Субъекты гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является исследование юридического лица как субъекта гражданских правоотношений.
При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:
-исследовать понятие юридического лица по действующему законодательству;
- проанализировать порядок создания юридического лица на примере обществ с ограниченной ответственностью;
-изучить структуру юридического лица;
- охарактеризовать особенности и порядок прекращения юридического лица путем реорганизации и ликвидации на примере акционерных обществ.

Содержание

Введение..................................................................................................................
Глава 1. Понятие юридического лица в гражданском праве....................
1.1. Понятие и признаки юридического лица........................................
1.2. Классификация юридических лиц...................................................
Глава 2. Правосубъектность юридического лица, ее характер, содержание и момент возникновения …………………….
2.1. Наименование юридического лица и иные способы его индивидуализации (форма, товарный знак, знак обслуживания, эмблема и т.п.)........................................................................................
2.2. Правоспособность и дееспособность юридического лица............
Глава 3. Создание юридического лица........................................................
3.1. Филиалы и представительства юридического лица..............
3.2. Формы и способы реорганизации юридического лица……………………………………………………………………………….
Глава 4. Основания, способы и порядок ликвидации юридического лица…………………………………………………………………………..
Заключение...................................................................................................
Список литературы....................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 55.27 Кб (Скачать файл)

Содержание: 
 
Введение..................................................................................................................  
Глава 1. Понятие юридического лица в гражданском праве....................  
1.1. Понятие и признаки юридического лица........................................  
1.2. Классификация юридических лиц...................................................  
Глава 2. Правосубъектность юридического лица, ее характер, содержание и момент возникновения …………………….

2.1. Наименование юридического  лица и иные способы его  индивидуализации (форма, товарный  знак, знак обслуживания, эмблема  и т.п.)........................................................................................ 
2.2. Правоспособность и дееспособность юридического лица............ 
Глава 3. Создание юридического лица........................................................ 
3.1. Филиалы и представительства юридического лица..............

3.2. Формы и способы реорганизации юридического лица………………………………………………………………………………. 
Глава 4.  Основания, способы и порядок ликвидации юридического лица…………………………………………………………………………..        
Заключение...................................................................................................  
Список литературы....................................................................................  
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

Участниками гражданских правоотношений именуются их субъектами. Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается между людьми. Поэтому в качестве субъектов гражданских правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы. Отдельные индивиды именуются в гражданском законодательстве гражданами. Вместе с тем субъектами гражданских правоотношений в нашей стране могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Наряду с отдельными индивидами в качестве субъектов гражданских правоотношений могут участвовать и организации, которые называются юридическими лицами. За юридическим лицом как субъектом гражданского правоотношения всегда стоит, определенны образом организованный коллектив людей. В гражданских правоотношениях могут участвовать не только россияне, но и иностранные юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Проблема правоотношения продолжает оставаться в юридической науке одной из центральных. Как основополагающее понятие юридической науки. В свою очередь, вопросы правоспособности участников сделок, правовой статус организаций, предприятий, учреждений позволяют составить представление о правовом режиме государства, степени развитости прав и свобод его граждан, оценить экономическое развитие общества. В самом деле, развитие товарно-денежных отношений, имущественного оборота предполагает участие в нём не только отдельных людей - физических лиц, но и образованных ими организаций для осуществления какой-либо цели, в том числе, коммерческой деятельности. Этим интересна выбранная мною тема. Ее актуальность бесспорна - правильное представление о гражданских правоотношениях, субъектом которых являются юридические лица - залог хорошей ориентации во всем гражданском праве. 
 Объектом исследования являются участники гражданских  правоотношений - субъектов гражданского права, которыми могут быть различные организации. 
 Предметом исследования является деятельность различных субъектов – юридических лиц, вовлеченных в сферу гражданского оборота. 
 Целью настоящей курсовой работы является исследование юридического лица как субъекта гражданских правоотношений. 
 При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи: 
-исследовать понятие юридического лица по действующему законодательству; 
- проанализировать порядок создания юридического лица на примере обществ с ограниченной ответственностью; 
-изучить структуру юридического лица; 
- охарактеризовать особенности и порядок прекращения юридического лица путем реорганизации и ликвидации на примере акционерных обществ. 
 Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод, а также частном научные методы исследования правовых явлений.  
 Теоретическую основу исследования составили Конституция Российской Федерации,  Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (часть первая), Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (часть вторая), Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и другие нормативные правовые акты, а также труды ученых Анохина В.С., Гусевой Т.А., Жилинского С.Э. и других. 
 Курсовая работа состоит из введения, шести глав, заключения и списка использованной литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие юридического лица в гражданском праве. 
1.1. Понятие и признаки юридического лица. 
 Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается между людьми, как существами, наделенными сознанием и волей. Поэтому в качестве субъектов гражданских правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельные индивиды выступают в гражданском законодательстве гражданами. Рассматривая коллективные образования, как участники правоотношений можно отметить возможность и даже необходимость участия их в гражданском обороте. В юридической науке периодически возникают дискуссии на предмет теоретического осмысления данного правового института. 
 Некоторые ученые относят создание понятия юридического лица к числу важнейших заслуг римского частного права.[1] Отмечая незначительный удельный вес таких субъектов в гражданском обороте Рима и отсутствие самого термина "юридическое лицо". Такие ученые, тем не менее, делают вывод о том, что "основная мысль о юридическом лице, как приеме юридической техники для введения в оборот имущественной массы, так или иначе обособленной от имущества физических лиц, была выражена римским правом отчетливо".[2] Римские юристы отмечали, что:  
1) юридическое существование корпорации не прекращается и не нарушается с выходом отдельных членов из состава объединения;  
2) корпорация может рассматриваться в сфере частного права так же, как рассматривается физическое лицо;  
3) корпорация вступает в правовые отношения с другими лицами при посредстве физических лиц, уполномоченных на то в установленном порядке.  
 Обозначив, таким образом, ряд принципиальных идей, римские юристы не сделали тех выводов из них, которые могли бы лечь в основу развития нового института частного права - института юридического лица. И тому были объективные причины. 
 В Гражданском Кодексе, вступившем в силу 1 января 1995 года, впервые в истории российского права содержится подробно разработанная система норм о юридических лицах; этого не знали предыдущие кодификации как советского, так и дореволюционного периодов. Кодекс устанавливает принципиальные основные положения, на которых должно базироваться последующее законодательство об отдельных видах юридических лиц. Соответственно, в определении общих характеристик юридических лиц мы будем опираться на действующее законодательство России - Гражданский Кодекс России. 
Согласно статье 48 ГК РФ понятие юридического лица можно определить так: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». 
 Заметим, что данная дефиниция отражает не все характерные черты данного института. Признаки юридического лица - это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. Итак, в науке сложилось следующие основополагающие признаки юридического лица: 
1. организационное единство (наличие четкой внутренней структуры, органов управления и соответствующих структурных подразделений для выполнения своих функций); 
2. обособленное имущество (наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении» имущества которым юридическое лицо отвечает по своим обязательствам); 
3. наличие самостоятельной имущественной ответственности;

