Форма государственного устройства: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 17:37, реферат

Краткое описание

Рассмотрение вопроса о форме государственного устройства имеет важное значение, как теоретическое, так и практическое, и достаточно хорошо освещается в юридической литературе.
Термин «государственное устройство» обозначает организацию территории государства, соотношение его центральной и местных властей, взаимоотношения между его составными частями.

Содержание

1. Введение 3
2. Понятие формы государственного устройства 4
3. Виды форм государственного устройства 5
3.1. Унитарное государство 6
3.2. Федерация 7
3.3. Конфедерация 10
3.4. Другие формы государственного устройства 11
4. Заключение 12
5. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

гос и право.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Факультет     Юридический

Кафедра        Теории и истории государства и права

 

 

 

Реферат

 

 

 

по дисциплине

Теория государства и права


                                                                                    (название дисциплины)

 

 

 

Тема:                           

 

Форма государственного устройства: понятие и виды

 

                                                                              (тема работы)

   

 

                                              

Выполнил студент

1-го курса Голубенко Мария  Евгеньевна

 

(курс, группа, фамилия, имя, отчество)


 

 

 

Преподаватель

кандидат исторических наук, доцент,                                 Зейналова Лариса Михайловна

 

(ученая степень, звание, фамилия и инициалы)


                                 

        

Работа защищена с оценкой _______________________________________________

                                                                                                                     (оценка, подпись преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Введение                                                                                                                  3

2. Понятие формы государственного  устройства                                                    4

3. Виды форм государственного устройства                                                            5

     3.1. Унитарное государство                                                                                   6

     3.2. Федерация                                                                                                         7

     3.3. Конфедерация                                                                                                10          

     3.4. Другие формы государственного устройства                                             11

4. Заключение                                                                                                             12

5. Литература                                                                                                              14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

     Рассмотрение вопроса о форме государственного устройства имеет важное значение, как теоретическое, так и практическое, и достаточно хорошо освещается в юридической литературе.

     Термин «государственное  устройство» обозначает организацию  территории государства, соотношение его центральной и местных властей, взаимоотношения между его составными частями. Поэтому в последние годы данный термин часто заменяется понятием «государственно-территориальное устройство».

     Это вполне объяснимо с точки зрения того, что исторически любое государство возникало в виде обособленного территориального объединения. Каждое государство располагается на определенной территории, имеет свои пространственные границы, в пределах которых распространяется государственная власть.

     Государственная власть  и государственное управление строятся по территориальному принципу.

     От того, как организована и как реализуется данная власть на всей территории государства, зависит эффективность государственного руководства, правопорядка в стране.

     Правильно организованная власть в стране в целом и в её составных частях обеспечивает плодотворное и эффективное функционирование государства, его стабильность.

     И наоборот, неверно  организованная, не удовлетворяющая задачам государства форма государственного устройства может стать одной из причин его распада.

     Поэтому данная проблема (территориальной организации власти в государстве) была актуальна исторически и не утратила своей значимости в наши дни.

    

2. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  УСТРОЙСТВА

 

     Форма государственного  устройства представляет собой  внутреннюю структуру государства, включающую в себя систему и характер взаимосвязей центра и составляющих государственное целое отдельных его частей. [1]

     Государственное устройство – есть система разделения государства на территориальные образования с соответствующими статусами и порядок отношений между центральной властью и властями территориальных образований. [2]

     Для выполнения своего  социального назначения – организации  производственно-экономической жизни, обеспечения защиты интересов  и прав различных групп населения, а также всего общества от внешних угроз и т.п. – государство реализует собственные важнейшие задачи на всей «своей» территории. Вся эта многообразная деятельность не может эффективно осуществляться из одного центра. Тем более если размеры территории и численность населения достаточно большие. Именно в связи с этим возникает необходимость деления всей территории государства на составные части, подразделения (области, штаты, губернии и т.д.), которые управляются региональными органами государственной власти. Следовательно, с неизбежностью встает вопрос оптимального распределения власти центра и регионов.

