Теория разделения властей в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексный анализ формы правления в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
дать общую правовую характеристику понятию государственной власти.
провести анализ соотношение политической и государственной власти.
рассмотреть особенности разделения властей в Республике Беларусь.

Содержание

Введение.
Понятие государственной власти.
Соотношение политической и государственной власти.
Теория разделения властей в Республике Беларусь.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа ОТП 1.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, реализация принципа разделения властей в системе государственного управления должна являться главным элементом демократического правового государства, как того требует ст. 1 Конституции Республики Беларусь. В этой связи все высшие органы государственной власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета, а разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

В соответствии с главой 7 Конституции надзор за точным и единообразным исполнением законов возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров. Таким образом, прокуратура в Республике Беларусь также не входит ни в одну из ветвей власти, в отличие, например, от прокуратуры Польши, которая входит в систему министерства юстиции.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь, в соответствии с главой 8 Конституции, осуществляющий государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, также является самостоятельным государственным органом, не входящим в систему органов исполнительной власти. [1]

В заключение хотелось бы отметить, что все существующие ветви власти в государстве должны руководствоваться Конституцией, а человек, его права, свободы и гарантии их реализации – являться высшей ценностью и целью общества и государства принципа разделения властей и его реализации в Республике  Беларусь позволяет сделать следующие выводы.

  1. Принцип разделения властей –  это разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях  обеспечения  свободы и неприкосновенности личности. Как теория, данный принцип появился более трехсот лет назад. «Классический» принцип разделения властей был впервые выдвинут английским философом Дж. Локком, а в дальнейшем развит французским ученым Ш. Монтескье и другими мыслителями эпохи Просвещения. Однако  идеи о разделении государственной власти нашли свое отражение в трудах древних мыслителей – Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона и др.,  воплощены в судебной практике Античного мира, присутствуют в Великой хартии Вольностей 1215 г. В эпоху Средневековья (V–VI вв.) А. Августин, Ф. Аквинский, М. Падуанский исследовали проблему разделения светской и церковной властей.
  2. Вместе с тем, по  мнению ряда   исследователей,  доктрина разделения властей имеет божественную природу и насчитывает три тысячи лет: от Ветхого Завета до наших дней. По его мнению, первый опыт разделения властей имел место в Древней Иудее, где судьи играли главную роль, а  «отделение суда от племенных вождей, советов старейшин и народных собраний стало первым прообразом разделения властей» [4].
  3. Конституционный  принцип  разделения единой государственной власти на три ветви предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно –  их взаимодействие. Закрепление данного принципа в ст. 6 Конституции Республики Беларусь обеспечивает   гарантию того, что власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная будут самостоятельными, независимыми и взаимоконтролирующими одновременно, защищая и охраняя права и свободы граждан.
  4. В практическом плане разделение властей в Республике Беларусь представляет собой один из основных конституционных принципов организации деятельности демократического государства, при котором:
      • единая суверенная власть принадлежит народу (ст. 3 Конституции);
      • происходит функциональное разделение властей, обеспечивающее четкое разделение государственных функций на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6 Конституции);
      • государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны (ст. 6 Конституции), вся полнота государственной власти не принадлежит ни одной власти;
      • система «сдержек и противовесов» ограничивает власть каждого органа государства и препятствует сосредоточению власти в рамках какой-либо ветви власти в ущерб двум другим ветвям.
  1. В Республике Беларусь, как и в некоторых других странах СНГ (Армения, Российская Федерация) институт президентства  не вписывается в классическую триаду властей. Здесь сформирована  сильная  президентская власть. Глава государства, взаимодействуя между законодательной, исполнительной и судебной властью,  является властным арбитром и  занимает доминирующее положение среди других ветвей власти. В этой связи было бы целесообразным внести соответствующие изменения  и дополнения в статью 6  Конституции Республики Беларусь и изложить ее в следующей редакции: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе принципа разделения властей. Ее осуществляют Президент, Парламент-Национальное собрание, Правительство и  суды. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга». [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исследование природы государственной власти показало, что государственность должна оставаться основной ценностью гражданина Республики Беларусь. С твердой государственной властью он связывает надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства, конституционного строя, безопасности границ, справедливости в сфере имущественных отношений.

Успешное строительство экономически развитого государства, достижение политической и общественной стабильности невозможны без согласованной деятельности всех уровней власти.

Смысл демократии не в том, что народ провозглашается источником власти, не в том, что органы государственной власти объявляют себя органами, через которые “народ осуществляет свою власть”, а в том, что все полноправные граждане (их объединения, организованные группы) формально в равной мере допускаются к формированию высших органов государственной власти и тем самым - к формированию государственной воли.

Государственная власть является основным направлением осуществления политической власти класса (социального слоя, социальной группы) в государственных формах с помощью свойственных только ей средств и методов.

Политическая власть - публичные, волевые отношения, складывающиеся между субъектами политической системы общества (в том числе государством) на основе политических и правовых норм.

Государственная власть - публично-политические, волевые отношения, складывающиеся между государственным аппаратом и субъектами

В основе Государственной власти в Республике Беларусь заложен принцип разделения властей на следующие ветви: законодательную, судебную и исполнительную.

 

Список литературы:

  1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII. (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996, в ред. Решения Республиканского референдума от 17.11.2004 № 1) // Зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 04.01.1999, № 1/0.
  2. Алексеев А.Н. Государство и право. – М.: Юридическая литература, 2007. – 340 с.
  3. Борисова В.К. Теория государства и права. Лекции. – Мн., МИУ, 2008. – 414 с.
  4. Бутенко А. Б. Государство и его вчерашние и сегодняшние трактовки. // Государство и право. – 2003. – № 7 – С. 12-16.
  5. Василевич Г.А. Источники белорусского права. Принципы, нормативные акты, обычаи, прецеденты, доктрина. – Минск: Тесей, 2005. - 135 с.
  6. Венгеров А.Б. Теория права и государства. – М., Юристъ, 2008. – 318 с.
  7. Венегеров. В.С. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. – М.: Юристъ, 2010. – 390 с.
  8. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права: учеб.пос. – Мн., 2009. – 688 с.
  9. Глебов А.П. Актуальные проблемы теории государства и права - Правовая реформа и понятийный аппарат юридической науки // Правовая наука и реформа юридического образования: Сборник научных трудов. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2005. – Вып. 3. – С.191-203.
  10. Диаконов В.В. Республиканская форма правления / Учебное пособие по теории государства и права. – М., 2008. – 288 с.
  11. Дмитрук В.Н., Круглов В.А. Общая теория государства и права: Краткое изложение курса. – Мн.: Амалфея, 2009. – 194 с.

 

 


Информация о работе Теория разделения властей в Республике Беларусь