Теория прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:17, реферат

Краткое описание

1. Права человека как особая область философского и научного знания

Права человека занимают центральное место в системе социально-гуманитарного знания. Они многообразны, так как отражают многогранную природу человека, сочетающую в себе биологическое, социальное и духовное начала, а также изменяющиеся условия его существования. Это делает необходимым выделить права человека в особую, самостоятельную область философского и научного знания.
Предметом данной науки являются права человека как неотъемлемое свойство личности, феномен мировой культуры и цивилизации, важнейшее условие развития индивида и применения его творческих сил и способностей.

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.docx

— 43.83 Кб (Скачать файл)

Ранее господствовавший в нашей стране подход к проблеме прав человека носил узкоклассовый, политизированный характер и опирался на материалистическое понимание истории, согласно которому сущность человека сводилась к совокупности всех общественных отношений. Такой подход не оставлял места для существования самобытной личности, обладающей от рождения определенными правами. Он исходил из идеологического постулата, что "человека вообще" не существует, есть только представители определенных классов и социальных групп, обладающих различными интересами, правами и духовными ценностями. "Права человека, - говорилось, например, в книге "Социалистическая концепция прав человека", - не являются его "естественными", "прирожденными" свойствами. Они детерминированы характером экономического и политического строя, соотношением классовых сил".

Современная концепция прав человека, выражающая гуманистическое миропонимание, исходит из того, что человек - это часть общества, но он вступает в определенные общественные отношения как самоценная личность. От признания и реализации ее прав и свобод непосредственно зависит характер этих социальных отношений. В этом отражается гуманистическая направленность теории прав человека. Гуманистическое мировоззрение способствует гармонизации отношений между человеком, обществом и государством, сочетанию их интересов, использованию цивилизованных, то есть не нарушающих права и свободы других людей, методов и средств защиты прав человека. Это связано не только с определенными знаниями и убеждениями, но и с развитием навыков и эмоционально-волевых качеств человека, которые также играют большую роль в обеспечении прав человека.

Права человека в современных исторических условиях выступают в качестве главного критерия гуманности и демократичности общественно-политического строя, то есть они выполняют важную аксиологическую функцию. Аксиология - это философское исследование природы ценностей, раскрывающее ценностную характеристику отдельных общественных явлений и процессов. Определенные ценности во многом обусловлены конкретными интересами людей, а они многообразны. И тем не менее существуют и общепризнанные общечеловеческие ценности. Среди них права человека являются важнейшими. Они представляют собой гуманистический идеал, к достижению которого ныне стремятся все цивилизованные страны, чтобы сделать эти права и свободы реальностью для возможно большего числа людей и народов.

В современных исторических условиях необходимость утвердить в сознании людей уважительное и ответственное отношение к правам человека приобрела глобальный характер. Это во многом обусловлено сложностью и противоречивостью научно-технических и социально-экономических процессов. Сейчас, как никогда ранее, неорганизованность, беспечность, безразличие к правам других людей и общественным интересам может привести к огромным материальным потерям и человеческим жертвам. Это подтверждает вывод о том, что человек должен быть не только хорошим специалистом, но и обладать высокими духовно-нравственными качествами, быть законопослушным гражданином, обладающим чувством долга и ответственности за результаты и последствия своей производственной и социальной деятельности.

Права человека и его основные свободы являются неиссякаемым источником развития и применения творческих способностей людей, то есть выполняют креативную функцию. Чем меньше индивид зависит от постоянного контроля и регулирования со стороны других людей и государственных органов, от их вмешательства в личную жизнь, тем активнее проявляется его инициатива, предприимчивость и укрепляется сознание собственной ответственности за свою судьбу и состояние общественных дел. Человек "умеющий", "созидающий", может быть только свободной личностью, обладающей всеми неотъемлемыми правами. Однако следует признать, что универсальный потенциал креативности человека может реализовываться в действиях, направленных как на созидание, так и на разрушение. Права человека дают ему возможность быть человеком, но не дают права им не быть, то есть утрачивать человеческий облик.

Можно сказать, что права человека существуют и реально значимы для него, поскольку он осознает потребность в них и активно стремится к их реализации. То есть это не нечто статичное. Они, напротив, предполагают постоянные усилия человека, действия и преодоление противодействия с тем, чтобы защитить свои права и права других людей. В жизни каждого поколения эта необходимость возникает вновь и вновь. Именно благодаря активным, целенаправленным действиям людей, права человека из потребности и возможности превращаются в реальность. Американская писательница и философ Айн Рэнд писала, что "Для каждого человека право - это моральное обоснование свободы действовать по собственному разумению для достижения собственных целей, по своему добровольному, сделанному без принуждения выбору... понятие права имеет отношение только к действию, а именно к свободе действия".

