Субъекты и объекты гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:11, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть сущность понятий субъектов и объектов гражданских правоотношений.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть содержание категории субъекты гражданских правоотношений, остановившись на понятии и видах субъектов;
обозначить понятие объектов гражданских правоотношений и дать характеристику их видов.

Вложенные файлы: 1 файл

научный доклад.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Органы  юридического лица. К ним относятся лица и коллективные образования юридического лица, уполномоченные законодательством или учредительными документами выступать от имени юридического лица перед другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности).

Органы юридического лица могут быть индивидуальными (директор, президент, управляющий) либо коллективными (коллегиальными). К последним относятся, например, общее собрание, правление, совет директоров и т.п.

Виды, порядок назначения и избрания органов разных видов юридических лиц и их полномочия определяются законодательными актами об отдельных видах юридических лиц и учредительными документами.

Орган юридического лица выступает в имущественных отношениях от имени юридического лица, а не как самостоятельный субъект. Поэтому юридическое лицо несет ответственность за действия своих органов, даже превысивших свои полномочия (п. 4 ст. 44 ГК).

Орган юридического лица не является представителем последнего, поэтому выполнение функций органа не требует какой-либо доверенности. Достаточно предъявления служебного документа, подтверждающего должностное положение.

Исключение  из статьи 37 ГК пункта о возможности для юридического лица приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников и представителей не означает, что юридическое лицо не вправе делать этого. В этом случае действуют общие положения о представительстве (глава 5 ГК).

Филиалы и представительства юридического лица. Имущественно и территориально обособленными подразделениями юридического лица вне места его нахождения являются филиалы и представительства, не имеющие статуса юридического лица.

Филиал (представительство) не имеет своего обособленного имущества, имущество филиала (представительства) с учетной целью нередко числится на отдельном балансе, но такой баланс не является самостоятельным; в имущественных отношениях филиал (представительство) выступает не от своего имени, а от имени создавшего его юридического лица; и наконец, он не несет самостоятельной имущественной ответственности, за его действия отвечает юридическое лицо.

Филиалы и представительства  действуют на основании Положения, утверждаемого создавшим их юридическим лицом. Положение о филиале (представительстве) определяет внутрифилиальные отношения и отношения между филиалом (его внутренними подразделениями) и основным юридическим лицом: цели и основные виды деятельности филиала, порядок назначения его должностных лиц, их компетенцию, формы контроля, порядок передачи имущества от филиала юридическому лицу и наоборот, условия прекращения деятельности филиала (представительства).

Руководители филиалов и представительств назначаются уполномоченным органом юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных для отдельных видов юридических лиц. Так, руководители филиалов и представительств общественных объединений избираются в порядке, предусмотренном уставом общественного объединения и положением о его филиале или представительстве (см. п. 4 ст. 43 ГК).

Филиалы и представительства  юридических лиц, расположенные  на территории Республики Казахстан, подлежат учетной государственной регистрации без приобретения ими прав юридических лиц.

Учетная регистрация  филиалов и представительств юридических  лиц включает в себя проверку соответствия положений о филиалах и представительствах законам республики, выдачу свидетельства об учетной регистрации с присвоением регистрационного номера, занесение сведений о филиалах и представительствах в единый государственный регистр.

От филиала и представительства  следует отличать дочерние и зависимые  юридические лица (см. ст. ст. 94 — 95 ГК, ст. ст. 46 — 49 Указа о государственном предприятии).

Место нахождения юридического лица. Местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно действующего органа. Место нахождения юридического лица должно указываться в его учредительных документах с записью полного почтового адреса (п. 2 ст. 39 ГК), на бланках юридического лица, в тексте договоров, заключаемых юридическим лицом для того, чтобы можно было бы точно определить, куда направлять деловую и официальную корреспонденцию, адресованную юридическому лицу. В отношениях с третьими лицами юридическое лицо не вправе ссылаться на несоответствие своего фактического адреса адресу, внесенному в единый государственный регистр юридических лиц. При этом третьи лица вправе направлять юридическому лицу почтовую и иную корреспонденцию как по адресу, внесенному в государственный регистр, так и по фактическому адресу (п. 3 ст. 39). Значение определения места нахождения юридического лица заключается в том, что место нахождения юридического лица определяет условия его создания и деятельности — выбор регистрирующего органа, выбор судебного органа при предъявлении претензий кредиторами к юридическому лицу или юридическим лицом к другому, определение места исполнения обязательства (ст. 281 ГК) и т.п., а во внешнеэкономических связях при участии юридических лиц различных стран место нахождения влияет и на выбор применимого права. 

