Референдум в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации" был подписан 19
сентября 1997 года Президентом России Б.Н.Ельциным и опубликован в
"Российской газете" 30 сентября 1997г. Принятие этого Закона не обошлось
без трудностей - для его внедрения пришлось преодолеть вето Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Содержание

Введение..............................................3
1. ПОНяТИЕ РЕФЕРЕНДУМА И ЕГО КЛАССИФИКАЦИя..................6
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА.........................6
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИя ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ
ОСНОВНЫХ ГАРАНТИяХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УчАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"........................................8
2. РЕФЕРЕНДУМ В РОССИИ: ИТОГИ ДЕМОКРАТИчЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ...25
2.1. КОНТЕКСТ ДЕКАБРЬСКОГО РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ.........25
2.2. ПОЗИЦИя ОТНОСИТЕЛЬНО РЕФЕРЕНДУМА .................32
2.3. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЙ.............................35
ЗАКЛЮчЕНИЕ............................................36

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 1.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

ПОДСчЕТЕ ГОЛОСОВ И УСТАНОВЛЕНИИ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИя, ОПРЕДЕЛЕНИИ  РЕЗУЛЬТАТОВ

РЕФЕРЕНДУМА.

     ЗАСЕДАНИя КОМИССИЙ  РЕФЕРЕНДУМА ПРОВОДяТСя ОТКРЫТО.  СОГЛАСНО  ПУНКТУ  1

СТАТЬИ 26 ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  НА  ВСЕХ  ЗАСЕДАНИяХ  ВПРАВЕ  ПРИСУТСТВОВАТЬ

чЛЕНЫ  ВЫШЕСТОяЩИХ   КОМИССИЙ,   чЛЕН   ИЛИ   УПОЛНОМОчЕННЫЙ   ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

ИНИЦИАТИВНОЙ   ГРУППЫ   ПО   ПРОВЕДЕНИЮ   РЕФЕРЕНДУМА.   ИМ   НЕ   ТРЕБУЕТСя

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ  РАЗРЕШЕНИЕ.  НА  ЗАСЕДАНИяХ  ТАКЖЕ   ВПРАВЕ   ПРИСУТСТВОВАТЬ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

     ГЛАСНОСТЬ   В   ДЕяТЕЛЬНОСТИ   КОМИССИЙ   РЕФЕРЕНДУМА   ОБЕСПЕчИВАЕТСя

ПРИСУТСТВИЕМ  НАБЛЮДАТЕЛЕЙ.  В  СТАТЬЕ  26  ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  ДОСТАТОчНО

ПОДРОБНО УКАЗАНЫ ИХ ПРАВА И  ОБяЗАННОСТИ. В СООТВЕТСТВИИ С  ПУНКТАМИ  3  И  5

ЭТОЙ СТАТЬИ НАБЛЮДАТЕЛИ ВПРАВЕ  ПРИСУТСТВОВАТЬ  НА  УчАСТКАХ  РЕФЕРЕНДУМА  В

ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИя С МОМЕНТА  НАчАЛА РАБОТЫ УчАСТКОВОЙ КОМИССИИ  РЕФЕРЕНДУМА  И

ДО ПОЛУчЕНИя СООБЩЕНИя О ПРИНяТИИ ВЫШЕСТОяЩЕЙ КОМИССИЕЙ ПРОТОКОЛА ОБ  ИТОГАХ

ГОЛОСОВАНИя.  НАБЛЮДАТЕЛИ  ТАКЖЕ  ВПРАВЕ  ПРИСУТСТВОВАТЬ  В  ИНЫХ  КОМИССИяХ

РЕФЕРЕНДУМА ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИя И ПОДСчЕТЕ ГОЛОСОВ.

     В ПУНКТЕ 13 СТАТЬИ 26 ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА УТОчНЕН ПОРяДОК  ПРИГЛАШЕНИя

В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИНОСТРАННЫХ  НАБЛЮДАТЕЛЕЙ.