Но не только понимание сути и важности самих прав человека, но и путей и средств их обеспечения также зависит от его духовно-нравственного развития и мировоззрения. В тесной связи с вышеназванными функциями находится воспитательная, ибо благодаря правам у людей формируется уважение к человеческому достоинству, правам и свободам другого человека. Это касается представителей различных рас, национальных и этнических групп, религиозных конфессий, что служит важной предпосылкой для установления отношений дружбы и доверия между различными странами и народами. Происходит осознание того, что все мы - члены единой человеческой семьи. Это является составной чертой интернационального воспитания, основанного на терпимости, солидарности и гуманности. Интегрирующая роль прав человека выражается и в отношении людей к представителям меньшинств, к иностранцам, беженцам, перемещенным лицам и т.д. В условиях ускорения процессов миграции населения это имеет важное социально-политическое и культурное значение для укрепления социальной стабильности во всех странах и регионах мира.

Согласно ранее существовавшему у нас представлению, воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развития личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Содержание воспитания определяется господствующими общественными отношениями и подчинено политическим целям. Такое утилитарное определение воспитания основано на представлении о том, что человек - это объект, а не субъект воспитания. Его готовят к тому, чтобы он стал работником, гражданином, исполнителем чужой воли и замыслов. В данном случае речь не идет о воспитании в человеке самобытности, формировании уникальной индивидуальности. Этим же целям всецело подчинялось и образование, которое носило четко выраженную идеологическую направленность.

Данная концепция воспитания противоречит представлениям, господствующим сейчас в мировом сообществе о том, что человек не должен быть объектом принудительной идеологической обработки. Он имеет право свободно и ответственно выбирать свой жизненный путь, исходя из своих интересов и потребностей, чтобы сохранить и развить свои способности и устремления. Устав ЮНЕСКО призывает все государства обеспечить человеку право свободного поиска объективной истины и свободного обмена идеями и знаниями. Это способствует осознанию людьми своей принадлежности к мировому сообществу, основанному на признании самоценности личности. Активная творческая жизнь человека неразрывно связана с процессами познания, проникновения в сущность явлений и событий. Право знать является одним из фундаментальных прав личности. В свою очередь оно предполагает обеспечение и такого важного права как право на информацию. Права человека, следовательно, выполняют эвристическую функцию. При этом объектом познания являются также и сами права человека как феномен мировой культуры и цивилизации. Состояние с правами и свободами в том или ином обществе или на определенном этапе его развития служит важным источником информации о степени гуманности демократичности того или иного общественного строя об особенностях исторического развития и культуры народа. Этот подход приемлем также и для характеристики различных исторических эпох в развитии человечества.

История идей и представлений о правах и свободах человека является важной составной частью истории и теории философии, права, политологии, социологии, культурологии, художественной литературы и искусства. Права человека - это область развития интеллекта, чувств, навыков и способностей личности в сфере человеческого общения, формирования активного и сознательного гражданина своей страны. Посредством изучения мировоззрения и философских концепций прав человека представляется возможность проследить качественное изменение взаимоотношений между людьми и отношение общества и государства к отдельной личности в различные исторические эпохи. Так, например, в Античности человеческая реальность объяснялась в категориях души и тела, в Средневековье в понятиях благодати и греховности, любви и веры, временности и вечности, в Новое время - посредством категорий разума, свободы, творчества, индивидуальности. В Новейшее время основными понятиями, способствующими раскрытию современного представления о сущности и основных свойствах человека, являются жизнь и смерть, сознательное и бессознательное, уникальность и универсальность человека.

Основным историческим эпохам - Античности, Средневековью, Новому и Новейшему времени - соответствовали философско-мировоззренческие концепции: природоцентристская, теоцентристская, социоцентристская и антропоцентристская. Согласно первой концепции человек - составная часть природы, космоса. Он находится в прямой зависимости от естественных процессов. Поэтому свобода выбора у человека предельно ограничена. Теоцентризм обосновал подчинение духовной и социальной жизни человека божественному началу, что не отменяло однако его свободы воли, веры и поступков. Социоцентризм основан на идее решающего значения для человека, его прав и свобод, влияния социального развития. Человек таков, каково общество, государство, право. В данном случае человек всецело подчинен общественным закономерностям и его воля и свобода полностью социально детерминированы. Концепция антропоцентризма направлена на возвышение человека, укрепления веры в его безграничные созидательные возможности, его способность к саморазвитию. Человек рассматривается как главная ценность мироздания. Следует, однако, иметь в виду, что эти концепции в определенной степени существуют и в настоящее время.

