Управление государством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. На характер государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения, размер занимаемой территории, ее географическое положение и другие факторы. Особенности государственных образований общества у различных народов в различные исторические периоды позволяют, тем не менее, выявить и объединить их существенные общие черты, которые впоследствии могут стать своеобразными шаблонами-аналогиями для определения существующего положения вещей в области государственного устройства, а также для адекватной оценки предполагаемых в данном направлении проектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………….3

2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………………...5

2.1 Монархические формы правления…………………………………………………………………5

2.2 Республиканские формы правления……………………………………………………………….6

3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА……………………………………………… 9

3.1 Унитарное государство…………………………………………………………………………….10

3.2 Федеративное государство………………………………………………………………………... 11

3.3 Конфедеративное государство……………………………………………………………………..15

4. ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА…………………………………………………………15

4.1 Демократические режимы…………………………………………………………………………19

4.2 Антидемократические режимы……………………………………………………………………21

4.2.1 Тоталитарный режим………………………………………………………………………………22

4.2.2 Авторитарный режим……………………………………………………………………………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Управление.docx

— 128.60 Кб (Скачать файл)

 
Управление государством 
 
 
 
ПЛАН 
 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..3 
 
1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………….3 
 
2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………………...5 
 
2.1 Монархические формы правления…………………………………………………………………5 
 
2.2 Республиканские формы правления……………………………………………………………….6 
 
3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА……………………………………………… 9 
 
3.1 Унитарное государство…………………………………………………………………………….10 
 
3.2 Федеративное государство………………………………………………………………………... 11 
 
3.3 Конфедеративное государство……………………………………………………………………..15 
 
4. ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА…………………………………………………………15 
 
4.1 Демократические режимы…………………………………………………………………………19 
 
4.2 Антидемократические режимы……………………………………………………………………21 
 
4.2.1 Тоталитарный режим………………………………………………………………………………22 
 
4.2.2 Авторитарный режим……………………………………………………………………………...23 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….24 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
 
Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. На характер государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения, размер занимаемой территории, ее географическое положение и другие факторы. Особенности государственных образований общества у различных народов в различные исторические периоды позволяют, тем не менее, выявить и объединить их существенные общие черты, которые впоследствии могут стать своеобразными шаблонами-аналогиями для определения существующего положения вещей в области государственного устройства, а также для адекватной оценки предполагаемых в данном направлении проектов. 
 
1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 
 
“Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом”.1 
 
Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация власти в данном государстве, как осуществляется власть, какими органами, какими методами. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим. 
 
Форма в связи с сущностью государства как общественного явления. В данном аспекте под формой государства понимается специфический способ выражения сущности, система органов, “машина”, посредством которой осуществляется классовое господство в противоположность неклассовым, неполитическим, негосударственным способам. Существование государственной власти находит свое отражение в ее органах, армии, администрации, судьях и других учреждениях, которые составляют специфическую и постоянную форму бытия государства.  
 
Форма в ее непосредственной связи явлением (как обнаружение сущности проявление ее вовне). В соотношении “форма--явление” выступает внешняя форма государства, т.е. проявление вовне определенной его организации (устройства). Различают организацию верховных органов власти ( монархию , республику ) , взаимоотношение органов классовой власти с населением , территориальную структуру государственной власти . 
 
Форма в соотношении форма - содержание выступает внутренняя форма государства как форма вполне определенного, данного классового содержания. “Форма-содержание” государства зиждется на соответствующих принципах организации властвования, в которых выражается специфика классового господства определенного типа на определенных этапах его развития. Эти принципы неповторимы , они коренятся в социально-экономической системе . Вместе с ликвидацией экономического и политического господства исторически определенных классов ликвидируются и соответствующие принципы организации государственной власти. В аспекте “форма-содержание” выражается также и политический режим как внутренняя форма государства, охватывающая главным образом две стороны: механизм государства (внутренняя структура власти, связь элементов власти в данной государственной системе) и функции государства (методы и формы осуществления функций данной государственной власти). 
 
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями партиями , профсоюзами , общественными движениями , церковью и другими организациями. 
 
Таким образом, можно дать следующее краткое определение формы государства: ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. 
 
Несмотря на свои различающиеся характерные особенности, форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 
 
Под формой правления обычно понимается организация высших органов власти в том или ином государстве. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики. 
 
“Форма правления - принцип организации государственной власти”2, выражающийся в формировании структуры высших органов государственной власти, определении порядка их образования и распределении компетенции между ними. 
 
