Унификация современного гражданского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 09:55, реферат

Краткое описание

В настоящее время право Европейского союза выступает в качестве единого нормативного регулятора общественных отношений на территории государств-членов, определяя поведение и деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества, граждан, причем не только в экономической, но и во многих других областях жизни общества.

Вложенные файлы: 1 файл

унификация ГП.docx

— 18.22 Кб (Скачать файл)

Унификация современного гражданского законодательства

 

В настоящее время право Европейского союза выступает в качестве единого нормативного регулятора общественных отношений на территории государств-членов, определяя поведение и деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества, граждан, причем не только в экономической, но и во многих других областях жизни общества.

Комиссией по европейскому договорному праву, являющейся неправительственным органом и состоящей из ученых-представителей всех стран-участниц Европейского Союза, были разработаны «Принципы европейского договорного права».

Полная редакция «Принципов европейского договорного права» содержит практически все общие положения договорного права и, даже, часть общего обязательственного права.

Первая часть Принципов состоит из 4 разделов и освещает общие положения, исполнение договора, неисполнение и средства правовой защиты. Она была опубликована в 1995 году. Консолидированная редакция Принципов 1999 г. включает в себя пересмотренную и переструктурированную часть I Принципов, дополненную 5 новыми разделами: заключение договора, полномочия агентов, действительность, толкование, содержание и последствия. Часть III Принципов регламентирует множественность кредиторов и должников, уступку требования, перевод долга, зачет требований, исковую давность, недействительность договоров, совершение сделок под условием, начисление процентов.

Статья 1 Принципов указывает, что они предназначены для применения в качестве общих правил договорного права Европейского Союза, и что они применимы в случае, если стороны согласились урегулировать договор «общими принципами права» или подобными нормами, либо не избрали какую-либо систему или правила законодательства для урегулирования их договора. Таким образом, нормы «Принципов европейского договорного права» ни в одной стране-участнице ЕС не стали действующим правом, а поэтому применяются только как право договора, т.е. в качестве норм, которые по взаимному согласию сторон регулируют существо их отношения в договоре между ними.

Также в европейских сообществах принимаются: регламенты, директивы, рамочные решения. Достаточно условно можно сказать, что регламенты сходны с федеральными законами (унификация). Они вступают в силу на 20-й день после опубликования. Директивы и рамочные решения требуют определенной имплементации (поясн.: фактической реализации) в национальные законодательства. Существующие директивы ЕС в области договорных правоотношений по предмету регулирования и сферам действия делятся на пять основных групп: сферу защиты прав потребителей, сферу предоставления услуг, сферу агентирования, сферу личного найма и сферу страхования.

В ЕС установлен высокий уровень правовых гарантий и защиты прав потребителей. Директивы ЕС в этой области регламентируют розничную куплю-продажу, кредиты, туристические услуги, дистанционные сделки посредством сети Интернет, электронной почты, факса и т.д.

Созданные законодательные меры в областях финансовых услуг и расчетов явно недостаточны, о чем свидетельствует наличие всего двух директив по этому направлению: о трансграничных кредитных переводах и о мерах по борьбе с задержками платежей в коммерческих сделках.

ЕС сумел в рамках одной директивы гармонизировать вопросы прав и обязанностей агентов и принципалов, заключения и расторжения агентских договоров, порядок агентского вознаграждения, гарантии возмещения ущерба и предоставления компенсации агенту и т.д.

Регулирование личного найма в ЕС относится к гражданско-правовой сфере, а не к трудовой. Характерной особенностью всех директив в этой области является интерпретация принципа равенства сторон, согласно которой одна сторона всегда находится в слабом положении и вследствие этого нуждается в защите.

В сфере страхования Евросоюз отказался от унификации материального права в пользу коллизионного. Это четко прослеживается особенно в директивах по имущественному страхованию. На практике это выражается в том, что европейским страховщикам необходимо подстраиваться под особенности каждой отдельной юрисдикции.

Судебная практика, созданная судом ЕС, – одна из важнейших категорий источников права ЕС, распространяющая действие на все государства-члены и их органы правосудия. Нормативные (прецедентные) решения Суда европейских сообществ тоже служат унификации и гармонизации гражданского законодательства.

 

Интеграционные процессы, которыми охвачена Европа, заставляют нас по-новому оценить достигнутые результаты объединения как в рамках Союза России, Украины и Беларуси, так и в рамках Содружества Независимых Государств.

За период после распада СССР в бывших союзных республиках сформировалось собственное национальное законодательство: конституции, гражданские кодексы (далее – ГК) и иные акты законодательства. Единая «корневая система» гражданского законодательства наших стран, одновременность формирования кодификационных актов, единообразие подлежащих решению экономических проблем, менталитет и другие факторы повлияли на то, что ГК России, Украины и Беларуси обнаруживают значительное сходство. В ныне действующем российском, украинском и белорусском гражданском законодательстве обнаруживаются несовпадения по целому ряду положений, которые не способствуют экономической интеграции, ставят в неравные условия субъекты хозяйственной деятельности наших стран, и эти расхождения достаточно принципиальны, но еще не настолько непреодолимы, чтобы исключить возможность унификационных процессов.

ГК Беларуси (в отличие от кодексов России и Украины) в числе основных начал гражданского законодательства назван принцип приоритета общественных интересов. В законодательстве России, Украины и Беларуси закреплен гражданско-правовой принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Также в ГК России, Украины и Беларуси закреплен принцип свободы договора. Обнаруживается различие в содержательном наполнении данного принципа. Важным элементом свободы договора является предоставление субъектам договорных отношений возможности «заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами» (ст. 421 ГК России). В соответствии со ст. 6 ГК Украины «Стороны имеют право заключить договор, который не предусмотрен актами гражданского законодательства, но соответствует основным началам гражданского законодательства». П. 2 ст. 391 ГК Беларуси не содержит указания на предоставление сторонам возможности заключать так называемые непоименованные (неизвестные закону, но не противоречащие общим началам и смыслу гражданского законодательства) договоры. Стороны могут заключить только такой договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор). Сходство в регулировании гражданских правоотношений наблюдается и по многим другим статьям гражданского законодательства этих стран, однако имеются определенные различия в реализации принципов гражданского права.


Информация о работе Унификация современного гражданского законодательства