Теоретические основы семейного насилия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 15:47, контрольная работа

Краткое описание

В современном обществе до сих пор не существует единого определения понятия "насилие". При описании этой проблемы часто используют такие термины, как злоупотребление, принуждение, синдром опасного обращения с детьми, синдром избиваемой женщины, эксплуатация, управление, манипулирование и т.д.Насилие - это применение силовых методов или психологического давления с помощью угроз

Вложенные файлы: 1 файл

ПравоMicrosoft Office Word (2).docx

— 42.26 Кб (Скачать файл)

Темы семинаров  разнообразны:

  • «Что такое наказание и запрет?»
  • «Типы родительской любви»
  • «Мама, папа, я – дружная семья» и др.

 

 

Слайд 13

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, сам должен быть компетентен  в этих вопросах.

С этой целью  выпущены  буклеты   материалов:

  • Буклет  «Каждый имеет право»
  • Буклет - родителям «Профилактика жестокого обращения  в семье»
  • Буклет - воспитателям « Дом без насилия»
  • Памятка детям «Защитите ребенка»
  • Буклет  «Жестокое обращение с детьми»  (формы насилия)
  • Памятка родителям «Жестокое обращение с ребенком в семье»

Слайд 14

Ребёнок не довесок и не придаток к жизни  родителей.   Он – самостоятельная судьба.

Родители  временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее талантливое, способное.

Но за это ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты!

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В истории  любой страны есть периоды, когда  актуальность каких-то социальных проблем становится чрезвычайной и общепризнанной. К числу таких чрезвычайных проблем в современном обществе относятся проблемы асоциального детства, которые исследуются специалистами различных областей. В частности – проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семьях.  

В настоящее  время в связи с кризисным  состоянием общества, нарушается стабильность семьи, обостряются негативные явления внутри нее (ухудшается эмоциональное самочувствие ее членов, обостряются взаимоотношения между ними, нарушаются права детей). Наметилась стойкая тенденция к увеличению числа так называемых «неблагополучных» (проблемных) семей, характеризующихся смещением моральных ценностей и ориентаций. В такой семье ребенку неуютно, а иногда даже небезопасно. Здесь деформируется его личность – он становится, как правило, «трудным». Такие негативные явления как подростковая жестокость, насилие, рост преступности, алкоголизм, наркомания, проституция обязаны своим существованием, в первую очередь, проблемам в семье.  

Жестокость  и насилие в семейной жизни  существовали всегда, случаи избиений и даже убийств родителями собственных детей – явление не новое. Но сегодня они выходят за рамки семейной трагедии. 

Проблема  домашнего насилия остается скрытой  от глаз общественности. Поэтому авторы доклада ЮНИСЕФ призывают правительства  и общественные организации привлекать к ней внимание и принимать  законы, направленные на криминализацию бытового насилия и защиту его  жертв  [25].

Семья является главным социальным институтом в воспитании ребенка. Для родителей и педагогов ребенок – единый объект внимания, который в современных условиях приобретает статус субъекта в системе взаимодействия родители-педагог-ребенок. Именно поэтому любая попытка внести свой вклад в формирование гуманных отношений в обществе, особенно если это касается детско-родительских отношений, весьма ценна и значима.

 

основные виды насилия:

  • физическое – это преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми, в результате чего у ребенка возникают нарушения   физического и/или психического здоровья и развития, либо наступает летальный исход;
  • сексуальное – использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых; применение угроз, силы, хитрости для вовлечения ребенка в сексуальную деятельность; использование детей для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им последней; вовлечение детей в занятие проституцией;

эмоциональное (психическое) – ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе; к нему предъявляют чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить; ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, потеря к ним доверия ребенка; отвержение его родителями и, как следствие, нарушение эмоционального развития 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее общими симптомами, в зависимости  от возраста, являются:

  • для детей до 3 лет – страхи, спутанность чувств, в поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
  • для дошкольников – тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности; в поведении отмечаются регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;

В  нашей  стране  основным  методом  решения  домашнего  насилия  остается такая  мера,  как  лишение  родителей  юридических  прав  на  ребенка  с последующим  помещением  ребенка  в  государственное  воспитательное учреждение. Однако многие педагоги считают, что наказание родителей и отлучение детей от семьи не является способом решения проблемы. 

Деятельность социального  педагога по предупреждению насилия  в семье

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа  социального педагога по предупреждению насилия в семье предполагает три этапа: диагностический, коррекционно-профилактический, контрольный. На каждом из этапов применяются различные формы и методы работы: тесты, анкеты, составленные для выявления семейной ситуации, стиля воспитания, уровня развития коммуникативных способностей и социальной уверенности у детей, происходит выделение и определение фактов и причин насилия, определение семей, потенциально склонных к насилию; анкетирование взрослых, индивидуальная  беседа  со  взрослыми,  с каждым  ребенком,  наблюдение  за поведением детей; педагогическое  просвещение родителей посредством бесед, собраний, консультаций; организация совместной деятельности детей и родителей; индивидуальная работа с детьми; работа с неблагополучными семьями.

Основные  направления деятельности социального  педагога по предупреждению насилия  в семье: работа  с  детьми:  коррекция социального развития  детей  по результатам  диагностики,  по  запросам  педагогов  и  родителей;  организация досуга детей; работа  с  семьями  детей: изучение  семейной  ситуации  и факторов  социального развития  ребенка;  повышение уровня  родительской компетентности  и  педагогическое  просвещение  родителей;  удовлетворение индивидуальных запросов родителей; работа с педагогическим коллективом: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов; удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей; удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами взаимоотношений с родителями.