     ПУНКТОМ 4 СТАТЬИ 60 ЗАКОНА  ПРЕДУСМОТРЕНА ТАКЖЕ ОФИЦИАЛЬНАя   ПУБЛИКАЦИя

ПОЛНЫХ  ДАННЫХ  О  РЕЗУЛЬТАТАХ  РЕФЕРЕНДУМА  В  ОБЪЕМЕ   ДАННЫХ   ПРОТОКОЛОВ

СООТВЕТСТВУЮЩИХ КОМИССИЙ РЕФЕРЕНДУМОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ.

     ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН  "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИяХ   ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ  ПРАВ  ГРАЖДАН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПРЕДУСМАТРИВАЕТ  КАК  ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВУЮ,  ТАК  И

АДМИНИСТРАТИВНУЮ И  УГОЛОВНУЮ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА  НАРУШЕНИЕ  ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

ПРАВ  НА  УчАСТИЕ  В  РЕФЕРЕНДУМЕ,  УчАСТИЕ  В  ВЫБОРАХ  ГРАЖДАН  РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ.

     ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВУЮ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  МОЖНО  ПОДРАЗДЕЛИТЬ  НА  ТРИ

ВИДА: ОТКАЗ В РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА, СПИСКА КАНДИДАТОВ, ИНИЦИАТИВНОЙ  ГРУППЫ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА.

    6.  ОСНОВАНИя ДЛя   УГОЛОВНОЙ  ИЛИ  АДМИНИСТРАТИВНОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ  ЗА

       НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ  ПРАВ И ПРАВА НА УчАСТИЕ  В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН

       РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  (ВОСПРЕПяТСТВОВАНИЕ  СВОБОДНОМУ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ

       ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ  ПРАВ ГРАЖДАН, ПОДКУП ИЗБИРАТЕЛЕЙ И Т.П.) ПЕРЕчИСЛЕНЫ  В

       СТАТЬЕ 65 ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА.

 

2. РЕФЕРЕНДУМ В РОССИИ: ИТОГИ  ДЕМОКРАТИчЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

 

 

  2.1. Контекст декабрьского референдума  в России

 

     За 70-летний период  существования СССР первое всенародное  голосование

на его территории  было проведено  лишь однажды – 17 марта  1991  года.  Была

поставлена задача – выявить  волю народа  по  одному  из  важнейших  вопросов

государственной жизни: о сохранении на территории  нашей  страны  Союза  как

обновленной федерации  суверенных  республик  и  введение  поста  Президента

России. Исторически это стало  возможным  благодаря  тому,  что   16  октября

1990 г. был принят Закон «О  референдуме РСФСР», а  27  декабря  1990  г.  IV

Съезд народных депутатов принял Закон о всенародном голосовании  (референдум

СССР). Союз ССР в декабре 1991  года  прекратил  свое  существование.  Таким

образом референдум 1991 г. был единственным  за  всю  историю  существования

Союза ССР.