4. выступление в гражданском  обороте от своего имени (возможность  от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде). 
 Альтернативное определение нам дает Г. Ф. Шершеневич: "... под именем юридического лица понимается все то, что, не будучи физическим лицом, признается со стороны закона способным, ввиду определенной цели, быть субъектом права".[3] Из этого определения выделяются два принципиальных вывода, в которых можно обнаружить ряд признаков юридического лица. Во-первых, являясь самостоятельным субъектом, юридическое лицо существует независимо от других субъектов, в том числе от тех которые образовали юридическое лицо и входят в его состав. Поэтому такое юридическое лицо может вступать с ними в сделки на правах равного партнера. Во-вторых, так как юридическое лицо - субъект, лишенный личностного начала, ему должны быть чужды права связанные с физической природой человека. 
 Таким образом, появление и развитие института юридического лица было обусловлено потребностями развивающегося экономического оборота, предопределившего появление в качестве самостоятельного участника общественного производства особого феномена - некого олицетворенного имущества. Возникнув в недрах экономических общественных отношений этот социальный феномен неизбежно, должен был найти себе юридическое признание. 
 
 
2. Классификация юридических лиц.

Закон выделяет несколько разновидностей юридических лиц - с учетом различных форм собственности, составляющих их материальную базу, и характера деятельности юридических лиц. В п. 2-3 ст. 48 ГК РФ закреплена новая для российского законодательства классификация юридических лиц в зависимости от характера прав и учредителей или участников на имущество этих организаций. Все юридические лица с точки зрения их имущественной обособленности разделены на 3 группы.

