Роль мужа и положение женщины в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 20:34, контрольная работа

Краткое описание

У каждого народа из века в век складывались традиции в области воспитания детей, семейных отношений, взаимоотношений мужчины и женщины, отношения разных поколений в семье, обустройства быта и т.д.
В российском обществе такие отношения претерпевали значительные изменения на протяжении веков. Сначала сказался переход от язычества к православному христианству, затем длительное влияние со стороны тюркских народов.

Содержание

Введение.
2
Роль мужа и положение женщины в семье.
3
Отношения между родителями и детьми.
6
Домашняя жизнь русской семьи.
9
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная история.docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

В целом «Домострой» расписывает обязанности женщин очень обстоятельно. Вот названия некоторых глав, которые говорят сами за себя - «О мастерицах хороших женах, о запасливости их и о том, что кроить, как сохранять остатки и обрезки», «Как кроить различную одежду и беречь остатки и обрезки», «Как сохранить порядок домашний и что делать, если придется у людей чего попросить или людям свое дать», «Как хозяйке следует повседневно приглядывать за слугами в домашнем хозяйстве и рукоделии, а самой ей - все хранить и приумножить», «Как жене носить разную одежду и как шить ее», «Как в полном порядке посуду хранить и вести домашнее хозяйство, все комнаты содержать хорошо в чистоте; как хозяйке в том слуг наставлять, а мужу – проверять жену, поучать и божьим страхом спасать».

Большинство исследователей русских традиций высказывают мнение, что для русского человека хозяйственные занятия считались обязанностью: «Всякому человеку, богату и убогу, велику и малу, рассудити себя и сметити, по промыслу и по добытку и по своему имению, а приказному человеку, сметя себя по государскому жалованью и по доходу, и таков двор себе держати и всякое стяжание и всякий запас, по тому и люди держати и всякий обиход; по тому и ести и питии и с людьми сходитися с добрыми». Другими словами, образ жизни человека должен был соответствовать его социальному статусу в обществе, человек не должен был выходить за установленные ему в обществе рамки.

«Домострой» довершает наставления общим пожелание: «Да самому себе государю и жену и детей и домочадцов своих учити не красти не блясти не солгати не оклеветати, не завидети, не обидети, не клепати, чюжаго не претися, не осужатися, не бражничати, не просмеивать не помнити зла, не гневатися ни на кого, к болшим быти послушну, и покорну, к средним любовну, к меншим и убогим приветну и милостиву, со всяким управа без волокиты, ноипаче наимита наймом не изобидети, а всякая обида со благодарением терпети Бога ради, и понос, и укоризна аще по делом поносят и укаряют, сие с любовию приимати, и от таковаго безумия отвращатися в против не мстити, аще в чем не повинен за сие от Бога мзду приимеши а домочатцев своих учи страху Божию, и всякой добродетели...». Фактически «Домострой» повторяет основные библейские заповеди, по которым следует жить христианам - не укради, не гневайся, не блуди, почитай отца и мать свою, воспитывай детей в страхе Божьем.

Таким образом, основными обязанностями в семье для мужчин является контроль за общим порядком в доме и в хозяйстве, жена под руководством мужа должна вести дом и контролировать слуг, и оба родителя обязаны воспитывать в традициях своих детей.

          Прием гостей

Восточные славяне всегда славились своим гостеприимством. Русская семь с особой тщательностью готовилась к приему гостей, чтобы показать не только уважением к приглашенным, но и умение вести хозяйство и принимать в своем доме людей. Хозяин приглашал сам лично или мог отправить слугу с приглашением, в зависимости от статуса гостя. Точно также особое уважение выказывали и в конце пиршества. Так, С. Герберштейн в своих «Записках о Московии» описывает ритуал приема гостей, явно чувствуется, что данные традиции существенно отличались от общепринятых традиций в европейских странах: «В каждом доме и в каждом покое, на самом почетном месте ставят изображение святых, писанные или литыя. Когда кто либо приходит к другому, то, вошедши в комнату, тотчас снимает шапку и ищет глазами, где образ; увидев его, трижды знаменуется крестом и, наклоняя голову, говорит: Господи, помилуй. Потом здоровается с хозяином словами: Дай Бог здоровья. Затем, взявши за руку, они целуются и наклоняют головы; потом тотчас взглядывают друг на друга, чтобы видеть, кто из них ниже поклонился; и таким образом, три или четыре раза попеременно наклоняют головы, оказывая друг другу честь и как бы споря в этом между собою». Провожал хозяин своих гостей так же с соблюдением их социального статуса - кого до лестницы, кого и дальше.