Поскольку права человека представляют собой общечеловеческую ценность и высокий нравственный идеал они выполняют прогностическую функцию. Раскрытие закономерного характера возрастания роли прав человека в развитии личности, общества и всего человечества и проектирование этой тенденции на историческую перспективу дает основание для выводов о том, каким может быть будущее человека и человечества.

Построение социальных прогнозов является одной из главных функций любой науки и человеческого мышления. Согласно Технократическому типу мышления, будущее человечества - это техногенное общество. Согласно же гуманистическому мышлению - это антропогенное общество, руководствующееся в своем развитии общечеловеческими ценностям и прежде всего - обеспечением прав и свобод каждого члена общества.

Исторический опыт показывает, что технократический менталитет, абсолютизирующий роль техники, естественнонаучного знания и принижающий значение гуманитарных наук, создает угрозу человечеству не только в силу своей односторонности, но и антидемократической направленности. Ярким выражением этого является, например, теория "меритократии" (от английского слова merit - избранный). В ней доказывается, что постиндустриальное общество в своем развитии неизбежно приведет к глубокой социальной дифференциации. Оно будет состоять из большинства - инертной, серой массы людей, которые будут иметь достаточно высокий уровень жизни, но окажутся устраненными от управления производством и общественными делами. Это станет делом лишь меньшинства, состоящего из наиболее одаренных индивидов, обладающих организаторскими способностями и специальными научно-техническими знания-щи. В этом обществе, следовательно, основные права и свободы человека навсегда останутся привилегией избранных. Таков политический вывод из этой теории.

Укоренение в общественном сознании идеи прав человека отражает объективную тенденцию движения человечества к демократическому, гуманному социальному строю и мировому порядку, основанному на признании достоинства, Присущего всем членам человеческой семьи без исключения. Идеал справедливого будущего, основанного на силе права и приоритете прав человека, как и любой прогноз, постоянно воздействует на повседневную жизнь людей и миропонимание современного человека, вносит коррективы в деятельность демократического правового социального государства, реформирует ее в соответствии с гуманистическим идеалом.

В связи с этим, обеспечение прав человека как выражение взаимосвязи поколений, прошлого, настоящего и будущего в жизни каждого человека и народа, оказывает глубокое воспитательное воздействие на формирование духовных и нравственных ценностей молодежи и всего населения, придает внутренней и внешней политике страны гуманистическую направленность.

 

. Возрастание социальной  роли прав человека - историческая  закономерность

 

Суть и основное практическое значение прав человека состоит, следовательно, в вычленении личности из тотальности, что делает ее автономным и свободным индивидом, свобода которого ограничена такой же свободой другого человека. Однако, права и свободы не только выделяют человека из определенной социальной общности, но и объединяют людей на основе их приверженности общечеловеческим ценностям. Права человека возможны только в обществе, ибо они представляют собой особый вид общественных связей и отношений, которые формируются под влиянием не только природы человека, но и конкретных социально-исторических условии, то есть их содержание во многом обусловлено данной ступенью исторического развития общества.

Это означает, что права человека носят и абсолютный и исторический характер. С одной стороны, основные права и свободы представляют для всех людей абсолютную ценность, она безусловна. С другой стороны, потребности и интересы, а также связанные с ними права и свободы, их содержание и значимость для конкретных людей, изменяются от одного периода развития общества к другому. На этом историческом фоне идет дифференциация в подходе к правам человека и на уровне отдельных людей. Все это придает относительный характер правам человека. Это не удивительно, так как люди различаются и всегда будут отличаться друг от друга как индивиды по своим способностям, запросам, характеру, потребностям и интересам. Данные особенности конкретных людей проявляются в значении для них тех или иных прав и свобод в изменяющихся условиях их существования. На эти различия оказывают влияние также возрастные и гендерные особенности людей. Для одних из них первостепенное значение могут, например, иметь права и свободы, обеспечивающие им возможность учиться, получить профессиональную подготовку, работать по своим способностям, для других важное значение приобретают права на медицинское обслуживание, особенно для детей, женщин, пожилых людей, право на пенсионное обеспечение, на отдых, культурное времяпровождение и т.д.

Информация о работе Теория прав человека