное распространение объекта, защищенного авторским правом, как в сфере методов в силу децентрализованной системы построения Интернета, не способно регулироваться централизованно. Вместе с этим нельзя наложить запрет на свободное распространение того или иного объекта, следовательно, есть возможность более полно использовать границы дозволения. Например, печатная продукция широко представлена в сети, так как создать качественный запрет на копирование информации невозможно*(13). Однако можно эффективно регулировать интересы автора путем дозволения, с помощью ознакомления с печатной продукцией - журналами и газетами, лишь по прошествии срока от нескольких недель, до несколько месяцев после их выхода, в течение которых тираж издания будет распродан, а авторы получат гонорары. Наличие в свободном доступе статьи того или иного автора позволяет более эффективно рекламировать собственный труд, оставляя ссылку на материалы, помещать в электронное резюме или портфолио на специализированном сайте. В соответствии же со ст. 1296 ГК РФ автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки; материал, содержавшийся в электронной подшивке, по требованию автора должен быть убран, тогда как в случае с материальным носителем, который продан потребителю, подобное нереализуемо.

Вместе с понятием правового регулирования Интернета стоит рассмотреть понятие авторства в контексте всемирной сети.

В XXI в. одним из самых спорных, с точки зрения правоведов, становится правовое регулирование защиты авторских прав. Автор - понятие обобщающее: автор книги, изобретения или научного труда. Довольно просто урегулировать отношения с вещью: ее можно объективно оценить. Результат авторского труда - совсем другое дело, тем более что интеллектуальную собственность, в отличие от материальной, легко скопировать или позаимствовать множеством законных способов. Однако одна из черт, которая отличает цивилизованную страну, - четкое соблюдение авторского права и выработанная законодательная политика в области взаимоотношений автора, правообладателя и пользователя.

Российское авторское право прошло долгий и трудный путь: от полного бесправия автора в XIX в. до становления правовой системы в годы советской власти, наконец, к российскому авторскому праву.

В начале 90-х годов, в эпоху бурного развития рыночных отношений, в России потребность в защите автора возросла как никогда. Теперь любое произведение имеет постоянную финансовую стоимость, которая варьировалась в соответствии с потребностями рынка.

Информация о работе Формирование механизмов правового регулирования и охраны объектов авторского права в сети "интернет"