Теперь уделим внимание застолью. Гостей обычно принимали хлебом-солью, хозяйка дома могла преподнести особо почитаемым гостям по чарке водки. Затем гости рассаживались, для женщин ставился отдельный женский стол. Хозяева уделяли внимание подаче блюд и количеству перемен за столом, чтобы гости не чувствовали себя обделенными или обиженными приемом. Порядок подач был следующим - пироги, блюда из рыбы, птицы и мяса, затем супы, после всего подавали десерт.

К блюдам подавались хмельные напитки, чаще всего приготовленные в домашних условиях наливки и взвары. Напиться до опьянения считалось неприличным на Руси, а тем более в гостях, поэтому пили крайне умеренно, соблюдая норму и этикет за столом. Для традиционной русской кухни типичны мучные блюда, щи, борщ, похлебки, тюря, каши и кисели, обилие (наряду с мясными и молочными) рыбных блюд; из напитков — квас, пиво, в прошлом — мёд. Обрядовые блюда — пироги, блины, кутья (главным образом поминальная), пасха, крашеные яйца, караваи, пряники (свадебные) и куличи. Верующие русские соблюдали пищевые запреты (главным образом посты).

Чтобы подготовить подобный прием гостей, с соблюдением всех традиций, «Домострой» четко прописывал все нормы действий для хозяев и их домочадцев. В главах 49 и 50 непосредственно говорится о подготовке застолий малых и больших, по количеству приглашенных: «А коли пир болшои ино всюды самому дозирати и в поварне и в хлебне, а за столом ества отдавати приставити добра человека а у поставца у питья и у судов бережной же доброй человек надобе. А в стол питье подавати по государеву наказу кому што велено а на сторону никому не давати без веления, и как пир минет, и весь запас серебряной и оловянои и всякие суды ссмотрити и счесьти, и поваренной и хлебной и ества перебрати и питие созрити, початое дополнивати, а в пир на дворе брежен же человек надобе, всего бы смотрил и берег и домашние всякие порядни не окрали бы чево, и гостя пьяново беречи, чтобы не истерял чево и брань бы не была а как стол отойдет ино суды сметити всякие, и перемыти велети, и всякая ества перебрати мясная или рыбная и студень и ухи и устроити по преже писанному, а коево дни пир тово вечера или порану самому государю пересъмотрити все ли по здорову и сметити, и перепытати у ключника подлинно колько чево съедено и испито и кому что отдано, и кому что послано, и всякой бы росход во всяком обиходе был в ведомее...».

 «Домострой» приписывал  не только как готовить застолье - посуда, приготовление пищи, подача  блюд и т.д., но и подсчет  затрат в хозяйстве, чтобы велся  учет продуктам и не было  ни слишком большого расточительства, ни прижимистости, которые в русском  обществе не приветствовались.

Домашние обряды

На ряду с общими традициями россиян формировались и обычаи или нормы жизни внутри семьи, своеобразный жизненный уклад.

Уделим внимание распорядку русского человека. Прежде всего, стоит отметить, что трудовой день начинался очень рано, с началом светового дня. Трудовые будни прерывались только на обязательные трапезы - обед и ужин. В полдень по установившейся издревле традиции, русские люди отдыхали. Затем вновь следовал повседневный труд до вечера.