Вывод: В  Российской Федерации принят необходимый  комплекс нормативно - правовых актов, опирающихся на международное законодательство в области защиты прав ребёнка, и обязывающих защищать детей от насилия в семье. Однако нормативно-правовые акты действующие сейчас в Российской Федерации в отношении насилия над детьми направлены на ликвидацию последствий случившегося. К сожалению специальных законодательных актов, которые бы предупреждали насилие в семье на данный момент не существует.

В процессе наблюдения педагогу необходимо обращать  особое  внимание на содержание и форму обращения родителей к ребёнку, ПРИ ПОСЕЩЕНИИ РОДИТЕЛЯМИ  ДЕТЕЙ В ЦЕНТРЕ:

  • употребление уменьшительно – ласкательных имён или грубых слов,

НЕКОТОРЫЕ РОДИТЕЛИ БЕСЕДУЯ С ДЕТЬМИ ДАЖЕ НЕ НАЗЫВАЮТ ИХ ПО ИМЕНИ.

  • реакцию родителей на просьбы,
  • ВО ВРЕМЯ БЕСЕД С ДЕТЬМИ РОДИТЕЛИ СТАРАЮТСЯ НАОБЕЩАТЬ ДЕТЯМ ВСЕГО, А ПОТОМ РЕБЁНОК ЖДЁТ, ПЕРЕЖИВАЕТ, РАССТРАИВАЕТСЯ. НЕКОТОРЫЕ РОДИТЕЛИ НАЧИНАЮТ ПРИДУМЫВАТЬ ПРИЧИНЫ»ВОТ БУДУТ ДЕНЬГИ», «ВОТ УСТРОЮСЬ НА РАБОТУ»,ЧТО ТОЖЕ ОТРИЦАТЕЛЬНО СКАЗЫВАЕТСЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ.
  • рассказы детей,
  • НЕ ВСЕ РОДИТЕЛИ ВНИМАТЕЛЬНО ВЫСЛУШИВАЮТ РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ ОБ ИХ ЖИЗНИ В ЦЕНТРЕ, БЫВАЮТ ТАКИЕ СЛУЧАИ, ЧТО МАМА ПРОСТО СИДИТ ИГРАЕТ В ТЕЛЕФОН, ЕЙ ВООБЩЕ НЕ ИНТЕРЕСНО СЛУШАТЬ РЕБЁНКА.
  • их шалости, капризы,
  • НАБЛЮДАЕМ КАК РОДИТЕЛИ ОБЩАЮТСЯ С ДЕТЬМИ, ПОЗВОЛЯЮТ ЛИ РОДИТЕЛИ КАПРИЗНИЧАТЬ И ЧТО-ТО ТРЕБОВАТЬ У РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ШАЛИТЬ
  • на эмоциональную окраску общения (тон, громкость, мимику)
  • ПРИ ВСТРЕЧАХ ВАЖЕН ТАК ЖЕ САМ ТОН РОДИТЕЛЕЙ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ.
  • телесные контакты (ласковые поглаживания или грубые жесты).

А также на ответную реакцию детей:

  • их настроение,
  • ИНОГДА ПОСЛЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ЗАМКНУТЫМИ,ПОТОМУ-ЧТО РОДИТЕЛИ НЕ ОТВЕТИЛИ НА ЕГО ВОПРОСЫ,ИЛИ ЧТО-ТО ПООБЕЩАЛИ И НЕ ВЫПОЛНИЛИ. А МОЖЕТ ПРОСТО НЕ ОБНЯЛИ НЕ ПРИЛАСКАЛИ,В ЧЁМ ТАК НУЖДАЮТСЯ НАШИ ВОСПИТАННИКИ.
  • содержание обращений,
  • НАБЛЮДАЕМ КАК ПРОХОДИТ САМО ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ИНТЕРЕСУЮТСЯ ЛИ  РОДИТЕЛИ УЧЁБОЙ В ШКОЛЕ.
  • тон,
  • мимику

Слайд 9

ЭФФЕКТИВНЫМ  ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. Наблюдения за детьми в играх,  где дети  воспроизводят привычные для них формы общения, это позволит педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.
  2. Содержательную информацию о психологическом климате в семье также можно получить из рисунков детей на темы:
      • «Моя семья»,
      • «Мой самый любимый человек».

При анализе детских работ  важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение её членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии).

Слайд 10

После того как педагог  установит доверительный деловой  контакт с родителями, становится возможнымРЕШЕНИЕ ГЛАВНОЙ ЗАДАЧИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ – трансляции родителям положительного образа ребёнка. 

 

Необходимость  решения этой задачи, определяется тем, что в повседневном общение с ребёнком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредотачиваясь лишь на негативных проявлениях.

Поэтому демонстрация воспитателем:

  • доброжелательного отношения ко всем без исключения детям,
  • умение похвалить в присутствии родителей каждого ребёнка,
  • показать и рассказать, чему он научился за прошедший день,
  • способность почувствовать и по возможности «снять» родительскую тревожность

ЯВЛЯЮТСЯ ВАЖНЕЙШИМИ УСЛОВИЯМИ ПОСТРОЕНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ  ОТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ.

Слайд 11        

Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребёнка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного  отношения к ребёнку.

Родители, которые видят воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении  с детьми, задумаются над необходимостью применения агрессивных способов воздействия  на собственного ребёнка. 

           

Эффективным средством педагогического  и правового просвещения родителей  является наглядная агитация, включающая:

  • использование папок-передвижек с темами:
    • «Искусство быть родителем»,
    • «Наказывая, подумай: зачем?»
    • «Что посеешь, то пожнешь»
  • уголок с книгами, содержащий нормативно-правовые документы по защите прав ребёнка;
  • рисунки детей на тему «Мои права», «Моя семья»

Слайд 12

Одним из популярных методов работы с родителями являются семинары, семинары-практикумы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теоретические основы семейного насилия