В первую группу входят организации, являющиеся единым собственником своего имущества. Их учредители (участники) теряют право собственности на имущество, переданное названным юридическим лицам в качестве вклада в их уставный фонд. За ними сохраняются лишь обязательственные права требования (право на получение части прибыли, на участие в управлении делами юридического лица и др.). К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества (полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество), производственные и потребительские кооперативы. 
 Во вторую группу входят дочерние и зависимые общества, организации, не являющиеся собственниками своего имущества. На их имущество учредители имеют право собственности или иное вещное право. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в т.ч. дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. За ними имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или же оперативного управления. 
 В третью - входят юридические лица - собственники, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Наделение их имуществом на праве собственности не преследует коммерческой деятельности. К ним относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).[4]  
 Далее, в соответствии со ст. 50 ГК все юридические лица, в свою очередь, делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещённые законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься. Некоммерческими юридическими лицами могут быть организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации наделены специальной правоспособностью и могут иметь только те гражданские права, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренных в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. 
 Хозяйственные товарищества и общества - это родовое понятие, которое обозначает несколько самостоятельных видов коммерческих юридических лиц. Общим для них является то, что их уставный (складочный) капитал разделяется на доли. Разнообразные организационно-правовые формы хозяйственных товариществ и обществ обслуживают интересы индивидуальных предпринимателей, малых семейных коллективов и больших групп акционеров. 
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества создают в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью. Участникам полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. 
 Ранее, существовавшие товарищества с ограниченной ответственностью согласно ст. 59 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» товарищества с ограниченной ответственностью, созданные до введения в действие указанного Закона, обязаны были до 01 июля 1999 года привести свои учредительные документы в соответствие с данным Законом либо преобразоваться в акционерные общества или производственные кооперативы. При этом товарищества с ограниченной ответственностью, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с требованиями упомянутого Закона либо не преобразовались в акционерные общества или производственные кооперативы, были ликвидированы в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.  Так, с учетом того, что учредительные документы ТОО «Строительная фирма «Идеал» не были приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства, что подтверждается сообщением истца от 20.09.2002 года № 03-2771, предприятие подлежит ликвидации. Арбитражным судом 16.10.2002 принято решение: ТОО «Строительную фирму «Идеал» ликвидировать.[5]  
 Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом. Они могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, дающие денежную оценку. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества. Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, подписанного всеми его участниками. 
 Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере. Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере. Полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества. 
Общество с ограниченной ответственностью - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. 
 
Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. К коммерческим организациям относится производственный кооператив. Им признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. 
Юридическими лицами, как уже отмечалось, являются государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть разделено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных предприятиях, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). 
К некоммерческим юридическим лицам, как было уже сказано, относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами. 
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Участники (члены) данных организаций не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов. 
 Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующий этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. 
 Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение, как и казенное предприятие, в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. 
Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. В ассоциации (союзы) могут добровольно объединяться также общественные и иные некоммерческие организации, в т.ч. учреждения.[6]  
Члены ассоциации (союзов) сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц. Члены ассоциации (союзы) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (союза) - учредительным договором, подписанным ее членами, и утвержденным ими уставом 
Глава 2. Правосубъектность юридического лица, ее характер, содержание и момент возникновения.

2.1. Наименование  юридического лица и иные способы  его индивидуализации (форма, товарный  знак, знак обслуживания, эмблема  и т.п.).

  Индивидуализация юридических лиц в гражданском обороте осуществляется наличием у каждого юридического лица индивидуального наименования и определением его места нахождения. Наименование юридического лица и место нахождения обязательно указывается в учредительных документах юридического лица. Юридическое лицо имеет свое наименование, в котором обязательно должна быть указана организационно-правовая форма данного юридического лица. Наименование некоторых некоммерческих организаций (общественных, религиозных), унитарных предприятий, в предусмотренных законом случаях иных юридических лиц, должно содержать указание на характер деятельности юридического лица (напр., университет, спортивное общество)[7]. 
 Юридическое лицо, действующее в форме коммерческой организации должно иметь фирменное наименование: право на фирменное наименование это личное неимущественное право юридического лица. Осуществляется правовая охрана фирменного наименования, для этого фирменное наименование указывается в учредительных документах юридического лица, и регистрируется (путем включения его в государственный реестр юридических лиц). С момента регистрации фирменного наименования, юридическое лицо получает исключительное право пользования своим фирменным наименованием. И если какой-нибудь субъект решил без всякого разрешения использовать фирменное наименование, то юридическое лицо вправе потребовать возмещения причиненных убытков и прекращения использования зарегистрированного фирменного наименования юридического лица этим субъектом. Правила о фирменном наименовании конкретизируются в ГК. В фирменном наименовании (для товарищества) можно перечислить всех товарищей или только несколько товарищей, а в конце наименования поставить буковку "к", которая обозначает слово "компания". Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерного общества может называться как фамилией, так и отдельным словом, но оно обязательно должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица (напр., ООО "Гараж"). 
Закон РФ от 02.04.93 в ред. от 1997 года "О сборе за использование наименований Россия, РФ и образованных на их основе слов и словосочетаний", постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 "Об использовании в названиях организации наименований Россия, РФ", Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет сбора за использование наименований Россия, РФ и образованных на их основе слов и словосочетаний от 29 июня 2000. Этими нормативными актами устанавливается порядок использования в фирменных наименованиях слов Россия, РФ, образованных на их основе слов и словосочетаний, и прилагательного "федеральный". Использование этих терминов разрешается только правительственной комиссией, которая учитывает сферу деятельности, масштаб, характер, суть, положение данной организации в соответствующей сфере деятельности и рынка товара. Учитывается, производит ли она уникальный, присущий только РФ товар, работы или услуги. Установлено, что слова Россия и РФ и образованные на их основе слова и словосочетания не используются как правило в названиях организаций, которые учреждаются другими организациями, которые уже имели в своем названии подобные слова и словосочетания. Что касается прилагательного "федеральный" оно закреплено в основном за названиями органов государственной власти, а также может использоваться в наименованиях организаций, которые образуются с участием государства. Помимо таких ограничений, рядом иных федеральных законов (напр., ст.7 закона "О банках и банковской деятельности") запрещается использовать в наименованиях организаций такие термины как: банк, кредитная организация или иным способом указывать, что данное юридическое лицо имеет право на совершение банковских операций, это правило не распространяется на те юридические лица, которые получили от Центрального Банка России лицензию на осуществление банковских операций. Ст.5 закона "О товарных биржах и биржевой торговли" - организации, которые не отвечают требованиям статей второй и третьей названного закона не имеют права на использование в своем названии слов биржа, товарная биржа, и сочетания этих слов в любых вариантах, и они не могут быть зарегистрированы под этими наименованиями. Ст.2 закона "О торгово-промышленных палатах в РФ" - данная статья запрещает организациям созданным не в соответствии с этим законом использовать в своих наименованиях слова торгово-промышленная палата, торговая палата, промышленная палата. 
 
