Составляющие правосубъектности граждан (физических лиц)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Правосубъектность - это правовая категория, которая используется различными отраслями права. До настоящего времени нет единства в определении данного понятия. Вместе с тем определение понятия правосубъектности в гражданском праве является отправным пунктом для характеристики субъектов гражданского права в целом, выявления общих признаков участников гражданских правоотношений, для анализа конкретных форм возникновения и осуществления гражданских прав.

Содержание

Введение................................................................................................................3
Глава 1. Понятие правосубъектности физических лиц в гражданском праве.
1.1 Соотношение понятий «человек», «личность», «гражданин», «физическое лицо».........................................................................................................................7
1.2 Понятие правосубъектности в Российской Федерации...............................10
Глава 2. Составляющие правосубъектности граждан (физических лиц)
2.1 Правоспособность граждан (физических лиц).............................................14
2.2Дееспособность граждан (физических лиц)..................................................19
2.3Деликтоспособность граждан физических лиц.............................................22
Глава 3. Актуальные вопросы правосубъектности.
3.1 Актуальные вопросы опеки и попечительства.............................................23
3.2 Признание гражданина недееспособным. Ограничение дееспособности.27
3.3Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим............................................................................................32
Заключение...........................................................................................38
Список литературы............................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданская правосубъектность физических лиц.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Дееспособность граждан (физических лиц)

Дееспособность — это признаваемая нормами права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять принадлежащие ему юридические права и исполнять возложенные на него юридические обязанности.

Подобно правоспособности, дееспособность имеет исторический характер. Она обусловливается (зависит) особенностями государственного строя и права, историческими, национальными и религиозными традициями, уровнем развития экономики и гражданского общества.

У государственных и общественных органов и организаций - субъектов права, как правило, нет разрыва между правоспособностью и дееспособностью. Они возникают, осуществляются и прекращаются одновременно.

Правоспособность и  дееспособность физического лица не всегда совпадают. Все люди правоспособны, однако не все они одновременно дееспособны. И напротив, все дееспособные люди являются правоспособными.

Дееспособность для  физического лица наступает с  достижением определенного возраста. Дееспособность зависит индивидуальных качеств человека, от его способности к обладанию собственной волей, позволяющей совершать разумные действия, понимать и осознавать их последствия и значение. Помимо этого  дееспособность физического лица может зависеть от его законопослушности. Лицо, совершившее преступление и находящееся в местах лишения свободы, ограничивается в дееспособности и не может реализовывать ряд гражданских, политических и иных прав, составляющих объем его дееспособности.

 Обладание дееспособностью позволяет физическим лицам вступать в определенные правоотношения. Разумеется, такая способность не может появиться у человека с момента рождения, то есть вместе с правоспособностью. Она приходит к нему постепенно, по мере его взросления, умственного, физического, социального развития.

В зависимости  от объема дееспособности граждан различают  дееспособность полную, неполную (частичную) и ограниченную. Обладая полной дееспособностью, гражданин вправе приобретать и  осуществлять своими действиями любые  права, не противоречащие закону.

Это означает, что лишь полная дееспособность позволяет гражданам собственными действиями реализовать всю свою правоспособность. Исходя из этого можно говорить об особенностях дееспособности, присущей тому или иному субъекту:

  • недееспособность   -   возникает   на   основании   решения   суда применительно к психически больным или слабоумным, не понимающим фактический   характер   и   социальную   значимость   своих   действий,   и заключается в том, что их права и обязанности осуществляют законные представители (ст. 29 ГК РФ, опека);
  • нулевая дееспособность (от 0 до 6 лет) - права и обязанности ребенка осуществляют его законные представители (родители, усыновители, опекуны и попечители - ст. 31 ГК РФ);
  • ограниченная дееспособность - возникает на основании решения суда в отношении  алкоголиков,  наркоманов и токсикоманов,  ставящих своих близких в тяжелое материальное положение, при этом устанавливается суженный объем дееспособности (ст. 30 ГК РФ, попечительство);
  • неполная (частичная) дееспособность - лицо может осуществлять собственными действиями некоторые, прямо указанные в законе права и обязанности, или же за него правомерные действия осуществляют его законные представители:
    1. частичная дееспособность (от 6 до 14 лет) - малолетние субъекты вправе осуществлять незначительный комплекс прав и обязанностей (личные права и мелкие бытовые сделки), а в других юридически значимых действиях их замещают законные представители (ст. 28 ГК РФ, родители, усыновители, опекуны);
    1. неполная дееспособность (от 14 до 18 лет) - ст. 26 ГК РФ; 4) полная дееспособность (ст. 21, 27 ГК РФ) - лицо вправе совершать любые юридически значимые действия: а) с  18 лет; б) с  16 лет при вступлении в брак; в) с 16 лет - в случае эмансипации (ст. 27 ГК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Деликтоспособность граждан (физических лиц)

