Условия ответственности и освобождения от неё

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Прежде всего, следует отметить, что современный этап социально-экономического развития характеризуется стремительным научно-техническим прогрессом, который подразумевает динамику общественных связей, постоянно растущую технико-энергетическую вооруженность и усложнение процессов общественного производства. Все это, безусловно, порождает появление новых видов источников повышенной опасности, менее подконтрольных человеку, усложнения уже существующих. Необходимость защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств обусловила появление нового Федерального закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
Глава 1.История развития института источника повышенной опасности………………………………………………………………...4
Глава 2.Понятие источника повышенной опасности…………………6
Глава 3.Субъект ответственности за вред, причиненной источником повышенной опасности…………………………………………………9
Глава 4.Условия ответственности и освобождения от неё……………11
4.1 Условия имущественной ответственности при взаимодействии источников повышенной опасности……………………………………13
4.2 Ответственность владельцев источников повышенной опасности перед третьими лицами…………………………………………………………18
4.3 Объем и размер возмещения вреда…………………………………22
Заключение…………………………………………………………….....25
Список литературы………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

новая курсовая работа по гражданскому праву.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Передача собственником автомобиля по доверенности во временное владение основана на договорах аренды (ст.632-649 ГК РФ), безвозмездного пользования ( ст.689-709 ), договора поручения ( ст.971-979 ГК РФ ).Любой из этих договоров между собственником и титульным владельцем влечет ответственность последнего на основании раздела 3 ГК РФ (Общая часть обязательственного права),согласно которым пользователь автомобиля возмещает собственнику автомобиля причиненные убытки лишь при условии его вины. При этом риск случайной гибели или повреждения транспортного средства несет собственник8.

ГК различает два вида аренды транспортных средств: аренда с экипажем, то есть с предоставлением услуг по управлению и техническому обслуживанию (ст.632), и аренда без экипажа (ст.642).

В первом случае арендодатель не утрачивает титул владельца и несет ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием (ст.640 ГК).

Во втором случае, используя транспортное средство своими силами, арендатор приобретает титул владельца и соответственно на него возлагается ответственность за причиненный в связи с использованием арендованного транспортного средства вред (ст.648 ГК).

Применительно к договору безвозмездного пользования (договор ссуды) установлено общее правило: ответственность за вред, причиненный третьему лицу в результате использования вещи, несет ссудодатель ,если не докажет, что вред причинен вследствие умысла или грубой неосторожности ссудополучателя или лица, у которого эта вещь оказалась с согласия ссудодателя (ст.697). Вместе с тем, учитывая, что нормы, содержащиеся в ст.1079 ГК, являются специальными, следует признать, что в случае передачи в безвозмездное пользование имущества, использование которого связано с повышенной опасностью для окружающих, действует режим ст.1079 ГК, то есть "владельцем источника повышенной опасности " должен считаться ссудополучатель, который осуществляет пользование вещью от своего имени на законном основании.

По нашему мнению, иное решение этого вопроса невозможно. Представим себе ситуацию, когда в столкновении транспортных средств виновен владелец, которому собственник передал автомобиль по договоренности. Если бы в возникшем правоотношении собственника можно было считать посторонним лицом, то в соответствии со ст.1080 ГК РФ

у него было право предъявить иск не только к своему контракту, но и ко второму невиновному владельцу в порядке солидарной ответственности. И более того, на основании ст.181 ГК РФ только к последнему.

Таким образом, собственник транспортного средства, передавший его во владение (временное) другому лицу по предусмотренным законом основаниям (выдача доверенности на право управления, заключение договора подряда, аренды и т.п.) не может выступать как третье лицо, перед которым оба владельца столкнувшихся транспортных средств должны нести солидарную ответственность независимо от причин столкновения.