     На это структурирование государства влияет множество факторов: потребности экономики, рост населения, политические интересы, исторический опыт государственности, политико-правовые заимствования, геополитическое окружение т.д. Эти и другие факторы определяют конкретную форму государственного устройства той или иной страны. [3]

     Следовательно, понятие формы государственного устройства включает в себя следующие основные аспекты организации государства: территориальное устройство государства (из каких составных частей состоит государство), правовое положение (статус) частей государства, особенности взаимоотношений центральных и региональных органов государственной власти и управления.

     Таким образом, форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, определяющая взаимоотношения органов государства с органами составных частей государства. [4]

 

3. ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

     Форма государственного устройства – это внутреннее строение государства, способ его административно-территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его

составных частей.

     По форме государственного устройства различают простые и сложные государства. Среди простых выделяют унитарные государства. Среди сложных – федеративные государства, конфедерации, содружества, империи, фузии, инкорпорации. Вместе с тем, наиболее распространенной в литературе является классификация форм государственного устройства на унитарные государства, федерации и конфедерации. [5]

     Простое (унитарное) государство представляет собой единое, централизованное государство, которое состоит лишь из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью, полностью подчиняющихся центральным органам власти.

     Для сложного государства характерно наличие в его составе государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета (независимости).

     К сложным формам  государственного устройства относятся  федерации, конфедерации, империи.

     Также выделяют такие  формы межгосударственных образований  как содружество, протекторат, уния, государственный кондоминиум, доминион, фузия и т.п. 

 

3.1. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

 

     Унитарное государство  – простое цельное, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета. [6]

     Для унитарного государства характерны следующие признаки:

     1. Составные части (административно-территориальные единицы) унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других признаков государственности. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом.

     2. Унитарное государство имеет единые, общие для всей страны высшие исполнительные, законодательные и судебные органы, которые осуществляют руководство местными органами власти. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру, то есть государство имеет единую систему права и государственных органов, законодательные органы имеют однопалатную структуру.

     3. На территории унитарного государства действует одна конституция, общая для всей страны.

     4. В унитарном государстве  функционирует единая денежная  система и единая, общая для всех административно-территориальных единиц налоговая система.

     5. В унитарном государстве существует одно, общее для всей страны гражданство.

     6. Все внешнеполитические, межгосударственные отношения унитарного государства осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну во внешнеполитических отношениях.

     7. Также, унитарное государство имеет единые вооруженные силы. Руководство вооруженными силами в унитарном государстве осуществляется центральными органами государственной власти.

     Таким образом, унитарное государство – это монолитное государство с единой системой органов государственной власти, подчиняющихся одному центру.

     По степени централизации унитарное государство может централизованным или децентрализованным.

     В централизованном  государстве во главе местных  органов власти стоят назначенные центром чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.

     В децентрализованном  унитарном государстве местные органы государственной власти избираются населением и имеют значительную самостоятельность в решении вопросов местной жизни.

     Примерами унитарных  государств в современном мире  являются Польша, Латвия, Венгрия, Эстония, Словакия. Централизованные унитарные  государства – Норвегия. Латвия. Децентрализованные унитарные государства – Испания, Италия.

 

3.2. ФЕДЕРАЦИЯ

 

     Следующая форма государственного устройства – федеративное государственное устройство.

     Федерация – форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти – федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права самостоятельного участия в международных отношениях. [7]

     Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Федерация строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

     Федеративное устройство неоднородно, в различных государствах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования государства, национальным составом страны, своеобразием культуры и быта населения государства. Тем не менее, можно выделить наиболее общие признаки, характерные для большинства федеративных государств.

     1. Федеративное государство состоит из государственных образований – субъектов федерации, наделенных определенной политической самостоятельностью. Число субъектов федерации может быть различно, название субъектов также может быть разнообразным (штаты в США, федеральные земли в Австрии). В состав Российской Федерации входят 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

     2. В федеративном государстве существует двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации.

Информация о работе Форма государственного устройства: понятие и виды