Судебная власть и судебная система Российской Федерации: общие положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей построения судебной системы Российской Федерации, особенностей формирования судебной власти, организации судебных органов, а также определение статуса судей, которые являются непосредственными носителями судебной власти.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………5
1. Судебная власть и судебная система Российской Федерации: общие положения…………………………………………………………………..……..7
1.1 Место судебной власти в системе органов Государственной власти Российской Федерации…………………………………………………………...7
1.2 Понятие и принципы построения судебной системы Российской Федерации…………………………………………………………………………9
1.3 Развитие судебной системы в России………………………………………11
2. Формирование органов судебной власти в Российской Федерации………14
2.1 Конституционный суд РФ: состав и порядок образования……………….14
2.2 Состав и порядок формирования Конституционного (Уставного) суда субъектов РФ…………………………………………………………………….15
2.3 Суды общей юрисдикции: порядок формирования, состав………………19
2.4 Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции…….…………..20
2.5 Система Арбитражных судов. Порядок образования и деятельности высшего Арбитражного суда РФ ………………………………………………24
3. Правовой статус судей РФ……………………………………………………28
3.1 Понятия правового статуса судей РФ, его элементы……..……………….28
3.2 Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи…………31
3.2.1 Особый порядок отбора судей……………………………………………33
3.2.2 Наделение судей полномочиями…………………………………………35
3.3 Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в РФ…………. ……………………………………………..36
4. Проблемы формирования и деятельности органов судебной власти субъектов Российской Федерации……………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………………41
Список используемой литературы………………… ………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

Sudebnaya_sistema_RF.docx

— 66.06 Кб (Скачать файл)

Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных  судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными  органами соответствующих субъектов  Российской Федерации.

Закон о судебной системе  РФ фиксирует указанное положение  названных судов в иерархии судебных органов и называет лишь основные функции, выполняемые этими судами в пределах их компетенции. Они являются непосредственно вышестоящими судебными  инстанциями для районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

 

2.4 Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (далее - краевой (областной) и равные им суды) - это суды второго (среднего) звена федеральных судов общей  юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Каждый из них признается высшим судебным органом субъекта РФ по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Краевой (областной) и равный им суд является высшим судебным органом субъекта РФ как для федеральных судов -районных и городских судов, так и для мировых судей. Краевой (областной) и равный им суд осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.

Краевой (областной) и равный им суд состоит из президиума, судебных коллегий и аппарата суда.

Краевой (областной) и равный им суд формируется в составе  председателя, заместителей председателя и членов суда. Председатели краевых (областных) и равных им судов и  его заместители назначаются  на должность Президентом РФ по представлению  Председателя Верховного Суда РФ, основанному  на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Судьи краевых (областных) и  равных им судов назначаются на должность  также Президентом РФ по представлению  Председателя Верховного Суда РФ. Но основывается данное представление Президента РФ на заключении квалификационной коллегии судей того суда, судьи которого подлежат назначению.

Краевой (областной) и равные им суды в пределах своей компетенции  рассматривают дела в качестве суда первой инстанции и в качестве суда второй инстанции - по отношению  к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Краевые (областные) и равные им суды рассматривают в установленном  законом порядке дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления  районных судов, не вступившие в законную силу. Из этого следует, что краевые (областные) и равные им суды, являясь  вышестоящими судами по отношению к  районным судам, осуществляют надзор за их деятельностью. Эту же задачу они  решают, рассматривая дела по надзорным  жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу. Наряду с этим краевые (областные) и равные им суды рассматривают в случаях и порядке, определенных законом, гражданские, уголовные и некоторые другие дела в качестве суда первой инстанции. Решения, приговоры, определения и постановления краевых (областных) и равных им судов, как не вступившие, так и вступившие в законную силу, могут быть в установленном законом порядке пересмотрены Верховным Судом РФ.

Краевой (областной) и равный им суд изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, осуществляет другие полномочия, предоставленные  ему законодательством.

Суды среднего звена системы  судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие  полномочия. По количественному составу  судей и аппарата суда они различаются  между собой, что зависит от объема работы данного суда.

В качестве кассационной инстанции  в вышестоящем суде среднего звена  действует судебная коллегия в составе  трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками  процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо протеста прокурора.

В качестве надзорной инстанции  в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входит председатель суда, его заместители и члены  суда. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению  Председателя Верховного Суда РФ.

Верховный суд республики является высшим судебным органом республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных судов республики. В пределах своих полномочий Верховный  суд республики обеспечивает единообразное  понимание и применение судами законодательства, охрану прав и свобод граждан. Верховный  суд республики наделен правом законодательной инициативы в представительном органе республики и может вносить предложения о принятии новых законов, об изменении либо отмене действующих законов республики в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики.