Иначе следует оценить ситуацию, когда в результате столкновения транспортных средств погиб собственник транспортного средства ,повреждены его здоровье или имущество. Здесь положение собственника ,передавшего транспортное средство во владение другому лицу, по существу не отличается от положения посторонних лиц. Например, Е., управляющий по доверенности автомашиной, принадлежавшей С., нарушил правила дорожного движения, выехав на полосу встречного движения, в результате чего произошло столкновение с мотоциклом, водителю которого причинены телесные повреждения, повлекшие смерть. Ответственность будет нести Е., как владелец автомобиля по доверенности, перед потерпевшим и С.(третье лицо) по ст.1079 ГК РФ независимо от причин столкновения, потому что ему причинен имущественный вред (повреждение автомобиля). При столкновении, например, автобуса с грузовой автомашиной, или такси с легковой автомашиной, вред, причиненный пассажирам автобуса и такси в результате столкновения будут нести солидарно владелец автобуса и такси (ст.1080 ГК РФ). В случаях, когда автомобиль передается собственником работнику милиции, медицинским работникам для правомерной служебной деятельности, собственник, в данном случае, является третьим лицом при столкновении автотранспортных средств. Законным основанием для владения будут п.8,12 Правил дорожного движения (или Закон "О милиции"). Юридический владелец источника повышенной опасности считается только в том случае, когда его передача юридически оформлена. Ответственность перед собственником будут нести организации, где работают милиционер, врач по ст.1079 ГК РФ независимо от причин столкновения.

Наступление, в рассматриваемой ситуации, солидарной ответственности работника милиции (медработника) и собственника (оставшегося в машине) исключено. Солидарная ответственность возможна только при совместном причинении вреда. Для этого необходима, в частности, причинная связь поведения всех сопричинителей вреда с вредоносным результатом.

В свое время было высказано мнение, в соответствии с которым владелец ,передавший автомашину временно другому лицу, должен отвечать солидарно с лицом, непосредственно использовавшим автомашину в момент причинения вреда (столкновения),если же докажет отсутствия вины в выборе контрагента17, но практикой не было воспринято.

Таким образом, ответственность владельцев транспортных средств в результате столкновения, перед третьими лицами наступает по ст.1079 ГК РФ в тех случаях, когда есть причинная связь между действиями лиц и вредом совместно причиненного. Ответственность же владельцев транспортных средств, в результате столкновения, перед третьими лицами наступает по ст.10789 ГК РФ - факт владения автотранспортным средством.

Факт эксплуатации источника повышенной опасности имеет значение для признания лица владельцем и для установления ответственности последнего.

Объем и размер возмещения вреда

         Под вредом понимается материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего в результате нарушения принадлежащего ему материального права или умаление нематериального блага (жизнь, здоровье человека и т.д.). Вред в рассматриваемых отношениях не только обязательное условие, но и мера ответственности. Объем возмещения, по общему правилу ст.1064 ГК, должен быть полным, т.е. потерпевшему возмещаются как реальный ущерб, так и упущенная выгода (ст.15,393 ГК).

Из правила полного возмещения убытков имеются исключения. Так, ст.1083 ГК допускает снижение размера возмещения с учетом грубой неосторожности (вины) самого потерпевшего или имущественного положения гражданина - причинителя вреда.

В п.1 ст.1064 предусматривается выплата причинителем вреда потерпевшему компенсации сверх возмещения убытков (ГК 1964 такую норму не содержал). Если ограничение объема возмещения убытков может быть установлено только законом, то компенсация сверх возмещения убытков возможна на основании не только закона, но и договора.

В данном разделе мы будем рассматривать объем и размер возмещения вреда, возникающих из деликтных обязательств, связанных с возмещением вреда, причиненного повреждением здоровья и смерти потерпевшего.

В соответствии со ст.1085 ГК в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья организация или гражданин, ответственные за вред, обязаны возместить потерпевшему утраченный заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья.

Объем и размер возмещения вреда может быть увеличен законом или договором. Суммы возмещения вреда могут быть увеличены на основании отраслевых тарифных соглашений, поскольку такие соглашения учитываются при заключении коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Увеличенные по условиям договора суммы возмещения вреда не могут быть снижены в связи с прекращением действия отраслевого тарифного соглашения и расторжением трудового договора, выхода предприятия из состава отрасли в которой было заключено тарифное соглашение9.

Закон также может увеличить суммы возмещения вреда. Такая возможность предусмотрена ст.4 постановления Верховного Совета РФ от 24.12.92 в ред.15.11.95.

Определение заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья закреплено в ст.1086 ГК.

Размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.

Размер возмещения вреда в соответствии со степенью утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, устанавливается ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссией).

