Становление правового государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

К тому же можно сказать, что с некоторого времени в нашей стране позитива стало очень мало: любят больше критиковать всех и все. Нам не нравилось и досоветское время, и советское, а теперь не нравится и постсоветское время. Мы критикуем американцев, хвалим китайцев, а иногда наоборот.
Справедливое или правовое государство – это может еще долгое время не являться конкретной реальностью, например, по отношению к России, Китаю и т.д., но вряд ли будет правильным отнести все это к числу только нереализуемых мечтаний, если речь пойдет о Германии, Испании и некоторых других, уже продвинутых в этом отношении государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 6
1.1. Состояние разработанности теории правового государства 6
1.2. Понятие и сущность правового государства 21
1.3. Принципы правового государства 29
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СТАНОВЛЕНИЮ РЕАЛЬНОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ 34
2.1. Правовое государство, гражданское общество - к новому менталитету государствоорганизованного народа 34
2.2. Конституционное мышление – одно из условий перехода к правовому государству 39
ГЛАВА 3. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА – ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 46
3.1. Обеспечение прав и свобод человека - верховная функция правового государства 46
3.2. Переход к правовому государству – реальная задача для России 52
3.3. Правовое государство и глобальный мир 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

Вложенные файлы: 1 файл

Становление правового государства в России.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Наши исследования показывают не только возможность, но и жизненную необходимость подключения научных изысканий к выявлению и показу именно материальной (сущностно-содержательной) стороны проявления  правового государства.

2. Соответственно  названной выше причине в последние  годы в отечественном обществоведении  больше стали называть наше  государство демократическим, но  не указывая (не подчеркивая) правовой  его характер. Между тем демократия при любой раскладке институтов государственности остается лишь одной из форм организации публично-политической власти, т.е. государства. Демократическое государство- это республика: ни монархия, ни тоталитарное или авторитарное правление, а именно избираемое населением государственная власть. Однако указание лишь на демократичность государ исследования теория правового государства у отечественных правоведов «застряла» на уровне проблемы о времени возникновения идей правового государства, а также на сущностных его особенностях. Наша юридическая наука еще не разобралась в обшественно-политических факторах, при наличии лишь которых можно говорить о созревании условий становления и функционирования правового государства. Отсюда необоснованноеудревнение сроков возникновения подлинных идей, заложенных в правовом государстве и ошибки в раскрытии сущностно-содержательных составляющих правового государства.

Все исследования проблем правового государства в отечественной юридической науке постсоветского периода свелись к выявлению особенностей «связывания» государства правом: правовым ли законом «связать» государства или еще каким-то другим, т.е. исследования велись в направлении выявления формальных признаков проявления правового государства. В то же время проблемы взаимодействия государства и общества (гражданского общества), а отсюда выявления путей и возможностей сдерживания излишней (не соответствующей интересам общества) деятельности государства институтами гражданского общества остались вне изысканий со стороны представителей нашей науки. Здесь не был учтен и зарубежный опыт, где проявление правового государства рассматривались в двух состояниях: в формальном смысле - законностью государства, в материальном смысле - как государство справедливости⁄[2]

3. В отечественной  юридической науке постсоветского  периода ослабло внимание и  на характеристики соотношения  содержания (сущности) и формы (явления) применительно к государственно-правовым  институтам.

 

С отвержением марксистко-ленинской идеологии, где изысканиями              К. Маркса и В.И. Ленина было  сформулировано понятие о сущности государства (но были допущены существенные изъяны в процессе реализации его в советской практике) к исследованию сущности государства в постсоветской России мало кто обращается. Ведь по К. Марксу «существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях».[3] В.И. Ленин также сущность государства сводил к выделившемуся из общества особому разряду людей, который управляет другими людьми и в этих целях владеет аппаратом принуждения.[4] Но К. Маркс и В.И. Ленин выход из этой ситуации видели не в правовом государстве, а в передаче государства в руки пролетариата. Но пролетариат, так же не вооружившись идеями и положениями правового государства, создал такой аппарат власти, который не будучи связанным никакими законами довел дело до произвола и репрессий.

Таким образом, ни марксизм-ленинизм, ни последующая общественно-политическая наука в нашей стране по достоинству не оценили идеи и положения правового государства. Между тем, возникновение идей и положений о правовом государстве, особенно их восприятие в различных странах в ХХ веке, по своему значению для критического осмысления сложившихся общественно-политических отношений, сравнимо с влиянием на организацию общественной жизни людей последствий Великой Французской революции. Ведь она также в свое время была подготовлена все более активизирующейся общественно-политической мыслью, как реакция на кризис государственно-правовой системы, основанной на режиме единоначалия, деспотизма. Великая Французская революция вызвала к жизни столько новых государственно-правовых открытий, которых хватило на значительное оздоровление государственно-правовых институтов во всем цивилизованном мире в течение последующих столетий.