Краевой, областной, городской  суд, суд автономной области и  суд автономного округа избирается соответствующим Советом народных депутатов в составе председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей сроком на пять лет.

Краевой, областной, городской  суд, суд автономной области и  суд автономного округа действует  в составе:

1) президиума суда;

2) судебной коллегии по  гражданским делам;

3) судебной коллегии по  уголовным делам.

Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области  и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя  председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом  Российской Федерации.

Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации  по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение  состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного  округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Судебная коллегия по гражданским  делам и судебная коллегия по уголовным  делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и  суда автономного округа утверждаются президиумом суда из числа судей  соответствующего суда.

Председатели судебных коллегий утверждаются исполнительным комитетом  соответствующего Совета народных депутатов  по представлению председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа из числа заместителей председателя или членов суда. Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

 

2.5 Система Арбитражных судов. Порядок образования и деятельности высшего Арбитражного суда РФ

Арбитражные суды -- это федеральные органы. Система арбитражных судов состоит из:

· Высшего Арбитражного Суда РФ;

· федеральных арбитражных  судов округов;

· арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Это трехзвенная система, которая сама является составной  частью судебной системы Российской Федерации.

Арбитражные суды осуществляют правосудие по гражданским делам. Им подведомственны дела по экономическим  спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений:

1) между юридическими  лицами, гражданами, имеющими статус  индивидуального предпринимателя,  приобретенный в установленном  законом порядке;

2) между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации,  между субъектами Российской  Федерации.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры:

о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено  законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

- об изменении условий  или о расторжении договоров;

- о неисполнении или  ненадлежащем исполнении обязательств;

- о признании права  собственности;

- об истребовании собственником  или иным законным владельцем  имущества из чужого незаконного  владения;

- о нарушении прав  собственника или иного законного  владельца, не связанном с лишением  владения;

- о возмещении убытков;

- о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, если эти акты не соответствуют законам (иным нормативным правовым актам) и нарушают права и законные интересы юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя;

- о защите чести, достоинства  и деловой репутации;

- о признании не подлежащим  исполнению исполнительного или  иного документа, по которому  взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

- об обжаловании отказа  в государственной регистрации  либо уклонения от государственной  регистрации юридического лица  или гражданина, имеющего статус  индивидуального предпринимателя,  и в других случаях, когда  такая регистрация предусмотрена  законом;

- о взыскании с юридических  лиц и граждан, имеющих статус  индивидуального предпринимателя,  штрафов государственными органами, органами местного самоуправления  и иными органами, которые осуществляют  контрольные функции, если федеральным  законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

- о возврате из бюджета  денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции,  в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением нормативного правового акта.

Арбитражный суд рассматривает  иные дела, в том числе:

об установлении фактов, значимых для возникновения, изменения  или прекращения прав юридических  лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, в сфере экономической деятельности;

о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, имеющих  статус индивидуального предпринимателя.

В некоторых случаях арбитражному суду подведомственны дела по экономическим  спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и  граждан, не имеющих статуса индивидуального  предпринимателя. Арбитражный суд  рассматривает также подведомственные ему дела с участием иностранных  организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без  гражданства, осуществляющих предпринимательскую  деятельность, если иное не предусмотрено  международным договором Российской Федерации. К подведомственности арбитражного суда федеральным законом могут  быть отнесены и другие дела.

Возглавляет систему арбитражных  судов Российской Федерации Высший Арбитражный Суд РФ. Это вышестоящая  судебная инстанция по отношению  к федеральным арбитражным судам  округов и арбитражным судам  субъектов Российской Федерации.

Он является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд  РФ образовывается в составе Председателя, заместителей Председателя и членов Суда. Председатель назначается на должность Советом Федерации  Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Заместители Председателя и другие судьи назначаются в том же порядке, но дополнительно требуется представление Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Созданный в соответствии с Конституцией РФ Высший Арбитражный  Суд РФ может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию  РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовой статус судей РФ

3.1 Понятия правового статуса судей РФ, его элементы

Правовой статус судей - это  особый судоустройственный институт, обуславливающий правовое положение судьи как государственного деятеля. Правовой статус судьи устанавливается статьями 119 по 122 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О статусе судей РФ», являющимся основополагающим документом, регламентирующим все стороны осуществления судьями своих полномочий, а также гарантии их независимости.

Информация о работе Судебная власть и судебная система Российской Федерации: общие положения