В зависимости от того: 
 
- как создаются высшие органы государства и каково их строение; 
 
- какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами; 
 
- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; 
 
- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина, 
 
формы государственного правления подразделяются на: 
 
- монархические; 
 
- республиканские. 
2.1 Монархические формы правления 
В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, шаха и т.п.). Эта верховная власть обычно наследственная. При этом различают монархию абсолютную, характерную, как правило, для позднего периода средневековья (власть монарха в таком государстве ничем не ограничена), и монархию ограниченную, когда наряду с главой государства (монархом) имеется и другой высший орган (например, парламент). Современная форма ограниченной монархии – парламентарная монархия. Роль монарха в ней формальна; ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичный пример парламентарной монархии – современная Великобритания. 
 
“Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству”.3 
 
Основными признаками классической монархической формы правления являются: 
 
- наличие единоличного пожизненного главы государства (царь, король, император, шах); 
 
- наследственный порядок преемственности верховной власти; 
 
- юридическая безответственность монарха. 
 
Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия становится основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе. 
 
Выделяются следующие разновидности монархической формы государственного правления: 
 
“Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть всецело принадлежит одному лицу (царю, королю, императору)”.4 
 
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и одновременным распадом феодализма и его сословий. 
 
Основными признаками абсолютной монархии являются: 
 
- отсутствие органов, ограничивающих компетенцию монарха; 
 
- ликвидация или полный упадок представительных учреждений; 
 
- юридически не ограниченная власть монарха; 
 
- наличие в распоряжении монарха постоянной армии, полиции, разветвленного бюрократического аппарата. 
 
Власть в центре и на местах принадлежит уже не крупным феодалам, а чиновникам, назначаемым монархом. При чем центральная бюрократия оттесняет феодалов от непосредственного осуществления власти и на местах.  
 
Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом, что определяется утверждаемой им конституцией, изменить которую монарх не в праве. 
 
Как форма правления конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества, но формально не утрачивает своего значения в ряде стран и сейчас (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.) 
 
Конституционная монархия бывает: 
 
- парламентской; 
 
- дуалистической (практически изживает себя). 
 
Парламентская монархия характеризуется следующими признаками: 
 
- правительство формируется из представителей партии или партий, победивших на выборах в парламент; 
 
- лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой государства; 
 
- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха, являясь символической, фактически отсутствует; 
 
- законодательные акты принимаются парламентом; 
 
- правительство ответственно только перед парламентом. 
 
Дуалистическая монархия, характеризуясь двойственностью государственной власти, имеет следующие признаки: 
 
- правительство формируется монархом не зависимо от партийного состава в парламенте; 
 
- правительство не ответственно перед парламентом 
 
Монарх при этом выражает интересы феодалов, а парламент - интересы буржуазии и других слоев населения. 
 
Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии с 1871 по 1918 гг. 
2.2 Республиканские формы правления 
 
 
“Республика - (от лат. res publica, буквально - общественное дело) это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок”.5 
 
В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. Республики могут быть либо парламентарные, либо президентские, либо смешанные. 
 
В парламентарной республике глава государства – выборное должностное лицо (президент). Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется при условии, что оно располагает поддержкой парламента, перед которым и несет политическую ответственность (например, парламент вправе выразить недоверие правительству, что ведет к отставке правительства). Вместе с тем в парламентарной республике возможен досрочный роспуск парламента главой государства. Так, президент Италии (парламентарной республики) согласно Конституции страны может, заслушав председателей двух разно уровневых палат, распустить обе палаты или одну из них. Это возможно, например, в случае непреодолимых противоречий в их позициях. В настоящее время парламентарная республика существует, кроме названной уже Италии, в таких странах, как Германия, Австрия и др. 
 
Президентская республика характеризуется тем, что во главе ее стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы исполнительной власти. Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет политической ответственности перед парламентом. Президент, избираемый населением, вместе с тем не имеет права роспуска парламента. Президентскую республику представляют собой, например, США, где впервые была установлена эта форма правления. 
 
Во многих странах имеет место республиканская форма правления, имеющая смешанный характер (суперпрезидентская республика), то есть сочетающая черты президентской республики (глава государства избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и парламентарной республики (правительство держит ответ перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом и т.п.). К таким странам смешанной формы республиканского правления относится, например, Франция, некоторые латиноамериканские страны. Ее основная черта – гипертрофированная, и по существу, неконтролируемая президентская власть (президент избирается населением, обладает правом роспуска парламента, проведения референдумов и т.д.). 
 
