Справедливость и добросовестность, как основополагающие начала гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Одной из вечных идей и желаний человечества, основополагающих духовно-нравственных универсалий является достижение справедливости. Многие вещи (в том числе законы, институты и социальные системы) на протяжении веков оценивались и будут оцениваться с позиций справедливости либо ее отсутствия (несправедливости).
В современном обществе справедливость зачастую рассматривается как обеспечение интересов и прав человека. Принятие справедливого решения по делу на уровне общества состоит в учете различных интересов и нахождении компромиссов. Тема добросовестности и справедливости принадлежит к числу вечных философских проблем, являясь неотъемлемой частью теоретической юриспруденции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
1 Добросовестность как основополагающее начало гражданского права……………………………………………………………………… 5
1.1 Понятие добросовестности………………………………………. 5
1.2 Презумпция добросовестности…………………………………... 10
1.3 Правовые последствия нарушения принципа доброй совести в гражданском праве………………………………………………... 15
2 Идея справедливости в гражданском праве…………………………… 19
2.1 Справедливость как философская категория…………………… 19
2.2 Цивилистическое понимание справедливости…………………. 20
Заключение……………………………………………………………...
23
Список использованных источников и литературы…………………... 24

Вложенные файлы: 1 файл

Dobrosovestnost_i_spravelivost_v_GP.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Из приведенных примеров видно, что с нарушениями требований о добросовестности осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей закон связывает серьезные последствия. Поэтому в п. 2 ст. 10 ГК закреплено, что в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав и исполнение обязанностей в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается (презумпция добросовестности).

В современном российском гражданском праве содержится одно легальное положение, содержащее определение добросовестности. В п. 1 ст. 302 ГК сказано, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда оно было утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли (п. 1 ст. 302 ГК). Как видно, добросовестность приобретателя связывается законом с незнанием им факта, имеющего юридическое значение, знание которого сделало бы его приобретение неправомерным. Данное заблуждение приобретателя (незнание) является, с точки зрения закона, извинительным, так как он не мог его избежать, а его поведение - добросовестным и правомерным. Если бы приобретатель не заблуждался, то есть знал о том, что продавец вещи не имеет правомочий на ее отчуждение, то его поведение было бы признано недобросовестным и потому неправомерным.

Следовательно, законодатель понимает добросовестность как субъективное состояние лица, которое не знает и не может (не должно) знать о факте, знание которого с точки зрения закона делает поведение лица неправомерным. Для констатации знания о факте или отсутствия такового (незнания) не нужно заглядывать в духовный мир лица, а достаточно исследования фактических обстоятельств, в которых он совершал юридически значимое действие.

Рассматривая дело о виндикации вещи и решая вопрос о добросовестности или недобросовестности приобретателя, суд будет исследовать доказательства, свидетельствующие о знании или незнании им факта отсутствия полномочий у отчуждателя вещи, а не его нравственные качества. Бесчестный профессиональный хранитель будет считаться добросовестным и не понесет ответственности за утрату и повреждение вещей, если докажет, что это произошло из-за свойств вещей, о которых он не знал и не должен был знать, принимая их на хранение (п. 1 ст. 901 ГК).

Об этом свидетельствует и судебная практика. В п. 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, З.А. Скляновой, В.М. Ширяева» указано, что приобретатель не может быть признан добросовестным, если к моменту совершения возмездной сделки в отношении спорного имущества имелись притязания третьих лиц, о которых ему было известно, и если такие притязания впоследствии признаны в установленном порядке правомерными.

Недобросовестен тот субъект, который, совершая действие, знал или мог знать о его недопустимости с точки зрения закона. Законодатель часто использует понятие недобросовестности для описания запрещенных действий, например действий, подпадающих под признаки недобросовестной конкуренции. К таким действиям относятся: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ и услуг; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

 

Глава 2.Идея справедливости в гражданском праве.

2.1 Справедливость как философская категория.

