Толерантность и защита прав ребёнка в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:21, реферат

Краткое описание

В последнее время идея правовой защиты прав ребенка реализуется и в законодательных актах РФ. На основании Указа Президента Российской
Федерации от 1 июня 1992 года «О первоочередных мерах по реализации
Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90- е годы» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной Декларации…» была разработана Федеральная целевая программа «Дети России»2.

Содержание

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. Права ребёнка в международном и российском праве..................5

Глава 2. Формирование понятия толерантности у детей.............................8

Заключение.......................................................................................................12

Список литературы..........................................................................................14

Вложенные файлы: 1 файл

Толерантность и права ребёнка.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Юридический факультет

Кафедра теории права и гражданско-правового образования

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: Толерантность и защита прав ребёнка в РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012г.

Содержание

 

 

 

Введение.............................................................................................................3

 

Глава 1. Права ребёнка в международном и российском праве..................5

 

Глава 2. Формирование понятия толерантности у детей.............................8

 

Заключение.......................................................................................................12

 

Список литературы..........................................................................................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

После Второй мировой войны международное общество приняло несколько правовых документов, определяющих статус жителей населения младше 18 лет и намечающих обязательства государства и общества перед детьми.

В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая оказала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира1.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея  ООН единогласно принимает 
Конвенцию о правах ребенка. Всего 2 минуты понадобилось, чтобы официально превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который будет служить отныне мерилом основных прав детей в мире.

В последнее время идея правовой защиты прав ребенка реализуется и в законодательных актах РФ. На основании Указа Президента Российской 
Федерации от 1 июня 1992 года «О первоочередных мерах по реализации 
Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90- е годы» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной Декларации…» была разработана Федеральная целевая программа «Дети России»2.

Также Постановлением РФ в августе 1993 года создана Комиссия по координации работы, связанной с политикой в интересах детей.

29 декабря 1995 года принят новый  Семейный кодекс РФ.

Человечество постепенно осознает проблему обеспечения достойного существования детей как проблему глобальную.

Разумеется, в разных государствах и социальных условиях положение детей неодинаково. В экономически развитых странах на первый план выдвигаются вопросы о полноценном развитии вопросы о полноценном развитии ребенка как члена общества, о его взаимоотношениях с миром взрослых, о создании условий для самореализации детей3.

Очевидно, что многие негативные явления, связанные с положением ребенка в обществе, порождены экономическими причинами, для их решения недостаточно доброй воли законодателя и четкого исполнения правовых предписаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт реальное и стабильное улучшение жизни детей возможно только на основе четких и недвусмысленных норм.

В связи с этим и поставлена актуальность проблемы данной работы: необходимость формирования развития и применения международно-правовых документов, их влияния на законодательство России.

Объектом исследования являются международно-правовые документы, такие как: Декларация принципов толерантности, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция прав ребенка и др.; а также правовые нормы российского законодательства, такие как Федеральная целевая программа «Дети России», Семейный кодекс РФ.

Цель исследования данных международных стандартов, процесс их создания, реализации, их правовое положение в мировом сообществе, необходимость для всего мира, а также исследование норм российского законодательства в области прав ребенка, созданного на основе международно-правовых стандартов.

Исследование осуществляется на основе анализа основных документов и нормативных актов РФ, а также использованы труды таких авторов, как 
Шнекендорта З. И., Лукашевой Е. А., Мартыновой Л. В., Желановой А., 
Калашкарян Р. А., Косовой О., Кротковой Н. В., Поповой Н., Славкиной Н., 
Хлобустова О.

Глава 1. Права ребёнка в международном и российском праве.

В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла 
Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира.

Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер4.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях5.

Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. 
Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребенка6.

Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества7.

Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов8.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия9.

Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям10.

Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка является документами высокого международного стандарта. Они провозглашают ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, культурных прав человека, Конвенция о правах ребенка устанавливает и правовые нормы ответственности государства. Они призывают и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Одновременно происходит формирование у подрастающего поколения осознание законов и прав других людей, уважительного отношения к ним.