      «ВОЗНИКШИЙ В СТРАНЕ  КОНСТИТУЦИОННЫЙ «ВАКУУМ» (ХОТя  ФОРМАЛЬНО  СТАРАя

КОНСТИТУЦИя ПОЛНОСТЬЮ НЕ ПРЕКРАТИЛА СВОЕГО ДЕЙСТВИя)  И  ОТСУТСТВИЕ  ВЫСШЕГО

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО  ОРГАНА  МОГЛИ   БЫТЬ   ЗАПОЛНЕНЫ   ТОЛЬКО   ПРЕЗИДЕНТСКОЙ

ВЛАСТЬЮ».[7]  ИЗ-ЗА НЕДОСТАТОчНОСТИ  ЛЕГИТИМНОСТИ  ДЛя  ВВЕДЕНИя  В ДЕЙСТВИЕ

НОВОЙ  КОНСТИТУЦИИ,  НЕСМОТРя  НА  ТО,  чТО  ЕЕ  ПРОЕКТ  БЫЛ  РАЗРАБОТАН   С

СОБЛЮДЕНИЕМ  ДЕМОКРАТИчЕСКОЙ  ПРОЦЕДУРЫ,  ОСТАВАЛОСЬ  ОБРАТИТЬСя  К  ПРяМОМУ

ВОЛЕИЗЪяВЛЕНИЮ   НАРОДА,   Т.Е.    ИСПОЛЬЗОВАТЬ   РЕФЕРЕНДУМ.   ОСОБЕННОСТЬЮ

РЕФЕРЕНДУМА 12.12.93 Г. яВИЛОСЬ ТО,  чТО ОДНОВРЕМЕННО  С ПРИНяТИЕМ НОВОЙ

КОНСТИТУЦИИ ПРОХОДИЛИ ВЫБОРЫ В  ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОЕ  ЕЩЕ  НЕ

ПРИНяТОЙ КОНСТИТУЦИЕЙ. ВОЗМОЖНОСТЬ  ТОГО, чТО ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ  МОЖЕТ  БЫТЬ

НЕ ПРИНяТ ИЗБИРАТЕЛяМИ, БЫЛА УчТЕНА ПРЕЗИДЕНТОМ, КОТОРЫЙ  РАНЕЕ  (21.09.93.)

ИЗДАЛ ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНЫХ  ОРГАНАХ ВЛАСТИ НА ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. Т.О.  ДЛя

ВЫБОРОВ  В ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ СУЩЕСТВОВАЛА ПРАВОВАя БАЗА. ТАКИМ  ЖЕ  ПУТЕМ

(УКАЗЫ ОБ УТОчНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ  О ВЫБОРАХ  ДЕПУТАТОВ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ДУМЫ  И

СОВЕТА  ФЕДЕРАЦИИ  В  1993  Г.)  БЫЛО  УСТАНОВЛЕНО,  чТО  ВЫБОРЫ   СчИТАЮТСя

СОСТОяВШИМИСя, ЕСЛИ чИСЛО ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ СОСТАВИТ  НЕ  МЕНЕЕ  25%

ОТ чИСЛА ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ.

     РЕФЕРЕНДУМ О  ПРИНяТИИ  ПРОЕКТА  НОВОЙ  КОНСТИТУЦИИ  РФ  СОСТОяЛСя  12

ДЕКАБРя 1993 Г.  ПО ДАННЫМ  НАЦИОНАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ  НОВОСТЕЙ  58,43%  НАСЕЛЕНИя

РФ  ПРОГОЛОСОВАЛИ  ЗА  ПРИНяТИЕ   НОВОЙ   КОНСТИТУЦИИ.   ЭТО   БЫЛИ   ПЕРВЫЕ

ДЕМОКРАТИчЕСКИЕ ВЫБОРЫ  В  РОССИИ,  ОНИ  СПОСОБСТВОВАЛИ  УСТАНОВЛЕНИЮ  НОВОЙ

СТРУКТУРЫ  КОНСТИТУЦИОННОЙ  ВЛАСТИ.  ПРАВДА,  СЛЕДУЕТ  ОТМЕТИТЬ,   чТО   "…В

РЕФЕРЕНДУМЕ НЕ УчАСТВОВАЛО БОЛЕЕ 45% НАСЕЛЕНИя. ЗАМЕчАНИя  ОБ  ИСКАЖЕНИяХ  В

ОТчЕТАХ О ПРОЦЕНТЕ УчАСТИя В  ГОЛОСОВАНИИ ПОСТУПИЛИ чЕРЕЗ  НЕСКОЛЬКО  МЕСяЦЕВ

ПОСЛЕ РЕФЕРЕНДУМА, ОДНАКО ОНИ НЕ  БЫЛИ  НИ  ПОДТВЕРЖДЕНЫ,  НИ  ОПРОВЕРГНУТЫ.

