Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является анализ профессиональной этики, нравственных и моральных норм, регулирующих отношения в сфере государственной службы.
Задачи исследования:
Определить содержание понятий профессиональная этика, мораль и нравственность в системе государственной службы.
Выявить этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих.
Рассмотреть морально-нравственные основы деятельности служащих Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи.

Содержание

Введение 2
1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы 6
1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы 6
1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности 11
2. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 15
2.1 Совершенствование профессиональной этики служащих как мировая тенденция 15
2.2 Российская специфика регулирования государственной службы 19
2.3 Проблема ответственности должностных лиц 23
3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих 34
3.1 Обоснование необходимости решения исследуемой проблемы 34
3.2 Принципы поддержания этики на государственной службе 36
3.3 Возможный механизм этического регулирования в отечественной ситуации 41
Заключение 45
Список использованной литературы 50

Вложенные файлы: 1 файл

этика гос.docx

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 2

1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы 6

1.1 Основные понятия  профессиональной этики государственной  службы 6

1.2 Морально-нравственные  основы гражданско-служебной деятельности 11

2. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 15

2.1 Совершенствование  профессиональной этики служащих  как мировая тенденция 15

2.2 Российская специфика  регулирования государственной  службы 19

2.3 Проблема ответственности  должностных лиц 23

3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих 34

3.1 Обоснование необходимости  решения исследуемой проблемы 34

3.2 Принципы поддержания  этики на государственной службе 36

3.3 Возможный механизм  этического регулирования в отечественной  ситуации 41

Заключение 45

Список  использованной литературы 50

 

Введение

 

Актуальность исследования. Российская государственность находится  в настоящее время на сложном  переходном этапе развития. С одной  стороны, осуществляются демократические  преобразования, формируются рыночные отношения, расширяются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, с другой - идет болезненный процесс  выработки новых нравственных идеалов, которые соответствовали бы требованиям  и духу времени. Морально-этическая  составляющая государственной службы определяет уровень демократичности  государства, его целостность и  авторитет. В сложившихся условиях особо пристального внимания государства  требуют вопросы управления таким  институтом, как государственная  служба, потому что негативные проявления общества отражаются и на моральном  облике государственных служащих. Именно институт государственной службы играет заметную роль в жизни общества, и от того, насколько организована его работа, зависит эффективность  государственного управления.

Изменения в сложившихся  общественных отношениях повлекли за собой необходимость переосмысления правовых и моральных норм, регулирующих государственную службу. От эффективного взаимодействия этих регуляторов, во многом, зависит состояние законности, правопорядка, уровень юридической культуры, правосознания  общества и его граждан. Регулировать процессы реформирования аппарата государственной  службы невозможно без прочной правовой базы и учета опыта, накопленного за всю историю существования  государственных органов в России, начиная с древних времен и  заканчивая последними десятилетиями. Ясно, что, как и в любой другой сфере общественного сознания, в  государственной службе регуляторами взаимоотношений и поведения  выступают право и мораль, причем их влияние осуществляется во взаимосвязи. Следовательно, выработанные обществом  нравственные критерии оценки поведения  служащих, во многом, определяют содержание правовых норм. На законотворчество в данной сфере влияет специфика государственной службы, которая неизбежно вытекает из ее природы и заключается в том, что она, одновременно, является, во-первых, социально-политическим институтом, во-вторых - сфера профессионального слоя управленцев, а в-третьих - властной структурой. К примеру, возникают проблемы согласования властных полномочий и нравственности; ослабление моральных устоев общества порождает объективную необходимость принятия актов, затрагивающих нравственность государственных служащих.

Для того чтобы быть эффективной, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено самой ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные  основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

Цели государственной  службы, ее ведущие принципы, нормы, профессиональные требования к ее кадрам - все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты. Моральная атмосфера в органах  власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет  государственных и муниципальных  служащих справедливо связывают прежде всего с их порядочностью, справедливостью.

Степень научной разработанности  проблемы. Вопросы нравственного  поведения индивида в обществе, духовно-нравственной составляющей личности госслужащего, этичности управленческого работника  достаточно полно рассмотрены в  работах Е.А. Ануфриева, В.И. Бакштановского, В.Э. Бойкова, А.И. Ионовой, А.В. Оболонского, А.И. Ореховского, В.М. Соколова, П.П. Степнова, В.М. Шепеля, Н.Н. Шуваловой и других.

Объект исследования: государственные  служащие как носители морально-нравственных качеств.

Предмет исследования: профессиональная этика, нравственные и моральные  нормы, регулирующие отношения в  сфере государственной службы и  влияющие на эффективность управления на современном этапе.

Целью данного исследования является анализ профессиональной этики, нравственных и моральных норм, регулирующих отношения в сфере государственной  службы.

