Пути совершенствования правого регулирования реорганизации юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Изучение реорганизации юридических лиц преследует цель - раскрытие всех сторон рассматриваемого института. Прежде всего нужно определить, что именно понимается под определением реорганизации, какова его сущность и правовая природа. Также, определить практическое применение института реорганизации, выявить возможные проблемы, возникающие в процессе реорганизации между участниками хозяйственных обществ, рассмотреть пути их разрешения и ликвидации пробелов законодательных норм, изучить нормативную базу, регулирующую процесс реорганизации юридических лиц. Исходя из целей, определены следующие основные задачи дипломного исследования:
анализ российского законодательства в части применения норм, регулирующих реорганизацию юридических лиц;
обобщение практического материала по проблеме реорганизации;

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа итог.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Развитие института  предпринимательства, увеличение числа  юридических лиц, затрагивает и вопрос прекращения различных субъектов права, в частности юридических лиц. Реорганизация юридических лиц относительно новый правовой институт  гражданского законодательства. Актуальность темы исследования имеет важное значение в деятельности хозяйственных обществ. Находит практическое применение в сфере предпринимательства, затрагивает проблемы широкого круга лиц, участвующих в процессе реорганизации.

Принятие решения о проведении реорганизация на современном этапе развития законодательства определена несколькими факторами формирования предпринимательской активности, а именно, такими как процесс перестройки экономической системы под рыночную с повышенным  риском; развитие и становление конкурентоспособных предприятий, усиление борьбы между предприятиями на различных сегментах рынка.

 Под реорганизацией  юридических лиц понимается комплекс  правовых процессов, направленных  на реструктуризацию и оптимизацию  активов и пассивов предприятия. Гражданское законодательство признает реорганизацию как одну из форм создания субъекта правоотношений, так и одну из форм ликвидации юридического лица.

Разработанность данной темы в научной литературе в основном содержит теоретические положения о реорганизации. Изучению реорганизации юридических лиц посвятили свои работы такие авторы, как Архипов Б.П., Жданов Д.В., Брагинский М.И., Суханова Е.А., Черепахин, Г.Ф.  Теоретической базой изучения дипломной темы стали научные работы в сфере  гражданского и предпринимательского права, в том числе литературные публикации и материалы периодических изданий, раскрывающие тему реорганизации юридических лиц в той мере, в какой они необходимы для более подробного изучения степени разработанности в литературе,  в практическом применении.

 

Изучение реорганизации  юридических лиц преследует цель -  раскрытие всех сторон рассматриваемого института.  Прежде всего нужно  определить, что именно понимается под определением реорганизации, какова его сущность и правовая природа. Также, определить практическое применение института реорганизации, выявить возможные проблемы, возникающие в процессе реорганизации между участниками хозяйственных обществ, рассмотреть пути их разрешения и ликвидации пробелов законодательных норм, изучить нормативную базу, регулирующую процесс реорганизации юридических лиц.   Исходя из целей, определены следующие основные задачи дипломного исследования:

анализ российского  законодательства в части применения норм, регулирующих реорганизацию юридических лиц; 

обобщение практического  материала по проблеме реорганизации;

комплексное изучение основных вопросов реорганизации, наиболее важных проблем и рассмотрение возможных  путей их решения;

раскрытие наиболее часто встречаемых нарушений  прав и законных интересов участников реорганизуемого общества и способы их защиты;

разработка  предложения по улучшению действующего российского законодательства, как  в части гражданского, так и  предпринимательского, и договорного  права, направленные обеспечение имущественных интересов субъектов, участвующих в процессе реорганизации.

Под объектом исследования работы понимаются правоотношения, которые  возникают при осуществлении  правового регулирования процесса реорганизации юридических лиц.

Предметом изучения стали нормы законодательного права, характеризующие правовой результат от реорганизации.

Изучение института  реорганизации осуществляется согласно нормативно-правовой базе российского  законодательства, а именно  Конституции  РФ, Гражданского Кодекса РФ, федеральных законов «Об акционерных обществах», «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». «Об обществах с ограниченной ответственностью», материалов судебной практики. 

В дипломной  работе вопросы, связанные с реорганизацией юридических лиц, рассмотрены на примере как коммерческих, так и некоммерческих предприятий, поскольку одной из целей написания дипломной работы является всестороннее изучение процессов реорганизации предприятий различных организационно-правовых форм. 