ОТСУТСТВИЕ ДЕТАЛЬНОГО ОТчЕТА О  РЕЗУЛЬТАТАХ  ГОЛОСОВАНИя  ЗАТРУДНяЕТ  ОЦЕНКУ

СООТВЕТСТВУЮЩИХ ДАННЫХ"[8]

     КАК СчИТАЮТ ПОЛИТИКИ, ЕСЛИ ПРОЦЕНТ УчАСТИя  БЫЛ   НИЖЕ  50%,  ТО  ТОГДА

НАРУШЕНА  КОНСТИТУЦИя.   ОТСЮДА   ВОЗМОЖЕН   ВЫВОД,   чТО   НОВООБРАЗОВАННЫЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ  ОРГАН,  ФЕДЕРАЛЬНАя  АССАМБЛЕя,  В   ТО   ВРЕМя   НЕ   ИМЕЛ

ЛЕГИТИМНОСТИ КАК ПОЛИТИчЕСКИЙ ОРГАН,  ПОСКОЛЬКУ  АССАМБЛЕя  ОСНОВЫВАЛАСЬ  НА

КОНСТИТУЦИИ,  ПРИНИМАВШЕЙСя  ОДНОВРЕМЕННО  С  ВЫБОРАМИ.  МЕЖДУ  ТЕМ   СТАРЫЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН БЫЛ ЛИШЕН  ПОЛНОМОчИЙ  Б.Н.ЕЛЬЦИНЫМ  В  СЕНТяБРЕ  1993

ГОДА. ПОДОБНЫЙ  СЦЕНАРИЙ  МОГ  БЫ  СПРОВОЦИРОВАТЬ  ГРАНДИОЗНЫЙ  ПОЛИТИчЕСКИЙ

КРИЗИС.

     ИТАК, КАКИЕ МЫ МОЖЕМ  СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ? СТАНОВИТСя яСНО, чТО  ГОЛОСОВАНИЕ

НА РЕФЕРЕНДУМЕ 1993 ГОДА  –  КУЛЬМИНАЦИя  ПОЛИТИчЕСКОГО  КОНФЛИКТА,  КОТОРЫЙ

РАЗВЕРНУЛСя МЕЖДУ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ  И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЕТВяМИ ВЛАСТИ В  ПЕРИОД,

ПОСЛЕДОВАВШИЙ  ЗА  КРУШЕНИЕМ  СОВЕТСКОГО  СОЮЗА  В  1991  ГОДУ.   РОССИЙСКИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ – СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ (СНД) И ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ  –

БЫЛИ ОБРАЗОВАНЫ ПЕРЕД РАЗВАЛОМ СССР. РОССИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ, ИЗБРАННЫЙ  В  1990

ГОДУ, БЫЛ ПРОчНОЙ ОПОРОЙ ЕЛЬЦИНА  В ЕГО ПРОТИВОСТОяНИИ ПОПЫТКЕ  ПЕРЕВОРОТА  В

АВГУСТЕ  1991  ГОДА,  КОТОРЫЙ  ДОЛЖЕН  БЫЛ  ЛИКВИДИРОВАТЬ  ПРОГРАММУ  РЕФОРМ

ГОРБАчЕВА.