Правоспособность — это особое юридическое свойство, признанная законодателем общая способность иметь конкретные субъективные гражданские права и нести конкретные субъективные обязанности.

Так как юридическое  лицо является наряду с гражданами (физическими лицами) субъектом имущественных  отношений (ст. 1 ГК), оно должно обладать правоспособностью. Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникает одновременно, в момент его государственной регистрации (п. 3 ст. 42 ГК), поэтому для юридических лиц различение данных категорий не имеет значения.

В отличие от граждан, имеющих общую правоспособность, юридические лица обладают специальной правоспособностью.

Юридическое лицо может иметь гражданские права и нести связанные с его деятельностью обязанности в соответствии с действующим законодательством (ст. 35 ГК) и в соответствии с учредительными документами для реализации уставных задач.

Гражданские права и обязанности  возникают в результате юридических  фактов. Для юридических лиц такими фактами являются прежде всего сделки. Поэтому при определении содержания правоспособности юридических лиц  имеется в виду прежде всего круг сделок, которые имеет право совершать юридическое лицо. Прежним законодательством запрещалось всем юридическим лицам совершать не предусмотренные законодательством или учредительными документами сделки, то есть, сделки, не соответствующие уставным целям. Правоспособность юридических лиц выражалась в принципе “запрещено все, кроме разрешенного”.

Развитие рыночных отношений  требовало гибкости в деятельности хозяйствующих субъектов, а узко специальная правоспособность юридических  лиц не отвечала реалиям сегодняшнего дня. Новый Гражданский кодекс Республики Казахстан и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты расширили правоспособность юридических лиц.

Но говорить об общей или универсальной правоспособности применительно к юридическим лицам в объективном смысле нельзя, ибо юридическое лицо — это субъект права, создаваемый для определенных целей и потому наделяемый его учредителем конкретными правами и обязанностями для реализации уставных задач. Поэтому правоспособность любых юридических лиц будет носить специальный характер. Правоспособность некоторых из них строго ограничена, детально расписана в учредительных документах. Правоспособность других видов максимально приближена к универсальной. Касается это прежде всего коммерческих юридических лиц (п. 1 ст. 35 ГК). Правоспособность их можно охарактеризовать принципом “разрешено все, кроме запрещенного”. Но у некоторых юридических лиц, в первую очередь государственных предприятий, правоспособность носит специальный характер. Предприятия на праве хозяйственного ведения обладают более узкой правоспособностью, нежели та, которой обладают негосударственные коммерческие юридические лица (ст. 200 ГК, Указ о государственном предприятии). Казенные предприятия создаются для осуществления лишь определенных видов деятельности сугубо в государственных интересах для реализации специальных, особых целей, поэтому являются субъектами со специальной, еще более узкой, правоспособностью (глава III Указа о государственных предприятиях).

Отдельно следует  рассмотреть вопрос о правоспособности некоммерческих организаций. Правоспособность их однозначно следует охарактеризовать как специальную, так как закон четко предусматривает создание таких организаций для определенных целей — управленческих, социальных, координационных, благотворительных и т.п. Поэтому некоммерческие юридические лица могут заниматься только теми видами деятельности, которые предусмотрены в их уставах. До недавнего времени ГК предусматривал для государственных и для частных учреждений возможность самостоятельно распоряжаться доходами от предпринимательской деятельности (см. абзац 2 п. 1 ст. 206 ГК РК в редакции 1994 г.). Теперь, в связи с исключением из ГК нормы, закреплявшей право самостоятельного распоряжения12, можно говорить о еще более узком характере специальной правоспособности и государственных учреждений, и частных учреждений.