Если у вас возникло желание более подробно ознакомиться с этим вопросом, то можете посмотреть вот эти статьи: "Субъекты права на фирменное наименование" журнал Хозяйство и право 98 г. №12; "Содержание и структура фирменных наименований субъектов предпринимательства", Хозяйство и право, 2000 №4. 
 
Кроме наименования, индивидуализацией юридических лиц служит их местонахождение. Возможны варианты по поводу решения вопроса о местонахождении юридического лица: 
 
1) местонахождение - это место нахождения его органов. 
 
2) место его государственной регистрации. 
 
3) место осуществления им своей основной деятельности. 
ГК п.2 ст.54 признает местом нахождения юридического лица место его государственной регистрации, причем допускается возможность выбора иного варианта, если это предусмотрено законом. Однако данная норма ГК начнет действовать с момента вступления в силу закона "О государственной регистрации юридических лиц". До выхода этого закона это вопрос регулируется постановлением пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда от 1 июня 1996 №6/8 - при разрешении споров, необходимо руководствоваться тем, что местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов. 
 
Еще пару слов о индивидуализация. Законодательство устанавливает и иные меры для обеспечения должной индивидуализации, к таким мерам относятся правила о товарных знаках и производственной марке. Товарный знак или знак обслуживания - это обозначение, которое способно существенно отличить товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. В этой области действует закон РФ от 23.09.92 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товара". Товарный знак подлежит регистрации, на него обязательно юридическому лицу выдается свидетельство и юридическое лицо приобретает исключительное право пользования своим товарным знаком. За незаконное использование товарного знака другими лицами наступает гражданская, административная, либо уголовная ответственность (100 МРОТ или 2 года лишения свободы). Товарный знак может регистрироваться как на юридическое лицо, так и на физическое. Юридическое лицо вправе по лицензионному договору передать другому производителю свой товарный знак, однако сохраняет за собой право контроля качества продукции, того, кому он передал свой товарный знак. "Правила признания товарного знака общеизвестным в РФ", эти правила утверждены приказом Роспатента от 17 марта 2000. Производственная марка также служит для индивидуализации продукции, товара или услуги, а заодно и ее производителя. Производители обязаны наносить на товар производственную марку, которая во многих случаях определяется стандартами или техническими условиями. Обычно торговая марка включает в себя наименования предприятия изготовителя, наименование продукции, ее вид (либо класс), номер государственного стандарта. Не всегда производственная марка нанесена на товар, чаще всего она наносится на упаковку товара. 
2.2. Правоспособность и дееспособность юридических лиц 
 
Гражданская правоспособность юридического лица, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвидации[8].  
 
Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.[9] 
 
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). 
 
Следовательно, можно говорить о специальной (уставной) и общей правоспособности юридических лиц, применительно к отдельным видам юридических лиц, соответственно: коммерческих организаций, с одной стороны, и государственных и муниципальных унитарных предприятий, - с другой. 
 
Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом. Решение об этом может быть обжаловано в суд. Как было отмечено, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания[10] и прекращается в момент завершения его ликвидации[11]. 
 
Юридическое лицо как субъект гражданского права обладает также и дееспособностью, которая возникает одновременно с правоспособностью. К юридическим лицам неприменимы те ограничения в сфере дееспособности, которые действуют в отношении граждан. 
 