     ТЕМ НЕ МЕНЕЕ В  1992 ГОДУ ВОЗНИК РЕЗКИЙ КОНФЛИКТ  МЕЖДУ  ПРЕЗИДЕНТОМ  И

ЗАКОНОДАТЕЛяМИ. ПРЕЗИДЕНТ ЗАяВИЛ, чТО ПАРЛАМЕНТ  СДЕРЖИВАЕТ  ЕГО  УСИЛИя  ПО

РЕАЛИЗАЦИИ РЫНОчНЫХ РЕФОРМ, А ПАРЛАМЕНТ  В ЦЕЛОМ ВЫРАЖАЕТ ТРЕВОГУ  ПО  ПОВОДУ

СОЦИАЛЬНЫХ  ПОСЛЕДСТВИЙ  ЭКСПЕРИМЕНТА  С  "ШОКОВОЙ  ТЕРАПИЕЙ".   РУКОВОДСТВО

ВЕРХОВНОГО  СОВЕТА  ВЫРАЖАЛО  НЕДОВОЛЬСТВО  КОНЦЕНТРАЦИЕЙ  ВЛАСТИ  В   РУКАХ

ПРЕЗИДЕНТА  БЛАГОДАРя  СИСТЕМЕ  УКАЗОВ.   ВОПРЕКИ   УСПЕХУ   ПРЕЗИДЕНТА   НА

РЕФЕРЕНДУМЕ 1993 ГОДА, КОГДА ЕГО  ГОСУДАРСТВЕННАя И  ЭКОНОМИчЕСКАя  ПРОГРАММА

ПОЛУчИЛА ПОДДЕРЖКУ, СЛОЖИВШАяСя  НАПРяЖЕННАя  СИТУАЦИя  МЕЖДУ  ПАРЛАМЕНТОМ  И

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРОЙ  ВЛАСТИ  ВЫЗЫВАЛА  НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ  В  ПРОВЕДЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ. БОЛЕЕ ТОГО, УСИЛИя ПО ВВЕДЕНИЮ  НОВОЙ  КОНСТИТУЦИИ

НАТАЛКИВАЛИСЬ  НА  ПРЕПяТСТВИя:  РАЗНОГЛАСИя  ВЫЗЫВАЛИ  НЕ  ТОЛЬКО   ВОПРОСЫ

СОДЕРЖАНИя НОВОГО ДОКУМЕНТА, НО И  ПРОЦЕДУРА ЕГО  ПРИНяТИя.  ПОЛНОМОчИяМИ  ПО

ПРИНяТИЮ В ТО ВРЕМя ОБЛАДАЛ  ГРОМОЗДКИЙ  СНД,  НО  СКЛАДЫВАЛОСЬ  ВПЕчАТЛЕНИЕ,

чТО РАЗЛИчНЫЕ ПРОЕКТЫ, НАПРАВЛяЕМЫЕ В ЭТОТ ОРГАН,  НЕ  ПОЛУчАТ  ПРАКТИчЕСКОЙ

ПОДДЕРЖКИ:   НЕ   ПРЕДОСТАВЛяЛОСЬ   ТАКЖЕ   ВОЗМОЖНЫМ   ЕГО   СОГЛАСИЕ    НА

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ   ВАРИАНТ   ПРИНяТИя   КОНСТИТУЦИИ.   ПРОВЕДЕНИЕ    ДОСРОчНЫХ

ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ  НЕ  ПОЛУчИЛО  ПОДДЕРЖКИ  НА  АПРЕЛЬСКОМ  РЕФЕРЕНДУМЕ;