Однако в последующих условиях выяснилось, что открытия Великой Французской революции о правах и свободах человека нуждались и нуждаются в надежном их оформлении государственно-правовыми механизмами и общественным контролем над деятельностью политической власти. В значительной мере именно эти потребности вызвали к жизни идей и положений правового государства, формирование и реальная деятельность которого явилось и выступает новой вехой в истории развития общественно- политической и правовой мысли XX и XXI  веков.

Находка человечеством идей и положений правового государства, действительно, перевернула представления людей в некоторых передовых странах о сущности государства и права: государство по своей сущности остается институтом власти, т.е.  принуждения при необходимости, но оно становится полностью подконтрольным гражданскому обществу и свою власть использует только для того, чтобы обеспечить соблюдение права, его верховенство в обществе. Право же, оставаясь выражением воли гражданского общества, становится единственным верховным и универсальным средством в руках государства, обеспечивающего естественные права и свободы человека на жизнь, имущества и безопасность.

4. Идея правового  государства всей своей силой  и значимостью была направлена на радикальное изменение основ общественно-политического устройства стран, сложившихся к Новейшему времени. Главным образом идея правового государства является новой идей, способной поколебать представление о государстве как надобщественного явления.

Правовое государство было вызвано к общественной жизни именно необходимостью поставить деятельность государства под контроль общества, чтобы гражданское общество и учреждаемое им государство управляли дальнейшем развитием человечества на основе разума, обеспечения гармонии с природой, признавая и защищая естественные права и свободы человека.

 

Только правовое государство оптимально поможет людям во всех сферах их общественной деятельности. В любом случае, уже на сегодня ясно, что именно правовое государство лучше, чем иные типы государств, опробованных в мировой практике, соответствует объективной необходимости организовать жизнь людей на основе верховенства права, в условиях обеспечения подлинной законности. Поэтому, если мы хотим, чтобы демократические институты функционировали, права и свободы человека государством признавались и обеспечивались, то мы не можем не принять к реализации идей и принципов правового государства.

Правовое государство полностью гармонирует с естественными принципами организации общественной жизни людей, к которым может прийти любой здравомыслящий человек. Идеи и положения правового государства полностью вписываются в рамки рационального мышления.

Другими словами, правовое государство - это вполне естественная и разумная конструкция, «изобретенная» человечеством для оптимизации государственной власти в ее взаимоотношениях с обществом и личностью.

5. Правовое  государство выигрышно и в  международном плане. Оно последовательно  ведет к порядку и стабильности  в мире. Если исходить из того, что цивилизованное развитие человечества не прекратится (если прекратится, то никакие современные прогнозы не будут соответствующими), то шансы формирования гражданского общества и правового государства во всех странах мира будут очень высокими. Это объясняется: во-первых, тем, что организация общественной жизни людей во всем    мире        будет    основана    на    научных    рекомендациях,    а государствоведческая наука при выборе типов государства объективно выходит на правовое государство и правовое общество; во-вторых, правовое или гражданское общество и соответствующее ему правовое государство отвечает интересам большинства людей на всей Земле.