Задачи исследования:

Определить содержание понятий  профессиональная этика, мораль и нравственность в системе государственной службы.

Выявить этические и общие  нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих.

Рассмотреть морально-нравственные основы деятельности служащих Государственного комитета Удмуртской Республики по делам  молодежи.

Проанализировать причины  существования негативных качеств  в поведении и деятельности служащих Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи и предложить пути их решения.

Информационной основой  данного дипломного исследования с  точки зрения профессиональной этики  являются законодательные и нормативные  материалы: Конституция РФ, федеральные законы "Об основах государственной службы Российской Федерации", "О системе государственной службы Российской Федерации", указы Президента Российской Федерации "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)", "О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации. Представляют интерес классические и современные концепции морали (Л.М. Архангельского, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, А.И. Титаренко и др.), профессиональной этики (В.И. Бакштановского, Е.В. Охотского, В.Л. Романова, В.М. Соколова и др.), социологические теории государственной службы (В.Д. Граждана, К.О. Магомедова, В.С. Нечипоренко, А.И. Турчинова и др.).

Методы исследования:

Теоретические методы: теоретический  анализ учебной литературы (выделение  и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений).

Эмпирические методы: наблюдение и изучение законодательных и  нормативных материалов.

Структура работы:

Дипломная работа включает в себя введение, 3 основные части, заключение, библиографический список и приложение.

 

  1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы

1.1 Основные понятия  профессиональной этики государственной  службы

Формирование эффективных  управленческих команд в сфере государственного управления - важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе  и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности  сознания, этики.

Термин "этика" - древнегреческого происхождения, берущий свое начало от слова "этос" - жилище, логово, гнездо. Позднее это понятие приобретает другой смысл - устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав человека. Термины "этика", "мораль", "нравственность" по своему этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны, содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми: мы говорим - "этические правила", "моральные принципы", "нравственные нормы", придавая различные смысловые оттенки общему понятию [24, с.45].

Любой вид профессиональной деятельности человека формирует корпоративную  профессиональную этику, которая своими моральными нормами регулирует поведение  работника. Особенно важна профессиональная этика для управленческих структур и, прежде всего, государственной службы.

Этика государственной службы, как один из видов профессиональной этики, представляет собой систему  морально-нравственных норм, предписывающих определенный тип человеческих взаимоотношений  на государственной службе. Этика  государственной службы включает в  себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности чиновника, к характеру его отношений с государством, государственными служащими, гражданским обществом.

Под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического  поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.). Термин "этика" здесь  употребляется в смысле "мораль", скорее всего, такое словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям [13, с.34].

Профессиональная этика  государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные  ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она  как бы "приспосабливает" уже  известные принципы, понятия к  специфическим сферам жизнедеятельности  человека.

Профессиональная этика  и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые  будут интересовать нас больше всего. Исходным понятием профессиональной этики  является понятие "профессионального  долга", в котором фиксируются  достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к  своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения  личности и общества, личности и  коллектива. Профессиональный долг стимулирует  самоотдачу, именно в нём находит  конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такие  понятия как "профессиональная честь" и "профессиональное достоинство". В понятии профессиональная честь  выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия "честь" и "служба" как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность. В толковом словаре Вл. Даля говорится, что честь - это совокупность высших морально - этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству [21, с.113].

Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она  производная от условий эпохи, в  которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или  иную систему ценностей, норм поведения  и т.д.

Честь вместе с тем и  категория деятельная. Она проявляет  себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых  может находиться человек по отношению  к другим людям, выделяется несколько  видов чести. Немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр, выделял, например, такие виды чести, как гражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По словам философа, ни один человек  не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все  сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает  существенное влияние и на честь  служебную, по крайней мере, в той  части, которая связана с высокой  социальной значимостью службы и  служебной деятельности. В современном  понимании служба - это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется  в переломные эпохи в жизни  государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального  смысла, имеет и другую, не менее  важную сторону, связанную с выполнением  служащими своего долга. В виду публичности  службы деятельность государственных  служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным  вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, "служебная честь  заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые  для этого качества и во всех случаях  точно исполняет свои служебные  обязанности".

Профессиональная честь  и профессиональное достоинство, взаимно  дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень  нравственности. Профессиональная честь  и профессиональное достоинство  государственного служащего будут  выражаться в принятых решениях и  различных поступках.

Профессиональная нравственность для государственного служащего  включает в себя и понятие "профессиональной справедливости". Быть справедливым не так просто. Государственному служащему  требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать  ту или иную ситуацию, объективные  обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства - гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает  государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению "свыше", мафиозных групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты  в оценках "своих" и "чужих", удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как "профессиональный такт" [20, с.75].

Информация о работе Пути повышения профессионально-этического уровня государственных служащих