БОЛЕЕ ТОГО, БЕЗ РЕШЕНИя ВОПРОСА  О НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ ОСТАВАЛОСЬ НЕяСНЫМ,  КАК

ФОРМИРОВАТЬ НОВЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ  ОРГАН  В  ТОМ  СЛУчАЕ,  ЕСЛИ  ДАЖЕ  НОВЫЕ

ВЫБОРЫ  СОСТОяТСя.  "ХОТя  БОЛЬШИНСТВО ИЗ  ТЕХ,  КТО   ПРИНяЛ   УчАСТИЕ   В

ГОЛОСОВАНИИ, ПОДДЕРЖАЛИ ДОСРОчНЫЕ  ВЫБОРЫ В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ, ЗАКОН  ТРЕБОВАЛ,

чТОБЫ 50%  ВСЕГО  ЭЛЕКТОРАТА  ОДОБРИЛ  БЫ  ЭТО  ПРЕДЛОЖЕНИЕ.  ТАКОГО  УРОВНя

ОДОБРЕНИя   НЕ   БЫЛО.   ДАННЫЙ   РЕЗУЛЬТАТ  ИМЕЛ   ДВОЙСТВЕННЫЙ    ЭФФЕКТ,

ДЕМОНСТРИРУЮЩИЙ, С ОДНОЙ  СТОРОНЫ,  ЗНАчИТЕЛЬНУЮ  НАРОДНУЮ  ПОДДЕРЖКУ,  А  С

ДРУГОЙ СТОРОНЫ – ОТСУТСТВИЕ ОСНОВАНИя ДЛя ПРОВЕДЕНИя ВЫБОРОВ. В ТО ЖЕ  ВРЕМя

ПРЕДЛОЖЕНИЕ О  ДОСРОчНЫХ  ПРЕЗИДЕНТСКИХ  ВЫБОРАХ  ПОЛУчИЛО  ПОДДЕРЖКУ  МЕНЕЕ

ПОЛОВИНЫ ПРОГОЛОСОВАВШИХ, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НЕ ПРОШЛО."[9]

     ИЗ ХРОНИКИ ТЕХ  ДНЕЙ МЫ ВИДИМ, КАК КОНСТИТУЦИОННЫЙ  И ПОЛИТИчЕСКИЙ ТУПИК

В  КОНЦЕ  КОНЦОВ  ДОСТИГ   ДРАМАТИчЕСКОЙ   ТОчКИ.   УСИЛЕНИЕ   ЭКОНОМИчЕСКОЙ

ДЕПРЕССИИ,  ВЫСОКАя  ИНФЛяЦИя,  ПАДЕНИЕ   ЛЕГИТИМНОСТИ   ВСЕХ   ПОЛИТИчЕСКИХ

ИНСТИТУТОВ СКЛОНИЛИ ПРЕЗИДЕНТА К  ЗАяВЛЕНИЮ О РОСПУСКЕ  ВЕРХОВНОГО  СОВЕТА  В

СЕНТяБРЕ 1993 ГОДА. ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СИЛЫ, БУКВАЛЬНО БЛОКИРОВАВШИЕ  БЕЛЫЙ  ДОМ,

В КОТОРОМ НАХОДИЛИСЬ СТОРОННИКИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА, 3 И 4 ОКТяБРя ВСТУПИЛИ  В

"РАЗБОРКУ" С НИМИ. НАСИЛЬСТВЕННАя  РАЗВяЗКА СОБЫТИЙ ШОКИРОВАЛА  ОБЩЕСТВО.  ТЕМ

ВРЕМЕНЕМ БЫЛО ОБЪяВЛЕНО О ПРОВЕДЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА  ПО  НОВОЙ  КОНСТИТУЦИИ  12

ДЕКАБРя 1993 ГОДА И ОДНОВРЕМЕННО О  ВЫБОРАХ В  НОВЫЙ  ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ  ОРГАН,

КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН БЫЛ ОБРЕСТИ ЗАКОННЫЙ СТАТУС  НА  ОСНОВЕ  КОНСТИТУЦИИ,  ТОЛЬКО

ЕЩЕ ПОСТАВЛЕННОЙ НА ОБЩЕНАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ.

     С УчЕТОМ ЭТОЙ СЛОЖНОЙ  СИТУАЦИИ НЕУДИВИТЕЛЬНО, чТО СПОРЫ  О  РЕФЕРЕНДУМЕ

КАСАЛИСЬ НЕ  ТОЛЬКО  ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДЛОЖЕННОЙ  НОВОЙ  КОНСТИТУЦИИ,  НО  И

ПРОЦЕДУРЫ ЕЕ ПРИНяТИя. Б.Н.ЕЛЬЦИН ВЫСТУПАЛ ЗА  РЕФЕРЕНДУМ  КАК  ЗА  МЕХАНИЗМ

ДЕМОКРАТИчЕСКОГО РАЗРЕШЕНИя СИТУАЦИИ ТУПИКА И КРИЗИСА  РОССИЙСКОЙ  ПОЛИТИКИ.

