Суррогатное материнство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Суррогатное материнство в России, равно как и во всём мире, регулируется целым рядом законов и законодательных актов. Несмотря на это, в области репродуктивных технологий российское законодательство одно из самых либеральных. В этом его простота и сложность одновременно, так как в зависимости от ситуации оно может трактоваться по разному. Но в главном оно неуклонно - отцом и матерью новорожденного по технологии суррогатного материнства признаются его генетические родители, но лишь с согласия суррогатной мамы. В этом и кроется основное коварство закона, который может встать на сторону суррогатной матери, если её материнский инстинкт не позволит добровольно согласиться с тем, что она не претендует на материнские права в отношении рождённого ею ребёнка.

Содержание

Введение.............................................................................................................................3
Понятие «суррогатное материнство»..............................................................................4
История...............................................................................................................................4
Юридический аспект суррогатного материнства...........................................................5
Суррогатное материнство в России.................................................................................5
«Белые пятна» в законодательстве...................................................................................8
Обязанности врача.............................................................................................................9
Заключение........................................................................................................................10
Список литературы...........................................................................................................11

Вложенные файлы: 1 файл

сур мат.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение.............................................................................................................................3

Понятие «суррогатное материнство»..............................................................................4

История...............................................................................................................................4

Юридический аспект суррогатного материнства...........................................................5

Суррогатное материнство в России.................................................................................5

«Белые пятна» в законодательстве...................................................................................8

Обязанности врача.............................................................................................................9

Заключение........................................................................................................................10

Список литературы...........................................................................................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья  для каждого человека — неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества.

Семья — это та общественная структура, в которой прежде всего происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества.

Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства.

Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим  элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.

Но острота существующих сегодня  проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.

Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало  от государства новых подходов к  решению многочисленных проблем  социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия.

С каждым годом суррогатное материнство приобретает все большее распространение в России, и в связи с этим возникает множество вопросов, вызванных пробелами в правовом регулировании отношений между супругами и суррогатной матерью.

Суррогатное материнство в России, равно как и во всём мире, регулируется целым рядом законов и законодательных актов. Несмотря на это, в области репродуктивных технологий российское законодательство одно из самых либеральных. В этом его простота и сложность одновременно, так как в зависимости от ситуации оно может трактоваться по разному. Но в главном оно неуклонно - отцом и матерью новорожденного по технологии суррогатного материнства признаются его генетические родители, но лишь с согласия суррогатной мамы. В этом и кроется основное коварство закона, который может встать на сторону суррогатной матери, если её материнский инстинкт не позволит добровольно согласиться с тем, что она не претендует на материнские права в отношении рождённого ею ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

Суррогатное материнство — технология репродукции человека, при которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам — генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.

Несмотря на то, что термин "суррогатное  материнство" используется очень  широко, очевидно, что наиболее точной формулировкой следует признать норму определенную Всемирной Организацией Здравоохранения в Женеве в 2001 году: "Гестационный курьер: женщина, у которой беременность наступила в результате оплодотворения ооцитов, принадлежащих третьей стороне сперматозоидами, принадлежащими третьей стороне. Она вынашивает беременность с тем условием или договором, что родителями рожденного ребенка будет один или оба человека, чьи гаметы использовались для оплодотворения".

 

История

 

Всегда, даже в самой глубокой древности  люди мечтали о продолжении рода, стремились вопреки неизлечимому тогда  бесплодию любыми путями обрести долгожданных наследников. Первая известная нам суррогатная мать появилась за две тысячи лет до Рождества Христова на опаленной жарким солнцем земле Ханаанской, близ Хеврона. Вот что говорится об этом в библейском Ветхом Завете (Бытие, 16), главной священной книге иудеев, христиан и магометан. Сара, жена престарелого Аврама (Саррой и Авраамом они станут называться чуть позже), была бесплодна и наняла свою служанку Агарь, чтобы она выносила ребенка Аврама. "И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. " Авраму тогда было 86 лет, но столь преклонный возраст ничуть не помешал зачатию. В 1910 г. до н.э. у Агари родился сын, которого нарекли Исмаилом. Сара приняла его, как тогда было принято, на свои колени, как своего родного сына. Это и был первый известный нам ребёнок, родившийся по программе т.н. традиционного суррогатного материнства. Кстати, от Исмаила в дальнейшем произошли все арабы, которых традиционно называют еще исмаилиты или же, по имени выносившей Исмаила суррогатной матери - агаряне. Интересно, что спустя 14 лет после рождения Исмаила, в 1897 году до н.э. (год разрушения Содома и Гоморры) Сарре удалось-таки забеременеть от законного супруга, который готовился к своему столетнему юбилею, и благополучно разрешиться сыном, Исааком.

Первая программа суррогатного материнства на территории тогда  уже бывшего СССР была реализована  в Харькове в 1995 году. "Суррогатной" матерью, как и в ЮАР, стала женщина, успешно выносившая ребёнка собственной дочери, страдавшей врождённым отсутствием матки, став, таким образом, и мамой и бабушкой одновременно.