Гражданские права и обязанности возникают у юридических лиц из различных оснований, прежде всего из сделок (т.е. действий, устанавливающих, изменяющих или прекращающих правоотношения юридических и физических лиц). Они совершают сделки через свои органы, т.е. через соответствующие структурные подразделения, специально предназначенные для выработки и изъявления воли организации как субъекта гражданского права. Действие органа - это действия юридического лица. Полномочия же представителей юридического лица оформляются выдаваемой им доверенностью. Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, президент и др.), однако юридическое лицо не всегда ведёт свои дела через органы. Осуществление юридическим лицом дееспособности возможно и через представителя. Представитель юридического лица, в отличие от органа, является внешним, посторонним по отношению к юридическому лицу субъектом права. Его полномочия основаны на доверенности, выданной органом юридического лица, указании закона либо акте государственного органа или органа местного самоуправления. 
 
Закон обязывает каждое юридическое лицо иметь свое наименование, а для хозяйствующих субъектов предусмотрен целый комплекс прав и обязанностей, связанных с использованием фирменного наименования, производственных марок и товарных знаков. 
 
Целям пространственного расширения сферы деятельности юридических лиц служат образуемые в установленном порядке филиалы и представительства[12], которые не являются юридическими лицами. Представительства юридического лица создаются для представления его интересов и их защиты. Представительство не выполняет производственные или иные основные функции юридического лица. Филиал отличается от представительства тем, что осуществляет все его функции или их часть, в том числе представительство. (Например, филиал коммерческого банка, расположенный в одном из районов города и осуществляющий предоставление банковских услуг). 
 
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не предусмотрено иное.  
 
Таким образом, юридическое лицо - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени Гражданское право.   
Глава 3. Создание юридического лица 
Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда - требование обязательной государственной регистрации юридических лиц.  
 
В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники - члены (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов)[13]. 
 
Юридические лица, в зависимости от характера участия государственных органов в их регистрации, могут быть образованы несколькими способами:  
 
Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом;  
 
Нормативно-явочный порядок создания юридического лица не требует согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы. Регистрационный орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов организации и соблюдение порядка ее образования. Данный порядок образования юридических лиц является наиболее распространенным как в России, так и за рубежом;  
 
Распорядительный (явочный) порядок характерен тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, не требуя специальной государственной регистрации. Однако статья 51 действующего в настоящий момент Гражданского Кодекса не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц. Поэтому можно считать, что сейчас такой порядок регистрации юридических лиц не применяется.  
 
Наряду с законодательством, правовой основой деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы. Для различных видов юридических лиц состав учредительных документов различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовая база деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) - учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.  
 
Учредительный договор можно считать разновидностью договора о совместной деятельности. Он регулирует отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. В отличие от учредительного договора, устав не заключается, а утверждается учредителями. Отличие между уставом и учредительным договором не носит принципиального характера и заключается лишь в процедуре принятия документа. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения, в которое они входят.  
 
Как уже отмечалось выше, каждое юридическое лицо должно быть зарегистрировано в соответствии с законом. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом, после чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления. Регистрация юридических лиц в Российской Федерации осуществляется различными органами, хотя в соответствии со статьей 51 Гражданского Кодекса проведение регистрации возложено на органы юстиции. Однако в настоящий момент времени органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями, поэтому регистрацией юридических лиц занимаются:  
 
·                                            Министерство юстиции Российской Федерации и его местные управления - в отношении общественных и религиозных учреждений;  
 
·                                            Местные органы власти (районные администрации) - в отношении товариществ домовладельцев, потребительских кооперативов и их предприятий;  
 
·                                            Государственная регистрационная палата и ее местные отделения - в отношении предприятий с иностранными инвестициями;  
 
·                                            Центральный Банк - в отношении коммерческих банков. 
 
 
 
 
 
 
Глава 4. Филиалы и представительства юридического лица 
 
 
 