В п.1 ст.1086 ГК предусмотрено, что размер возмещения может быть определен с учетом степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при ее отсутствии - степени утраты общей трудоспособности. Такая формулировка закона не означает, что при 100 процентной утрате профессиональной трудоспособности вред возмещается исходя из общей трудоспособности. В законе имеется в виду лишь те случаи, когда потерпевший вообще не работал, не имел специальности, квалификации, т.е. не имел профессиональной трудоспособности. Если гражданин ко дню повреждения здоровья имел профессию, то при 100 процентной утрате профессиональной трудоспособности вред рассчитывается исходя из утраты именно этой трудоспособности.

Одновременно с определением степени утраты профессиональной трудоспособности при наличии к тому оснований ВТЭК устанавливает соответствующую группу инвалидности. Размер пенсии зависит от группы инвалидности и уровня заработка потерпевшего. Пенсия по инвалидности 1 или 2 группы составляет 75 процентов, а по инвалидности 3 группы - 30 процентов заработка.

       К пенсии по инвалидности, также как и к пенсии по старости, может устанавливаться надбавка на уход за пенсионером. Установление к пенсии надбавки на уход не влияет на возмещение дополнительных расходов по уходу за потерпевшим, они компенсируются в полной сумме независимо от назначения к пенсии надбавки на уход.

Помимо надбавки на уход к пенсии по инвалидности 1 и 2 групп назначается надбавка на каждого нетрудоспособного члена семьи инвалида, находящегося на его иждивении (дети до 18 лет, а учащиеся - до 23 лет и др.).

По действующим правилам пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем, не влияет на размер возмещения.

 

Заключение

       Судебная практика последних лет свидетельствует о постоянном увеличении числа гражданских дел, связанных с рассмотрением споров о возмещении вреда, касающихся причинения вреда вследствие разного рода транспортных происшествий, производственного травматизма, продажи некачественных товаров и т. п.

 В результате военных  действий и роста преступности  значительно увеличились случаи  причинения вреда жизни и здоровью  военнослужащих, работников милиции, налоговой полиции и др. Все  это не могло не побудить российских парламентариев принять пакет законов, в том числе две части Гражданского кодекса РФ, в которых содержится много новых положении, касающихся возмещения вреда. причиненного жизни, здоровью и имуществу граждан или имуществу юридических лиц.

       Необходимо прежде всего отметить такие новеллы, как снятие разного рода ограничений в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан. Например, гражданин, ставший инвалидом, теперь вправе не только получить единовременное пособие в размере своего заработка за несколько лет, но и ежемесячно получать сумму утраченного заработка, полную зарплату по новому месту работы (если он решил продолжать работу), получить компенсацию за причиненный ему моральный ущерб и т. д.  

         По моему мнению, достоинством новых законодательных актов является то, что они существенно расширили положения об ответственности государства и муниципальных образовании за вред. причиненный незаконными действиями их органов и должностных лиц. Введена ответственность продавцов, изготовителей и исполнителей работ за вред причиненный недостатками товаров, работ и услуг.

        Обязательства вследствие причинения вреда источником повышенной опасности — тема сложная. Поэтому мной рассмотрены наиболее важные теоретические положения с учетом гражданского законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Нормативно - правовые акты.

    1. Конституция Российской федерации от 12 декабря 1993 г. (Публикуется с     учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ)

    2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред. от 14.11.2013 N 65-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. -1994. - №32. - С.23-194.

   3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (ред. от 19.10.2011 N 284-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1996. -№5.-С. 152-298.

4.  Правила дорожного движения. Утвержденные Постановлением Советом Министров - Правительство РФ от 23 октября 1993. № 1090 (ред.от 28 марта 2012 года.)

5.Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997. № 60-ФЗ (с изменениями от 23.09.2013.)

Научная литература.

1. Абабков А.В. Право потерпевшего на судебную защиту. Вестник Московского университета.Сер.11.Право 1996. №3,стр.84-93.

2. Алексеев Л. О возмещении ущерба, причиненного гражданину. Советская юстиция,1990. № 10.

3. Антимонов Б.С. Гражданская ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. М. Юрид. лит. 1952.

4. Белякова А.М. Возмещение причиненного вреда. М. МГУ. 1972.

5. Белякова А.М. Имущественная ответственность за причинение вреда .М.Юрид.лит.1979.

6. Белякова А.М. Субъекты в обязательстве по возмещению причиненного вреда. Вестник Московского университета. Сер.11 Право.1990. №1.

7. Mайданик Л. А. ,Сергеева Н.Ю. Материальная ответственность за повреждение здоровья. М.Юрид.лит.1988.

Информация о работе Условия ответственности и освобождения от неё