Семейные правоотношения в римском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:17, контрольная работа

Краткое описание

Целью нашей работы является проанализировать институт семьи в римском праве римского права и определить его особенности.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятия семьи и брака, условия заключения брака, обстоятельства, прекращающие брак, виды брака в римском праве, различия в семейных правоотношениях в зависимости от вида брака в римском праве;
– соотнести теоретические воззрения, изложенные в работах современных авторов с хрестоматийным материалом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Правовые черты римской семьи 6
ГЛАВА 2. Особенности брака в римском праве 13
1. Брак в римском праве и его формы 13
2. Правовой режим имущества супругов 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Вложенные файлы: 1 файл

Римское.docx

— 67.13 Кб (Скачать файл)

При опеке над детьми речь шла о малолетних детях, которые не достигли возраста 12 или 14 лет, не подлежащих ввиду смерти отца patria potestas. При его жизни дети в учреждении над ними опеки не нуждались, поскольку их опекуном был paterfamilias.

В древнейший период римской  истории опека учреждалась для сохранения семейного имущества, то есть в интересах наследников. Защита интересов непосредственно подопечного не имелась в виду. Поэтому порядок установления опеки совпадал с цивильным порядком призвания к наследованию: опекуном становился ближайший агнат подопечного (tutela legitima). Опека, при которой личность опекуна обозначалась завещанием, называлась tutela testamentaria. На основании этого получалось, что у опекуна было больше прав, чем обязанностей, а его положение по отношению к подопечному и его имуществу напоминало положение paterfamilias.

Постепенно опека стала пониматься как общественная обязанность, общественная повинность (munus publicum), а права опекуна рассматривались как средство осуществления его обязанностей, их выполнение контролировалось государством. Как одно из следствий нового подхода к роли опеки возник третий вид – tutela dativa, при котором при отсутствии родственников у лица, нуждавшегося в опеке, опекун назначался государственным органом. Также опекун не мог свободно распоряжаться имуществом подопечного. Некоторые сделки (например, дарение) не могли осуществляться опекуном, а для других требовалось предварительное разрешение государства (сделки с землей).

С древнейших времён существовал иск о возмещении стоимости растраченного имущества подопечного недобросовестным опекуном. Однако на деле он не всегда достигал цели, так как был личным и не распространялся на наследников опекуна. Со временем преторы вводили специальные иски (actiones tutelae): actio tutelea directa был направлен и против недобросовестного опекуна, и против его наследников, а actio tutelae contraria служил интересам опекуна (для возмещения затрат; связанных с опекой).

Таким образом, мы видим, что  система семейных отношений в  римском праве была широкой и разнообразной.

 

ГЛАВА 2. Особенности брака в римском праве

  1. Брак в римском праве и его формы

Древнейшая форма римского брака называлась cum manu. Она устанавливала власть мужа над личностью жены. Со вступлением в брак женщина становилась persona aliena juris с соответствующими последствиями.

Уже в законах XII таблиц содержалась норма, позволявшая избежать строгих последствий брака cum manu. Так, в случае заключения брака с недостатками формы супружеская власть (manus) приобреталась одногодичным непрерывным осуществлением брака (usus). Таким образом, главным признаком брака признавалась непрерывная в течение года супружеская общность. Давность прерывалась (usurpatio) и супружеская власть не наступала, если женщина проводила три ночи подряд вне дома мужа (trinoctium). Эта процедура могла повторяться ежегодно. Таким образом, воля супругов была направлена только на брак, а не на manus. Современный итальянский романист Ф. Серрао признает важнейшим элементом такой формы брака желание обоих супругов состоять в браке. Его коллега Л. Пеппе считает, что введение положения trinoctium ещё в архаическую эпоху было связано со специфическими интересами и активным поведением женщин. Реализация этого положения позволяла учитывать в том числе имущественные интересы самой женщины, ее агнатов или ее мужа, но важно было согласие и воля самой женщины.

При браке без  manus женщина оставалась под властью своего отца или своих агнатических опекунов, не переходя в агнатки в семье мужа. В соответствии с принципом цивильного права без manus не создавалась агнатическая семья. Тем не менее, брак без manus признавался justum matrimonium, то есть браком цивильного права. Дети от такого брака были римскими гражданами, агнатами своего отца и находились под его patria potestas. Вследствие trinoctium образовалась тенденция отрицания manus как обязательного признака римского брака. В течение продолжительного времени эти две формы брака сосуществовали. Постепенно значение manus утрачивалось и вместе с ним отпадало требование trinoctium. По свидетельствам античных авторов мы можем понять, что брак без manus – sine manu уже во второй половине республики был преобладающим. В классический период sine manu как неформальный свободный союз супругов был единственной формой брака.

Брак sine manu осуществлялся заключением простого соглашения, юридически завершающим актом которого был привод, невесты в дом жениха. В отличие от cum manu, в которой определяющей была воля мужа, брак sine manu расторгался односторонним заявлением одного из супругов без указания каких-либо причин для развода.