Общими признаками республиканской формы правления являются: 
 
- существование единоличного и коллегиального глав государства; 
 
- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; 
 
- осуществление власти не по собственному праву, а по воле народа; 
 
- юридическая ответственность главы государства; 
 
- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; 
 
- преимущественная защита интересов граждан государства; 
 
- взаимная ответственность личности и государства. 
 
Выделяются следующие разновидности республиканской формы государственного правления: 
 
Парламентская и президентская республики 
 
Поскольку в современном цивилизованном обществе принципиальных различий между парламентарной и президентской формами правления не существует, то можно отобразить их общие и отличительные черты в одной сводной таблице:

 
Признак

 
Парламентская республика

 
Президентская республика

 
Определение термина

 
“Разновидность современной формы  государственного правления, при которой  верховная власть принадлежит парламенту”6

 
“Одна из разновидностей современной  формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и  главы правительства”7

 

 

 

 

 

 

 
Какая ветвь власти сильнее

 
Законодательная

 
Исполнительная

 

 

 

 

 

 

 
Основные функции парламента

 
Законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью

 
Законодательная деятельность

 

 

 

 

 

 

 
Метод избрания главы государства

 
Глава государства избирается парламентом  или парламентской коллегией. Реже - всем населением страны (Австрия)

 
Глава государства избирается всем население страны непосредственно (Франция, Россия) или косвенно, т.е. через коллегию выборщиков (США)

 

 

 

 

 

 

 
Полномочия главы государства

 
Имеет право роспуска парламента 
 
Назначает главу правительства

 

 

 
Обнародует законы

 
Утверждает законы, подписывая их

 

 

 
Издает декреты

 
-

 

 

 
Является главнокомандующим вооруженными силами

 

 

 
-

 
Объявляет чрезвычайное положение

 

 

 
-

 
Председательствует в правительстве

 

 

 
-

 
Назначает глав судебной власти

 

 

 

 

 

 

 
Принцип формирования правительства

 
Правительство формируется парламентским  путем из числа депутатов, входящих в те партии, которые располагают  большинством голосов в парламенте

 
Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, входящих в его партию

 

 

 

 

 

 

 
Ответственность правительства

 
Правительство ответственно перед  парламентом

 
Правительство ответственно перед  президентом

 

 

 

 

 

 

 
Неотъемлемые особенности

 
Правительство правомочно исполнять  свои полномочия, только пользуясь  доверием парламента

 
Президент либо совмещает полномочия главы государства и главы  правительства в одном лице (США), либо непосредственно назначает  главу правительства (Франция, Индия)

 

 

 

 

 

 

 
Эффективно действующий механизм противовесов и сдержек, существующий в современных цивилизованных государствах, способствует возможности гармоничного функционирования всех ветвей власти, основанного на принципе разделения их полномочий, что позволяет избежать произвола какой-либо одной из них. 3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА  
 
Форма государственного устройства - национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает: 
 
- из каких частей состоит внутренняя структура государства; 
 
- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; 
 
- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; 
 
- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.  
 
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: федеративные, конфедеративные и унитарные.  
 
 
 
 
 
 
 
 
На сегодняшний день выработаны лишь две формы организации многонациональных государств - унитарная и федеративная. При унитаризме все решения, как внутрегосударственной, так и во внешней сфере являются пререгатива одной единой, центральной власти.  
 
Федерализм предпологает ту или иную степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.  
 
Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о межгосударственных образованиях. Иными словами, это союз государств, объединившихся с определенными целями и для решения определенных задач, но сохранившие полную независимость. Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедерации.  
 
3.1 Унитарное государство 
 
 
Унитарное государство - это такая форма государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы, подчиняющиеся центральным органам власти и не обладающие признаками государственного суверенитета. 
 
Унитарное государство характеризуется следующими признаками: 
 
- единые и общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которым подчинены соответствующие местные органы. Единые вооруженные силы; 
 
- на его территории действует одна конституция, единая система законодательства и одно гражданство; 
 
- единая экономика (обязательная для всех административно-территориальных единиц общая денежная система, налоговая, кредитная и финансовая политика); 
 
- его составные части (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают (нет своих законодательных органов, самостоятельных воинский формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности); 
 
- если на его территории проживают небольшие по численности национальности, то может допускаться национальная и законодательная автономия (Монголия с Баян-Уэнэйским аймаком, Судан с Южным регионом); 
 
- все внешние межгосударственные сношения осуществляются центральными органами, представляющими страну на международной арене. 
 
То, что составные части унитарного государства не обладают суверенитетом, не отрицает наличия у них известной, и иногда и значительной самостоятельности. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство может быть: 
 
централизованным - если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. 
 