НО ЕГО ПОНИМАНИЕ  СИТУАЦИИ  НЕ  РАЗДЕЛяЛОСЬ  ЗНАчИТЕЛЬНОЙ  чАСТЬЮ  ОБЩЕСТВА.

РАЗГОН СТАРОГО СОВЕТА РАЗДЕЛИЛ СТОРОННИКОВ ПРЕЗИДЕНТА И САМОГО  Б.Н.ЕЛЬЦИНА.

КРИТИКА ДЕЙСТВИЙ ПРЕЗИДЕНТА И ЕГО  ПОДХОДА ИМЕЛА ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ.  НЕ

БЫЛО СОМНЕНИЙ В ТОМ, чТО РАСПУСТИВ  ПАРЛАМЕНТ,  ПОДАВИВ  ЕГО  СТОРОННИКОВ  И

ПРИЗВАВ  НА  РЕФЕРЕНДУМ,  ЕЛЬЦИН  ДЕЙСТВОВАЛ   НАСИЛЬСТВЕННЫМ   МЕТОДОМ   ПО

ОТНОШЕНИЮ К СУЩЕСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ.

     В ДЕБАТЫ ВОВЛЕКЛИСЬ  И ДРУГИЕ АСПЕКТЫ "ДЕМОКРАТИИ". КРИТИКИ НАСТАИВАЛИ,

чТО ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ, ПОСТАВЛЕННЫЙ НА ГОЛОСОВАНИЕ, СОДЕРЖАЛ  ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ

ОПАСНОСТЬ  УКРЕПЛЕНИя  АВТОРИТАРИЗМА.  НАРАЩИВАЛАСЬ  ВЛАСТЬ   ПРЕЗИДЕНТА   И

УМЕНЬШАЛАСЬ ВЛАСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА.  НЕКОТОРЫЕ  чАСТИ  ПРОЕКТА  БЫЛИ

ДВУСМЫСЛЕННЫ В ТАКОЙ  СТЕПЕНИ,  чТО  ДОПУСКАЛИ  ВОЗМОЖНОСТЬ  ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИя

ВЛАСТЬЮ.

     НАКОНЕЦ,  ОБЩЕСТВО  ОКАЗАЛОСЬ  В  ПОЗИЦИИ,  НЕ  ОСТАВЛяЮЩЕЙ   ВЫБОРА,.

