Структура и полномочия Конституционного Суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 12:51, реферат

Краткое описание

По задачам, объему и способам реализации своей деятельности в сфере конституционного контроля суд выступает как орган, важнейшей функцией, которого является защита прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из правовых установок как определяющих его деятельность и его решения, Конституционный Суд обеспечивает единство законодательной и судебной проверки в защите прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

Введение
История формирования Конституционного Суда в России.
Структура и полномочия Конституционного Суда.
Принципы конституционного судопроизводства:
- независимость
- коллегиальность
- гласность
- устность разбирательства
- непрерывность судебного заседания
- состязательность и равноправие сторон.
Решения Конституционного Суда
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат итоговый.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

 

План

 

  1. Введение
  2. История формирования Конституционного Суда в России.
  3. Структура и полномочия Конституционного Суда.
  4. Принципы конституционного судопроизводства:

- независимость

- коллегиальность

- гласность

- устность разбирательства

- непрерывность судебного заседания

- состязательность и равноправие  сторон.

  1. Решения Конституционного Суда
  2. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из элементов государства, претендующего  на то, чтобы именоваться правовым, стремящегося к созданию прочного общественно-политического строя, системы законности и защиты интересов граждан должен быть конституционный контроль. Конституционный контроль как специальный вид государственной деятельности призван обеспечивать правильность применения Конституции и обусловленных ею законов, охранять политические, экономические, социальные и моральные ценности общества, основываясь на Конституции.

Государство создает для этих целей  специальные органы – органы конституционного контроля. В нашей стране это Конституционный  Суд Российской Федерации.

По задачам, объему и способам реализации своей деятельности в сфере конституционного контроля суд выступает как орган, важнейшей функцией, которого является защита прав и свобод человека и  гражданина.

Исходя из правовых установок как  определяющих его деятельность и его решения, Конституционный Суд обеспечивает единство законодательной и судебной проверки в защите прав и свобод человека и гражданина.

Помимо участия Конституционного Суда в защите прав человека, объектом проверки являются федеральные законы, иные нормативные акты, конституции, а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, изданные по вопросам, относящимся Конституция Российской Федерации ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, объектом проверки являются государственно-правовые договоры, то есть договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации.

 

Помимо всего перечисленного Конституционный Суд имеет право на толкование Конституции Российской Федерации и такое толкование может даваться только по запросам Президента Российской Федерации, Совета

Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов Законодательной власти субъектов Российской Федерации.

 

История формирования Конституционного Суда в России

 

Конституционный Суд в российской практике впервые был учрежден законом  об изменениях и дополнениях к  Конституции РСФСР от 15 декабря 1990 года. 12 июля 1991 года был принят первый Закон РСФСР «О Конституционном суде РСФСР»[2], а 30 октября 1991 года пятый Съезд народных депутатов РСФСР избрал первых 13 членов Конституционного Суда.

Данный Закон определял Конституционный  суд как орган судебной власти, высший судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства (ст.1 ч.1.). Это был специализированный орган судебного конституционного контроля. Он был создан в целях охраны суверенитетов народов РСФСР, защиты конституционного строя РСФСР, основных прав и свобод человека, признанных Конституцией РСФСР, поддержание верховенства и непосредственного действия Конституции РСФСР на всей территории Российской Федерации (ст.2 ч.1).. Закон определил численный состав Конституционного Суда в количестве 15 судей, которые избирались

Съездом народных депутатов РСФСР  путем тайного голосования, большинством голосов. 30 октября 1991 года Конституционный Суд приступил к работе и действовал в этом составе до 7 октября 1993 года. При этом весь период своего функционирования состав Конституционного Суда оставался неполным: на две вакансии судьи так и не были избраны (13 из 15 судей).

 

Этот Конституционный Суд просуществовал до 7 октября 1993 года и принял ряд  важных решений. Всего им было принято 30 актов, 24 из которых стали результатами рассмотрения конкретных дел. Он провел значительную работу в сфере конституционного контроля, особенно скрупулезно проверяя конституционность правоприменительной практики. В сложившейся политической ситуации (противостояние законодательной и исполнительной властей) Конституционный Суд был вовлечен в политическую борьбу. С позиций права он постепенно перешёл в политическую сферу, все, более превращаясь «из органа правосудия в орган политики». В конечном итоге это привело к тому, что 7 октября 1993 года был принят Указ Президента РФ №1612 «О Конституционном Суде РФ», который практически приостановил активную деятельность суда.[5] А указом от 24.12.1993 года Закон «О Конституционном Суде» 1991 года был признан недействующим.

Восстановление деятельности Конституционного Суда было отложено, таким образом, до принятия федерального конституционного закона о  Конституционном Суде, соответствующего новой Конституции.

Таков был финал первого  этапа функционирования судебного конституционного контроля РФ. Он поставил множество проблем, которые являются весьма актуальными. Поэтому огромное значение имеет анализ обновленного конституционного законодательства - Конституции России от 12 декабря 1993 года и конституционного закона о Конституционном Суде РФ.