Улучшение положения детей в Российской Федерации, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучение и развитие детей – ключевая цель национального развития. Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, обязательство по выполнению которой на себя взяла РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ Правительством РФ разработана федеральная целевая программа «Дети России».

Государственная программа стала стимулом для подготовки разнообразных региональных и территориальных социальных программ и планов, предусматривающих дополнительные меры поддержки семей с детьми, самих детей.

Также новое российское законодательство (Гражданский Кодекс РФ и Семейный Кодекс РФ) более подробно рассматривает вопросы защиты детей в различных областях общественных отношений.

 

 

 

 

 

Глава 2. Формирование понятия толерантности у детей.

Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей.

Гуманистическая педагогика приходит к пониманию невозможности таких изменений без усилий самой личности, связанных с процессами самопознания, самоопределения, самостроительства. Однако существуют и факторы, препятствующие этому.

Во-первых, это отсутствие в обществе устоявшихся традиций плюрализма.

Во-вторых, это развившееся у людей в последнее время чувство «национального унижения», связанного с распадом СССР, нарастающей финансовой зависимостью от других стран. Следствием этого является рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, которые передаются и молодежи, и детям.

В-третьих, это свойственные многим сегодняшним школьникам эгоцентричные установки сознания. Эгоцентризм – это видение мира через призму только своих интересов, с точки зрения наивно оцениваемой как исключительно правильной. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением. А отсюда и нежеланием принять и понять Другого именно как Другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура – с иной, своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.

Что же такое толерантность? Декларация принципов толерантности от 16 ноября 1995 года гласит: Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство11. Однако в последнее время все чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к Другому. Следует рассматривать толерантность также в контексте таких понятий как: признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в Другом именно Другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличаться от меня. Принятие – это умение видеть Другого изнутри, способность взглянуть на мир его одновременно с двух точек зрения: своей собственной и Другого.

Весьма распространено мнение о том, что для развития у ребёнка межкультурной толерантности необходимо их ознакомление с разнообразными культурами, их углубленное изучение. Однако, нет смысла погружаться в культуру (тем более, что всего разнообразия культур не познать), чтобы получить представление о ней, об её особенностях, самооценки и равных с другими правах на существование и уважение. На первое место должна выходить работа не столько над проблемой расширения и углубления знаний ребёнка о других культурах, сколько над проблемой отношения ребёнка к другим культурам вообще.

Решающим фактором воспитания толерантности могут являться встречи подростка с иными культурами в специально, педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для него. Процесс формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистической воспитательной системы образовательного учреждения с ее открытостью внешней социокультурной среде, с ее направленность на освоение этой среды, с предлагаемыми ею вариантами общения и деятельности в среде: с ее ценностными ориентирами, которые задают отношения, возникающие в процессе межкультурного диалога. Даже в Декларации прав ребёнка говорится о том что: Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей12.

Наиболее плодотворным будет использование в практике ситуаций непосредственных встреч ребёнка с представителями иных культур, организуемых во внешкольной среде, во время туристско-краеведческих экспедиций.

Организовать встречи школьников с иными культурами можно и заочно, опосредовав их соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.

Но сама по себе встреча с иной культурой вовсе не обязательно приводит к положительным изменениям в сознании подростка. Очень важно, чтобы ребёнок шёл от знакомства с иной культурой и попыток понять иную культуру к осознанию проблематичности собственного понимания иных культур. Педагогу необходимо пробудить его сомнение в адекватности своего понимания. Данный шаг очень важен. Он заставляет его впервые взглянуть на собственное восприятие других культур, выявить социальные стереотипы, которыми он до сих пор пользовался. Он заставляет школьника осознать и источник этого непонимания – иную логику мышления.

Информация о работе Толерантность и защита прав ребёнка в РФ