Структура написания работы обусловлена исследуемой проблемой, ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, заключения, списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

    1. Понятие и правовая природа реорганизации

Институт реорганизации  юридических лиц является относительно новым и мало изученным в системе  законодательства Российской Федерации. Генезис правового регулирования  прекращения юридических лиц начинает свой путь с дореволюционного законодательства, в котором существовало немало норм. Наряду с ними существовали также нормы, направленные на регулирование государственных учреждений. Такие нормы координировали, наряду с созданием и осуществлением деятельности юридического лица, и порядок его прекращения.  Законодательство рассматривало две формы реорганизации- слияние и присоединение. Присоединение раскрывалось, обычно, как разновидность слияния. В этом своем качестве слияние противопоставлялось остальным возможным видам прекращения. Г.Ф. Шершеневич писал: «Отличие слияния от иных способов прекращения акционерного товарищества обнаруживается в отсутствии ликвидации»1.

Советское законодательство прямо не предусматривало процедуры  реорганизации юридических лиц. Статья 289 ГК РСФСР 1922 г. указывала на перечень оснований прекращения юридического лица, среди которых процедура реорганизации не отмечалась. Однако в пункте «б» ст. 364 первого Гражданского кодекса в качестве основания прекращения акционерного общества упоминается слияние с другим акционерным обществом. В отношении прочих юридических лиц, говоря об их прекращении, ГК РСФСР 1922 г. не упоминает о реорганизации вовсе2.

Институт реорганизации  организаций впервые появляется  в ГК РСФСР 1964 г.3, который отводит вопросам реорганизации лишь три статьи (ст. 37, 38 и 39). Причем реорганизация юридических лиц, наряду с их ликвидацией, рассматривается исключительно как способ прекращения юридического лица (ст. 37 ГК РСФСР). Согласно ГК РСФСР 1964 г. реорганизация могла осуществляться в формах слияния, разделения и присоединения.

Последующее развитие и законодательное закрепление  процедуры реорганизации юридического лица связано с периодом становления  правовой системы суверенной России. В 1990 г. был принят Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»4 и постановление Совета Министров РФ от 25 декабря 1990 г., утвердившее Положение об акционерных обществах. В Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в п. 1 ст. 37 впервые были указаны пять форм реорганизации — слияние, разделение, выделение, присоединение и преобразование. В соответствии с п. 8 ст. 37 указанного Закона «при преобразовании одного предприятия в другое к вновь возникшему предприятию переходят все имущественные права и обязанности прежнего предприятия».

Несмотря на прогресс в развитии проблем реорганизации, связанный с принятием ГК РФ 1994 г. и ряда специальных актов (Федеральных  законов «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью»), процесс формирования правового института реорганизации юридических лиц вряд ли можно считать завершенным.

Общие положения  института реорганизации юридических  лиц и порядке осуществления  закреплены в статьях 57—60 ГК РФ.  Гражданский кодекс содержит ряд специальных норм, определяющих условия реорганизации отдельных видов юридических лиц: хозяйственных товариществ и обществ (ст. 68), обществ с ограниченной ответственностью (ст. 92), акционерных обществ (ст. 104), производственных кооперативов (ст. 112), казенных предприятий (ст. 115) и др5.

Действующее гражданское  законодательство не формулирует понятие  и сущностные признаки института  реорганизации. До настоящего времени  не выработано единого подхода к  определению реорганизации и  в правовой теории.

По мнению М.И. Брагинского, реорганизация  - это  процесс прекращения юридического лица с переводом прав и обязанностей и предполагающий продолжение деятельности другого юридического лица6.

Е.А. Суханов  рассматривает реорганизацию юридического лица как прекращение, влекущее за собой процедуру правопреемства7.

Развернутое понятие  реорганизации имеется у К. Т. Трофимова, в котором оно раскрывается как прекращение организации, связанное  с изменением ее имущественного комплекса (или организационно-правовой формы), направленное на достижение цели, для которой организация создавалась»8.

Представленные  определения раскрывают такой вид  реорганизации, как выделение, влекущее возникновение нового субъекта права.