Юридическое лицо может испытывать потребность в постоянном совершении каких-либо действий за пределами своего основного места нахождения. С этой целью оно вправе создать в другом месте свое обособленное подразделение в виде представительства или филиала[14]. Представительство создается для представления и защиты интересов юридического лица, т.е. с целью постоянного совершения для него определенных юридических действий[15], например, в центре того или иного региона. Филиал создается для осуществления всех или определенной части функций (целей) юридического лица, включая и цели представительства[16]. Другими словами, филиал занимается той же деятельностью, что и создавшее его юридическое лицо, но одновременно может осуществлять и функции его представительства. В этой роли может выступать, например, отдельно расположенный цех или иное производство, отделение банка и т.п. Филиалами иногда могут становиться и вполне самостоятельные в экономическом или в структурном смысле организации, если их учредитель - юридическое лицо считает необходимым сохранить полный контроль (и полную ответственность) за их деятельностью.  
Создавшие представительство или филиал юридические лица передают им некоторое имущество (обязательно указывая об этом в своих учредительных документах) и утверждают положения, определяющие содержание и порядок их деятельности. Однако это имущество остается принадлежащим создавшему их юридическому лицу. Ведь представительства и филиалы являются обособленными подразделениями, т.е. частями создавших их юридических лиц. Не будучи самостоятельными юридическими лицами, они не могут иметь собственного имущества и, следовательно, не в состоянии сами участвовать в гражданском обороте В связи с этим выделенное представительствам и филиалам имущество, учитываемое на их отдельных балансах, может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц, причем независимо от того, связано ли это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только выделенные этим своим подразделениям.. В свою очередь, отсутствие у них гражданской Правосубъектность лишает их действия юридического (гражданско-правового) значения. Для осуществления представительских и иных юридических функций от имени юридического лица последнее должно выдать доверенность назначенному им руководителю (директору) своего представительства или филиала[17], т.е. конкретному физическому лицу (поскольку выдать доверенность своему подразделению, иначе говоря, вступить с ним в гражданско-правовые отношения представительства невозможно из-за отсутствия у него гражданской Правосубъектность[18]. Руководитель представительства или филиала на основании выданной ему доверенности действует от имени и в интересах юридического лица (а не "от имени" филиала или представительства). Поскольку руководитель филиала или представительства не является органом юридического лица, его полномочия на выступление от имени организации не могут основываться на указаниях, содержащихся в положении о филиале или представительстве либо в учредительных документах юридического лица. Хотя судебная и арбитражная практика и допускает действительность договора, заключенного руководителем филиала (представительства)"от имени филиала", при наличии "полномочий от юридического лица", "выраженных в положении о филиале и в доверенности"[19], с этим невозможно согласиться. Нельзя заключить сделку для юридического лица ни "от имени" его неправосубъектного подразделения, ни при отсутствии должным образом оформленных полномочий. 
Глава 5. Формы и способы реорганизации юридического лица 
Реорганизация юридического лица – это его прекращение, влекущее возникновение новых организаций или значительное изменение характера юридической личности существующих организаций. Проще это можно сказать так: реорганизация – способ прекращения деятельности юридического лица, характеризующийся переходом прав и обязанностей к другому юридическому лицу. В таких случаях ко вновь возникшим или ранее существующим организациям, помимо участников и имущества юридического лица, могут перейти особенности его организационной структуры, правоспособности, фирменного наименования и др. Реорганизация возможна в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.[20].Слияние как способ реорганизации юридического лица означает укрупнение вновь возникающего субъекта гражданского права за счет прекращения нескольких юридических лиц. При этом все права и обязанности каждого из них суммируются организацией, возникающей в результате слияния, в соответствии с передаточным актом.[21] 
 