Кроме общих границ правоспособности, которые применимы ко всем юридическим  лицам, образованным в той или иной организационно-правовой форме, закон для некоторых видов юридических лиц ограничивает правоспособность с учетом содержания их деятельности. Ограничение проводится либо путем разрешения заниматься той или иной деятельностью только определенным юридическим лицам, либо, напротив, — путем запрета юридическим лицам, указанным законодательством, заниматься определенными видами деятельности. Например, п. 3 ст. 1 Указа о банках и банковской деятельности запрещает любым юридическим лицам, не получившим официального статуса банка, именовать себя банком и заниматься банковской деятельностью.

Правоспособность юридических  лиц в сфере предпринимательства  может ограничиваться системой лицензирования определенных видов деятельности.

Как закрепляется в п. 4 ст. 10 ГК, производство и продажа некоторых видов товаров, работ и услуг по соображениям государственной безопасности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан могут осуществляются только по государственным лицензиям. Перечень таких товаров, работ и услуг, порядок выдачи государственных лицензий установлены Указом о лицензировании.

Законодательными актами, регулирующими отдельные виды деятельности, могут быть предусмотрены иные основания  и иной порядок выдачи и отзыва лицензии и приостановления ее действия.

Необходимость лицензирования некоторых видов деятельности требует уточнения времени возникновения и прекращения правоспособности юридических лиц, а также определения ее границ.

Правоспособность  юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в  момент его ликвидации. Но право совершать действия, требующие лицензирования, в содержание такой правоспособности не входит. Лишь после получения лицензии указанные права вводятся в содержание правоспособности, расширяя ее границы. При признании же лицензии недействительной, ее прекращении, отзыве либо приостановлении ее действия содержание правоспособности юридического лица возвращается в его прежние общие границы.

Возникновение (создание) юридического лица. Необходимой предпосылкой возникновения юридических лиц является сознательно-волевая деятельность собственника имущества как учредителя юридического лица. Процесс образования юридических лиц невозможен вне воли собственника в той или иной форме ее проявления. В соответствии с этим можно выделить распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный способы возникновения юридических лиц.

Распорядительный  порядок возникновения юридических лиц характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения учредителя. Так создаются, например, государственные учреждения и государственные предприятия. Учредителями государственного предприятия и государственного учреждения могут быть органы, уполномоченные управлять государственным имуществом (ст. 102 ГК).

При разрешительном порядке на создание юридического лица требуется предварительное разрешение компетентного органа. Ранее действовавшее законодательство подобный порядок создания предусматривал для таких организаций, как кооперативы, различные общественные объединения. Разрешительный порядок характеризуется тем, что в создании юридического лица может было отказано. Однако, при этом не допускается отказ в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности (п. 5 ст. 42 ГК).

Нормативно-явочный  порядок создания юридического лица не требует какого-либо разрешения государственных органов. Данный порядок в настоящее время реализуется при создании коммерческих негосударственных юридических лиц.

Правоспособность  юридического лица возникает с момента  государственной регистрации. Регистрация  юридического лица, независимо от его  вида, является обязательной. Порядок регистрации установлен Указом о государственной регистрации юридических лиц и Положением о государственной регистрации юридических лиц, разработанным на основе Указа. Данные акты содержат исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации юридических лиц, и сроки рассмотрения учредительных документов юридического лица.

При регистрации не принимаются во внимание вопросы целесообразности образования юридического лица, не преследуется цель осуществления контроля и вмешательства в его производственно-хозяйственную и финансовую деятельность.

Необходимость государственной  регистрации юридических лиц состоит в том, что она:

подтверждает факт возникновения  юридического лица;

позволяет вести государственный  учет всех юридических лиц путем  внесения их после регистрации в  единый государственный регистр;

создает условия гласности, так как через регистрирующие органы всякое заинтересованное лицо вправе ознакомиться со всеми материалами, характеризующими юридическое лицо (кроме конфиденциальных или составляющих коммерческую тайну).

Информация о работе Субъекты и объекты гражданских правоотношений