Слово «справедливость» имеет в русском языке множество значений. Под ним подразумеваются беспристрастность действий, суждений; признание кем-либо чьей-нибудь правоты, достоинства; воздаяние должного на законных и честных основаниях; соответствие человеческих отношений, поступков общепринятым моральным и правовым нормам.13 Справедливость является понятием о должном, связанным с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Данное понятие «содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием. Несоответствие в этих отношениях оценивается как несправедливость».14

Справедливость - важнейшая категория социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания.15

Понятие справедливости пронизывает практически все аспекты деятельности людей. Не найдется ни одной сферы человеческого бытия, в которой не существовало бы критерия справедливости и относительно которой всякие суждения, имеющие отношение к справедливости, были бы лишены смысла.

Возникновение понятия справедливости было связано с разделом земель, когда пахотные земли делились на длинные, узкие прямоугольные участки. Прямая линия участников раздела земли была символом справедливого. Греческое слово orthos первоначально означало нечто, расположенное по прямой линии, впоследствии - истинность, справедливость, правильность,16 а сам термин «справедливость» в греческом языке толковался как уклад жизни, обычай.17  

Идеи справедливости рассматриваются и в политико-правовом учении Иммануила Канта, который рассматривал справедливость как одну из трех правовых категорий, т.е. совокупность притязаний индивида, не обеспеченных принуждением.  Что же касается второго принципа, то он считал, что в плоскости трансцендентных (сверхчувственных) начал чистого разума в духовном мире первое место занимают именно добро и совесть, соединением которых, как можно видеть, является добросовестность.18

 

2.2 Цивилистическое понимание справедливости.

Представления о справедливости в цивилистике уходят корнями в римское частное право, где она воспринималась не только как понятие морали, но и в качестве инструмента, восполняющего пробелы в правовом регулировании. Кроме того, римские юристы, следуя убеждению о том, что при принятии решения предпочтение следует отдавать не «букве», а «духу» закона, руководствовались справедливостью в тех случаях, когда правило, закрепленное в норме закона расходилось с представлениями о справедливом. При применении категории «справедливость» римляне следовали потребностям гражданского оборота.

В дореволюционной цивилистике понятие справедливости самостоятельно не исследовалось, но использовалось для характеристики различных правовых явлений и воспринималось как изначальное, правильное, правдивое решение той или иной проблемы. Применение категории «справедливость» связывалось с проблемой судейского усмотрения, толкования норм закона, использовалось в словосочетаниях «справедливая цена», «справедливый закон», «требования справедливости».

В современной цивилистике справедливость рассматривается в качестве нравственно-правового принципа гражданского права, либо общеправового принципа, отражающегося в гражданских правоотношениях. Обычно указывается на то, что справедливость воплощается в основных началах гражданского законодательства, закрепленных в ст. 1 ГК РФ.

Справедливость следует понимать как начало права и в онтологическом, и в гносеологическом смысле. В онтологическом смысле справедливость является тем, что изначально присуще праву, некой интуитивно-объективной основой, в соответствии с которой право создается и развивается, к соблюдению которой стремится.

Важным этапом на пути цивилистического понимания принципа справедливости в гражданском праве является выявление критериев его действия. Предложено выделять общие и частные критерии справедливости в гражданском праве. Общие критерии принципа справедливости должны непосредственно применяться в законодательной деятельности при создании нормативных предписаний, направленных на регламентацию либо всех, либо большой области общественных отношений, и опосредованно - в правоприменительной деятельности при разрешении конкретных гражданских дел. Частные критерии должны применяться в правоприменительной деятельности при разрешении гражданских дел в зависимости от специфики конкретных правоотношений и особенностей участвующих в них субъектов.

Общими критериями принципа справедливости предложено признать соразмерность (для гражданского права в целом) и эквивалентность (для отношений, предполагающих обмен). Эти критерии отражают двуединую сущность справедливости как мерной и ценностной категории.

Соразмерность означает, что в законодательных предписаниях должна быть заложена определенная средняя (идеальная) мера, на которую могут ориентироваться субъекты гражданских правоотношений. Подобная мера должна составлять основу и тех отношений, которые, хотя и не урегулированы гражданским законодательством, но относятся к числу гражданско-правовых.