В агнатическрй семье, основанний на patria potestas, жена не имела ни личных, ни имущественных прав. Она была на положении дочери главы семьи приравнена к своим детям и подчинена одной и той же отцовской власти. Брак sine manu, напротив, был основан на равенстве супругов, но его нельзя назвать браком без мужней власти. В браке sine manu отцовская власть (patria potestas) переходила во власть супруга, которая выражалась в его праве определять место жительства, принципы воспитания детей и семейные расходы. Однако uxor – жена (супруга), хозяйка дома, мать своих детей. Взаимодействие правовых норм и социально-психологических факторов создало в позднереспубликанском Риме образ римской женщины — матери и хранительницы дома, которая готова действовать во имя общественного блага и в первую очередь мужа. Матери воспитывали детей, что отразилось в историко-культурной традиции  
и сказалось на роли женщины в трудные периоды римской истории. Высокая оценка политического и социального значения женщины была характерна для римской идеологии уже в I в. до  н.э., как об этом свидетельствует выступление на римском форуме Гортензии в 42 г. до н.э. в поддержку протеста 1400 богатых римских женщин, средства которых триумвиры предназначали для военных целей. Еще более ранняя аналогичная оценка содержится в изложенной Ливнем речи трибуна Луция Валерия в 195 г. до н.э.

В конце республики римское общество постигла моральная деградация. Её следствием стал кризис семейных устоев, чему способствовала в том числе  
и свобода брачных отношений. Для сохранения стабильности семейных отношений, пресечения злоупотреблений свободой развода и стимулирования вступления в брак и деторождения Август издал ряд законов. Так, lex julia 18 г. до н.э. предусматривал уголовную ответственность за нарушение супружеской верности (adulderium). Этот же закон легализовывал внебрачные сожительства лиц, между которыми брак был запрещен законом (браки между вольноотпущенниками и представителями сенаторского сословия). Такое сожительство лиц, ни одно из которых не состояло в браке, с намерением создания жизненной общности называлось конкубинатом. Дети, рожденные в конкубинате, не признавались законными, но имели некоторые права наследования после родителей, однако ряд прав был признан и за конкубиной. Конкубинат отличался от случайных связей, не порождавших никаких правовых последствия. Lex julia et Papia Poppea 4 и 9 гг. ограничивали мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей,  
в имущественных правах. Не состоявшие в браке не могли наследовать имущество по завещанию, а те, кто состоял в браке, но не имел детей, наследовал лишь половину завещанного.

Закон 18 г. до н. э. не затрагивал принципа свободы развода, но им было установлено правило, что о расторжении брака необходимо объявлять в присутствии 7 свидетелей и обычно с вручением разводного письма. Также устанавливались имущественные санкции в случае заявления о разводе без основательной причины. Если поводом для развода стало поведение жены, то приданое оставалось у мужа; если брак расторгался по вине супруга, предбрачный дар сохранялся за женой. Суд не выяснял досконально причины развода  
и фактически брак мог быть расторгнут даже при отсутствии причин. Возможность вмешательства государства в брачные отношения с целью принудительного их сохранения римским правом не предусматривалось.

Предпринятые  законом меры не достигли цели и не поколебали основ брака sine manu. Определенная стабильность семейных устоев, утвердившаяся  
в дальнейшем, была связана с отступлением отрицательных процессов в римском обществе. Создав свободную форму брака с равенством супругов, с полной свободой развода, римское право совершило огромный исторический прыжок, надолго опередив другие народы в регулировании брачных отношений.

  1. Правовой режим имущества супругов

Свобода правового режима имущества супругов, основанного на его разделении, соответствовала свободному браку. Такой брак не создавал общности имущества супругов, напротив, их имущество было обособлено и составляло две отдельные независимые массы. Все имущество жены, приобретенное до брака и во время него, было её собственностью, если она была persona sui juris. Принцип целостности имущественных масс супругов сохранялся и после их смерти: они не наследовали имущество друг друга. Только нуждающаяся вдова получала определенную часть имущества умершего супруга, которую понимали как алименты. Впоследствии претор предоставил супругам право наследовать друг другу, но при условии полного отсутствия наследников. Однако материальное обеспечение жены, детей, расходы на ведение домашнего хозяйства и т. п. относились к обязанностям мужа.

Супруги могли  вступать друг с другом в любые юридические отношения имущественного характера, например, заключать договоры. Соответственно у них могли возникнуть и иски друг к другу. При этом в силу необычности потенциальных субъектов правоотношений были обозначены некоторые изъятия из общих правил. Так, супруги несли ответственность друг перед другом за небрежность не по абстрактному мерилу (когда не проявлена мера заботливости, присущая самому заботливому хозяину), а по конкретному (когда не соблюдена мера заботливости, которая проявлялась в собственных делах): Кроме того, между ними исключались иски о бесчестии (infamia). При взыскании имущества супруга в пользу другого придерживались определенного предела, чтобы не доводить должника до бедственного положения.