Только правовое государство (из всех известных истории и современности типов государств) сможет наиболее оптимально организовать общественную жизнь, соответственно требованиям как международных, так и национальных интересов. Поэтому России необходимо стремиться к сообществу правовых государств, поддерживать стремление организовать общественную жизнь на правовой основе во всех странах и в международных отношениях.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Административно-правовое положение российских немцев на спецпоселении 1941-1955 гг. Историко-правовое исследование: Лариса Белковец — Москва, Российская политическая энциклопедия, Фонд Первого Президента Ро, 2008 г.- 360 с.
  2. Гегель и государство: Эрик Вейль — Москва, Владимир Даль, Русский мир, 2009 г.- 288 с.
  3. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Л. Е. Гринин — Москва, ЛКИ, 2011 г.- 370 с.
  4. Индивид, рынок и правовое государство: Антология (под ред. Антисери Д., Балдини М.) Серия:: Людвиг фон Мизес — Санкт-Петербург, 2010 г.- 200 с.
  5. Конституционные проблемы правового государства: Диего Валадес — Санкт-Петербург, Идея-Пресс, 2009 г.- 168 с.
  6. Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Том 3. Часть 1: Платон — Москва, Издательство Олега Абышко, Издательство Санкт-Петербургского уни, 2007 г.- 752 с.
  7. Политология: — Москва, АСТ, Астрель, Пионер, 2002 г.- 400 с.
  8. Раннее государство, его альтернативы и аналоги: Под редакцией Л. Е. Гринина, Д. М. Бондаренко, Н. Н. Крадина, А. — Москва, Учитель, 2006 г.- 560 с.
  9. Российское государство. Вчера, се2007ня, завтра: — Санкт-Петербург, Новое издательство, 2007 г.- 624 с.
  10. Российское государство. Национальные интересы, границы, перспективы: И. Г. Яковенко — Санкт-Петербург, Новый хронограф, 2008 г.- 320 с.
  11. Теория государства и права: В. Я. Любашиц, М. Б. Смоленский, В. И. Шепелев — Санкт-Петербург, Феникс, 2003 г.- 512 с.
  12. Человек. Общество. Государство. Полный курс подготовки к тестированию и экзамену: Я. С. Яскевич — Санкт-Петербург, ТетраСистемс, 2007 г.- 528 с.
  13. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
  14. Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.
  15. Гапеев В.Н. Концепция судебной реформы в РФ и ее реализация в гражданском процессуальном кодексе РФ 2002 г. // Правовые реформы в России. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2004. С. 242-247.
  16. Ефимичев С.П. Нужна ли оглядка на концепцию вчерашнего дня? // Журнал российского права. 1997. № 2. C. 103-107.
  17. Золотухин Б. Правда и милость да царствуют в судах: Три источника и три составные части Концепции судебной реформы 1991 года // Российская юстиция. 2001. № 12. С. 9-10.
  18. Изварина А.Ф. К вопросу о функциях судебной власти // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. 2009. № 3. С. 11-15.
  19. Конин В.В. И вновь к вопросу о суде с участием присяжных заседателей // Современное право. 2009. № 4. С. 97-101.
  20. Кубасов А.В. Нужны ли системе судов общей юрисдикции структурные преобразования? // Судья. 2008. № 4. С. 51-52.
  21. Кузнецов И.Н. История государства и права России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 507 с.
  22. Лебедев В. От Концепции судебной реформы к новым идеям  
    развития судебной системы // Российская юстиция. 2000. № 3. С. 2-5.
  23. Лиманский В.А. Концепция судебной реформы и реформирование уголовно-процессуального законодательства // Юридическая мысль. 2001. № 3. С. 29-42.
  24. Маслов А.Г., Марин С.В. Упрощенный порядок судопроизводства по уголовным делам в рамках концепции судебной реформы в Российской Федерации // Становление правового порядка в Российском государстве. Саратов, 1995. С. 181-183.
  25. Стецовский Ю.И. Концепция судебной реформы и проблемы  
    конституционной законности в уголовном судопроизводстве // Государство и право. 1993. № 9. С. 102-114.
  26. Фоков А.П. Доступность правосудия в свете концепции судебной  
    реформы // Право и политика. 2001. № 5. С. 123-133.
  27. Фоков А.П. О Концепции судебной реформы // Российский судья. 2004. № 5. C. 2.
  28. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М.: Юрайт-Издат,  2011.
  29. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., Проспект, 2008.
  30. Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). — М.: Научный эксперт, 2008. — 1008 с.
  31. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции : теория и практика/под ред. проф. д.ю.н С.В. Полениной, к.ю.н. Е.В. Скурко. М. 2006.
  32. Нечаева Е. Г.- Социальное государство: правовое понимание и практика.- Москва, 2007.
  33. Гражданское общество, правовое государство и право ("Круглый стол" журналов "Государ¬ство и право" и "Вопросы философии") // Государство и право. 2002. № 1.
  34. Демидов А.И. Судьба идеи правового государства в российском обществе // Правоведение. 1995. №3.
  35. Медведев Д.А.  Гражданский кодекс России - его роль в развитии
  36. рыночной экономики и создании правового государства
  37. (доклад 25 апреля 2007 г.) // "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2007. N 7.  
  38. Соколов А.Н.  Коррупция, гражданское общество и правовое государство (сравнительно-правовой анализ) //  Журнал российского права. 2008. N 8.  
  39. Мамут  Л.С.  Демократическое правовое государство в России: проблемы становления //  Журнал российского права. 2006.  N 12.
  40. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М., 2009.
  41. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М., 2009.
  42. Общая теория государства и права: Академический курс в трех томах/отв. Ред. М.Н. Марченко. М., 2007.
  43. Правовое государство в России: замысел и реальность. М., 1995.
  44. Соколов А.Н. Правовое государство: от идеи до её материализации. Калининград, 2002. 
  45. Мамут Л.С.  Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. N 7. С. 5-14.
  46. Керимов А.Д.  Сильное государство: вопросы теории // Гражданин и право. 2009.  N 3, N 4.
  47. Гончарова С.Г. Правовая защита человека как социальный инструмент становления и развития правового государства // Государственная власть и местное самоуправление. — 2011. — № 8. — С. 6
  48. Добрынин Н.М. Конституционализм и правовое государство: теория и практика взаимосвязи // Конституционное и муниципальное право. — 2012. — № 7. — С. 17
  49. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос.газ. — 2009. — 21 января. — 63 с.
  50. Правовое государство // Толковый политический словарь. — 2005. — 252 с.
  51. Шафиров В.М. Законность в правовом государстве // Российская юстиция. — 2011. — № 4. — С. 9

 


Информация о работе Становление правового государства в России