Эквивалентность означает, что и законодательные предписания, и действия субъектов гражданских правоотношений должны исходить из равноценности обмениваемых благ. О соблюдении требований справедливости можно говорить тогда, когда при обмене материальными и нематериальными благами предоставляемое и получаемое в результате обмена удовлетворяет потребности субъектов, соответствует их представлениям о ценности обмениваемого и получаемого (справедливый обмен - это обмен эквивалентный).

Справедливость следует рассматривать как общий принцип гражданского права, поскольку его действие проявляется при возникновении, осуществлении, прекращении и защите гражданских прав и обязанностей, а также при применении и толковании норм гражданского права.

В имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом, принцип справедливости осуществляется путем введения ограничений права собственности и принципа свободы договора.

В личных неимущественных отношениях он достигается путем законодательного обеспечения, с одной стороны, возможности удовлетворения неимущественного интереса субъекта, направленного на общественное признание его индивидуальных качеств, а с другой — обеспечения невмешательства в частную жизнь, личной неприкосновенности, защиты чести, достоинства и деловой репутации, уважения имени, соблюдения личной и семейной тайны.

Заключение

Принципы добросовестности и справедливости – общие принципы, помогающие установить пределы осуществления субъектами принадлежащих им гражданских прав, а также восполнить пробелы в законодательстве. Также они позволяют определить содержание прав и обязанностей сторон обязательства в отсутствие прямой регламентации отношений законом, соглашением сторон, обычаями делового оборота при невозможности использовать закон и право по аналогии.

В современном гражданском праве понятие добросовестности и справедливости  исследуются, как правило, в связи с рассмотрением отдельных гражданских правоотношений.

Реализация принципов справедливости и добросовестности в гражданском праве призвана обеспечить:

-равенство участников соответствующих  правоотношений между собой, перед  законом и правоприменительными  органами;

-соответствие между предоставленными им правами и обязанностями;

-индивидуализацию гражданско-правовых  мер ответственности с учетом  характера деяния и личностных  свойств правонарушителя;

-правильное сочетание реализуемых  в гражданском процессе норм  материального гражданского права и нравственности.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты 

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 года

2. Проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 14.09.14г)

 

Специальная литература

1. Бабаев  В.К. Презумпции в советском праве /. В.К. Бабаев. – Горький, 1974. – 167 с.

2. Богданов Е. Категория «добросовестности» в гражданском праве // Российская юстиция. -2013.- N 9 - С.13.

3. Брагинский М.И. Осуществление и защита гражданских прав. Сделки. Представительство. Доверенность. Исковая давность // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – М..-2011.-№ 7. – С. 99-113

4. Воложанин В.П. К вопросу о юридических предположениях в советском гражданском праве и процессе // Краткая антология уральской процессуальной мысли. 55 лет кафедре гражданского процесса Уральской государственной юридической академии. - Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2012. - 658 с.

5. Гоббс Т. Соч. в 2 т. (Философское наследие). М., Мысль,2010. - 736 с.

6. Гражданское право / Под ред. Ю.Ю. Русинов, Т.Ю. Сафанова, А.В. Селютин: учебное пособие. – Воронеж: ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2010. – 229 с..

7. Иванова С. А. Принцип справедливости в гражданском праве России: Дисс. . д. ю. н. М., 2011. - 415 с.

8. Кант Иммануил СОЧИНЕНИЯ В ШЕСТИ ТОМАХ М., «Мысль», 2011. (Философ. Наследие).- Т. 4. Ч. 2.- 478 с.

9. Мейер Д.И. О юридических вымыслах и предположениях, о скрытых и притворных действиях. Казань, 2010. - 127 c.

10. Новицкий И.Б. Принцип доброй совести в проекте обязательственного права //  "Вестник гражданского права", 2013, N1. С.124-182

11. Ойгензихт В.А. Презумпции в советском гражданском праве /В.А. Ойгензихт; Министерство народного образования Таджикской ССР. Таджикский государственный университет им. В.И Ленина. -Душанбе :Ирфон,2010. -191 с.

Информация о работе Справедливость и добросовестность, как основополагающие начала гражданского права