Однако не стоит  забывать о том, что под реорганизацией также понимаются организационные мероприятия, в результате которых изменяется субъектный состав рынка, т. е. прекращаются ранее действовавшие и (или) возникают новые предприятия.

 Как видно  из рассмотренных определений,  под реорганизацией понимается процесс прекращения юридических лиц при соблюдении условия универсального правопреемства. Тем не менее прекращение юридического статуса корпорации не является конечной целью данного процесса.  Прослеживается прямая зависимость между изменением имущественного комплекса реорганизуемых субъектов и  характером изменения персонального состава участников. Поэтому, с юридической точки зрения,  можно определить  реорганизацию как процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях в порядке универсального правопреемства.

Следовательно, необходимо раскрыть признаки  реорганизации. К ним относится: универсальное  правопреемство, содержащее в себе передачу правопреемнику имущественных  и иных исключительных прав и обязанностей;  изменение размера уставного  капитала (абсолютной величины собственных средств) и субъектного состава участников реорганизуемого юридического лица (за исключением преобразования); учреждение вновь образуемых обществ — правопреемников и как следствие — отсутствие какой-либо связи (обязательственно-правовой или вещной) между реорганизованным юридическим лицом и его правопреемником, полная автономия вновь возникшего юридического лица.

Анализ природы  института реорганизации позволяет  сделать вывод о том, что как  сегмент гражданского права реорганизация является некой совокупностью правомерных действий, предполагающих наличие сложного фактического (юридического) состава. Реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В некоторых случаях, реорганизация юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или суда, либо с согласия уполномоченных государственных органов. Реорганизация – это процесс по преобразованию юридического лица, который рассматривается как способ выхода на новую организационно-правовую форму. В соответствии с гражданским законодательством данная процедура имеет различные формы: присоединение, выделение, разделение, преобразование и слияние. Реорганизация юридического лица выполняется, как правило, с целью создания нового единого юридического лица, либо наоборот нескольких юридических лиц, либо в качестве альтернативного варианта прекращения деятельности организации  с переходом прав и обязанностей правопреемнику.

    1. Порядок и условия реорганизации юридических лиц

В российском законодательстве закреплено разделение на  добровольную и принудительную9 реорганизацию. Такое деление основано на том, кому именно принадлежит инициатива в проведении реорганизации. В зависимости от этого и различаются и некоторые процедурные моменты проведения данной процедуры.

Добровольная  реорганизация проводится в соответствии со статьей 57 Гражданского Кодекса  РФ, согласно которой решение о  начале процедуры принимают учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный на то его учредительными документами. Данная норма охватывает все виды юридических лиц. Например, решение о реорганизации унитарного предприятия относится к компетенции собственника его имущества, решение о реорганизации хозяйственного общества — уполномоченным органом, к которому относится либо общее собрание акционеров акционерного общества либо общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью, а решение о реорганизации хозяйственного товарищества принимается его участниками. На практике многие из тех, кто имеет право инициировать реорганизацию, не будут его осуществлять. Поскольку это может не входить в их компетенцию, или они не могут в полной мере судить о состоянии дел юридического лица.

В гражданском  законодательстве п.3 ст. 57  закреплено, что добровольная реорганизация  в форме слияния, присоединения  или преобразования может осуществляться с предварительного согласия государственных  органов, полученных от антимонопольных  органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) в течение 45 дней со дня  государственной регистрации (со дня  внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц):

- о слиянии  и присоединении некоммерческих  организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих  партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит  не менее двух коммерческих организаций;

- о слиянии  и присоединении коммерческих  организаций, если суммарная стоимость  их активов по последнему балансу  превышает 100 тысяч установленных  федеральным законом минимальных  размеров оплаты труда (п.5 ст.17 Закона о конкуренции)

Участники юридического лица, уполномоченные на принятие решение  о начале процедуры реорганизации  в форме слияния, присоединения  обязаны направить соответствующее  ходатайство в антимонопольный  орган, которое принимает решение  о согласии на проведение этой процедуры. Нарушение установленного порядка, приводящие к ограничению конкуренции, является основанием для ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа (п.9 ст.17 Закона о конкуренции).

Информация о работе Пути совершенствования правого регулирования реорганизации юридических лиц