В России первая суррогатная программа  была реализована в 1995 году в центре ЭКО при С-Петербургском институте акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН. Одной из первых пациенток этого центра стала молодая женщина, собственный ребёнок которой, появившийся на свет при помощи кесарева сечения, умер на следующий день после родов, а самой роженице пришлось удалить матку. Целью жизни для неё стало рождение нового ребёнка. Она знала об успешных программах суррогатного материнства за рубежом, но в России тогда никто из врачей этим не занимался, найти суррогатную мать было просто невозможно. Каким-то чудом ей удалось уговорить стать мамой для её будущего ребёнка свою 24-летнюю подругу, незамужнюю, да ещё и ни разу до этого не рожавшую. Беременность наступила с первой попытки, причем судьба сделала матери царский подарок - на УЗИ обнаружилась двойня. Вынашивание проходило очень тяжело, суррогатную маму пять раз госпитализировали для того, чтобы сохранить беременность. Как это часто бывает при многоплодной беременности, роды наступили раньше срока, потребовалось проведение кесарева сечения. Семимесячные девочки родились с весом чуть более двух килограммов каждая и оказались вполне жизнеспособными. Компенсацией за вынашивание стала трёхкомнатная квартира в Петербурге. Кстати, интересно, что хорошие отношения между подругами сохранились, сурмама часто навещает выношенных ей детей, которые зовут её тётей.

 

 

Юридический аспект суррогатного материнства

 

Суррогатное материнство подлежит законодательному регулированию. Законы, регулирующие суррогатное материнство, права и обязанности суррогатной матери и тех, для кого она вынашивает ребёнка, различны в разных странах. Важным моментом при заключении договора о суррогатном материнстве является вопрос о том, насколько все вовлечённые в процесс стороны отдают себе отчёт в возможных рисках.

Суррогатное материнство сегодня становится более привычным явлением, чем это было буквально 5-10 лет назад. Однако, споры по поводу суррогатного материнства, его допустимости и принятия его обществом, продолжаются.

До сих пор, во многих странах, таких  как, например, Австрия, Германия, Франция, Швеция, Норвегия, суррогатное материнство запрещено законом.

В других странах, например, в Бельгии, Финляндии, Ирландии, Греции, суррогатное  материнство, хотя и не запрещено, но и никак не урегулировано с  точки зрения существующего законодательства этих стран.

Есть еще группа стран, таких  как, Великобритания, Дания, Испания, Израиль, Нидерланды, Австралия, Канада, где  запрещена реклама суррогатного материнства и подбор суррогатных  мам, однако разрешено некоммерческое суррогатное материнство – при котором суррогатная мама не получает финансового вознаграждения.

Суррогатное материнство крайне редко  встречается в Японии – японская Ассоциация акушерства и гинекологии  в принципе не одобряет такой способ зачатия. Частные клиники сами решают – предоставлять клиентам такие услуги или нет.

Мусульмане, предполагающие мужскую  полигамию, одобряют суррогатное материнство.

На коммерческой основе разрешено  в большинстве штатов Америки, Южно- Африканской республике, Российской Федерации, Грузии, Украине, Белоруссии. Казахстане.

 

Суррогатное материнство  в России

 

Чтобы избежать возможных неприятностей  необходимо заранее подготовить  и подписать договор с суррогатной  мамой. Этот договор, как и в случае с брачным договором, заранее  определяет меру ответственности сторон, и в дальнейшем уже нельзя будет отказаться от взятых на себя обязательств, по крайней мере, любой отказ будет иметь соответствующую стоимость, выраженную в денежном эквиваленте. Это практически гарантирует соблюдение сурмамой всех пунктов подписанного ею договора. Возможные коллизии будут компенсированы материально, единственное чего нельзя компенсировать - потраченное время. Закон РФ не относит договор суррогатного материнства к числу договоров, подлежащих обязательному нотариальному заверению.

В России суррогатное материнство  регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:

1. Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52.

 

Статья 51. Запись родителей ребенка в книге  записей рождений

1. Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них.

2. Если родители  не состоят в браке между  собой, запись о матери ребенка  производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка  - по совместному заявлению отца и матери ребенка, или по заявлению отца ребенка (пункт 4 статьи 48 настоящего Кодекса), или отец записывается согласно решению суда.

3. В случае  рождения ребенка у матери, не  состоящей в браке, при отсутствии  совместного заявления родителей  или при отсутствии решения суда об установлении отцовства фамилия отца ребенка в книге записей рождений записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка - по ее указанию.

4. Лица, состоящие  в браке и давшие свое согласие  в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений.

Лица, состоящие  в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).

 

Статья 52. Оспаривание  отцовства (материнства)

 

1. Запись родителей в книге записей рождений, произведенная в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 настоящего Кодекса, может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия, опекуна (попечителя) ребенка, опекуна родителя, признанного судом недееспособным.

2. Требование лица, записанного  отцом ребенка на основании  пункта 2 статьи 51 настоящего Кодекса, об оспаривании отцовства не может быть удовлетворено, если в момент записи этому лицу было известно, что оно фактически не является отцом ребенка.

3. Супруг, давший в порядке,  установленном законом, согласие  в письменной форме на применение  метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства.

Информация о работе Суррогатное материнство