Накладывали особый отпечаток на распорядок дня и на повседневную жизнь русского человека христианские праздники, которых в году насчитывалось до 150. В эти дни работать запрещалось. В повседневной жизни человек также руководствовался христианскими обрядами: вставая ото сна крестился на образ, перед приемом пищи читалась молитва, входя в помещение крестились на образ. Очень трепетно русские люди относились к вопросам личной гигиены - меняли нательное белье, мылись в бане. Дом очищался молитвами и окроплением святой водой, люди побогаче могли позволить зажечь в доме ладан.

Но, стоит отметить, что наряду с православными праздниками, в быту у русских людей по-прежнему сохранялись и языческие традиции (Масленица, Святочные гадания. Праздник летнего солнцестояния на Ивана Купалу и другие).

В целом же, традиции русских людей претерпевают значительные изменения именно в XVI веке, когда появляется «Домострой». Так, Д.С. Лихачев считал, что «Домострой» - это попытка общества сохранить ранние традиции русского народа, вытесняемые с течением времени, так как именно в этот период в обществе отмечались новые явления: «Молодые люди вопреки старым обычаям коротко стригут волосы на голове, бреют усы и бороду и даже выщипывают их, красят щеки и губы, подобно женщинам. Они одеваются в дорогие одежды, украшенные драгоценными камнями, носят сапоги, шитые шелком. Эти сапоги так тесны, что ногам приходится в них «великую нужду терпеть». Чтобы казаться широкоплечими, молодые люди подкладывают под одежду на плечи деревяшки. Они постоянно думают «о кивании головы, о уставлении перст, о выставлении ног» - вообще занимаются своими манерами больше, чем следует. Женщины сверх меры белят и красят лица, чернят глаза (ресницы, выщипывают свои брови и наклеивают другие, изменяя их форму («вверх их возводя»). Кроме того, женщины повивают голову под платком, чтобы придать ей круглый вид». Данные замечания были отнесены только к достаточно зажиточным слоям русского общества, но сам факт отхода от требований и обычаев предков был неприемлем для традиционного общества.

Таким образом можно сделать вывод, что «Домострой», как свод правил и норм поведения, стал просто необходим в русском обществе именно в XVI веке, когда общество начинает постепенно меняться под влиянием времени и проникновения европейских обычаев в Россию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

«Домострой» является не просто памятником русской литературы XVI века, он является иллюстрацией русского быта и нравов той эпохи. Благодаря главам «Домостроя» мы можем воссоздать картины русского быта - обустройство русского дома, представить состав семьи и домочадцев, среди которых были и разные категории слуг; исследовать семейную иерархию, права и обязанности мужчины и женщины в традиционном русском представлении, требования к воспитанию детей, семейные традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение.

В «Домострое» фиксировались социальные роли членов семьи, значение воспитания и формы воспитания, бытовавшие в русском обществе. Несомненный интерес представляет материал «Домостроя» о воспитании детей с позиций уважения к старшим и подчинения их авторитету, Литературный источник уделил внимание и вопросам взаимоотношений русского человека с православной церковью и правящим классом, что предполагает особую направленность «Домостроя» на более низкие сословия русского общества - дворянство средней руки, торгово-ремесленный посад, купечество, зажиточное крестьянство, Русскому человеку предписывалось соблюдать все требования православной церкви, блюсти духовную чистоту и беречь нравственные устои, соблюдать благочестие и проявлять милосердие, по мере возможностей заниматься благотворительностью, и, самое главное, обучить этим основам следующие поколения.

На основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что «Домострой» является источником элементов воспитательного характера.

 

 

 

Список использованной литературы.

 

 

  1. Домострой. СПб., 1994.
  2. Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московии. М., 1988. 430 С.
  3. Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995, №3. Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVII в. М.-Л., 1961.
  4. Личман Б.В. История России. М., 2005.
  5. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X - начало XIX в.). М., 1997.
  6. Трещенко А. Быт русского народа. М., 1997.

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль мужа и положение женщины в семье