Присоединение заключается в том, что существующая организация за счет того, что одна или несколько других организаций вливаются в нее, сами, утрачивая признаки юридического лица. Это способ реорганизации при котором права и обязанности одного ранее существовавшего юридического лица переходят к другому юридическому лицу. Права и обязанности переходят к укрупняющемуся юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.[22].Разделение означает дробление одного юридического лица, прекращающего свое существование, на несколько более мелких организаций. Следовательно, права и обязанности прекращаемого юридического лица тоже дробятся: они переходят ко вновь возникшим организациям на основании данных разделительного баланса.[23]. Выделение – это, как и разделение, способ разукрупнения юридических лиц; в отличие же от разделения, при этом способе разукрупнения организация не перестает существовать, но уменьшаются объемы ее характеристик как юридической личности: уменьшается закрепленный за ней имущественный комплекс, численность ее участников, объем гражданской правоспособности. Все это как бы “вычитывается” из нее и переходит ко вновь возникающим на такой основе другим юридическим лицам. Документом, фиксирующим подробности данного процесса, является составляемый при этом разделительный баланс[24]. Еще одним способом реорганизации юридических лиц признано их преобразование, т.е. изменение их организационно-правовой формы юридического лица.[25] При этом сама организация, ее участники и ее имущество в количественном плане могут остаться неизменными; но изменяется совокупность определенных признаков, характеризующих тип соответствующего юридического лица: его назначение как объединение других лиц и их имущества; правовой режим имущества, закрепленного за ним; методы решения тех или иных вопросов, возникающих в деятельности данной организации; объем требований, предъявляемых к учредительным документам данного юридического лица и к величине его уставного капитала; зависящий от всего этого способ образования и прекращения данного юридического лица. При преобразовании юридического лица ко вновь возникшему субъекту переходят права и обязанности преобразуемого юридического лица в соответствии с передаточным актом.  По отношению к отдельным видам юридических лиц в законодательстве предусмотрены особые правила, касающиеся их реорганизации. В тоже время существуют некоторые общие правила реорганизации юридических лиц. Они сводятся к следующему. Во-первых, реорганизация возможна, как правило, лишь когда об этом есть решение учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.[26] 
Во-вторых, в отдельных случаях в качестве меры предупреждения или преодоления монополистической деятельности на товарных рынках реорганизация юридических лиц в форме разукрупнения возможна в принудительном порядке по решению уполномоченных государственных органов (в частности, Государственного антимонопольного комитета РФ или суда). Если участники юридического лица или иные лица, которым адресовано такое решение, не проведут реорганизацию в установленный срок, то суд по иску ГАК РФ может назначить внешнего управляющего юридическим лицом и поручить ему провести его реорганизацию. С этого момента к внешнему управляющему переходят права органа данного юридического лица: он выступает от его имени в суде, составляет разделительный баланс, передает его на рассмотрения суда вместе с учредительными документами вновь возникающих юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.[27] .В-третьих, в то же время в законодательстве предусмотрены гарантии прав разукрупняемого юридического лица. Решение о принудительном разукрупнении коммерческих организаций принимается при наличии совокупности следующих условий: возможности организационного и территориального обособления ее структурных единиц; отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи; возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара. В-четвертых, процессы укрупнения и преобразования юридических лиц, напротив, в установленных законом случаях могут осуществляться лишь с согласия уполномоченных государственных органов.[28].В-пятых, обязательным условием регистрации юридических лиц, возникающих в результате реорганизации, является представление в органы юстиции передаточного акта (разделительного баланса) и наличие в них сведений о правопреемстве по обязательствам реорганизационного юридического лица. При этом должны быть учтены все обязательства прекращаемого юридического лица в отношении со всеми его кредиторами, как признанные так и оспариваемые им. Передаточный акт (разделительный баланс) утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его реорганизации.[29] Юридическое лицо считается реорганизованным, как правило, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Исключение составляет реорганизация в форме присоединения, когда существующее юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.[30] В-шестых, при проведении реорганизации юридических лиц должны учитываться интересы их кредиторов, так как последние вступали в имущественные отношения с одними организациями, а потом на месте должников оказываются другие, что может нарушить интересы кредиторов реорганизуемого юридического лица. Во избежание этого участники юридического лица или орган, принявший решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом его кредиторов, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения причиненным им досрочным прекращением обязательств убытков. При разукрупнении юридического лица возникшие на его основе организации становятся перед его кредиторами солидарными должниками, если из содержания разделительного баланса нельзя определить, кто из них и в каком объеме принял на себя долги реорганизуемого юридического лица. 
Глава 6. Основания, способы и порядок ликвидации юридического лица. 
Ликвидация юридического лица является другой формой прекращения юридических лиц. Проблема ликвидации стала наиболее актуальна именно в последнее время.  Ликвидация юридического лица – это его прекращение, не влекущее возникновение новых юридических лиц без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В таких случаях к другим лицам переходит имущество, оставшееся после прекращаемого юридического лица, без изменения численности его участников и характера их юридической личности. Поскольку юридическое лицо создавалось для участия в имущественных отношениях и к моменту ликвидации, как правило, участвует в них, то при его ликвидации необходимо завершить имущественные отношения с его участием. 
Основания для ликвидации юридического лица можно разделить на две группы: 
1.      Добровольная ликвидация 
2.      Принудительная ликвидация 
К добровольной ликвидации мы относим:  
а) решение участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в случаях, предусмотренных в учредительных документах или законе, в частности в связи с истечением срока, на который создана организация; 
 