Деликтоспособность - способность лица отвечать за свои поступки, прежде всего за совершенное правонарушение. Теоретически в составе правосубъектности правоспособность является определяющим моментом, а дееспособность и деликтоспособность вторичны: если лицо неправоспособно, то оно не может действовать с целью осуществления прав и ответственности за неисполнение обязанностей. Деликтоспособность является вторичным к дееспособности: если лицо недееспособно, то оно в силу закона не может отвечать за свои деяния (действие или бездействие).

Деликтоспособность определяется государством с учетом психофизиологических возможностей личности, исходя из социальной зрелости индивида, устанавливается  при достижении определенного возраста.

В связи с необходимостью индивидуализации ответственности и наказания в уголовном и административном праве субъектами правонарушения признаются только индивидуальные (физические) лица; юридические лица признаются субъектами правонарушения в гражданском праве. Деликтоспособность юридических лиц возникает с момента их образования.

Деликтоспособность:

1) в уголовном праве:  за наиболее тяжкие преступления - с 14 лет; за остальные преступления - с 16 лет; за воинские - с 18 лет;  за неправосудный приговор - с  25 лет;

2) в административном  праве - с 16 лет;

3) в трудовом праве  (дисциплинарная ответственность) - с 14 лет.

 

 

 

 

 

Глава 3. Актуальные вопросы правосубъектности.

3.1 Актуальные  вопросы опеки и попечительства

Применение  положений законодательства об опеке  и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.

В частности, опека над недееспособными гражданами устанавливается редко, хотя число пациентов соответствующих лечебных учреждений возрастает. Еще реже устанавливается попечительство над гражданами, ограниченными судом в дееспособности.

Опека и попечительство над несовершеннолетними в достаточно полной мере соответствовала своему назначению. К сожалению, сейчас в функционировании этого института также наметились негативные тенденции, обусловленные резким ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также отсутствием необходимого бюджетного финансирования органов опеки и попечительства.

Низкий уровень  жизни населения в целом, отсутствие возможности заработать вынуждает  многих граждан существовать за счет средств, предоставляемых в качестве льгот или пособий детям (что  особенно распространено в сельской местности).

Наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность - эти и другие из перечисленных  выше явлений в действительности являются угрозами национальной безопасности, и органы государственной власти РФ - как исполнительные, так и  законодательные - предпринимают в настоящий период попытки повлиять на ситуацию. На мой взгляд, реформирование института опеки и попечительства способно внести свою лепту в решение указанных проблем.

Перевод основных положений об опеке и попечительстве в гражданское законодательство (ст. ст. 31 - 41 ГК РФ) объясняется рядом причин - в том числе и тем, что с позиции статьи 3 Семейного кодекса РФ отношения между взрослыми подопечными и опекунами (попечителями) не являются предметом семейно - правового регулирования. Не могут быть отнесены к "ведению" семейного законодательства и иные, общие вопросы опеки и попечительства, такие, как правовой статус опекунов и попечителей по отношению к третьим лицам, порядок установления и прекращения опеки (попечительства) и пр.

Таким образом, отказавшись от признания за опекунами (попечителями) и подопечными членства в семье, законодатель удалил соответствующие нормы из семейного законодательства, тем самым выводя институт опеки (попечительства) на новый уровень - уровень исключительной компетенции Российской Федерации (статья 71 Конституции РФ). Учитывая, что основное предназначение норм данного института - обеспечение и защита прав и интересов подопечных, такой подход к определению места правовых норм должен приветствоваться, ибо он влечет применение способов гражданско - правовой защиты соответствующих прав.

Отдельные положения  института опеки и попечительства имеют разную отраслевую природу. Очевидно, что к нормам гражданско - правовой принадлежности относятся, например, правила  об участии опекунов в сделках, выдаче попечителем согласия на совершение сделок подопечным. В то же время сроки и порядок установления опеки (попечительства), обязанность суда сообщать органу опеки и попечительства о признании гражданина недееспособным, о выдаче органом опеки и попечительства согласия на отчуждение имущества подопечного - эти и другие положения, в сущности, закрепляют функции органа государственного управления и могут быть охарактеризованы как административно - правовые.