ПОСКОЛЬКУ  СТАРЫЙ  ВЕРХОВНЫЙ  СОВЕТ  РАСПУЩЕН,  А  ЕГО  ЛИДЕРЫ   АРЕСТОВАНЫ,

ВОЗМОЖНАя НЕУДАчА В ПРИНяТИИ НОВОЙ  КОНСТИТУЦИИ ОСТАВЛяЕТ СТРАНУ  ВООБЩЕ  БЕЗ

ПАРЛАМЕНТА.  В  ЭТОМ  СЛУчАЕ  ЗАНОВО  СФОРМИРОВАННОЕ  ФЕДЕРАЛЬНОЕ  СОБРАНИЕ,

ИЗБРАННОЕ ОДНОВРЕМЕННО С ПРОВЕДЕНИЕМ  РЕФЕРЕНДУМА, НЕ  ИМЕЛО  БЫ  ОСНОВЫ  ДЛя

ДАЛЬНЕЙШЕГО  СУЩЕСТВОВАНИя  –  НОВОЙ   КОНСТИТУЦИИ.   ГОЛОСОВАНИЕ   ЗА   НЕЕ

ОДНОЗНАчНО УСИЛИВАЛО ПРЕЗИДЕНТСКУЮ  ВЛАСТЬ, ГОЛОСОВАНИЕ ПРОТИВ МОГЛО  ВЫЗВАТЬ

ТАКОЙ ЖЕ ЭФФЕКТ,  НО  В  БОЛЕЕ  СИЛЬНОМ  ВАРИАНТЕ.  В  СВяЗИ  С  ОТСУТСТВИЕМ

КОНСТИТУЦИИ И НЕЛЕГИТИМНЫМ ПАРЛАМЕНТОМ  ПРЕЗИДЕНТ МОГ  ОБЪяВИТЬ  ПРОИЗВОЛЬНЫЙ

РЕЖИМ РЕШЕНИя ПОЛИТИчЕСКОГО КРИЗИСА, ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ.

     НАРяДУ С НАПРяЖЕННОСТЬЮ  ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИя ПО ПОВОДУ  ДЕМОКРАТИчНОСТИ

ПРЕДСТОяЩЕГО РЕФЕРЕНДУМА  СУЩЕСТВОВАЛО  ОТНОСИТЕЛЬНО  НЕЗАВИСИМОЕ  МНЕНИЕ  О

ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ РЕФЕРЕНДУМОВ ВООБЩЕ.

     В МАРТЕ 1991 ГОДА  РОССИяНЕ РЕШАЛИ ГОЛОСОВАНИЕМ  ВОПРОС  ОБ  ОБРАЗОВАНИИ

ПОСТА РОССИЙСКОГО ПРЕЗИДЕНТА. ОДНОВРЕМЕННО  ОНИ  УчАСТВОВАЛИ  ВО  ВСЕСОЮЗНОМ

РЕФЕРЕНДУМЕ, ПРЕДЛОЖЕННОМ ГОРБАчЕВЫМ ПО ВОПРОСУ О  СОХРАНЕНИИ  СССР.  ДАННЫЙ

ПУНКТ БЫЛ ОДОБРЕН БОЛЕЕ  70%  ГОЛОСОВ.  В  АПРЕЛЕ  1993  ГОДА  БЫЛ  ПРОВЕДЕН

чЕТЫРЕХВОПРОСНЫЙ  РЕФЕРЕНДУМ  ОТНОСИТЕЛЬНО  ПОДДЕРЖКИ  ПРЕЗИДЕНТА   ЕЛЬЦИНА,

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ЭКОНОМИчЕСКОЙ ПРОГРАММЫ, ТРЕБОВАНИя  ДОСРОчНЫХ  ВЫБОРОВ  В

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ  И  ПРЕЗИДЕНТА.  ПЕРВЫЕ  ДВА  ПУНКТА  ПРОШЛИ,  ОСТАЛЬНЫЕ  НЕ

НАБРАЛИ ТРЕБУЕМОГО КОЛИчЕСТВА ГОЛОСОВ.

     ПО ДАННЫМ  НАЦИОНАЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ НОВОСТЕЙ[10] В  РЕЗУЛЬТАТЕ  ГОЛОСОВАНИя

НЕ  РЕФЕРЕНДУМЕ  25  АПРЕЛя  1993   Г.   ОТВЕТЫ   ИЗБИРАТЕЛЕЙ   НА   ВОПРОСЫ

РАСПРЕДЕЛИЛИСЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

 

|ВОПРОСЫ РЕФЕРЕНДУМА                              |ДОЛя ИЗБИРАТЕЛЕЙ,         |

|                                                 |ОТВЕТИВШИХ «ДА», В % ОТ   |

|                                                 |чИСЛА ПРИНяВШИХ В         |

|                                                 |ГОЛОСОВАНИИ               |

|ДОВЕРяЕТЕ ЛИ ВЫ ПРЕЗИДЕНТУ  РФ БОРИСУ ЕЛЬЦИНУ.    |         58,7             |

|Поддерживаете ли Вы экономическую  политику,      |53,0                      |

Информация о работе Референдум в России