децентрализованным - если местные органы, пользуясь значительной самостоятельностью, полностью избираются населением. 
 
Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами. 
 
Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и в разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти. В зависимости от того, какой вид контроля осуществляет центральная власть за местными органами, различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В некоторых же унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одной или нескольким административно-территориальным единицам. Такое унитарное государство характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений. Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.) Права по самоуправлению в автономных образованьях несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. 
 
Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований - федераций, конфедераций, содружеств и т. д. 
 
К числу унитарных государств относятся: Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия. Также подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки: Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран. 
 
 
3.2 Федеративное государство 
 
 
Федеративное государство (федерация) - (от поз дне лат. foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.8 
 
Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.9 
 
Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства. 
 
Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Оно - союзное государство. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участи центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных образований унитарного государства. 
 
В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли, и т.д.). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне. 
 
Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования, и это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, не зависимо от того, на территории какого субъекта он проживает, один и тот же. 
 
В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться и тогда, когда в отдельных государственных образованьях сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться в соответствии с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип приоритета общефедерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федерации. 
 
Таким образом, в пределах федерации действуют федеральные (общесоюзные, общереспубликанские, общеземельные и т.п.) законы, а также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних, как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Кроме того, федеральные законодательные органы могут принимать законы специально для определенных членов федерации и устанавливать им особый правовой статус. 
 
Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях. 
 
В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъектов федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их (посредством бюджета) передается для использования субъектам федерации. Иной порядок может существенно подрывать федеративную природу государства, угрожать его целостности. При этом, разумеется, собственные доходы государственных образований (республик) крайне ограничены, и субъекты федерации нуждаются в получении субсидий и дотаций от союзного государства. Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федерации. 
 
Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит юридической положение государственных образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и ее членами. 
 
Как правило, эти отношения в самом основном определяются конституцией федерации или федеративными договорами. Поэтому в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип. 
 
Практика федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федеральных и местных органов решается на основе трех принципов: 
 
принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать решения, издавать нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации; 
 
принцип совместной компетенции, т.е. установления одного и того же перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации решают те вопросы, которые входят в предмет их ведения. Инициатива может исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции может иметь разные формы, которые, как правило, устанавливаются в конституции и иных законах; 
 
принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и полномочий, отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации. 
 
Следует обратить внимание, что в практике некоторых федеративных государств появился и такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий. 
 
Это делегирование как бы снимает вопрос о жесткой подчиненности субъекта федерации центру, свидетельствует о добровольности распределения компетенции. Формула о делегированном полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия и статуса ассоциированного члена, т.е. субъекты федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации, прежде всего большой самостоятельностью, добровольной делегированностью полномочий, а не их централизованным распределением. 
 
Вместе с тем иногда статус ассоциированного члена федерации используется и для юридического прикрытия намерения субъекта федерации выйти из состава федерации. 
 
В связи с этим появились понятия об асимметричной федерации - разные политико-правовые отношения между федерацией в целом и ее отдельными субъектами, “жесткой” или “мягкой” федерации. Иными словами, современная практика федерализма, обогащенная разным опытом самоопределения народов после распада СССР, дала новые формы федеративной государственности. 
 
Но для функционирования федерации в ее новых формах должно быть осуществлено четкое распределение полномочий между федерацией и ее субъектами, установление и закрепление компетенции в договорных основах федерации. Иначе под угрозой оказывается целостность и единство государства. 
 
Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом добровольным. Но может ли на основе этого принципа осуществляться выход из ее состава? Анализ конституций существовавших федераций показывает, что выход из состава федерации нигде не закрепляется в конституции.  
 
В современных условиях социальная цена за реализацию принципа права наций на самоопределение в федеративном государстве становится столь большой (разрыв хозяйственных связей, возникающие проблемы этнических меньшинств, конфликты, в том числе вооруженные, беженцы, нарушение прав человека, спад производства и т.п.), что сторонникам приоритета права нации над правами человека всегда необходимо задумываться, во что же могут обойтись народу, нации мифологические идеалы и утопии сепаратизма, обособления, отделения, выхода из федерации, образование самостоятельного государства. 
 
Форма государственного устройства зависит от того, с какими государствами оно вступает в связи, на какой основе они складываются, а также от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами. Ведь, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих и великих целей. 
 
В настоящее время федерация существует в США, Канаде, Бразилии, Мексике, ФРГ, Австрии, Бельгии, Швейцарии и Пакистане. 
 
Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них: 
 
- территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.; 
 
- верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией; 
 
- субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; 
 
- существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц; 
 
- основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.). 
 
В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на: 
 
- территориальные (союзное государство); 
 
- национальные (союз государств); 
 
- территориально-национальные. 
 
Основное различие между территориальными и национальными федерациями состоит в различной степени суверенности их субъектов. Территориальная федерация 
 
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации: 
 
- центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.10 
 
- субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях; 
 
- конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза; 
 
- управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования. 
 
Национальная федерация 
 
Национальная федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации: 
 
- субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой; 
 
- национальная федерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения; 
 
- все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры; 
 
- высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их; 
 
- в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности. 
 
Территориально-национальная федерация 
 
Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных.11 
3.3 Конфедеративное государство 
 
 
“Конфедеративное государство (конфедерация) - (от поздне лат. confoederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления”.12 (Например: Швейцария) 
 
Данная форма государственного устройства является также следствием временного юридического союза суверенных государств, созданного для обеспечения их общих интересов.13 
 
В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: 
 
- нет ни общих государственных органов власти, ни единой армии, ни единой системы налогов, ни единого государственного бюджета, а специальные объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических и др.); 
 
- сохраняется гражданство членов конфедерации, хотя режим перемещения граждан между их территориями значительно упрощен; 
 
- тем не менее, возможна договоренность о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также о единой кредитной политике на период существования конфедерации; 
 
- конфедеративные государства недолговечны, так как они либо распадаются по достижении общих целей (Германский союз 1815-1867гг., Австро-Венгрия 1867-1918), либо превращаются в федерации (США 1781-1787гг.) 
 
Таким образом, конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств. 
 
4. ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА 
 
Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. 
 
Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса14  
 
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.  
 
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию: 
 
- по тому, в чьих руках власть; 
 
- по тому, как эта власть используется. 
 
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.  
 
Типология политических режимов: 
 
- демократический политический режим 
 
- либеральный политический режим 
 
- авторитарный политический режим 
 
тоталитарный политический режим 
 
“Форма государственного режима - совокупность способов и методов осуществления власти государством”.15 
 
В зависимости от демократизма форм и методов осуществления государственной власти режимы могут быть: 
 
- демократическими; 
 
- антидемократическими (тоталитарными, авторитарными). 
 
Не смотря на то, что идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, присущие той или иной его разновидности.

 
Признак

 
Антидемократический режим

 
Демократический режим

 
Соотношение личности и государства

 
Государство подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию. Личность лишена каких-либо субъективных прав

 
Гарантия личных прав и свобод личности и гражданина (экономическая самостоятельность, возможность выражать собственное  мнение и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 
Соотношение права и государства

 
Реально действует примат государства  над правом (произвол, нарушение  законности, ликвидация правовых начал  в общественной жизни)

 
Режим складывается в правовых государствах и базируется на законах, которые  отражают объективные потребности  развития личности и общества

 

 

 

 

 

 

 
Отношение к интересам отдельных  государственных образований (национальные меньшинства)

 
Игнорирует такие интересы, лишает членов, например, национальных федераций  прав в решении своих внутренних дел

 
Учитывает интересы большинства и  меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения

 

 

 

 

 

 

 
Антидемократические режимы, кроме того, характеризуются: 
 
- полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, культурой, идеологией, социальным строительством и др.); 
 
- огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных объединений и др.); 
 
- установлением диктатуры, как правило, одной партии, обладающей не ограниченными никакими законами полномочиями; 
 
- всеохватывающей милитаризацией общественной жизни; 
 
- наличием огромного бюрократического аппарата; 
 
- наличие военно-промышленного комплекса, который довлеет над мирной экономикой. 
 
Демократические же режимы обладают еще и следующими признаками: 
 
- создание эффективных механизмов прямого воздействия населения страны на характер государственной власти (избирательная система, контроль избирателей за деятельностью государственных органов); 
 
- реальное разделение властей; 
 
- плюрализм и многопартийность как основной принцип деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4.1 Демократический режим 
 
Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. 
 
Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу. 
 
Характерные черты демократического режима: 

  1.  
    Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальный механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными. 
  2.  
    Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.
  3.  
    Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства. 
  4.  
    Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

 
 
 
 
В зависимости от того, как народ  участвует в управлении, кто и  как непосредственно выполняет  властные функции, демократия делится  на прямую, плебисцитарную и представительную. 
 
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.  
 
Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики. 
 
Третьей, наиболее распространенной в современном обществе 
 
формой политического участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях. 
 
Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: 

Информация о работе Управление государством