Данная схема имущественных отношений между супругами формировалась постепенно и не была неизменной. Взаимодействие позитивного права и социальной практики имело следствием столкновение интересов, не опосредованных правом, а практика социального развития не всегда вмещалась в рамки права. Свидетельства античных авторов дают утверждают, что еще в IV–III вв. до н. э. сложилась модель римской семьи, в которой положение жены определялось ее активным участием в совместном с мужем управлении имуществом и хозяйственной деятельности с выделением некоторых мужских и женских занятий. В этот период утвердилось представление о римской семье, основанной на общности имущества супругов. Из речи Катона Старшего, произнесенной  
в 169 г. до н. э. по поводу закона Voconia, запретившего назначение женщин наследницами граждан, обладателей имущества свыше 100 тысяч сестерциев, следует, что римские женщины имели значительную собственность и сами ею управляли. Катон рассказывал о женщине, удерживавшей большое состояние, которое она дала в долг мужу, а затем, рассердившись, приказала рабу ходить за ним и требовать возвращения долга. Катон сокрушался по поводу поведения женщины, которое подрывало модель римского брака, основанного на общности имущества. С другой стороны, из Дигест следует, что относительно приобретений жены действовала презумпция в пользу мужа, то есть предполагалось, что приобретения были сделаны им. Практика выработала и другую презумпцию, предполагавшую, что вещи, находящиеся во владении одного из супругов, составляют собственность мужа.

Своеобразной гарантией имущественных интересов супругов являлось dos – особое приданое со стороны невесты и donatio ante nuptias – предбрачный дар со стороны будущего супруга. Dos было имуществом, выделенным невестой, ее paterfamilias или третьим лицом с целью облегчения мужу бремени семейных расходов. В эпоху брака cum manu и широкого распространения брака sine manu dos был собственностью мужа и не подлежал возврату. По-видимому, было немало прецедентов, когда мужья, получив dos, разводились с женами, поэтому появилось правило, что муж был обязан вернуть приданое в случае его смерти или при расторжении брака. Соблюдение этого правила обеспечивалось специальным иском, который со временем стал использоваться для возвращения приданого и при отсутствии обязательств мужа, если супруги разводились по его инициативе. В результате различных модификаций правового режима приданого законом Августа 18 г. мужу запрещалось без согласия жены отчуждать недвижимость, полученную в качестве dosi, а при Юстиниане отчуждение такой недвижимости не допускалось даже при согласии жены. Данному правовому режиму приданого соответствует фраза: «Хотя приданое находится в имуществе мужа, оно принадлежит жене». Муж становился собственником приданого лишь тогда, если развод происходил по вине или инициативе жены. В случае смерти жены приданое возвращалось ее отцу, если оно было установлено им.

Предбрачный дар жениха или его paterfamilias был эквивалентен приданому и преподносился невесте до вступления в брак. В основном это были ценности, предназначенные жене в том случае, если развод произойдет по вине мужа. При Юстиниане дарение могло быть совершено и после вступления в брак, но независимо от этого обусловленное дарением имущество становилось собственностью жены лишь тогда, когда развод был вызван виной или инициативой мужа.

Таким образом, приданое и дарение выполняли штрафную функцию  
в интересах одного или другого супруга. Если брак продолжался, то всё имущество находилось во владении мужа и оставалось у него, если в разводе была повинна жена. Если же виновен был муж, то и dos, и donatio переходили жене.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По своей сути семья  – это малая социальная группа. От того, насколько гармоничными будут  отношения в семье, зависит благополучие как всего общества, так и государства в целом.

Для юридической науки  интерес представляют те аспекты  жизнедеятельности семьи, которые регулируются правовым инструментом.

В положениях Семейного кодекса  нет рецепции римского права, но ее следы достаточно заметны в положениях Гражданского кодекса. Отметим, что  в семейном правоотношении права  и обязанности настолько тесно  переплетены, что порой бывает трудно отграничить семейные правоотношения от гражданских. Исследователь С.Ю. Седаков отмечает, что «российское право <…> воспринимает прежде всего идеи римского права, вырабатывая <…> собственные юридические решения» [Седаков, С. 5]. Вслед за автором мы приходим к выводу о том, что всестороннее изучение вопросов римского права играет важную роль, скорее, в развитии правовой науки и образования и, несомненно, практики, чем в развитии законодательства.

Итак, проанализировав источники, отмечаем, что нетипичность организации римского семейного уклада выражалась в первую очередь следующими особенностями:

  1. всеобъемлющая власть домовладыки;
  2. первостепенная роль агнатического родства;
  3. в понятие семьи входили не только агнаты, но и рабы, а также неодушевленные вещи.

Правильный римский брак в классическую эпоху заключался в двух специфических формах: обрядовой (cum manu ) и неформальной (sine manu). Различия в этих формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака.

Прекращался брак, заключенный  по всем требованиям права, также  только по правовым основаниям. Жена в  правильном браке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки.

Информация о работе Семейные правоотношения в римском праве