б) по достижении цели, ради которой организация создана; 
в) при признании судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями действующего законодательства, если эти нарушения нельзя устранить. 
К принудительной ликвидации относятся: 
а) решение суда в случаях осуществления юридическим лицом деятельности без получения лицензии (когда это необходимо) или вообще запрещенной законом; 
б) другое грубое нарушение действующего законодательства; 
в) при систематическом занятии некоммерческим юридическим лицом деятельностью, противоречащей его уставным целям;[31] 
г) решение арбитражного суда о признании юридического лица (кроме казенных предприятий) несостоятельным (банкротом), принятое по заявлению самого юридического лица, либо его кредиторов, либо прокурора.  
Участники юридического лица или его орган, принявший решение о его ликвидации, обязаны немедленно и в письменной форме сообщить об этом органу, зарегистрировавшему его, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации.[32] Лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, зарегистрировавшем его, назначает ликвидационную комиссию и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С этого момента ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ее основная цель – завершить все юридические связи, которые ликвидируемая организация имела с окружающими лицами.  Чтобы выявить эти связи ликвидационная комиссия обязана поместить в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований его кредиторами (которые не могут быть менее двух месяцев с момента такого объявления). Не ограничиваясь этим, ликвидационная комиссия обязана сама принять меры к выявлению кредиторов, письменно их уведомить о ликвидации; выявить должников ликвидируемой организации и получить с них долг. По истечению срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, назначением которого является предварительное определение соотношение имущественных активов и пассивов ликвидируемой организации. Он должен содержать сведения о составе имущества организации, о предъявленных его кредиторами требованиях, о результатах их рассмотрения. Он утверждается участниками юридического лица или  его органом с согласованию с органом, зарегистрировавшем эту организацию.  
 Порядок списания денежных средств юридического лица по его долгам предусмотрен ст.855 ГК и содержит два варианта: если денежных средств достаточно для оплаты всех долгов, то они оплачиваются по мере их поступления;[33] при нехватке денежных средств на счете юридического лица их списание осуществляется в соответствии с очередностью, установленной п.2 ст.855 и включающий в себя шесть очередей. Если юридическое лицо (кроме учреждений) не располагает денежными средствами, необходимыми для удовлетворения всех признанных ликвидационной комиссией требований кредиторов, то закрепленное за юридическим лицом имущество распродается с публичных торгов.  
Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 года утверждено “Временное положение о порядке обращения взыскания на имущество организаций”, в п.8 которого предусмотрено очередность распродажи имущество предприятий-должников. В первую и вторую очереди реализуется имущество, не предназначенное для непосредственного участия в процессе производства; в третью очередь – имущество производственного назначения; в четвертую очередь – имущество, находящееся на законных основаниях во временном владении других лиц. После распродажи имущества осуществляется выплата кредиторам юридического лица его долгов. Учитывая возможность того, что и после распродажи имущества ликвидируемого юридического лица у него не хватит денег, чтобы расплатиться по всем его долгам, п.1 ст.64 ГК предусмотрел очередность погашения требования кредиторов (которую не следует смешивать с очередностью реализации имущества должника). Она аналогична той очередности, которая предусмотрена в п.3 ст.25 ГК, регулирующем порядок выплаты долгов кредиторам индивидуального предпринимателя, призванного по решению суда банкротом, со следующими особенностями: для осуществления процедуры выплаты долгов юридического лица в определенной очередности не требуется решение суда о признании его банкротом; в отношении имущества юридических лиц, в отличие от имущества граждан-предпринимателей, в законе нет оговорки “…на которое может быть обращено взыскание”, т.е. в таких случаях может быть обращено на все закрепленное за юридическим лицом имущество. Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссии, удовлетворяется из имущества юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных своевременно. Требования кредиторов, отклоненные ликвидационной комиссией (если кредиторы не обжаловали это в суд или суд не удовлетворил их жалобу), а также те требования, которые оказались не удовлетворенными из-за недостатка имущества юридического лица, считаются погашенными.После окончания расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, содержащий в себе сведения об итоговом имущественном положении ликвидируемой организации. Если при этом у нее осталось какое-либо имущество, то оно по общему правилу передается его учредителям, которые имеют вещные права на это имущество (например, учредители государственных и муниципальных унитарных предприятий) или обязательные права в отношении этого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества), если иное не предусмотрено нормативными актами или учредительными документами юридического лица.[34].На основании вышеизложенного можно составить краткую схему о порядке ликвидации юридических лиц: 
1.       Учредители или орган, принявший решение о ликвидации назначают ликвидационную комиссию. 
2.       Ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации. 
3.       Ликвидационная комиссия выявляет кредиторскую и дебиторскую задолжность. 
4.       Ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс. 
5.      Удовлетворяет требования кредиторов. 
6.       Составляет окончательный ликвидационный баланс, который является основанием для исключения юридического лица из государственного лица из государственного реестра юридических лиц. 
С этого момента деятельность юридического лица считается прекращенной. 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
Учитывая вышеизложенное, подведем итоги по курсовой работе.  
Юридическое лицо - это субъект права, созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Действующее законодательство не дает определения юридического лица, но раскрывает его основные признаки. Юридическое лицо должно иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, оно отвечает по своим обязательствам этим имуществом, приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.  В зависимости от их вида юридические лица создаются по воле либо собственников (например, учреждения и унитарные предприятия), либо их будущих членов (например, хозяйственные товарищества и общества), либо тех, кто вносит имущественные вклады, не становясь участниками юридического лица (например, фонды). Несмотря на существенное различие отдельных видов юридических лиц, при их создании государство всегда осуществляет контроль за этой процедурой. Указанная функция государства реализуется в ходе государственной регистрации юридических лиц. Перечень документов, которые необходимо представлять для государственной регистрации составляют: устав, утвержденный учредителями, решение о создании или договор учредителей, подтверждение оплаты не менее 50 процентов уставного капитала предприятия, а также перечисляются требования, предъявляемые к каждому из таких документов.  
Учредительными документами юридического лица являются учредительный договор и устав (либо только учредительный договор). При этом учредительный договор заключается учредителями, а устав утверждается учредителями (участниками). Если юридическое лицо создается одним учредителем, оно действует на основе утвержденного этим учредителем устава. Что касается органов юридического лица, то им является часть юридического лица, которая формирует и выражает вовне его волю. Именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция определяются законом, иными правовыми актами и учредительными документами, а порядок назначения (избрания) - законом и учредительными документами. По поводу юридических лиц в гражданском праве возникают отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, по поводу осуществления юридическими лица своих прав и обязанностей и др.

Информация о работе Субъекты гражданского права