Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – общественные отношения в государственной сфере.
Предмет исследования – форма (государственное устройство) государства, особенности формы современного российского государства.
Цель исследования состоит в анализе особенностей формы государства современной России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Форма (устройства) государства: понятие, исторические трактовки и
современное содержание……………………………………………………..5
2. Форма правления в государстве. Виды монархической и
республиканской форм правления…………………………………………...9
3. Форма государственного (территориального) устройства: понятия и
виды…………………………………………………………………………..17
4. Межгосударственное образование: конфедерация и её современные
модификации………………………………………………………………...20
5. Форма государственно-политического режима: понятия, исторические
аспекты и критерии классификации………………………………………..24
6. Особенности формы государства в современной России……………...33
Заключение………………………………………………………………….38
Библиографический список………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая, форма государства.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

│ └────────────────┘       │ └───────────────┘

│ ┌────────────────┐       │ ┌───────────────┐

└─┤ децентрализо-  │       └─┤ национально-  │

  │     ванное     │         │территориальная│

  └────────────────┘         └───────────────┘

 

Рис. 2. Формы государственного устройства

 

С помощью данного  понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и  на местах.

В зависимости  от этого критерия различают следующие  формы.

Унитарное государство - простое, единое государство, части  которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем  существует единая система высших органов  и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном  государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным  правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Унитарное государство  характеризуется следующими признаками:

- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны 
исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

- на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

- составные части унитарного государства (области, департаменты, 
округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

- унитарное государство, на территории которого небольшие по 
численности национальности, широко допускают национальную и 
законодательную автономию;

- все внешние межгосударственные сношения осуществляют 
центральные органы, которые официально представляют страну на 
международной арене;

- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми 
осуществляется центральными органами государственной власти.

Федерация - сложное  союзное государство, части которого являются государственными образованиями  и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций  между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая  может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов. В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Межгосударственное  образование: конфедерация и её  современные

модификации

 

Конфедерация представляет собой государственно-правовые объединения, или союзы суверенных государств. В отличие от федерации конфедерация создается для достижения определенных, ограниченных задач и целей в пределах известного исторического периода.

Суверенные  государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового  общения и одновременно являются членами единой государственной  организации.

Конфедерация (от лат. confoederatio - союз, объединение) - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Как правило, конфедерация позволяет достигать более высокой степени интеграции в различных сферах общественной жизни (экономической, социальной, политической, военной, идеологической и др.).

При конфедеративном  устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права  как во внутренних, так и во внешних  делах.

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

- конфедерация  не имеет своих общих законодательных,  исполнительных и судебных органов;

- создаются  координационные органы для ведения  общих дел;

- для вступления  в юридическую силу решения  координационных органов должны быть ратифицированы органами законодательной власти входящих в союз государств;

- правовой основой  является договор между участниками;

- имеет не  единую территорию, а совокупность  территорий входящих в нее  государств;

- конфедеративное  устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

- общими источниками  финансовых средств являются  взносы членов конфедерации;

- сохраняет  гражданство тех государств, которые  находятся во временном союзе;

- государства могут договориться: о единой денежной системе; о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило, конфедеративные  государства недолговечны: либо они  распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815 - 1867), Швейцарский союз (1815 - 1848) и США, когда в 1781 г. была законодательно утверждена конфедерация; Австро-Венгрия (до 1918 г.); Швеция и Норвегия (до 1905 г.; созданная в 1958 г. и распавшаяся в 1961 г. Объединенная Арабская Республика (Египет - Сирия). С 1982 по 1988 гг. конфедерацией считался союз между Гамбией и Сенегалом.

Среди ученых по-прежнему отсутствует  единство точек зрения на характер конфедераций в современных условиях. Одни утверждают, что сегодня их в чистом виде нет. Другие специалисты считают конфедерацией Европейский Союз (ЕС). ЕС - межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства. Целями ЕС провозглашены:

- образование тесного  союза народов Европы;

- содействие сбалансированному  и длительному экономическому  прогрессу;

- усиление экономического  и социального взаимодействия;

- образование экономического  и валютного союза и создание  единой валюты;

- утверждение собственной  идентичности в международной  сфере путем проведения совместной внешней политики, в том числе в области безопасности и обороны;

- развитие сотрудничества  в сфере юстиции и внутренних  дел;

- сохранение и приумножение  общего достояния.

Рассмотрим другие формы  межгосударственных объединений.

Содружество государств - представляет собой более аморфное, нежели конфедерация, объединение государств. В основе их создания могут быть межгосударственные договоры, уставы, декларации. Объединяющими  их признаками являются экономические  интересы; сходство или тождество правовых систем; общие культурные, религиозные или лингвистические корни. Такие формы объединения государств носят переходный характер, трансформируясь со временем в конфедерацию, а может, и федерацию. Примерами международных содружеств являются:

Британское содружество - это наиболее устойчивое, длительное и добровольное объединение независимых  суверенных государств, возникшее в  результате распада Британской колониальной империи. Характер взаимоотношений  между ними был определен Вестминстерским статутом (1931 г.). Состоит из 30 республик и 21 монархии. 16 монархий в качестве главы государства признают британскую королеву, а остальные пять имеют собственных монархов. Главой и символом содружества является королева Англии.

Содружество независимых государств (СНГ) - межгосударственное объединение, созданное на основе соглашения между тремя бывшими республиками СССР - РСФСР, Беларусью и Украиной (8 декабря 1991 г.). 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ. В его состав входит 12 (из 15) бывших республик СССР.

Истории известны и другие формы объединения государств - протекторат  и уния. Под протекторатом понимается разновидность международного договора, в рамках которого одно государство  на добровольной основе берет на себя обязательство покровительствовать другому, более слабому (в экономическом, военном, политическом и ином смыслах). Это может выражаться следующим способом: в осуществлении представительства его интересов во внешних делах; в оказании экономической и иной помощи на безвозмездной основе; в обеспечении военными средствами защиты его суверенитета. В настоящее время о протекторате следует говорить в прошедшем времени.

Уния - союз, соединение или  объединение государств. К этой форме  сотрудничества государств относятся  федерации, конфедерации и объединения монархических государств в форме личной или реальной уний.

Личная уния возникает  при непреднамеренном совпадении независимых  друг от друга прав на корону в нескольких государствах, наступающих в результате различных порядков вступления в  престолонаследие. Она может продолжаться до тех пор, пока эти правомочия персонифицированы в одном лице. Политическое значение такого союза оказывает влияние на все стороны объединяемых государств.

Реальная уния - форма соглашения между государствами, в результате которого предусматривается общий монарх. В то же время государства остаются независимыми, без ущерба степени своего суверенитета; отсутствует общая территория; нет единого подданства; продолжает оставаться раздельным государственный бюджет; система законодательства остается различной (с учетом необходимых модификационных процессов, отражающих сущность состоявшегося союза).

Империя – сложно-соединенное государство, не всегда создаваемое на добровольной основе. Степень зависимости присоединяемых окраин от центра различна. Такие государства существовали во все исторические эпохи (Римское государство последнего периода своего существования, царская Россия, Великобритания XIX в.).

 

 

 

 

 

 

5. Форма государственно-политического  режима: понятия, исторические аспекты и критерии классификации

 

Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной  точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные9.

По мнению других авторов, понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п10.

Политический  режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично (рис. 3).

Понятие политического  режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического  режима судят о подлинной картине  принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Политический  режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли.

Информация о работе Форма государства