Принятая в декабре 1993 года новая  Конституция РФ внесла изменения  в систему организации и деятельности конституционного контроля. Началась разработка нового закона о Конституционном  Суде, который был подписан

Президентом 21 июля 1994 года.[8] Это был  первый в истории России федеральный  конституционный Закон, в котором  был учтен опыт работы прежнего Конституционного Суда и устранены многие недостатки прежнего закона.

В настоящее время организация  и деятельность Конституционного Суда регулируется Конституцией 1993 года, вышеназванным законом и рядом правовых актов парламента, внутренняя деятельность осуществляется в соответствии с Регламентом Конституционного Суда.

Статья 1 Закона «О Конституционном  Суде РФ» определяет его как «судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть, посредством конституционного судопроизводства».

Формулировка этой статьи определяет юридическую природу Конституционного Суда, его предназначение, место в механизме государственной власти, она определяет функции Конституционного Суда, определяет его статус, основополагающие принципы деятельности, и процессуальную форму деятельности.

 

Структура и полномочия Конституционного Суда

 

В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат  определяется путем жеребьевки, порядок  проведения которой устанавливается  Регламентом Конституционного суда.

Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Кандидатуры на должности судей выдвигаются членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заседаниями.

Главная роль в формировании персонального  состава Конституционного Суда РФ принадлежит  Президенту и Совету Федерации.

Учитывая высокий правовой статус Конституционного Суда, новое законодательство пошло по пути усиления требовании к его судьям. Ими могут быть только граждане Российской Федерации, достигшие ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судьи должны обладать признанной высокой квалификацией в области права. В соответствии с прежним законодательством низший возрастной предел членов Суда равнялся 35 годам, а необходимый стаж работы по юридической специальности - не менее 10 лет. Новый подход, как видно, направлен на то, чтобы в Конституционном Суде работали люди, обладающие значительным жизненным опытом, более высокой юридической квалификацией.

Суд вправе начать работать при наличии  в его составе не менее трёх четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Такой срок имеют  судьи Конституционного Суда. Судья  Конституционного Суда назначается на должность на срок 15 лет. Назначение на второй срок судьи не допускается. Таким образом обеспечивается определенная сменяемость состава Конституционного Суда, что должно повлиять на плодотворность его деятельности. Сохранен и предельный возраст для пребывания в должности судьи, но он повышен до 70 лет.

Лицо, назначенное на должность  судьи должно принести присягу. Это  оговорено в ст. 10 Закона, где приводится её текст. Судья присягает на верность Конституции как символу государственности  и законности, а не как конкретному юридическому тексту.

Ст. 11 перечисляет действия, несовместимые  с должностью судьи. Судья

Конституционного Суда не может  быть членом Совета Федерации, депутатом

Государственной Думы, иных представительных органов, занимать или сохранять за собой другие государственные и общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской деятельностью, иной оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной или творческой, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда. Судья так же не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства в Суде, арбитражном суде, иных органах, оказывать кому-либо покровительство в получении прав или освобождении от обязанностей.

Конституционный суд РФ рассматривает  и разрешает дела в пленарных  заседаниях и заседаниях палат. В  пленарных заседаниях участвуют  все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд.

В пленарном заседании  Конституционный суд может рассмотреть  любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:

-Дела о соответствии  Конституции Российской Федерации  конституций республик и устав  субъектов РФ;

-Толкование Конституции  Российской Федерации;

- Вынесение заключений  о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

-Утверждение посланий  Конституционного суда;

-Решение вопросов о  выступлении с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения.

В заседаниях палат Конституционный  суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:

- федеральных законов,  нормативных актов Президента  России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

- законов и иных нормативных  актов субъектов РФ, изданных  по вопросам, относящимся к ведению  органов государственной власти  РФ и совместному ведению органов  государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;

- договоров между органами государственной  власти России и органами государственной  власти субъектов РФ, а также  договоров между органами государственной  власти самих субъектов Российской  Федерации;

- не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

В заседаниях палат Конституционный  суд России решает также споры  о компетенции:

- между федеральными органами  государственной власти;

- между органами государственных  властей Российской Федерации и ее субъектов;

- между высшими государственными  органами субъектов Российской  Федерации.

Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение  конституционных прав и свобод граждан  и по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Изменены полномочия Конституционного суда, связанные с процедурой отрешения  Президента России от должности. Теперь Конституционный суд дает лишь заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения

президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, а не о наличии оснований для отрешения от должности, как это было ранее. Такие действия Конституционный суд предпринимает по запросу

Совета Федерации. Если Суд принимает решение о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, то предусмотренное Конституцией рассмотрение обвинения прекращается. Во всех остальных случаях окончательное решение об отрешении Президента РФ от должности принимает Совет Федерации.

Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции:

- руководит подготовкой пленарных  заседаний Конституционного суда, созывает их и заседательствует на них;

- вносит на обсуждение Конституционного  суда вопросы, подлежащие рассмотрению  в пленарных заседаниях;

- представляет Конституционный  суд в сношениях с государственными  органами и организациями; выступает  от имени Конституционного суда;

- осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда.

Информация о работе Структура и полномочия Конституционного Суда