Итак, нормы  об опеке и попечительстве представляют собой комплексный правовой институт, в котором ведущее место занимают нормы гражданского права, а их действие обеспечено нормами административно - правовой отраслевой принадлежности.

Статья 31 ГК РФ позволяет сделать вывод о  том, что основная задача опекунов (попечителей) состоит в совершении юридических действий в пользу подопечных, тех действий, которые смогут восполнить их недостающую дееспособность. Таким образом, данная норма рассматривает опеку и попечительство как вид правовой помощи, оказываемой нуждающимся в ней физическим лицам.

Итак, природа  и цели института опеки и попечительства позволяют наметить его дальнейшее совершенствование в следующих  направлениях.

1. Прежде всего  необходимо обратиться к основанию  возникновения отношений по опеке и попечительству. Как и ранее, по действующему законодательству таким основанием является акт органа опеки и попечительства - постановление о назначении соответствующего лица опекуном (попечителем). Однако фактически характер данных отношений значительно изменился.

Сложившаяся в действительности ситуация с назначением  опекунов (попечителей) показательна тем  не менее тем, что в ней проявилось одно из основных начал гражданско - правового регулирования: "Граждане (физические лица)... приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе" (пункт 2 статьи 1 ГК РФ). Отношения по установлению опеки или попечительства приобрели сегодня характер скорее гражданско - правовых, нежели административных.

2. В изменении  нуждаются также и нормы "публично - правовой" принадлежности, что должно быть выражено прежде всего в закреплении на уровне федерального законодательства статуса органа опеки и попечительства, полномочий этого органа и его компетенции. По моему мнению, законодательством субъекта РФ могут быть лишь определены те или иные органы местного самоуправления или их подразделения, на которые возлагаются функции по организации опеки и попечительства. В то же время правомочия этих органов по отношению как к самим подопечным, так и к опекунам (попечителям) затрагивают вопросы "регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина", что влечет необходимость закрепления соответствующих норм на уровне федерального закона.

В заключение отмечу, что при решении задачи охраны прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных лиц предпринимаемые меры (как правового, так и экономического, идеологического характера) должны носить комплексный характер и исходить из принципа сохранения во что бы то ни стало каждого члена общества и всемерной охраны его прав и интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Признание  гражданина недееспособным. Ограничение  дееспособности

Сознание - фундаментальная  научная категория, присущая в том  числе и науке права. Однако правовое регулирование распространяется лишь на тех лиц, чья способность осознавать правовую значимость своего поведения адекватна требованиям закона. В связи с этим в теории права исторически выделялась группа специальных субъектов - лиц, страдающих психическими заболеваниями.

Правовое регулирование положения таких лиц признавалось необходимым как советским, так и современным законодательством.

В основе психических расстройств  лежат нарушения биохимических  процессов в организме человека, что проявляется в необычных  переживаниях человека, его безмотивном поведении, несоответствующем обстоятельствам. Право объективно выражает процессы, происходящие в психике. Для сферы правового регулирования особо значимо установление факта влияния расстройства на свободу воли и волеизъявления.

Закон проявляет заботу в отношении тех, кто не может самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности. Одновременно защищаются права и интересы других лиц, которые могут быть нарушены неадекватным поведением душевнобольных.

В этих целях закрепляется возможность признания этих граждан недееспособными (грань между дееспособностью и недееспособностью проводится по юридическому критерию, включающему два признака: интеллектуальный (невозможность отдавать отчет в своих действиях) и волевой (невозможность руководить своими действиями)). Это понятие включает:

      1. наличие у гражданина душевной болезни или слабоумия;

2) его неспособность  понимать значение своих действий  или руководить ими;

3) причинная связь между  этими фактами.

Недееспособность является особым правовым состоянием гражданина, которое возникает лишь в случае признания его судом недееспособным. Данное состояние не всегда соответствует фактическому психическому состоянию гражданина - его способности понимать значение своих действий и руководить ими, и это значительно осложняет вопрос о дееспособности в сфере совершения сделок.

Признание гражданина недееспособным имеет своим последствием полное отсутствие способности самостоятельно совершать сделки на протяжении всего  времени нахождения гражданина в  таком состоянии (все сделки от имени недееспособного совершает его опекун).

Информация о работе Составляющие правосубъектности граждан (физических лиц)